Первые и единственные линкоры Грузинского флота в МГК (часть II)
Тема написана Коллегой Wasa. Большое ему Спасибо!
первая часть тут
https://alternathistory.ru/gruzinskie-bronenostsy-ii-ranga-t-vakhtang-gorgasali-avstro-vengerskogo-proekta-chast-i
Корабли типа “Вахтанг Горгасали” вызвали серьезные опасения и откровенное раздражение турецкого правительства, которые вылились в усиленную кораблестроительную программу.
Определенную роль, несомненно, сыграла и готовность англичан способствовать развитию турецкого флота дешевыми кредитами.
В первую очередь, внимание турок обратилось на недостроенный броненосец "Абдул Кадир", с 1892 года стоявший на стапеле в Константинополе. Приостановленные было в 1897 работы возобновились в лихорадочном темпе, и c французской фирмой FMC был заключен контракт на достройку корабля по усовершенствованному проекту. Спущенный на воду в 1900 году, корабль был в 1902 отбуксирован во Францию для достройки.
Достроенный корабль вступил в строй в 1907 году — к моменту завершения работ в Италии над броненосцем "Мессудие" и в Германии над "Ассари-Тефвик".Кроме того в Германии, в 1910 г были куплены 2 броненосца т «Бранденбург».
По мнению османских адмиралов, вместе эти пять кораблей представляли собой достаточно убедительный аргумент против грузинского и греческого броненосного флота.
Но вернемся к грузинским броненосцам. Первое задание они получили даже не вступив в строй. Проходящие ходовые испытания “Вахтанг Горгасали представлял грузинский флот на церемонии спуска на воду бронепалубного крейсера «Очаков» 1 октября 1902 года, но только в марте следующего года он убыл к месту постоянного базирования ВМБ Поти. Второй броненосец «Эрекле II Кахтбатони» вступил в строй через год в феврале 1904 г.
С приходом новых кораблей произошла реорганизация флота, вместо отдельных отрядов из самых современных кораблей была сформирована практическая дивизия (которую для пущей важности в Грузии объявили эскадрой), в которой новые броненосцы свели в броненосный дивизион (с 1908 линейный). 10 лет линкоры занимались боевой учебой, кроме навигации 1909-1910 годов когда они уходили в Николаев для планового ремонта. Надо заметить, это плаванье было для них самое дальнее, командование флота продолжало жить принципами береговой обороны и считало что задачи броненосцев поддержка береговых батарей на угрожаемых участках. Крейсерские операции тоже прорабатывались, но все же считалось, что если от этой практики можно будет отказаться, то лучше не рисковать.
Войну оба, теперь уже линкора II класса, встретили там где и полагается на ВМБ Поти. Первоначально рассчитывали, что эти корабли будут стоять в резерве как последний аргумент против турецкого флота, а в море будут действовать крейсера и ЭМ, но всё изменилось после прихода в состав турецкого флота немецких кораблей.
Противодействовать обстрелу Батуми 24 октября крейсером «Бреслау» линкоры не успели, но 10 декабря им выпал шанс встретиться с самим «Гебеном». Волей случая, 9-го числа, вечером, линейный и разведывательный дивизионы под командой контр-адмирала Кванталиани, прибыли в Батуми. На следующий день они должны были обстрелять объекты на побережье в интересах приморского отряда сухопутных войск. Утром десятого числа когда "Гебен" сначала заметили с наблюдательного пункта в 20 км от базы, потом с кораблей разведывательного дивизиона который после полученной информации срочно вышел в море для проверки, линейный отряд как раз был под парами. После подтверждения и начавшейся перестрелки с береговыми батареями контр-адмирал Александр Кванталиани вывел свои линкоры в море. Сказать что разгорелось сражение, честно говоря, нельзя. Турок сделал два не совсем удачных залпа которые легли с большим перелетом, грузинские корабли за счет более скорострельных орудий выпустили 3 залпа которые легли наоборот с недолетом. На этом «Гебен» ретировался, а сопровождавшие его эсминцы в дневное время в самоубийственную атаку против пусть маленьких, но линкоров, да еще и на траверзе ВМБ врага не решились.
Этот "бой" был растиражирован как тактическая победа грузинского флота, до той поры пока не были опубликованы записки вахтенного офицера одного из сопровождавших "Гебен" ЭМ типа S, «Ядигар-и-Миллет» (немецкой постройки) где он описывает действительные причины ухода крейсера.
Выяснилось что выход грузинских линкоров был отнюдь не главным поводом для бегства. С ЭМ были замечены свободно плавающие мины на пути следования корабля (вероятно сорванные с якоря мины поставленные в качестве оборонительного заграждения еще 5 ноября), поскольку наличие мин сковывало действия командира крейсера и он не мог в полной мере воспользоваться своим преимуществом в скорости и вооружении. Было решено уйти в море, поскольку главная задача, выявление береговых батарей и состояние Батумской крепости в целом были выполнены.
Интересно что новые факты грузинскими историками сильно не афишировались.
Собственно говоря, на этом столкновения с флотом противника для линкоров окончились. Турецкие корабли совершали налеты на различные порты Грузии, но как правило в условиях плохой погоды, либо в темное время суток (это впрочем спасало и самих грузинских моряков поскольку точность стрельбы в таких условиях даже против береговых объектов была не важная), а линкоры просто не успевали выйти в море, а держать на внешнем рейде такие ценные корабли грузинские адмиралы не решились. В общем участие грузинских линкоров в первую мировую почти полностью повторило судьбу балтийских дредноутов, за одним исключением.
После выхода России из войны у Грузии не стало помощника в виде русского флота, а у Турции как раз не стало сильного противника и появилась реальная опасность повторения налета на Поти и грузинские корабли которые осуществляли огневую поддержку наземных войск, а после окончания ремонта «Гебена» в доках Севастополя это стало более чем вероятно, тем более что начавшееся весной 1918 г. наступление к Эресуну подразумевало активное использование корабельной артиллерии. Тогда для прикрытие командование решилось на отправку с другими кораблями флота и своего линейного дивизиона. Встреч с турецкими кораблями не произошло, оба линкора выпустили по позициям противника в общей сложности 106 х 240 мм снарядов и 164 меньшего калибра (до этого линкоры использовались для обстрела турецких войск только в июне 1915 когда "Эрекле II Кахтбатони" обстрелял турецкие позиции в районе Батуми, правда, результат этой бомбардировки остался неизвестен).
Но на обратном пути очень не повезло "Вахтангу Горгасали", он умудрился напороться на непонятно откуда взявшуюся вероятно сорванную с якоря мину, взрыв пришелся на носовую часть и она была раскурочена вплоть до барбетов носовой башни ГК и только потому, что погреба носовых башен у обоих кораблей были практически пустыми, боезапас не детонировал. Благодаря спокойному морю и наличию рядом своих кораблей линкор с грехом пополам дотащили до Поти, но в результате взрыва погибло и получило ранения 34 офицера и нижних чинов.
Перемирие «Горгасали» встретил как и полагается солдату в бинтах, а точнее в пластыре. Ремонт корабля в условиях неразвитой судостроительной промышленности был мягко говоря затруднителен, а основная ремонтная база флота коей являлся русский Севастополь была недосягаема. Вплоть до 1921 года пока длились Закавказкие события, линкор простоял, уткнувшись носом к берегу, что бы его не разворачивало волнами под корпус намыли тонны песка и только в сентябре начались работы по ремонту. Сняли башни ГК, 152 мм и 120мм сняли еще раньше (при том первые установили на крейсере «Петре Багратиони» взамен расстрелянных), и подвели кессоны. Ремонт длился больше года и снова компанию, корабль смог начать только через пять лет после инцидента с миной.
Ремонт совместили с модернизацией, поскольку его 6» стояли на крейсере, на корабле установили снимаемые с авиатранспорта «Ачара» дополнительные 4х120 мм орудия, котлы перевели на нефтяное отопление. На "Эрекле II Кахтбатони" ограничились только переводом котлов на нефть. Не под какие Вашингтонские ограничения корабли не подпадали, да и откровенно говоря, Грузию на подписание договора даже не пригласили.
Однако с 1923 г. когда под разделку на металл были поставлены броненосцы в СССР, и по 1929г. когда в состав КЧФ СССР был введен линкор-дредноут «Парижская коммуна», наличие этих линкоров в составе грузинского королевского флота, делало его самым сильным на Черном море.
К началу 30-х как линкоры оба корабля уже не воспринимали как реальную силу, в конце 1929 линейный дивизион официально расформировали, а старые броненосцы переквалифицировали в корабли береговой обороны. Их 240-мм орудия оказались очень востребованы в качестве поддержки береговой артиллерии по этому корабли не стали списывать, и в 1934-35 г.г. подвергли серьезной перестройке.
Корабли лишились части котлов (с оставшимися его скорость упала до 15-16 узлов) на месте которых устроили каюты штабных офицеров и помещения штаба. "Эрекле II Кахтбатони" по сути стал исполнять функции флагмана флота в Поти, при этом официально не меняя классификации и в документах таковым не являясь. Из средней артиллерии оставили 4х152 мм орудия и столько же 120 мм, кроме того установили по 3 х75-мм «универсалок» и 8 крупнокалиберных пулеметов.
"Вахтанг Горгасали" перестроили так же и даже вернули по типу систершипа 6-дюймовки, но помимо задач береговой обороны он выполнял обязанности учебного корабля, так же базируясь в Поти.
Организационно они входили в отряд кораблей охраны главной ВМБ.
Первый редко выходил в море, поэтому каких то серьезных работ на нем не производилось. Второй же часто совершал плаванья как и вначале службы между портами, поэтому время от времени становился на мелкий ремонт, на нем даже меняли артиллерию для обучения курсантов новым системам.
Вторую мировую, как и все старые корабли они провели на рейде ВМБ исполняя обязанности плавбатарей, по сути не представляя никакой боевой ценности. И в 1946 году во время большой чистки флота первые и единственные линкоры Грузии разделали на метал.