Эта экспериментальная американская машина считается вертолётом. Но если взглянуть на её схему, то не оставляет ощущение, что это основательно забытый автожир. Неужели, уже практически списанный, в серьёзной авиации, вид летательных машин, получил новое дыхание, и отвоюет себе более основательное место под солнцем. Такое же, как когда-то заняли вертолёты?
Но вернёмся к машине. По русски название фирмы её разработавшей звучит как Пясецки. Предшественником этой машины был вертолёт Pathfinder, который компания Пясецки начала разрабатывать в далёком 1960 году. Именно на этой машине появилась такая вот автожирная схема. 1-й полет состоялся 21 февраля 1961 года. Менее чем через год на 16Н-1, как и задумывалось, установили крыло и заменили РВ на трехлопастный капотированный толкающий винт с управляемыми поверхностями на выходе. Последнее обеспечивало путевое управление и парирование крутящего момента. В ходе летных испытаний была достигнута крейсерская скорость 273 км/час. После данного военные подключились к финансированию проекта с условием доведения скорости до 370 км/час. По настоянию военных в проект были внесены ряд изменений, а именно удлинение фюзеляжа и увеличение полезной нагрузки, ремоторизация, замена несущего и толкающего винтов и пр. Вертолет принял индекс 16Н-1А или Pathfinder II. Значительное ускорение достигалось перераспределением подводимой мощности с НВ на толкающий. На таком режиме основная подъемная сила создавалась крылом. Итоги испытаний были обнадеживающие — скорость 361 км/час, хорошая управляемость и маневренность, как на высоких, так и на низких скоростях полета.
Летные испытания винтокрыла начались 21 сентября 1967 года, а в начале 1968-го армия США заказала партию из 375 винтокрылов. Винтокрыл Cheyenne мог развивать скорость 407 км/ч и нести полезную нагрузку значительной массы. Но из-за многочисленных технических проблем, а также после нескольких катастроф, произошедших с прототипами 19 мая 1969 года, программа серийного производства боевого винтокрыла была аннулирована, а все работы по его разработке прекратились в 1972 году.
Компания Piasecki продолжала теоретические работы по выбранной схеме вплоть до 1978 года. После чего из-за отсутствия финансирования работы были прекращены.
О работах компании Пясецки военные вспомнили в середине 90-х годов. Именно тогда, потребовалось улучшить характеристик AH-64 Apache и AH-1W SuperCobra. Был проведен большой объем работ, включающий полномасштабное моделирование и цикл наземных испытаний. Потребовались изменения трансмиссии базовых вертолетов, новые системы управления и т.д. Но итогом стал контракт на модификацию среднего многоцелевого UH-60 Black Hawk. Через 3 года прототип принял индекс X-49A Speedhawk. Принципиальным отличием от 16Н-1 была иная конструкция для отклонения воздушного потока толкающего винта — применили более эффективную, составную полусферу, которая разворачивается на 90 градусов на малых скоростях и висении, а на больших скоростях горизонтального полета вписывается в контур кожуха, тем самым не испытывая нагрузок и удаляя источник вибраций хвостовой балки. Х-49А совершил 1-й полет 29 июня 2007 года.
В 2008 году компания Пясецки получила средства на доработку и проведение второго этапа летных испытаний экспериментального вертолета X-49A. Следует отметить, что после завершения первого этапа летных испытаний дальнейшие перспективы X-49A SpeedHawk оставались неясными. Более того, предусмотренное финансирование также не решает всех проблем, поскольку, по словам представителей Пясецки, является недостаточным для выполнения программы в полном объеме и должно быть увеличено. В то же время компания отмечает положительные сигналы со стороны министерства обороны США.
Первый этап летных испытаний X-49A SpeedHawk начался в июне минувшего года. Его целью являлась оценка конструктивных решений, которые должны были позволить экспериментальному вертолету превзойти по скоростным характеристикам базовую версию SH-60F Seahawk.
В ходе проведенных испытаний X-49A SpeedHawk продемонстрировал увеличение скорости на 47 процентов при аналогичных с SH-60F показателях мощности, а также вдвое меньший уровень вибраций. Технические характеристики вертолета были улучшены благодаря применению смонтированного в трубе толкающего хвостового винта с управляемым вектором тяги VTDP (Vectored Thrust Ducted Propeller) и крыльев, которые увеличили подъемную силу и снизили нагрузку на несущий винт.
Ближайшими планами разработчиков предусматривается установка на X-49A SpeedHawk третьего двигателя, а также убирающихся шасси и обтекателя на втулку несущего винта для снижения уровня вибраций.
Планируется, что крейсерская скорость серийных вертолетов превысит 383 километров в час, а максимальная — 415 километров в час, в то время как у SH-60F соответствующие показатели равны 241 и 256 километрам в час. Неснаряженная масса увеличится более чем на 700 килограммов, главным образом в связи с установкой третьего двигателя. При этом грузоподъемность вертолета возрастет примерно на 230 килограммов, а боевой радиус действия расширится почти в три раза.
По материалам — http://www.airwar.ru/enc/xplane/x49.html