Первенец — Тяжелый танк FCM 1A. Франция
Мало кому известно, что французская программа строительства танков началась раньше английской и, если бы не досадные ошибки разработчиков, бронированные машины Франции могли выйти на поля сражений ещё в 1915 г. Как уже многократно упоминалось, французские конструкторы решили пойти по пути наименьшего сопротивления, что привело к созданию танков Saint-Chamond и CA-1 Schneider, выполненных на базе тракторного шасси с размещением пушки в лобовом листе или в боковом спонсоне. При несколько лучшем бронировании и защищенности ходовой части эти танки по боевой эффективности не шли ни в какое сравнение с английскими машинами аналогичного класса, что и предопределило их дальнейшую судьбу. В течение 1918–1919 гг. их полностью заменили легкие танки Renault FT-17 и тяжелые Mk.V*. Гораздо лучше на этом фоне смотрелся проект, представленный “Средиземноморским Обществом Железоделательных заводов и верфей” (F.C.M.).
Необходимость в тяжелом «танке прорыва» была осознана французскими специалистами уже в конце 1916 г. после первых боев английских танков, однако во время войны дело не вышло из стадии опытов. 30 декабря 1916 г. в Консультативный комитет по артиллерии специального назначения поступил проект 38-тонного танка со 105-мм пушкой и 30-мм броней, предложенный «Средиземноморским обществом железоделательных заводов и верфей» (F.C.M.).
Задание на разработку тяжелого танка поступило от руководителя DSA (Directeur des Service Automobiles – Управление Автомобильной Службы) М.М. Савитье ещё в июле 1916 года. Сразу после получения данных о боевом применении танков Mk.I специалисты фирмы F.C.M. разработали проект танка массой 38 тонн, вооруженного 105-мм пушкой и оснащенного 30-мм броней. Двигатель мощностью 200 л.с. должна была предоставить фирма Renault. Весьма скоро – 30 декабря 1916 года проект под названием Char Lourd А предоставили на рассмотрение Консультативному комитету штурмовой артиллерии. В целом старания инженеров от F.C.M. оценили положительно, однако на очередном заседании, проведенном 17 января 1917 г., выводы были не столь оптимистичными. Предварительная оценка проекта показывала, что при 30-мм бронировании и полном комплекте вооружения с боезапасом и топливом масса танка составит около 40 тонн. При существовавших тогда технологиях создать надежную и удобную в эксплуатации трансмиссию механического типа не представлялось возможным, поэтому было рекомендовано разработать трансмиссию электрического типа, как на танке Saint-Chamond M16. Данный процесс был развит генералом Этьеном, который в феврале 1917 г. предложил сразу два альтернативных варианта танка с 75-мм пушкой и разными типами трансмиссий – механической и электрической.
К этому времени комитет наконец определился с требованиям к бронированию – защита танка должна была выдерживать попадание 77-мм немецких полевых орудий, таким образом снова подводя его к начальной отметке в 30 мм. Опыт боевого применения французских танков показывал, что без размещения основного вооружения во вращающейся башне никак не обойтись, поскольку тот же Saint-Chamond мог наводить своё орудие в сильно ограниченных секторах и впоследствии использовался в качестве САУ. С этой позиции проект фирмы F.C.M. выглядел достаточно перспективно, тем более что летом 1917 г. был спроектирован новый танк Char Lourd 1А.
Ходовая часть тяжелого танка не отличалась особой оригинальностью. Согласно требованиям на штурмовой танк её пришлось сделать достаточно высокой, почти в человеческий рост. Подвеска опорных катков малого диаметра была блокированной, но жесткость хода отчасти компенсировалось их количеством. Ведущие колеса располагались спереди, направляющие гребневого зацепления – сзади. Все открытые элементы ходовой части были закрыты бронещитом.
Изготовление опытного образца тяжелого танка FCM 1A
Компоновка танка 1А была классической. В передней части корпуса размещалось отделение управления, где находились места механика-водителя и его помощника. Далее располагался боевой отсек, по бортам которого были сделаны по две амбразуры для стрельбы из пулеметов и по одному смотровому прибору. Тут размещалось сразу пять танкистов: командир, наводчик, заряжающий, пулеметчик и моторист.
Моторный и трансмиссионный отсек находились в кормовой части корпуса, занимая более 50% его длины.
Бронирование было выполнено дифференцированным. Лобовая часть корпуса и башня изготовлялись из 35-мм брони, борта и корма корпуса – из 20-мм брони, крыша и днище – из 15-мм. Приборов наблюдения было немного. В корпусе было сделано четыре смотровые щели, защищенные бронестеклами (две впереди и две по бортам). Командир мог вести наблюдение за местностью с помощью командирской башенки (устанавливалась на крыше главной башни) или телескопического орудийного прицела.
Состав вооружения оказался весьма сильным. В башне танка конической формы, которая устанавливалась на крыше боевого отделения, разместили 105-мм орудие и 8-мм пулемет Hotchkiss. По проекту и на макете ещё один пулемет находился в шаровой установке в лобовой части корпуса с небольшим смещением к левому борту, но на прототипе он не появился. В укладке перевозилось ещё четыре 8-мм пулемета.
Перед началом изготовления прототипа был построен деревянный макет в натуральную величину. Макетная комиссия осталась довольна – внешний вид танка 1А был весьма внушительным, и при этом он обладал башней с круговым вращением и более сильным бронированием, чем любой из британских "ромбов".
Тяжелый танк FCM 1A на испытаниях
На ходовые испытания, которые проводились близ города Сен (Seyne), опытный образец 1А вышел 10 декабря 1917 года. Официальный испытательный цикл начался 21–22 декабря с пробега по дороге между городами Сен и Саблетт (Sablettes), после чего танк отправился на песчаный пляж. Благодаря высокой ходовой части 1А легко преодолевал все основные препятствия, такие как траншея шириной 2 метра, вертикальная стенка высотой 0,9 метра, яма диаметром 3,5 метра, проволочные заграждения, эскарп, небольшие воронки от снарядов и горки. расположенные на расстоянии 3,5 метра друг от друга. На полном ходу танк мог свалить дерево диаметром 35 см. Единственным слабым местом в отношении подвижности 1А стала трудность его управления на поворотах. Другими словами, танк хорошо двигался только по прямой. При попытке “заложить вираж” танк, из-за большой длины ходовой части, конструкции гусеничных траков и недоработанной механической трансмиссии, едва двигался даже на твердой поверхности.
Огневые испытания также прошли вполне успешно. Стрельба из 105-мм орудия подтвердила его высокую эффективность, однако на серийных танках решили устанавливать всё же 75-мм пушку. Выбор в пользу менее мощного орудия был обусловлен сразу несколькими факторами: меньшая отдача при выстреле, меньшие габариты и больший боекомплект. Если для 105-мм орудия планировалось 120 снарядов, то для 75-мм их можно было загрузить уже 200 штук. Для каждого их пяти пулеметов полагалось 2500–3000 патронов.
Несмотря на положительные результаты, работы по проекту 1А были прекращены в пользу более перспективного Char Lourd 1B, более тяжелого и лучше вооруженного. А ведь общая стоимость работ по проектированию и изготовлению опытного образца 1А составила 600.000 франков, что для разоренной войной Франции было немаленькой суммой. Прототип танка 1В так и не был построен, так как 11 ноября 1918 года война закончилась. В то же время, вариант с электрической трансмиссией Char Lourd 1C, представленной в 1917 году фирмой Establishment Experementale Francais, получил поддержку. Этот проект выглядел более монструозно – длина около 10 м, экипаж 10 человек, бронирование 45 мм. Поскольку боевая масса танка превысила 50 тонн, в качестве силовой установки планировалось использовать два 250-сильных мотора.
Опытный образец тяжелого танка FCM 1С
Но и здесь комитет особо не торопился с решением о начале постройки хотя бы одного прототипа. Дело все в том, что в 1917 г. англичане предложили 77 своих танков Mk.IV взамен на французские FT-17, что позволило временно покрыть недостаток в тяжелых танках непосредственной поддержки пехоты. Чуть позже, в декабре того же года правительство дало разрешение на строительство танков Mk.VIII англо-американской разработки, прототип которого даже не был построен. Все эти факторы, плюс сомнения в выборе вооружения и толщине брони могли привести к срыву собственной программы строительства танков прорыва.
И все же 9 февраля 1918 г. Этьену удалось убедить комитет в правильности его мнения. Выступая со специальным докладом в поддержку машин с мощным вооружением и бронированием (то есть тем, чем не могли похвастаться английские танки), он убедительно доказал, что «именно тяжелые танки должны возглавлять атаку» пехоты. Аргумент оказался весомым и 21 февраля танки были включены в производственную программу. Официальное решение о постройке французских тяжелых танков было принято 13 июня, и F.С.М. был выдан заказ на 300 танков типа 1С со сдачей в 1919 г.
Многочисленные проволочки привели к тому, что строительство первого опытного танка 1С завершилось лишь летом 1918 года, когда актуальность в наличии тяжелой штурмовой машины сильно снизилась.
Немецкая армия начала полномасштабное отступление, и вскоре Германия сама попала в водоворот революционных событий, приведших к её капитуляции. Тем не менее, в течение нескольких месяцев проводились усиленные испытания 1С. По большому счету, этот танк представлял собой утяжеленную версию модели 1А, у которой до 45 мм была усилена броня лобовой части корпуса и башни (незначительно модифицированной), а 75-мм пушка стала стандартной. Состав и расположение легкого стрелкового вооружения сохранили, но уже тогда был поднят вопрос о более рациональном его распределении, ведь кормовая часть танка оставалась незащищенной от атак пехоты. Так, было решено, что в кормовой части танка должна быть установлена малая башня с одним 8-мм пулеметом. На единственном прототипе 1С эту идею не реализовали, поскольку это привело бы к значительному изменению конструкции корпуса. Кстати, на прототипе использовали трофейные немецкие двигатели Mercedes, применявшиеся ранее на дирижаблях, причем их количество увеличилось на одну единицу. В сумме, электрическая трансмиссия и силовая установка суммарной мощностью 500 л.с. должны были улучшить ходовые качества танка, но фактически этого не произошло. По тактико-техническим параметрам модели 1А и 1С были почти равноценны, если не учитывать возросшую до 8–10 км\ч максимальную скорость позднего варианта танка.
Потомок 1А и 1С — тяжелый танк 2С
Танки 1А и 1С не стал серийными, однако опыт по их проектированию и постройке не пропали даром. В начале 1918 года была разработана новая версия танка прорыва, названная Char Lourd 2С. Это был проект, в котором попытались исправить некоторые конструктивные недостатки предыдущих моделей, что привело к возрастанию боевой массы до 70 тонн, в то время как состав экипажа увеличился до 12 человек. Вооружение теперь размещалось в двух башнях и по бортам корпуса. С целью увеличения преодоления препятствий гусеницы танка обхватывали корпус, что привело к увеличению высоты до 4,15 м.
Для своего времени это был очень передовой проект, повлиявший на конструкторскую мысль — достаточно вспомнить проекты советских танков ГУВП или японские средний танк 2587 и тяжелый танк 2591 (Тип 91). Последние два строились под явным французским влиянием.
Японские средний танк 2587 и тяжелый танк 2591
С другой стороны, участь штурмовых танков фирмы F.C.M. оказалась не столь уж радостной. Вначале в несколько раз был сокращен заказ, который в финальном варианте ограничился 10 машинами. Постройка тяжелых танков затянулась до 1922 года, а поддерживать в боеспособном состоянии все 10 танков удавалось не каждый год. Служба танков 2С выдалась довольно мирной. На протяжении 1922–1936 гг. они периодически привлекались к маневрам и различным смотрам, пока их не отправили в резерв. К началу 2-й Мировой войны сохранились все танки 2С, однако два из них пришлось разобрать ввиду полного износа конструкции. В мае 1940 года, когда ситуация на фронте стала критической, командование французской армии решилось использовать 2С в боевых условиях. Итог этого предприятия был вполне закономерным – все 6 танков, отправленных на фронт, были уничтожены своими экипажами в 40 км от станции Нофшато.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ FCM 1А и 1C образца 1917–1918 гг.
источники:
- • Федосеев С.Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированный справочник
- • http://tankibtr.narod.ru/tanki/france_1a.html
- • http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/france/fcm1c.htm