Первый Советский «стелс» или бомбардировщик — Сухой Т-60С. СССР
Первое упоминание об этом самолёте у нас на сайте было в комментариях к статье – «Проект самолёта Су-27XL. СССР», коллегой Гело. И действительно этот проект очень похож на представленный проект Су-27 XL.
Когда мы говорим о первом самолёте построенном с применением технологии «стелс» на территории бывшего СССР, то сразу же упоминает российский ПАК ФА или Т-50, испытания которого проходят сегодня. Но мало кто знает что это не первый «стелс» в России. Первым стелсом можно считать так же разработку КБ Сухого сделанную в рамках модернизации суховского же Су-24. Эти работы проводились по теме создания «бомбардировщика 90-х» или Су-24БМ (большая модификация). Эта машина имела сразу несколько названий: Т-6БМ, Т-60, Т-60С, Объект 54, Объект 54С. И только грянувшая у нас в стране перестройка помешала её закончить.
Самолет был рассчитан на установку двух двигателей Р-79 ( 18500 кгс ), позже, Р-179-300 или АЛ-41Ф (изд.20) с тягой по 18500 — 20000 кгс.
В конце 70-х начале 80-х руководство над проектом взял на себя Олег Сергеевич Самойлович.
Под руководством Самойловича Т-60С стал однорежимным самолетом способный прорываться к целям на высокой скорости и на большой высоте. Внешне т-60с стал напоминать миговский перехватчик МДП-70-1. Но, в отличии от него, Т-60С оснащался интегрированным радиолокационным комплексом «Хищник». Кроме этого, в четырех закрытых отсеках располагалось 4 крылатые ракеты большой дальности х-55. Так же была предусмотрена и внешняя подвеска боеприпасов. Основной упор при проектировании самолёта был сделан на снижение заметности и повышение аэродинамического качества. Всё вме6сте это привело к рекордной дальности полёта Т-60С, в 11000 км.В 1985 году О.С.Самойлович из-за конфликта с М.П.Симоновым, первым заместителем министра авиационной промышленности, перевелся на работу в ОКБ МиГ, вместе с ним туда же ушла группа конструкторов.
Новые люди взяв на себя ответственность за тему Т-60С, полностью перекроили проект. Он получив новый индекс — "Объект 54С". Но это, как не странно, не повлияло на проект негативно, новая машина вобрала в себя всё лучшие из найденных предшественниками решений. Сохранив схему "бесхвостка" (при максимальной стреловидности подвижной части) "объект 54С" обзавелся крылом изменяемой стреловидности и утратив некую долю малозаметности получил взамен многорежимность, то есть возможность эффективно летать как на большой так и на малой высоте. Вероятно предусматривалась возможность оснащения машины перспективными ракетами ныне известными как Х-555 и Х-101/102.
Предполагалось оснастить "объект 54С" модной на тот момент "фишкой", системой активной самообороны в составе РЛС заднего обзора и ракет Р-73, которые размещались в отсеке нагрузки вместе с крылатыми ракетами.
Тема "объект 54" была прекращена приказом Ельцина в 1992 году. Официально ее фиаско было представлено как очередная мирная инициатива в рамках переговоров по ограничению вооружений. Думаю, что без американцев тут, конечно же, не обошлось.
Предполагаемые характеристики дальнего бомбардировщика "объект 54С":
длина 36.0 м
размах 22.0 — 31.6 м
площадь крыла 330 кв.м
нагрузка на крыло 265 — 297 кг/кв.м
Вид сверху 343,5 кв.м / 346,2 кв.м (малая стреловидность)
Вид сбоку 72 кв.м
Вид спереди 22 кв.м
Объём 164 куб.м
Топливная система:
Бак №1 (наплыв) 21,95 х 8,17 х 2,87 = 8 куб.м х 2 = 16 куб.м
Бак №2 (над нишей шасси) 6.02 х 4.03 х 1,26 = 3,13 куб.м х 2 = 6.25 куб.м
Бак №3 (между моторами) 5,0 х 10 х 1,93 = 4,59 куб.м х 2 = 9,17 куб.м
Бак №4 (под килями) 9,3 х 3,1 х 1,0 = 3,1 куб.м х 2 = 6.2 куб.м
Бак №5 (крыло) 19,34 х 3 х 1 = 3,87 куб.м х 2 = 7,74 куб.м
Общий объём 16 + 6,25 + 9,17 + 6,2 + 7,74 = 45,36 куб.м
Вес топлива (не менее) 45,36 куб.м х 785 кг/куб. = 35600 кг
вес:
максимальный 98000 кг
нормальный 87500 кг
пустой 50000 кг
топливо 37000 кг
нагрузка 17500 — 28000 кг
тяга двигателей АЛ-41Ф:
форсажная 20 000 кгс
максимальная 15 800 кгс
рабочая 12 400 кгс
тяга двигателей Р79М-300:
форсажная 18 000 кгс
максимальная 16 000 кгс
рабочая 12 000 кгс
скорость:
максимальная 2100 км/ч
крейсерская 1780 км/ч
дальность:
дозвуковая 11000 км
сверхзвуковая 5000 — 7000 км
Радиус действия
дозвуковой 4000 км
сверхзвуковой 1750 км
комплекса Б-90 + КР Х-101 9500 км
Источник —