Пикирующий бомбардировщик SIAI-Marchetti SM.93. Италия
Данная статья найдена на сайте "Уголок неба" и является продолжением начатой мною темы итальянских пикирующих бомбардировщиков фирмы SIAI-Marchetti.
Для того, чтобы понять, почему этот простенький, но в то же время очень элегантный самолёт оказался на чертёжной доске Алиссандро Марчетти (Alessandro Marchetti), необходимо хотя бы в общих чертах представлять себе ситуацию, происходившую на средиземноморском театре военных действий в конце 1942-го — начале 1943-го годов. Говоря иносказательно "Ось" начинала "давать изрядный люфт".
Начавшееся 23-го октября битва у Эль-Аламейна была фактически проиграна к маю, и, потеряв четверть-миллионную группировку войск в Тунисе, "Ось" оставила всё северное побережьё Африки, дав возможность союзническим конвоям беспрепятственно проходить от Гибралтара до Египта. Время от времени Люфтваффе всё ещё напоминали о себе, создавая незначительные помехи грузовым перевозкам, но немцы и их восточные партнёры были уже больше заняты расхлёбыванием "Сталинградского котла" и завариванием нового — "Курского". В результате к середине 1943-го года Regia Aeronautica осталась практически один на один с англо-американцами в Средиземноморье. Великолепные "Спарвиеро" ("Savoia-Marchetti" SM.79 "Sparviero") уже доживали свой славный, но короткий век, а им на смену никто не приходил.
"Штуки" ("Junkers" Ju.87 "Stuka") появлялись у Сицилии всё реже и реже. Назревало вторжение, которое и началось 10-го июня 1943-го в Сицилии, а затем в январе 1944-го союзники высадились и в Анцио, на сам полуостров. Отсутствие хорошего и недорогого пикирующего бомбардировщика, такого, как "Штука", могло обернуться для "Реджии" катастрофой. Эти весьма веские причины заставляли итальянских конструкторов форсировать разработку новых пикирующих бомбардировщиков и штурмовиков. Дефицит необходимых материалов, прежде всего дюраля, также накладывал на разработчиков чрезвычайно жёсткие рамки.
За основу разработки была принята идея создать достойную замену "Штуке", переняв концепцию именно этого самолёта, но, разумеется, превзойдя его показатели. Необходимо отметить, что конструкторский коллектив фирмы "Савойя" ("SIAI-Marchetti") во главе с Алиссандро Марчетти в то время уже осознавал бесперспективность применения на самолёте подобного класса радиального двигателя, преимущественно использовавшегося тогда на низкоскоростных и громоздких бомбардировщиках "Савойи", таких, как SM.79. Рядный же двигатель жидкостного охлаждения "Alpha-Romeo" RA.1000 RC.41-I "Monsone", являвшийся лицензионно выпускавшимся аналогом немецкого "Daimler-Benz" DB.601A-1, прекрасно зарекомендовал себя в истребителях фирмы "Macchi-Castoldi" MC.202 "Folgore". Великолепные результаты показали и испытания в апреле 1942-го года нового истребителя Macchi MC.205 "Veltro", оснащённого двигателем "Daimler-Benz" DB.605A. Всё это натолкнуло Алиссандро Марчетти на мысль использовать в своём бомбардировщике именно его. Однако серийный выпуск лицензионного итальянского варианта "Daimler-Benz" DB.605A "Alpha-Romeo" RA.1050 RC.58 "Тifоnе" в необходимом количестве отложился почти до лета 1943-го года. Инженеры "Савойи" установили на прототип имевшийся в их распоряжении "Daimler-Benz" DB.605A. Этот 12-тицилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения в виде перевёрнутой V, развивавший взлётную мощность до 1475 л. с. и 1250 л. с. на высоте 5800 м, и явился основным достоинством самолёта.
схемы SM.93
Однако уникальность его состояла в другом. В первую очередь самолёт создавался для узкоспециализированных целей, а именно исключительно как пикирующий бомбардировщик. В то же самоё время его конструкция была цельнодеревянной, что было в то время нонсенсом для самолётов, выполняющих такие задачи. Деревянный каркас покрывался фанерой и обтягивался полотном, при почти полном отсутствии каких бы то ни было металлических элементов конструкции. Но не только это послужило основной отличительной чертой этого самолёта от его металлических и бронированных "собратьев по цеху".
Кабина пилота и стрелка была устроена таким образом, что пилот не сидел в кресле, а лежал на наклонном ложе лицом вперёд, приблизительно так же, как стрелок носовой стрелковой установки на He.111. Ложе пилота располагалось почти поверх двигателя, что давало возможность максимально выдвинуть его в переднюю часть самолёта и получить тем самым великолепный обзор вперёд при прицеливании на пикировании. Помимо этого, такое положение пилота помогало легче переносить колоссальные перегрузки на выходе из пикирования.
Конструкция самолёта представляла собой цельнодеревянный низкоплан, состоявший из трёх секций: консолей и центроплана, с фюзеляжем типа монокок и убирающимися шасси. Крыло было двухлонжеронным с изломом по передней кромке. Вооружение состояло из одной 20 мм пушки, стрелявшей через полый вал винта, с боекомплектом в 150 снарядов, и двух пулемётов калибра 12,7 мм, установленных в консолях крыла, с боекомплектом по 350 снарядов на ствол. Оборонительное вооружение состояло из одного 12,7 мм пулемёта, смонтированного на шкворневой установке в задней части кабины. Максимальная бомбовая нагрузка состояла из 820 кг бомб, подвешивавшихся под фюзеляжем.
Первый свой полёт SM.93 совершил 31 января 1944-го года на испытательном полигоне в Варезе, в то самое время, когда союзники уже высаживались на полуострове в Анцио. Самолёт был реквизирован немцами, которые продолжили дальнейшие испытания. За два последующих месяца прототип совершил 16 испытательных полётов, налетав в общей сложности 6 часов 40 минут. 29-го марта 1944-го года, во время очередного полёта была достигнута заданная тактико-техническим заданием максимальная скорость пикирования — 900 км/ч.
На протяжении всех испытаний самолёт показывал великолепные результаты: хорошую управляемость, высокие скоростные характеристики и, самоё главное, отличные показатели при входе и выходе из пикирования. Однако германская комиссия по контролю над испытаниями вынесла решение прекратить полёты и оставить самолёт. Вероятнее всего это решение было обусловлено быстрым продвижением союзнических войск и близостью линии фронта. Самолёт был брошен немцами в абсолютно исправном состоянии и дальнейшая судьба его, к сожалению, неизвестна. SM.93 несколько опоздал со своим появлением, и потому карьера замечательного пикирующего бомбардировщика так и не началась для него. Италия вышла из войны, а немецкие специалисты посчитали продолжение этого безусловно перспективного проекта слишком хлопотным делом.
Модификация |
SM.93 |
|
Размах крыла, м |
13.90м |
|
Длина, м |
10.93м |
|
Высота, м |
3.80м |
|
Площадь крыла, м2 |
31.10м |
|
Масса, кг |
||
пустого самолета |
3552 |
|
нормальная взлетная |
5500 |
|
Силовая установка |
||
Тип двигателя |
ПД Daimler-Benz DB.605A |
|
Мощность, л.с. |
||
взлетная |
1 × 1475 |
|
полетная |
1 × 1250 |
|
Общая мощность, л.с. |
||
взлетная |
1475 |
|
полетная |
1250 |
|
Максимальная скорость , км/ч |
||
с бомбовой нагрузкой |
542 |
|
без бомбовой нагрузки |
580 |
|
Крейсерская скорость , км/ч |
505 |
|
Радиус действия, км |
1650 |
|
Скороподъемность, м/мин |
625 |
|
Практический потолок, м |
8200 |
|
Экипаж, чел. |
2 |
|
Вооружение |
||
стрелковое, мм |
пилота |
1 × 20 MG151/20 (150 снарядов), 2 × 12.7 Breda-SAFAT (300 патронов на ствол) в консолях |
стрелка |
1 × 12.7 Breda-SAFAT на шкворневой установке в задней части кабины (350 патронов на ствол) |
|
Бомбовое, кг |
820 |
источник: http://www.airwar.ru/enc/bww2/sm93.html.