Первый «тысячник». Napier Cub
Еще одна статья из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m.
Было время: брутальные моторы, брутальные самолеты… 🙂
p_d_m
Napier (E66) Cub — один из представителей больших по габаритам, экзотических по конструкции, мощных двигателей конца 10х годов-начала 20х. По схеме — X-образный, 16ицилиндровый, четыре блока по четыре цилиндра. Причем с разными углами развала нижней и верхней половины "Икса" — между верхними цилиндрами 52,5 градусов, между нижними 127,5 градусов. Такое решение принято якобы для снижения нагрузок на коленвал и для удобного размещения мотора на самолете.
Работа над двигателем на фирме Napier началась с заказа Министерства Авиации Великобритании шести моторов мощностью 1000л.с. по цене 10000 фунтов стерлингов каждый. Первый запуск мотора состоялся в конце 1920 года на стенде. На первых пусках Cub выдал 1057 л.с. при 1900 оборотах в минуту, став первым авиадвигателем преодолевшим рубеж мощности в 1000л.с.
ТТХ
Диаметр цилиндра, мм | 158,75 |
Ход поршня, мм | 190,5 |
Объем, л | 60,32 |
Вес сухого, кг | 1111 |
Редукция | 0,489:1 |
Выходная мощность, л.с. | 1000 на 1800 об/мин |
Степень наддува | 5,3:1 |
Габариты: |
|
длина, м | 1,9 |
ширина, м | 1,45 |
высота, м | 1,63 |
Каждый цилиндр авиамотора исполнялся отдельно (а не блоком), каждый был заключен в стальную рубашку под которой для охлаждения шла вода, на каждый приходилось по четыре клапана — два на впуск, два на выпуск. Все цилиндры работали на один коленчатый вал. Карбюратора два — первый на два верхних блока, второй — на нижние блоки, расположены они в передней части мотора. В задней части мотора — четыре магнето, сзади внизу — насос для охлаждающей жидкости.
1. Вид спереди и 2. Вид сзади
Для продолжения испытаний второй экземпляр мотора поставили на переоборудованный первый прототип тяжелого одномоторного бомбардировщика Avro 549 Aldershot вместо штатного Rolls Royce Condor III. Первый полет Aldershot II совершил 15 декабря 1922, летал он с Napier Cup четыре года, после чего его стали испытывать с другим авиамотором — с Beardmore Typhoon.
3. Avro Aldershot II. На Mk.II был удлинен фюзеляж и усилено еще двумя стойками шасси.
С Cub летали оба построенных экземпляра Blackburn T.4 Cubaroo. Собственно именно для него (а точнее под спецификацию 16/22) и создавался этот мотор. Спецификация предусматривала создание тяжелого дальнего базового торпедоносца, носителя 533мм торпеды, способного действовать на удалении 800 миль (1300км). Высокие для 20х годов требования привели к созданию крупного биплана с мощным мотором; видимо на середину 20х Cubaroo был самым большим по габаритам одномоторным самолетом в мире, размах его крыльев достигал 26,83м., для удобства базирования (на наземных аэродромах естественно) крылья самолета были складными. Первый прототип аэроплана взлетел летом 1924, особых проблем с уже обкатанным на Aldershot двигателем не было. Для большого мотора создали замечательный пропеллер — трехлопастный, металлический, с изменяемым шагом винта; мотор быстро, за две минуты, заводился и набирал обороты даже в холодную погоду благодаря вспомогательному моторчику в 5л.с.
Первый полет первый прототип (N166) совершил летом 1924. Управляемость самолета оказалась на высоте, мотор проблем не доставлял, требования, заложенные в спецификации были подтверждены. Следом пошел второй прототип (N167), первый полет — начало 1925 года. Отличался расположением радиаторов двигателя. 16 июля 1926 года при посадке из за разрушения шасси был поврежден и не подлежал восстановлению N166, N167 продолжал лететь с Cub до 1927 года, когда его выбрали как тестовую платформу для 1100-сильного авиамотора Beardmore Simoon. К этому времени Министерство Авиации решило что самолет с несколькими моторами меньшей мощности перспективней чем с одним большим. Хотя бы из-за соображений надежности. Так что в середине 20х история Napier Cub закончилась.
4. Blackburn T.4 Cubaroo
5.
По спецификации 16/22 кроме Blackburn Cubaroo конструировался его конкурент от фирмы Авро — Avro 556, на который также должен был ставится монстр от Нэпир. Но потом проект был пересмотрен, вместо одного тысячесильника ставились два менее мощных Rolls-Royce Condor III по 650л.с. Так появился Avro 557 Ava которого впрочем тоже не ждала удача, как и Cubaroo он был построен только в двух экземплярах.
На Blackburn кстати так же проектировали Cubaroo под два Rolls-Royce Condor, но эти проекты остались на бумаге.
ТТХ Blackburn Cubaroo
Экипаж — 4 человека: пилот, штурман, бомбардир/стрелок, стрелок. Все расположены в общей кабине.
Длина, м 16,46
Размах крыла, м 26,83
Высота, м 5,89
Вес пустого, кг 4378
максимальный взлетный, кг 8645
Скорость максимальная, км/ч 185
Дальность, км 2900
Продолжительность полета, часов 10
Потолок, м 3600
Вооружение: 3×7,7мм пулемета Льюис
торпеда калибра 533мм
4×250кг бомбы
6. Рисунок из: Веселовский. Динамика авиадвигателя. 1934
7. Носовая часть Avro Aldershot II
8. Blackburn Cubaroo
9. Складывающееся крыло.
10. и 11. Blackburn Cubaroo на сигаретных вкладышах (или на чем-то подобном).
Источник: http://p-d-m.livejournal.com/292637.html