1

 

С момента создания 2 августа 1930 г. советских Воздушно-десантных войск (ВДВ) военное руководство уделяло особое внимание вопросам переброски по воздуху и десантирования тяжелого вооружения и военной техники, боеприпасов и т.д. Первоначально отсутствие транспортных самолетов необходимой грузоподъемности и специальных парашютных систем предопределило использование для этих целей тяжелых бомбардировщиков ВВС РККА в сочетании с системами внешней подвески и посадочным способом доставки грузов. Появились различные варианты подвесок для транспортировки грузов, нашедшие ограниченное применение.

В1935 г. на снабжение войск поступила универсальная стержневая подвеска ПГ-12, разработанная в Экспериментальном институте ГУАП под руководством П. И. Гроховского. Ее конструкция позволяла транспортировать на штатных бомбодержателях бомбардировщика ТБ-3 автомашины, артиллерийские орудия разных калибров, бронеавтомобили Д-12, а также плавающие танкиТ-37А, принятые на вооружение ВДВ.

Первые танки для десанта

Первые танки для десанта

Первые танки для десанта

Но для безаварийной посадки требовались подготовленные площадки, которые трудно было найти при проведении десантных операций в тылу противника.

В конце 1935 г. сотрудники КБ Военно-воздушной академии И. В. Веневидов и Г. М. Можаровский внесли предложение по десантированию легкого плавающего танка Т-37А с предельно малой высоты на воду. Самолет на бреющем полете должен был спускать танк на тросах, а в момент касания водной поверхности автоматически отцеплять его от троса. Далее танк перемещался на лыжах, подложенных под его гусеницы, замедляя движение небольшим тормозным парашютом. Изначально вся разработка оценивалась в 150000 руб. Конструктивные переделки Т-37А сводились к монтажу небольших приспособлений для крепления тормозящих парашютов, костылей лыж и т.д. Стоимость этой работы не превышала 15000 руб. [1], однако по ряду причин это предложение развития не получило.

Параллельно в Военной академии моторизации и механизации им. И.В. Сталина под руководством начальника проектно-конструкторского сектора НИО ВАММ военинженера 3-го ранга Ж. Я. Котина создали подвеску для крепления Т-37А к бомбардировщику ТБ-3, основой которой послужила доработанная ПГ-12. Проверить правильности этой идеи планировалось в ходе опытов по сбросу Т-37А на воду.

Однако проект подвески, получившей обозначение «ТВД», сначала совершенно не устроил Управление Военно-воздушных сил РККА, которое курировало весь ход работ и отвечало за практическую реализацию. Так, при рассмотрении проекта подвески танка Т-37 к ТБ-3, представленного ВАММ РККА в январе 1936 г., оказалось, что

«вся разработка заключается только в некоторой переработке скобы на самом танке уже существующей подвески.

При этом скоба эта сделана даже не для нового выпуска Т-37 с пробковыми поплавками, а для старого».

Между тем, изначально оговаривалось более кардинальное улучшение всей конструкции подвески ПГ-12, учитывая необходимость решения задачи не только транспортировки танка, но и его сброса.

После доработки проекта началось его воплощение «в металле». Ж.Я. Котин в пояснительной записке к проекту ТВД (ТВД-2) отмечал:

«Предлагаемый проект моста ТВД для подвески Т-37 и Т-38 к самолету ТБ-3 предназначен для транспортировки данных типов машин по воздуху в целях воздушно-десантной операции.

(…) После проведения ряда экспериментальных работ по сбрасыванию танка Т-37 на воду, будет возможно осуществить сбрасывание танка вместе с командой, для чего потребуются предварительные экспериментальные работы.

Перевозка танков Т-37 и Т-38 при помощи ТБ-3 осуществляется специальным подвесным мостом, к которому транспортируемые объекты закрепляются в одной точке.

Наличие одной точки подвески делает отличным данный тип моста-подвески от существующих типов и обеспечивает более надежную работу самолета ТБ-3 при необходимости освободиться от подвесного груза.

При проведении десантной операции по сбрасыванию Т-37 на специальный, заранее выбранный водный бассейн, потребуется снижение самолета ТБ-3 в пределах от 3 до 6 метров. При этом будет проведена соответствующая герметизация Т-37 и должное крепление башни и поплавков.

Управление сбрасыванием танка Т-37 осуществляется из кабины самолета».

Первые танки для десанта

Первые танки для десанта

Первые танки для десанта

Первые танки для десанта

Как отмечалось в пояснительной записке к проекту ТВД, конструктивно подвеска состояла из моста, передней и задней опоры, траверзы и механизма сбрасывания. Мост включал трубчато-стержневые фермы и четыре балки, подвешенные непосредственно к штатным бомбодержателям ТБ-3. Т-37А фиксировался к мосту в одной точке, причем точка подвески была смещена относительно центра тяжести танка и располагалась сзади башни. Нагрузка в точке подвески составляла около 4500 кг.

Передняя и задняя опоры подвески были трубчатые, сварные, имевшие четыре шаровые опоры. Допускалась их регулировка по высоте. Опоры также крепились к бомбодержателям самолета.

Траверза – плоская, из листовой стали, была шарнирно связана с танком и непосредственно прикреплена к сбрасывателю подвески (отцепному механизму). При сбрасывании Т-37А на воду она оставалась на танке.

Основной конструкционный материал элементов подвески – углеродистая сталь.

Особо подчеркивалось, что при реализации проекта данной подвески исключалась серьезная переделка как самолета-носителя, так и танка Т-37А.

В начале августа 1936 г. начальник и комиссар ВАММ РККА бригинженер М. А. Лебедев направил начальнику Автобронетанкового управления РККА комдиву Г. Г. Бокису письмо за №01536 следующего содержания:

«Академией Механизации и Моторизации РККА имени тов. Сталина спроектирован мост-подвеска для транспортировки танка Т-37 на самолете ТБ-3.

Конструкция подвески допускает автоматическое сбрасывание танка.

Реализацию данного проекта приняло на себя Управление Военно-Воздушных Сил и в данный момент на заводе подъемных сооружений [2] изготовляется опытный образец моста-подвески.

Примерно в первых числах сентября работы по приспособлению самолета ТБ-3 будут закончены.

После этого потребуется проведение испытаний, которые Академия предполагает произвести в районе СОЛНЕЧНО-ГОРСКОГО лагеря.

Основным моментом испытаний будет сбрасывание танка Т-37 в воду с высоты от 3 до 10 метров.

В зависимости от исхода этих испытаний можно будет принять дальнейшее решение о возможности применения подобного способа транспортировки и сбрасывания.

Академия просит дать разрешение на производство подобных опытов и на выделение в распоряжение Академии одной машины Т-37.

Кроме того потребуется ассигнование в размере 6.300 руб. для проведения этого опыта и для герметизации танка Т-37».

Учитывая актуальность поставленной задачи, разрешение не заставило себя ждать. Врид начальника АБТУ комдив М.М. Ольшанский одобрил проведение испытаний по сбросу легкого танка в воду с самолета ТБ-3 и обязал 5-й отдел АБТУ выделить легкий танк Т-37А. Одновременно предлагалось рассмотреть возможность размещения на ТВД-2 и легкого плавающего танка Т-38.

В октябре 1936 г. Научно-испытательный институт ВВС РККА провел испытания подвески ТВД-2 в районе Медвежьих озер. При этом был задействован бомбардировщик ТБ-3-4АМ-34Р. Целью испытаний являлась проверка прочности и надежности конструкции подвески ТВД-2 при транспортировке и сбрасывании танка Т-37А на воду на низких высотах. Большое внимание уделялось работе замка подвески с подвешенным танком в воздухе и на посадке, а также вопросам управления механизмами сбрасывания в различных условиях. Следовало изучить влияние подвешенного на подвеске ТВД-2 танка Т-37А на управляемость и устойчивость самолета ТБ-3-4АМ-34Р в воздухе.

Общая масса подвески ТВД-2 составляла 240,4 кг, включая массу замка (31,6 кг) и лебедки для подъема танка (36,4 кг). Подъем танка производился двойной лебедкой, установленной в самолете на коробчатых балках между верхними поясами лонжеронов. Для подъема Т-37А и крепления его на подвеске требовалось не менее двух человек. Управлял сбросом танка штурман самолета.

Сначала проводились испытания подвески ТВД-2 на земле. Двенадцать раз Т-37А сбрасывали с подвески на козелки. Провели два подлета ТБ-3 с танком. Общее время рулежки самолета с подвеской составило 28 мин.

Летчики ТБ-3 осуществили пять взлетов и посадок с Т-37А, а также два вылета для проверки поведения самолета в воздухе при маневрировании. Выяснилось, что летные качества ТБ-3-4АМ-34Р, оборудованного подвеской ТВД-2 с подвешенным танком, незначительно отличались от нормы. Особенностью конструкции ТВД-2 являлось равномерное распределение нагрузок от подвески Т-37А на узлы самолета, благодаря чему посадка ТБ-3 с подвешенным танком проходила без каких-либо повреждений конструкции самолета.

Поведение Т-37А на подвеске, на взлете, виражах и при посадке было устойчивым. Крепление танка к подвеске за одну точку и конструкция замка не вызвали нареканий.

Затем приступили к практическим опытам. Провели три сбрасывания танка Т-37 на воду с высоты 5-6 м при скорости полета самолета 155-160 км/ч. Как отмечали специалисты НИИ ВВС, сбрасывание танка на воду не оказывало влияния на поведение самолета и не представляло опасности для его конструкции. Однако летчику было сложно определять и выдерживать необходимую высоту полета над водной поверхностью при отсутствии точного прибора, особенно в сложных метеорологических условиях. Кроме того, для успешного сбрасывания танка требовалось водное пространство с открытыми подходами и препятствиями, удаленными не менее чем на 500 м от места сбрасывания.

Первые танки для десанта

Результаты сбрасывания танка Т-37А на воду оказались не слишком обнадеживающими. Стоит отметить, что для предохранения днища танка от повреждений при ударе о воду в ВАММ РККА предложили три вида амортизирующих приспособлений, выполненных отчасти из подручных материалов, но ни одно из них не обеспечило сохранности бронированной машины.

В первом случае под днищем Т-37А смонтировали киль, изготовленный из досок и обитый листовым железом. Хотя сброс прошел в штатном режиме и танк не затонул, его днище прогнулось и были сорваны отдельные заклепки.

Первые танки для десанта

Второй вариант амортизирующего приспособления представлял собой стальной лист с загнутыми краями и прослойкой из хвойных веток между днищем танка и листом. После сброса танк, оснащенный листом, затонул. При этом был сорван фланец с гребным винтом и образовалась трещина в заднем броневом листе.

В ходе третьего опыта по сбрасыванию танка использовали пучки веток лиственных деревьев, укрепленные под его днищем. Эксперимент завершился также крайне неудачно: машина утонула, были сорваны гусеница и надгусеничные полки (поплавки) с кронштейнами.

Таким образом, конструкцию амортизирующих приспособлений, представленных ВАММ РККА, признали неудачной. Кроме того, отсутствие перегрузочных приборов не дало возможности определить перегрузки, воспринимаемые танком при ударе о воду.

Заключение специалистов НИИ ВВС гласило:

«1. Подвеска ТВД-2 конструкции ВАММ РККА по конструкции проста, удобна в управлении и вполне пригодна для транспортировки и сбрасывания танков Т-37.

2. Сбрасывание танка Т-37 на воду с высоты 5-6 мт. для самолета не опасно.

3. ВАММ РККА необходимо разработать конструкцию амортизирующего приспособления, обеспечивающего сохранение материальной части танка при сбрасывании на воду».

Насколько известно, дальнейшие опыты с этой подвеской не проводили. А в 1938 г. в КБ-29 (впоследствии – завод №468) под руководством А. И. Привалова была создана подвеска ДПТ-2. Она также крепилась на стандартные бомбовые замки ТБ-3-4М-34Р и ТБ-3-4М-34РН. ДПТ-2 являлась дальнейшим развитием подвески ДП-12 и служила только для переброски крупногабаритных грузов, включая легкие бронеавтомобили и плавающие танки Т-37А и Т-38.

Первые танки для десанта

Первые танки для десанта

Идея десантирования бронетанковой техники на воду в нашей стране получила развитие в 1978 г. Тогда на Псковском озере в присутствии командующего ВДВ генерала В.Ф. Маргелова предприняли попытку сброса на воду БМД-1 с использованием элементов парашютно-реактивной системы ПРСМ-915 (без монтажа основного купола и тормозной двигательной установки). При этом штатный вытяжной парашют ВПС-8 задействовался в качестве поддерживающего в процессе ввода в действие вытяжной парашютной системы с крестообразным парашютом.

Первые танки для десанта

Машина вполне удачно вышла из грузовой кабины, приводнилась и погасила скорость. Однако при ударе о водную поверхность получило повреждение тонкое днище БМД-1 и заборные патрубки водометов (окна днища для заборных патрубков оставались открытыми). В корпус начала поступать вода, и машина быстро затонула.


[1] Похожий метод спуска танка с бреющего полета на тросе был предложен уже в начале 1940-х гг. инженерами завода №468, но в этом случае тормозной парашют раскрывался до касания танком земли и уменьшал не только горизонтальную, но и вертикальную составляющую скорости танка. Впрочем, ни тот, ни другой метод так и не применили.
[2] Имеется в виду Московский завод подъемных сооружений «Подъемник» (ныне – Московский завод автоматических линий и специальных станков).

источник: М. Павлов, И. Павлов «Первые танки для десанта» «Техника и вооружение» №6/2014 г.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account