Первый блин комом. История создания истребителя Dornier V I
Предисловие редакции: До настоящего времени первые разработанные Клаудиусом Дорнье самолеты наземного базирования оставались достаточно неизвестными. В первую очередь это касается созданного им в 1916 году истребителя Dornier V I – к сожалению, абсолютно неудачливого летательного аппарата. Этот цельнометаллический истребитель разбился во время своего первого полета.
Летом 1916 года началось изготовление второй летающей лодки Клаудиуса Дорнье – успешно летавшего гидросамолета RS.II. Хотя RS.II и была экспериментальной летающей лодкой, она смогла доказать целесообразность использования металлических конструкций в авиастроении и проложила путь в небо большому количеству успешных цельнометаллических летательных аппаратов. Но прежде всего она вызвала интерес со стороны германского военно-морского флота.
Летом 1916 года интерес к работам Клаудиуса Дорнье пробудился у командования немецкой армии. Воспользовавшись интересом со стороны военных, Клаудиус Дорнье принял решение построить цельнометаллический самолет наземного базирования, даже если на это придется пойти против воли его спонсора и затем нанимателя графа фон Цеппелина.
В течение короткого времени на верфи в Зеемоосе был разработан и изготовлен истребитель, получивший обозначение Dornier V I (V 1 или V-I). Самолет представлял собой одноместный истребитель-биплан с фюзеляжем, представлявшим собой гондолу ферменной конструкции, и с толкающим винтом. Выбор компоновки с размещением двигателя и винта позади пилота был сделан (предположительно) для обеспечения пилоту обзора и его пулемету возможности беспрепятственного ведения огня.
В течение шести недель опытный истребитель Dornier V I был изготовлен на заводе в Зеемоосе
Несмотря на то, что к 1916 году установка синхронизаторов на истребители уже стала обычным явлением, Клаудиус Дорнье, вероятно, не был уверен в их надежности и эффективности. Однако скорее всего причин выбора данного технического решения для истребителя V-I было две: во-первых, у Клаудиуса Дорнье еще не хватало опыта работ над самолетами данного типа, и во-вторых, в предыдущих своих машинах авиаконструктор использовал толкающие воздушные винты.
Опытный истребитель Dornier V I, вид спереди
В качестве силовой установки в самолете использовался 160-сильный шестицилиндровый двигатель Mercedes (в ряде источников указывается 165-сильный Maybach). Крылья, хвостовое оперение и фюзеляж имели металлический силовой набор и полотняную обшивку. Одной из отличительных особенностей конструкции самолета была очень маленькая длина хорды нижнего крыла. Она составляла всего 56 см по сравнению с 2,20 м длины хорды верхнего крыла. Общий размах крыльев составлял 10,55 м, общая длина машины – 7,075 м. Пилот истребителя размещался перед двигателем в обтекаемой гондоле. Для удобства заправки двигателя и технического обслуживания элементов системы управления самолета панели обшивки гондолы были выполнены съемными.
На данном снимке хорошо показаны малая длина хорды нижнего крыла и смещенные далеко назад основные стойки шасси опытного истребителя Dornier V I
Попытки начать испытания
14 октября 1916 года истребитель Dornier V I был доставлен на территорию расположенного во Фридрихсхафене завода компании Zeppelin для проведения испытаний. Как вспоминал позднее старший мастер Триллер (Obermeister Triller),
«перевозка самолета вызвала множество трудностей, но препятствия, такие как, например, деревья, мы попросту спиливали. Позднее нам пришел счет за нанесенный ущерб в размере 174 марок».
Заводской пилот Эрих Шрётер (Erich Schröter), который должен был совершить на Dornier V I первый испытательный полет, не смог справиться с самолетом (возможно потому, что ранее ему приходилось выполнять полеты на гигантских летающих лодках). После различных подскоков (небольших по длительности, высоте и времени подлетов) в площадь руля направления Dornier V I неоднократно вносились изменения. Другой неприятностью, обнаруженной во время пробежек, было слишком заднее расположение основных стоек шасси, благодаря которому многие подскоки заканчивались капотированием.
Летчик-испытатель Эрих Шрётер на фоне опытного истребителя Dornier V I. На заднем плане первый слева – авиаконструктор Клаудиус Дорнье
Многие пробежки заканчивались капотированием
После последовавших за подскоками изменений в октябре 1916 года самолет был перевезен на соседний аэродром Лёвенталь (Löwental), на котором планировалось, наконец-таки, начать летные испытания. Но и на этом аэродроме во время рулежки V-I скапотировал по причине неправильно положения рулей высоты. После нескольких дней ремонта, завершившегося в начале ноября 1916 года, Dornier V I был наконец готов к своему первому полету. Однако на этот раз полет не мог состояться из-за отсутствия пилота, поскольку Эрих Шрётер впал в немилость за
«слишком трусливые полеты на RS.II»
и как следствие был немедленно уволен с должности летчика-испытателя.
Поскольку пилота не было, то никто иной, как сам Гельмут Хирт (Hellmut Hirth) дал согласие выполнить на Dornier V I первый полет, которой был запланирован на 13 ноября 1916 года на 14:00 и которого все с нетерпением ожидали. В назначенный день на аэродроме собрались многочисленные ответственные лица, сотрудники завода, гости и зрители, в том числе граф фон Цеппелин и Клаудиус Дорнье. Все они тщетно ожидали Гельмута Хирта, который по неизвестной причине не смог прибыть в этот день на аэродром Лёвенталь.
Среди присутствующих в свите графа фон Цеппелина гостей находился молодой офицер авиации, прибывший с фронта в отпуск, – обер-лейтенант барон фон Халлер фон Халлерштейн (Oberleutnant Freiherr v. Haller v. Hallerstein; барон фон Халлер). Хотя у него был довольно большой опыт полетов на тяжелых бомбардировщиках, однако опыта полетов на небольших машинах у него было крайне мало (вполне возможно, что он попросту отсутствовал). Тем не менее, он уступил просьбе графа фон Цеппелина и согласился совершить первый полет на Dornier V I.
Катастрофа во время первого старта
После короткого инструктажа барон фон Халлер сел в кабину V-I, вырулил на взлетную полосу, дал полный газ и оторвал машину от земли после разбега длиной (якобы) всего 10 метров. Вскоре после взлета самолет резко и неожиданно набрал высоту примерно 50 метров и вскоре после этого так же резко, почти вертикально спикировал вниз. Данное «волновое движение» по столь крутой синусоиде повторилось несколько раз, пока хвостовое оперение не соприкоснулось с земной поверхностью. Машина разбилась; смерть пилота была мгновенной.
Чувства, которые испытали находившиеся на аэродроме зрители, можно легко себе представить. Не только Клаудиус Дорнье и граф фон Цеппелин, но и мать молодого летчика стали непосредственными свидетелями его трагической гибели. Это событие не прошло мимо Гельмута Хирта, который позднее узнал о произошедшей гибели пилота и его машины. Причина произошедшего – дефекты конструкции Dornier V I, ошибка пилота или же суеверия, связанные с выбором в качестве даты полета неудачного 13-го числа, – остается неизвестной, тем не менее в официальном заключении в качестве причины аварии было названо перерегулирование системы управления.
Совершенно понятно, что армейское командование не проявило никакого интереса к Dornier V I, но по мнению старшего мастера Триллера V I мог бы стать
«самым быстрым и самым маневренным самолетом-истребителем своего времени».
В конечном итоге Dornier V I был изготовлен в единственном экземпляре, и его летные качества, к сожалению, навсегда останутся неизвестными.
Автор статьи благодарит г-жу Эдельгард Пирот (Edelgard Piroth), EADS Dornier Friedrichshafen, за ее дружескую, быструю и всеобъемлющую поддержку!
Источники (выборочно):
- Geschichtliches über den Jagdeinsitzer DORNIER V 1. Manuskript, Juli 1971
- Triller, H.: Erinnerungen. Manuskript, o.Jg.
источник: Wolfgang Mühlbauer «Absturz beim Erstflug. Dorniers erstes Jagdflugzeug V I» «FLUGZEUG CLASSIC» 2004