Первая англо-голландская война. Начало

0

 

Англо-Голландские войны — наверное, самая интересная тема в истории военного флота времен паруса. Времена великих адмиралов Тромпа и Блейка, Витте де Витта и Эскью, Де Рюйтера и Монка и Дина. Появление новых типов кораблей (названия которых мы используем до сих пор), зарождение линейной тактики в теории, ее первые шаги и завоевание ею полного господства — все это англо-голландские войны. Невиданный расцвет торговли, Ост- и Вест-индийские компании, создание торговых империй и торговых цепочек (которые также существуют до сих пор), само понятие морских конвоев — все это пришло из англо-голландских войн. Наконец это время, которое большинство считают временем морской романтики — Тортуга, Питер Блад, Джек Воробей и прочие флибустьеры и корсары Ее Величества. В данном цикле статей я попытался рассмотреть причины этих войн, ход войн, состояние флотов до и после войны и их модернизацию, эволюцию или же революцию тактики использования флота. И, в конечном итоге, результаты этих войн. Признаюсь откровенно, именно последняя причина и стала той каплей, которая переполнила чашу. Ведь самый распространенный миф — Англия выиграла эту борьбу. И хотя Первую Англо-голландскую войну Объединенные провинции действительно проиграли, то из Второй и Третьей они вышли победителями. И пик расцвета голландской торговли на период после двух победных войн, но быстро сходит на нет. Причина была в самой Голландии. Созданная менялами ростовщическая империя оказалась слишком непрочной (об этом напишу подробнее, в одной из статей).

Итак, приступим. В этой статье рассмотрю причины, состояния флотов, стычки до официального объявления войны.

Первая англо-голландская война. Начало

Первая Англо-голландская война. Предпосылки и причины

В большинстве источников основной причиной Первой Англо-Голландской войны указывается изданный 9 октября 1651 г. правительством Кромвеля Навигационный Акт — предоставляющий английским судам исключительное право на ввоз в Англию товаров не английского производства. Указанная причина не может считаться обоснованной. Торговый оборот между двумя странами в то время измерялся в тысячах футов стерлингов — проще говоря, Англия получала крохи с барского стола миллионных оборотов Ост- и Вест-Индийских голландских компаний, т.к. была неплатежеспособна. Для сравнения, чистый доход Объединенных Провинций только от китобойного промысла на Шпицбергене в 1650 году составил 10 млн. гульденов (около 1 млн. фунтов стерлингов). Посему финансовый аспект как причина начала войны исключается. Более того, забегая вперед скажу, что уже в 1657 г., после победы в войне, в Парламенте Англии всерьез рассматривался вопрос об отмене Навигационного Акта — английская торговля была еще слишком слаба, а без голландского импорта цены на некоторые товары поднялись в десятки раз. Что же послужило причиной войны? Здесь не лишним будет вспомнить о том, что Англия, свергнув Карла I, стала второй республикой в Европе. Кроме того, у Кромвеля была навязчивая идея — создание «Единого европейского Протестанского Союза» – назовем это так. (кстати, коллеги, вам это ничего не напоминает?=)). Английская Республика очень настойчиво искала союза с Нидерландами (так же, как и со Швецией), подводя под это религиозно-идеологическую основу. Здесь также следует отметить, что протестанты не были добрыми людьми — их можно сравнить с нынешними религиозными фанатиками. Но Кромвель забыл, что, вступив в этот союз, объединенные провинции вынужденны будут поссориться с Габсбургами — тем самым потеряв львиную часть рынка сбыта своих товаров.

Не менее важен тот факт, что хоть голландская буржуазия во время Гражданской войны в Англии сохраняла благожелательный нейтралитет к Парламенту, но все же по-максимуму использовала неурядицы на острове — торговой интервенции подверглись Россия и Испания, Швеция, Речь Посполитая, Дания, многочисленные германские княжества. С этим англичане уже никак не могли мириться. Англия тстремительно теряла рынки сбыта – и соответственно прибыли.

Во время же революции влиятельные голландские дворяне поддержали Карла 2-го, многие английские роялисты получили убежище в Голландии, в том числе в 1644-м году в Голландию прибыла Генриета, жена Карла 1-го, и на деньги, вырученные от проданных драгоценностей наняла своему мужу армию. Король Карл 1-й за заслуги посвятил адмирала Маартена Тромпа в рыцари. Ну и наконец, в 1651 году в Голландию бежал Принц Уэльский (будущий король Карл 2-й), где был тепло принят своим дядей, Вильгельмом Оранским, главой магистрата Нидерландов.

В 1648 году Кромвель, лелея надежду перетянуть настроение в Голландии в свою сторону, посылает посла Дорислауса. Дорислаус долго жил в Голландии, у него было много друзей, он хорошо владел ситуацией. Казалось, очень удачная кандидатура. Но только англичане не учли тот факт, что во время войны их посол был военным прокурором. Как только он прибыл, ночью, пошел ужинать в трактир — туда ворвались двое и убили Дорислауса, при этом постоянно повторяли, что мстят за смерть Карла 1-го на эшафоте. Требование англичан наказать святотатцев, поднявших руку на неприкосновенную персону, было проигнорировано.

Несмотря на это, в Гаагу была послана новая миссия. На торжественной аудиенции голландские представители заявили свою позицию как типа заключить «договор о дружбе и намерениях» — на что англичане, поймав их на слове, заявили, что хотят заключить договор об «еще более тесной дружбе». На вопрос, что конкретно имеется в виду, англы сказали, что Объединенные Провинции должны сами им сделать такое предложение. Впрочем, намерения англичан были ясны и ребенку — хотят напрямую подчинить себе Нидерланды, а в случае отказа порвать с ними. Пока стороны упражнялись в словесности, реальная обстановка накалялась — англичане захватывали голландские корабли, а голландская эскадра под командованием Тромпа активно крейсировала у английских берегов. Послы запрашивали, что им делать – возвращаться ли им домой или продолжать переговоры, и тогда, наконец, английский парламент представил свои предложения, которые более походили на ультиматум. Они содержали семь пунктов. Страны должны вместе выступать в вопросах войны и мира, а в некоторых вопросах Нидерланды должны подчиняться решениям английского парламента даже во внутренних делах. Генеральные штаты не желали такого «тесного» союза, и согласились подписать лишь торговый договор. Очередная химерическая афера Кромвеля закончилась полным провалом. Оставалось только привести свою угрозу в действие.

Состояние флотов к началу войны

Англия

Хоть английский торговый флот и был не особо большим, однако ее военному флоту не было равных. Дело тут не в политике Кромвеля, и не в «освобождении народных масс от царизма», как это часто пытаются преподнести. Дело в традициях, заложенных еще при Елизавете и Генрихе 6-м. Существовало 5 королевских верфей, кроме того много частных. Соперничали и потомственные кораблестроители — семьи Динов, Бейкеров и Петтов. Именно Финеасу и Питеру Петту суждено было создать новый тип парусного судна — линейного корабля.

Уолтер Рейли, корсар Ее Величества, в своей книге «Властелин моря», писал:

  1. Длина корабля по килю должна равняться трем ширинам, а ширина — трем осадкам, считая последнюю не более 15 футов;

  2. Тяжелые надстройки, хотя и способствуют красоте корабля, но как перегружающие его и ухудшающие его маневренность должны быть сокращены;

  3. На крупных кораблях следует иметь три палубы, из которых нижняя должна быть на два фута выше ватерлинии, чтобы нижняя батарея пушек могла действовать при волнении на море;

  4. Палубы должны быть непрерывны, и не прерываться каютными переборками, чтобы не уменьшать прочность корабля.

Таким образом, если можно так выразиться, «теоретическое обоснование» англичане разработали, исходя из действий еще в 16-м веке. Дело оставалось за практическим воплощением.

В 1610 году на королевской верфи в Вулворте был спущен на воду 55-пушечный корабль «Принс Ройал», в/и 1200 тонн. Корабль имел три артиллерийские палубы. При этом на нижней деке — тяжелые пушки, а на средней деке, верхней палубе и квартердеке только легкие пушки. Длина корабля — 115 футов, ширина 43,6 фута, осадка 18 футов. Сначала было 4 мачты, фок и грот несли прямые паруса, второй грот и бизань — косые. Потом оставили только три мачты, сочли излишним. Так появилось классическое парусное вооружение типа «корабль».

В 1637 году, на той же верфи было спущено другое судно – «Соверин оф зе сиз». Он имел на вооружении 102 пушки. Именно его и принято считать первым настоящим линкором в истории. В/и — 1522 тонны, Длина 127 футов, ширина 46,6 фута, осадка 19,4 фута. На нижней палубе стояли 30 тяжелых пушек и полупушек, на средней столько же кулеврин и полукулеврин, на верхней 26 пушек меньшего калибра. При этом под полубаком – 14 пушек, под полуютом – 12. Всего количество орудий было 126, но на флоте традиционно орудия калибром менее 4 фунтов и за орудия не считали, посему корабль считался 102-пушечным.

Первая англо-голландская война. НачалоПервая англо-голландская война. Начало

Дело отца, Финнеаса, продолжил сын — Питер Петт, и в 1645 г. построил первый «истинный фрегат» – 34-пушечный «Констант Уорвик». Корабль имел парусное вооружение такого же типа, как и «Соверин», но только пушки находились на одной палубе. По мысли разработчиков, такие корабли должны были выполнять функции разведчиков при эскадрах линейных кораблей, а также выполнять охрану торговых караванов. В/и — 315,5 т, длина 85 футов, ширина 26,5 фута, осадка 13,2 фута. Воружение — 12 кулеврин, 12 полукулеврин и 10 малых пушек. Была заказана целая серия таких фрегатов, множество коих были в строю на 1651 г. Для своего времени они являлись как бы карманными линкорами — также были сильнее любого равного себе корабля, а от более сильных легко уходили.

Эти корабли имели огромный резонанс в мировом кораблестроении, но все остальные морские державы по инерции продолжали строить суда старого типа — галеоты, галеасы, пинасы, фляйты.

Посему, по количеству и качеству кораблей, построенных в 30-40-е гг., Англия не имела себе равных. К 1651 г. эскадра «Ройал Нэви» насчитывала 21 линкор (тогда говорили "кораблей 1–3 рангов"), 26 фрегатов (корабли 4–6 ранга), кроме того, суда старого типа. На верфях находились 2 линкора и 50 фрегатов, заложенных еще до революции. Всего, с зафрахтованными приватирами, англичане могли рассчитывать на 150–200 судов, третья часть которых — чисто военные.

Голландия

По качеству постройки и количеству вооружения любой голландский корабль в большинстве случаев уступал английским, и уж просто безнадежно уступал монстрам вроде «Соверина». Все голландские корабли имели небольшую осадку — из-за мелководья основных портов и речного использования, «пузатые» обводы — из-за их двойного назначения, и как следствие – плохую маневренность и мореходность.

Стандартный голландский галеон имел примерно следующие размерения — длина 116–118 футов, ширина 25–28 футов, осадка — не больше 12 футов. Вооружение — 24–28 орудий.

В 1645-м году был построен первый корабль исключительно военного назначения — 53-пушечный «Бредероде», ставший флагманом голландского флота. Длина — 132 фута, ширина — 32 фута, осадка — 13,5 футов.

Первая англо-голландская война. Начало

К началу войны голландский флот имел не более 75 военных судов (все – не старше 3-го ранга). Также следует отметить огромные мощности верфей – в одном только Амстердаме несколько десятков, низкую себестоимость изготовления кораблей. И тот фактор, что принято называть подготовкой личного состава – голландские моряки имели достаточно большой опыт боевых действий в 30-ти летней войне. 

Начало войны

После возвращения английского посольства в Англию, в парламенте начались слушания по результатам переговоров — основным мотивом которых было наказать зарвавшихся голландцев. Однако для того, чтобы скрыть свои агрессивные намерения, Палата Общин приняла Навигационные Акты — по их мнению, это должно было вызвать возмущение в Нидерландах. Это, конечно же, ударило по голландцам, занимающимся посреднической торговлей, но не сильно. Товарооборот за 1650-й год между двумя странами составил 23 430 фунтов стерлингов — капля в море всей голландской торговли.

К этому моменту для начала войны не хватало только формального повода.

В начале 1652-го года эскадра адмирала Эскью захватила на роялистском Барбадосе 12 голландских судов, по обвинению в торговле с колонией, поддерживающей Карла 2-го.

Голландцы снарядили флот из 150 кораблей для защиты своей торговли, о чем уведомили англичан.

Парламент выступил с резкой нотой — что только не говорили: что голландцы заключили союзы с Францией и Данией, само собой, направленные против Англии и т.д. и т.п. Вспомнили аж тот факт, что королева Елизавета расплатилась за крепости Флиссенгена и Бриля, которые позже голландцам вернул Яков 1-й. Потребовали вернуть деньги. Убийство посла сыграло свою роль. Были выданы патенты на каперство, и, к примеру, 2 английских судна под командованием капитанов Смита и Стэнтона вышли на охоту. Более 80 голландских судов, попавших в их руки, были названы призами. В свою очередь в Голландии началась мобилизация — был объявлен запрет на службу за рубежом. В начале 1652 года голландский флот появился у восточных берегов Англии, чтобы освободить свои суда.

Вскоре нашелся и повод для войны.

В мае голландский конвой в составе 12 небольших судов и 3 кораблей встретил отряд капитана Янга из 3-х вымпелов. Англичане потребовали отсалютовать, голландский адмирал отсалютовал, а вице-адмирал отказался от салюта. Янг направил к нему шлюпку, но упрямство голландца победило. Тогда англичане дали залп по кораблю вице-адмирала. Тот ответил своим залпом, но все же приспустил флаг. У англичан был убит 1 человек, и они потребовали, чтобы голландец последовал в английский порт для возмещения ущерба. Голландский адмирал ответил, что не допустит этого. Янг не стал настаивать, он был горд, что заставил голландцев отсалютовать.

В это же время флот Блейка находился в Канале. У него было 12 вымпелов, у Бурна, который был восточнее Дувра — еще 9. Тромп находился у берегов Франции, с 42-мя судами, шел защищать торговлю от английских каперов. 29 мая отряд Тромпа вошел в Дувр (по техническим причинам – якоря оборвал, а море штормило), послал в Даунс 2 корабля, сообщить англичанам, что лишился нескольких якорей и пережидает непогоду в английских водах. Губернатор крепости от излишнего усердия дал несколько предупредительных выстрелов. Тромп решил, что его обстреливают, приказал стрелять по берегу из мушкетов. В это время подошел Блейк. Тромп обрубил якоря и вышел в море. Однако вернулся. Как говорят, он встретил голландский корабль, капитан которого сообщил о стычке с Янгом и о том, что, дескать, англичане могут захватить идущее с ним богатое судно Ост-Индийской компании. Проведенное позже расследование установило, что это было неправдой. Но тогда Тромп в это поверил, и приказал открыть огонь. Позже каждый из командующих утверждал, что первым начал стрелять его противник. Флагман Блейка, 60-пушечный «Джеймс», дал три выстрела по флагману Тромпа – «Бредероде», требуя салюта; тот решил, что его обстреливают, и ответил полным залпом. Начался бой 42 мелких голландских судов и 1 корабля с 12 английскими крупными кораблями; случилось так, что «Джеймс» остался один в окружении голландцев. Но помощь, к счастью для англичан, подоспела вовремя. Английский флагман лишился грот-мачты, на нем насчитали 70 пробоин, 40 человек были убиты или тяжело ранены, но все ж таки корабль спасли.

Через 4 часа подошли 9 кораблей Бурна — англичанам стало полегче. Бой был очень упорным, голландцы лишились 28-пушечного «Синт Мария», который просто был превращен в решето (команда его оставила, но на следующее утро голландцы смогли спасти судно), «Синт Лоренс» англичанам удалось взять на абордаж.

Позже Тромп написал Блейку письмо, в котором обвинил его в развязывании боя. Блейк ответил, что Тромп лжет, и именно он спровоцировал сражение.

Хотя стороны еще три месяца не объявляли друг другу войны, после этого инцидента они привели свои флоты в состояние полной боевой готовности, и всем стало ясно, что войны уже не избежать.

(продолжение следует).

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account