Первый прототип летающей лодки Supermarine Stranraer. Великобритании
Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.
STRANRAER
Разработанная на основе знаменитых Southampton и Scapa, эта летающая лодка компании Vickers-Supermarine может быть использована в качестве разведчика, бомбардировщика, торпедоносца, а также для летной и штурманской подготовки
«Лодка, которая будет летать, а не самолет, который будет плавать» – такая фраза много лет назад стала девизом компании Supermarine Aviation Works. В Stranraer – новейшей летающей лодке компании Vickers-Supermarine – сочетаются высокие летные характеристики и превосходные мореходные качества.
Почти с самого зарождения британской авиации имя компании Supermarine было связано с производством летающих лодок. В течение нескольких лет лодки, изготовленные на заводе в Вулстоне (Woolston), пригород Саутгемптона, были «смешанной» конструкции. Т.е. соединители и несколько деталей были изготовлены из металла, а все остальное из дерева. Некоторые образцы искусства строителей летающих лодок можно обнаружить в корпусах из красного дерева, которыми отличались ранние гидросамолеты компании Supermarine, и когда пришло время заменить из цельнометаллическими корпусами, то нашлись люди, которые оплакивали исчезновение данного типа конструкции, в котором чистое мастерство изготовления нашло одно из своих самых высших проявлений. Однако нельзя было допустить, чтобы чувства стояли на пути эффективности, и эти «деревянные стены» должны были уступить современным требованиям; рубанок и скобель уступили место молотку «жестянщика». В чем причина? Деревянные корпуса, какими бы красивыми они ни были, и какими бы прекрасными ни были их швы, со временем впитали бы немалое количество воды. В крупной летающей лодки эта величина время от времени может составлять несколько сотен фунтов. Совершенно очевидно, что если этого можно было бы избежать, то этого никто бы не стал терпеть. И как только эксперименты показали, что легкие металлические сплавы могут быть защищены от коррозии, был дан зеленый свет строительству цельнометаллических корпусов летающих лодок, какими мы их знаем сегодня.
Компании Supermarine Aviation Works, равно как и другим создателям летающих лодок, пришлось преодолеть стоявшие перед ними трудности. Необходимо было обучить рабочих и разработать новую технику. У самых первых металлических корпусов были неудобные «закоулки», в которые вода имела неприятную привычку собираться. Чтобы избавиться от этих «закоулков» были изменены формы корпуса лодки с введением силовых элементов с «открытыми» профилями, в которых не скапливается влага и как следствие нет условий для возникновения коррозии. Таким образом, проблема коррозии корпуса сведена к минимуму.
Первые британские летающие лодки имели корпус – шпангоуты и обшивку, – изготовленный из дюралюминия, который для защиты от коррозии прошел анодирование. В последние годы в качестве обшивки большой популярностью стали пользоваться листы из материала, известного как «алькледа». Этот материал фактически является «сэндвичем» с внутренним слоем из дюралюминия и внешними слоями из чистого алюминия. Алюминий обеспечивает желаемую устойчивость к коррозии.
В корпусе летающей лодки Vickers-Supermarine Stranraer альклед используется в обшивке и шпангоутах. Конструкция корпуса летающей лодки Stranraer была создана на основе таких успешных типов как Southampton и Scapa, которые смогли сделать имя компании Supermarine знаменитым. Благодаря накопленному за долгие годы большому практическому опыту инженеры концерна Vickers-Supermarine смогли включить в конструкцию летающей лодки Stranraer все тщательно испытанные и проверенные характерные особенности предыдущих машин. При этом создателям удалось достичь высоких летных характеристик без ущерба мореходным качествам. Очень много лет назад девизом компании Supermarine Aviation Works стала фраза «Лодка, которая будет летать, а не самолет, который будет плавать». Другими словами, сотрудники компании начали с мореходного лодочного корпуса и сделали его лучшим самолетом, насколько это позволяли их знания и опыт того времени. В летающей лодке Stranraer мореходность была сохранена, и можно сказать, что машина эксплуатировалась в штормовых условиях с вполне удовлетворительными результатами. Кроме того, машина в состоянии поддерживать горизонтальный полет одним работающим двигателем Bristol Pegasus (без разницы – левый или правый), так что можно предположить, что были достигнуты очень высокие показатели безопасности и надежности.
Машина Stranraer представляла собой двухмоторную летающую лодку-биплан, в которой корпус, как уже упоминалось, имеет цельнометаллическую конструкцию, а крылья имеют лонжероны и ребра из алькледа и обшивку из пропитанной лаком ткани. Два двигателя Bristol Pegasus расположены в гондолах под верхним крылом; преимуществом данного положения является защита воздушных винтов от брызг во время взлета или выруливания. Два изготовленных из алькледа топливных бака емкостью по 250 галлонов (1137 л) размещены в центроплане верхнего крыла. Относительное расположение двигателей и топливных баков таково, что на большой части режимов работы возможна подача топлива самотеком, однако во время определенных маневров для обеспечения достаточной подачи используются топливные насосы.
В корпусе двухреданного типа было достаточно места для размещения экипажа; этого места настолько много, что во время длительного полета летающая лодка может действовать в качестве самостоятельного подразделения. В этом случае на борту самолета можно обеспечить приготовление пищи и сон членов экипажа.
В кабине, расположенной в крайней носовой оконечности корпуса, размещается исключительно морское оборудование: швартовочное оборудование, багры и т.д.. Также в этой кабине находятся передняя стрелковая позиция с турелью пулемета и устройство для сброса бомб. Для выполнения прицельного бомбометания в носу корпуса лодки предусмотрено прозрачное водонепроницаемое окно.
К передней кабине примыкает кабина пилотов с двойным управлением, раздвижной крышей и откидными ветровыми стеклами. Таким образом, экипажу обеспечивается защита в любых погодных условиях без ухудшения обзора в любом основном направлении.
За кабиной пилотов находится отсек для штурмана и бортинженера, а позади него рабочее место радиста. Для штурмана предусмотрен стол, на котором он может разложить свои карты и прочие принадлежности; сам отсек штурмана и бортинженера хорошо освещен.
В конструкции корпуса предусмотрено размещение двух задних стрелковых позиций: первая непосредственно за крылом, т.н. за кабиной радиста, а вторая в крайней задней оконечности.
Stranraer – довольно крупный самолет, и поскольку он предназначен для полетов на большие расстояния, то для него очень важна легкость управления. При проектировании поверхностей управления особое внимание было уделено триммерам, которые установлены на руль высоты и оба руля направления. Триммеры рулей направления используются для удержания на курсе, когда тяга одного двигателя больше тяги другого. Разумеется, крайним случаем является ситуация, когда один двигатель отключен. С использованием триммеров и благодаря очень мощным рулям направления машину можно развернуть «против» работающего двигателя.
Из специального оборудования, которое на своем борту несет Stranraer, можно выделить два складных плавучих якоря, складная лодка, трапы доступа к двигателям, платформу для выполнения работ с двигателем, и запасной воздушный винт.
Когда машина используется для длительных по времени полетов в ней предусмотрены места для сна, хранения еды и воды, стол для приготовления пищи и т.д.. На машине может быть установлена специальная грузовая стрела, с помощью которой в море могла быть произведена замена двигателя.
Колесное шасси является тем оборудованием, которое, разумеется, не находится на борту летающей лодки и которое должно быть доступно на любой базе, с которой машины данного типа должны действовать. Чтобы не создавать помех компасу оно изготовлено из немагнитного материала и состоит из правой и левой половин. Каждая половина шасси с помощью быстросъемных штифтов прикрепляется к корпусу в двух точках и к крылу в одной точке. Для облегчения маневрирования на земле устанавливается небольшое вспомогательное колесо.
Благодаря тому, что межкрыльевые стойки скомпонованы таким образом, что на крыше корпуса и на верхней поверхности корневых частей нижнего крыла можно разместить и перевозить некоторые тяжелые и громоздкие объекты, такие как торпеда или запасной двигатель. Дополнительное лобовое сопротивление не улучшает летные характеристики самолета, но способность нести в подобном положении тяжелую нагрузку часто может оказаться значительным преимуществом.
Стандартным типом двигателей, устанавливаемых на летающую лодку Stranraer, является Bristol Pegasus IIIM, оснащенный средним наддувом. Без каких-либо изменений моторных рам на самолет могут быть установлены двигатели Pegasus X, что увеличит летные характеристики за исключением дальности полета, которая немного уменьшится.
Как упоминалось ранее, бензобаки находятся в центроплане верхнего крыла. Два масляных бака, каждый из которых имеет емкость 19,5 галлонов (89 л), размещаются в передней кромке центроплана верхнего крыла. Масляные радиаторы объединены с маслобаками. Предусмотрен ручной запуск двигателей и их автоматический запуск сжатым воздухом. В мотогондолах предусмотрены отверстия для доступа ко всем частям, которые могут нуждаться в периодическом осмотре.
источник: «THE «STRANRAER»» «FLIGHT» AUGUST 1, 1935, pages 129-131