0

 Первое в мире атомное грузовое судно: Саванна.

«Саванна»
 
Основная информация
Типгрузо-пассажирское
ГосударствоFlag of the United States.svg США
Порт припискиСаванна, США
ВерфьNew York Shipbuilding Corporation, Камден, США
Спущено на воду21 июля 1959
Введено в эксплуатацию1964
Выведено из состава флота10 января 1972
Современный статуссписан, Корабль-музей
Параметры
Тоннаж13 599 тонн
Длина181,66 м
Ширина23,77 м
Технические данные
Силовая установка1 атомный реактор, 74 МВт
Винты1
Мощность20 300 л.с.
Скоростьмакс. 24 узла
Автономность плавания300 000 миль при 20 узлах на одной заправке
Экипаж124 человека
Пассажировместимость60
Грузовместимость8 500 тонн, 18 000 м³

Саванна — грузо-пассажирский атомоход, построенный в конце 1950х годов в США и названный в честь парохода «Саванна», первого парохода, пересёкшего Атлантику. Стоимость судна составила 46,9 миллионов долларов, из них 28,3 миллиона составила стоимость реактора. Строительство финансировало правительство США, как проект для демонстрации возможностей ядерной энергетики. Судно спущено на воду 21 июля 1959 года, и работало с 1962 по 1972 годы. Это судно — одно из всего четырех когда-либо построенных торговых судов с ядерной энергетической установкой.

Создание

В 1955 году Президент США Дуайт Эйзенхауэр предложил построить торговое судно с ядерной энергетической установкой как показательный образец его программы "мирный атом" (англ. "Atoms for Peace"). В следующем году Конгресс утвердил «Саванну» как совместный проект Комиссии по Атомной Энергии, Морской Администрации и Департамента Торговли. Проектирование было выполнено компанией "George G. Sharp, Inc." из города Нью-Йорка. Корпус судна построен на верфи компании New York Shipbuilding в городе Камден (Нью Джерси). Ядерный реактор произведен компанией Бабкок и Вилкокс. Судно спущено на воду 21 июля 1959 года.

Экономичность ядерной силовой установки

Саванна было построено для демонстрации технической возможности использования ядерной силовой установки для торговых судов, поэтому не ожидалось, что само судно будет конкурентоспособным. Внешний вид судна старались сделать привлекательным, больше похожим на дорогую яхту, чем на обычный сухогруз. На судне устроено 30 пассажирских кают с кондиционерами и индивидуальными ванными, ресторан на 100 пассажиров, салон, который может выступать в качестве кинозала, веранда, бассейн, и библиотека. По многим показателям судно было успешным. Оно хорошо держалось в море, безопасность не вызывала нареканий, топливная экономичность была непревзойденной, и его сияющая белая краска никогда не была испорчена дымом из трубы. Даже погрузочное оборудование было разработано так, чтобы выглядеть привлекательно.

Однако, грузоподъемность Саванны была ограничена 8 500 тоннами по массе, и 18 тысячами кубометров по объему. Многие из ее конкурентов могли принять на борт в несколько раз больше. Обтекаемый корпус судна делал загрузку передних трюмов трудоемким, что становилось серьезным недостатком по мере того как торговые порты становились все более и более автоматизированными. Экипаж был на треть больше чем у обычных теплоходов со сравнимыми характеристиками, и проходил дополнительное обучение сверх требуемого на теплоходы. Операционные расходы включали в себя поддержку специальной береговой организации, которая согласовывала визиты такого судна в порт, а также особое оборудование на верфи для выполнения текущих ремонтов.

Все эти недостатки делали коммерческий успех невозможным. Пассажирские каюты не использовались, а грузоподъемность была недостаточной. В результате операционные расходы Саванны составляли на 2 миллиона долларов больше, чем у аналогичного судна с обычной дизельной силовой установкой. В результате в 1972 году Морская Администрация списала Саванну в целях экономии средств. Это решение было принято в период низких цен на нефть. Однако, уже в 1974 году, после энергетического кризиса, операционные расходы были бы не больше чем у обычного теплохода.

Музейное судно

В 1981 году Саванна было передано по бербоут-чартеру в экспозицию музея Patriots Point Naval and Maritime Museum города Монт Плезант, Южная Каролина. Поскольку реактор не был удален, требовались периодические проверки его безопасности. Посетители музея могли прогуляться по грузовым отсекам корабля, посмотреть на пространство реактора через обзорное окно, заглянуть в каюты экипажа и пассажирские помещения, и пройтись по палубам.

Руководство надеялось на интерес публики и планировало различные улучшения открытых для показа помещений. Однако, Саванна привлекала гораздо меньше посетителей, чем другие выставленные суда и корабли, особенно авианосец Йорктаун. Поэтому когда в 1993 году очередная инспекция Морской Администрации обнаружила необходимость докования судна, музей решил прекратить чартер. В 1994 году Саванна была переправлена на ремонт в Балтимор, после которого перешла в "резервный флот", расположенный возле города Ньюпорт-Ньюс. При списывании ядерное топливо было убрано, однако остались различные радиоактивные части.

Морская администрация США финансировала работы по удалению систем реактора и дезактивации. Эти работы начались 15 августа 2006 года на верфи города Норфолк (Вирджиния). 8 мая 2008 года судно было отбуксировано в Балтимор для завершения дезактивации, которую планируется закончить в течение трех лет.

Поскольку Саванна представляет историческую ценность, Морская администрация выразила интерес в преобразовании судна в музей, однако по состоянию на май 2008 года инвесторов для этого проекта еще не найдено.

Отдельное спасибо Вики.

Kalambur
Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account