Перспективный фрегат проекта F-125. Германия

1

Совсем недавно я публиковал статью о перспективном итало-французском многоцелевом фрегате – FREMM. В германии у этого проекта есть достойный конкурент – фрегата F-125. Статья о нём мне попалась в журнале Зарубежное Военное Обозрение №5 от этого года, автор – капитан 3-го ранга А.Хализов. Далее текст статьи.

Фрегат F-125

 В 1997 году представители Германии, Нидерландов и Бельгии заявили о возможном сотрудничестве в рам­ках программ разработки перспективных фрегатов для национальных ВМС. Перво­начально планировалось построить восемь кораблей нового проекта для ВМС ФРГ с целью замены ФР типа «Бремен», четыре для ВМС Нидерландов и три для ВМС Бельгии. Предполагалось, что корабли начнут поступать в боевой состав ВМС с 2008 года.’

Однако эти предварительные планы в скором времени были пересмотрены. В итоге Бельгия закупила два фрегата типа «Карел Доорман» у ВМС Нидерландов, ко­торые, в свою очередь, ограничились стро­ительством серии ФР УРО типа «Де Зевен Провинсьен». Германия приступила к раз­работке собственной концепции создания фрегатов нового проекта, получившего обозначение F-125.

В течение нескольких лет эта концепция неоднократно претерпевала изменения. Представители ВМС Германии в своих первых сообщениях говорили о создании корабля с меньшими массой и габаритами, чем у фрегата типа «Заксен», но имеющим более широкие бое­вые возможности. В 1997 году директор кораблестроительной программы управления военных технологий Карл Хайнц Липпитц заявил, что в проекте F-125 планируется реализовать основные технологии, внедренные в ходе проектирования ФР типа «Зак­сен». При этом он отметил, что новые корабли будут иметь на вооружении ЗУР «Стандарт-2» Block IVA (SM-2 Block IVA) и обладать возможностями про­тиворакетной обороны на ТВД. Данная концепция до 1999 года занимала в планах ВМС Герма­нии центральное место, но со временем от этих планов было решено отказаться.

Модель фрегата F-125

В конце 2000 года нацио­нальное министерство обороны обнародовало новую концепцию строительства фрегатов проекта F-125, известную как FDZ-Fregatte der Zukunft 2020 (Future Frigate 2020), в разработке ков ноябре 2002 года контр-адмирал Томас Кемпф официально объявил о начале эскизного проектирования корабля.

Однако в 2003 году проект F-125 вновь был изменен. Это было связано с пересмо­тром взглядов руководства ВМС страны на боевое применение перспективных фрега­тов, основной задачей которых стало осу­ществление длительного патрулирования в различных регионах Мирового океана с выполнением функций корабля управления и поддержки действий сил специальных операций (ССО). Соответственно измени­лись и требования, предъявляемые к фре­гатам нового проекта, — главное внимание стало уделяться увеличению дальности плавания, автономности и надежности корабельных систем и в меньшей степени затрагивались ходовые качества и вооруже­ние. В результате начали рассматривать ва­риант создания не фрегата в классическом его понимании, а «многофункционального корабля», больше соответствующего классу десантного вертолетного корабля-дока (но меньших размерений).

В 2004 году программа создания ФР проекта F-125 заняла главенствующее место среди приоритетных программ ко­раблестроения Германии наравне со строи­тельством второй подсерии ПЛ типа 212 А. В это же время конструкторы от разработки «многофункционального корабля» вновь вернулись к проекту создания фрегата, на который из бюджета ВМС Германии было выделено 442,4 млн долларов. Предпола­галось, что его проектирование завершится к 2007 году, а головной корабль войдет в боевой состав в 2010-м. Всего серия фре­гатов оценивалась в 2,83 млрд. долларов. К этому времени стало ясно, что высокая стоимость ФР проекта F-125 не позволит произвести замену фрегатов типа «Бре­мен» по принципу «один-за-один». Было принято решение о строительстве только четырех кораблей.

В конце 2004 года в результате согласова­ния, проведенного представителями ВМС с руководством кораблестроительной про­мышленности Германии, сроки начала про­ектирования фрегата были перенесены на два года. По заявлению представителя ми­нистерства обороны страны (в 2006 году), фрегат F-125 будет выполнен по абсолютно новому проекту, который значительно отли­чается от проектов кораблей типов «Бранденбург» и «Заксен». По его словам, созда­ние такого корабля в ФРГ можно сравнить с созданием в США многофункциональных кораблей прибрежной зоны проекта LCS (Littoral Combat Ship) или фрегатов типа FREMM во Франции и Италии.

26 июня 2007 года Федеральное управле­ние оборонных технологий и закупок Гер­мании подписало контракт на разработку четырех фрегатов проекта F-125, которые будут строиться на национальных заво­дах. Общая сумма контракта составила 3,034 млрд. долларов, 31,9 млн. из которых выделены на эскизное проектирование и 302,5 млн. направлены на подготовку ра­бочего проекта (рис.1).

Фрегаты проекта F-125 планируется включить в морскую компоненту сил ста­билизации, основными задачами которой будут: участие в миротворческих операци­ях, контроль за соблюдением соглашений о прекращении огня, эмбарго, а также за обстановкой в морской акватории и воз­душном пространстве, завоевание инфор­мационного превосходства и ряд других.

Новые фрегаты разрабатываются кон­сорциумом ARGE 125 в рамках программы Stabilization Frigate Program. В него вошли фирмы: «Тиссен-Крупп марин системе» (Thyssen Krupp Marine Systems) — возглавля­ет консорциум, «Фридрих Люрссен верфт» (Fr. Lаrssen Werft), «Блом унд Фосс» (Blohm + Voss) и «Нордзееверке» (Nordseewerke). В создании кораблей участвуют также следующие компании: «Дженерал элек­трик транспортейшнМарин энджинс» (GE Transportation Marine Engines), от­вечающая за разработку газотурбинного двигателя; «MTU Фридрихсхафен» (MTU Friedrichshafen GmbH) — дизельные генера­торы; «Боинг нэйвл системе» (Boeing Naval Systems) противокорабельные ракеты; «Евроторп» (Eurotorp) торпедное оружие; «ОТО Мелара» (Oto Melara SpA), «Рейнметалл дефенс электронике» (Rheinmetall Defence Electronics GmbH), «Рейнметалл Ваффе муницьен» (Rheinmetall Waffe Mu­nition GmbH), «Бранч Маузер Оберндорф» (Branch Mauser Oberndorf) — артиллерий­ские установки. Кроме того, с консорци­умом ARGE 125 будут взаимодействовать около 800 субподрядчиков. В создании фрегатов намечается задействовать 3 700 чело­век. Около 80 проц. компонентов корабля будет производиться в Германии. Принятие на вооружение серии из четырех ФР ожи­дается в 2014-2020 годах.

Корабль проектируется исходя из условия длительного нахождения на боевой службе в различных регионах Мирового океана (до двух лет) без захода в свою базу приписки. В связи с этим к системам и механизмам фрегата предъявляются повышенные требования по надежности, живучести, долговечности и ремонтопригодности. Основной целью разработчиков является доведение коэффициента оперативной готовности до 5 000 ч в год для каждого корабля и обеспечение ресурса главных двигателей до проведения капитального ремонта в 30 000 ч. Интервал между до­ковыми ремонтами определен в пять лет. Предполагаемый срок службы фрегата проекта Р-125 составляет 30 лет.

Энергетическая установка фрегата F-125

Конструкция фрегата проекта Р-125 базируется на применении технологий, проверенных в ходе работы над новым поколением надводных кораблей серии МЕКО В. Ее особенностью является дельтовидный корпус корабля с размеще­нием всех важных систем в двух крупных модулях — кормовом и носовом (рис. 2). Модули включают в себя главную энерге­тическую установку, а также ряд систем (радиоэлектронного вооружения, электро­энергетическую, управления кораблем, пожаротушения и контроля повреждений корабля). Такая компоновка оборудования позволяет повысить живучесть кораб­ля — системы остаются работоспособны­ми даже в случае повреждения одного из основных модулей.

Корпус и надстройки фрегата должны быть выполнены из высокопрочной стали 036 с применением технологии «стелс». Корабль будет состоять из 12 отсеков, раз­деленных 11 водонепроницаемыми пере­борками. Взлетно-посадочная площадка фрегата увеличена на 20 проц. по срав­нению с кораблями аналогичного класса.

Ангары, предназначенные для размещения двух вертолетов NH-90, разделены специ­альным проходом для предотвращения распространения огня в случае пожара в одном из ангарных помещений.

Корабли намечается оснастить комби­нированной дизель-электро-газотурбинной энергетической установкой. На ходовых режимах до 20 уз предусмо­трено движение фрегата под электродви­гателями, сцепление которых с линиями вала будет осуществляться посредством многодисковых муфт С1. Электроэнергия для электродвигателей будет поступать от четырех дизельных генераторов. На хо­довых режимах свыше 20 уз происходит подключение многодисковых муфт С2 и газотурбинного двигателя, крутящий мо­мент от которого будет передаваться на вал через редукторную передачу.

При маневрировании корабля в аква­тории базы предусмотрено подключение носового подруливающего устройства мощностью 1 340 л. с.

Фрегат проекта F-125 полагается эксплу­атировать двумя экипажами численностью по 110 человек. Смена экипажа будет про­исходить каждые четыре месяца. На кораб­ле будет также размещаться личный состав морской пехоты или сил специальных операций. Для него спроектированы до­полнительные кубрики и оборудованы отдельные каюты. Кроме того, предусмо­трены помещения для центра управления ССО, где будет осуществляться планиро­вание специальных операций и контроль за их проведением. Для хранения оружия и боеприпасов личного состава ССО тоже выделено специальное помещение. Преду­смотрено место для размещения двух 6-м контейнеров под дополнительное обору­дование. Высадка групп спецназа будет производиться на четырех скоростных надувных лодках длиной 10 м, способных развивать скорость до 40 уз, а также из двух вертолетов типа NH-90.

В состав вооружения фрегатов войдут: две четырехконтейнерные ПУ ПКР «Гар­пун» RGM-84, расположенные побортно; два ЗРК RAM с ЗУР RIM-116; 127-мм артиллерийская установка 64LW и два вертолета NH-90

Вооружение фрегата F-125

Артиллерийскому вооружению в проек­те уделено особое внимание. Для эффек­тивного решения задачи ведения боевых действий против береговых объектов было решено заменить стандартную для немецких фрегатов носовую 76-мм артиллерийскую установку на АУ более крупного калибра. Ее созданием занялся национальный немецкий консорциум в составе трех фирм: «Ховальдсверке-дойче верфт» (Howaldswerke-Deutsche Werft HDW), «Краусс-Маффей Вегманн» (Krauss-Maffei Wegmann) и «Рейнметалл» (Rheinmetall W&M). Была разработана кон­цепция MONARC (Modular Naval Artillery Concept), направленная на создание мо­дульной крупнокалиберной АУ для ВМС. За основу была взята 155-мм самоходная гаубица PzH-2000, башня от которой уста­новлена на фрегате «Гамбург» (проект F-124). В 2004-2005 годах проводились испытания АУ в морских условиях, в ходе которых возник ряд проблем, в частности сбой в механизме подачи боезапаса.

В настоящее время работы по усовер­шенствованию артиллерийской установки продолжаются с целью устранения выяв­ленных недостатков, увеличения дально­сти стрельбы и разработки боеприпасов различного вида.

В связи с проблемами, возникшими в ходе испытания 155-мм АУ, на фрегаты проекта F-125 было решено установить 127-мм АУ итальянской компании «ОТО Мелара». В апреле 2007 года федеральное управление по поставкам вооружения МО Германии и руководство этой фирмы, являющейся подразделением итальянской компании «Финмскканика» (Finmeccanica), подписали контракт стоимостью 70 млн евро на поставку пяти АУ 127/64 LW (Light Weight) с боеприпасами «Вулкано» (Vulcano). Четыре из них будут размещены на фрегатах проекта F-125, а пятая будет использоваться для тренировок личного состава орудийных расчетов.

Пушка фрегата F-125

АУ 127/64 LW  предназначены для поражения надводных, наземных и воздушных целей. Время перевода арту-становки в боевое положение составля­ет 5 с. Управление орудием производится с центрального дистанционного пульта управления. Барабаны могут быть снаря­жены снарядами двух типов (унитарными и раздельного заряжания). Для стрельбы изв АУ могут использоваться все виды стандартных боеприпасов НАТО: осколоч­но-фугасные со взрывателями различного типа, осветительные снаряды и т. д. Приме­няются также новые снаряды — «Вулкано», разработанные фирмой «ОТО Мелара».

Они имеют хвостовой стабилизатор и увеличенную дальность полета.

Снаряды типа «Вулкано» выполняются в трех модификациях:

— неуправляемый многоцелевой снаряд с баллистической траекторией (дальность стрельбы до 70 км);

— снаряд, наводимый на цель за счет встроенной системы самонаведения, применяется в основном для поражения надводных целей (дальность стрельбы до 70 км);

— снаряд, наводимый на цель инерциаль-ной системой наведения, использующей систему GPS для стрельбы по наземным целям (дальность стрельбы до 120 км).

Производство неуправляемых снарядов началось в 2007 году, а управляемые снаря­ды планируется выпускать с 2011-го.

С целью обеспечения противовоздушной обороны корабля в ближней зоне на фрегате проекта F-125 намечается установить дис­танционно управляемые 12,7-мм ЗАУ «Хи-троле» (HitroleNT Naval Tilting, рис. 6). Соответствующий контракт стоимостью 10 млн евро был также подписан Федераль­ным управлением по поставкам вооруже­ния МО Германии и руководством фирмы «ОТО Мелара» в апреле 2007 года. Всего будут поставлены 25 установок — пять для каждого из четырех фрегатов и пять для учебной подготовки артиллеристов.

ЗАУ обнаруживает цели с помощью ин­фракрасных и лазерных датчиков, а также видеокамеры с высокой разрешающей способностью, вмонтированной в водоне­проницаемый корпус. Лазерный дальномер предназначен для использования в любое время суток, что позволяет оператору точно определять дальность до цели на коротких дистанциях. ЗАУ интегрирована в систему боевого управления корабля.

Кроме АУ среднего калибра и ЗАУ на фрегатах планируется разместить две27-мм АУ MLG-27 (Modular Light Naval Gun Sys­tem, рис. 7), способные поражать воздуш­ные цели (БЛА, вертолеты, низколетящие воздушные цели) на дальности 2 500 м, надводные цели (малоразмерные суда и катера) на удалении 5 000 м, дрейфующие мины на расстоянии 1 000 м.

В систему управления артиллерийской установкой входит комплекс оптикоэлектронных средств. Сама система управле­ния АУ будет соединена с СБУ корабля. В АУ MLG-27 применяется подкалиберный снаряд FAPDS (Frangible Armour Piercing Discarding Sabot).

Система боевого управления (СБУ) пер­спективного фрегата, получившая название FuWES, разрабатывается концерном EADS совместно с фирмой «Атлас электроник» (Atlas Elektronik) на базе усовершенствованной СБУ АЫСБ быстроходных катеров ВМС Финляндии типа «Хамина», СБУ фрегатов типа «Заксен» (проект Р-124) и корветов типа «Брауншвейг» (проект К-130) ВМС Германии. Соответствующий контракт был заключен в марте 2006 года. СБУ будет включать подсистемы управле­ния вооружением, связи, навигации, обе­спечения безопасности полетов палубной авиации и другие. Она оперирует локаль­ными данными и данными, поступающими

по каналам обмена информаци­ей (системы Link 11 и Link 16). Программное обеспечение про­межуточного уровня выполнено на основе спецификации CORBA (Common Object Request Broker Architecture — обобщенная ар­хитектура брокера объектных запросов). Промежуточное программное обеспечение обе­спечивает совместимость и связь программных компонен­тов системы и взаимодействует с аппаратной частью. Взаимо­действие средств обнаружения, объектов управления, системы навигационного обеспечения и системы связи с компонентами программного обеспечения так­же осуществляется через сеть и через связующее программное обеспечение.

В программной архитектуре выделено пять основных про­граммных сегментов:

MTS (синтез данных раз­нородных датчиков MSDF), формирование картины общей тактической обстановки (TSC), обмен данными (Link);

TEWA (оценка степени опас­ности и назначение средств по­ражения);

NCCP (планирование кора­бельных операций и выработка сигналов управления);

-ESMC (текущий контроль и управление средствами на­блюдения и управляемыми объ­ектами);

— сегмент, объединяющий вто­ростепенные программы.

Программная архитектура системы боевого управления перспективного фрегата должна иметь модульную конструкцию и может быть расширена за счет добавления новых основных программных сегментов. Основ­ной программный сегмент будет разделяться на несколько более мелких программных компонен­тов, которые, в свою очередь, также будут состоять из модулей. Например, если рас­сматривать программный сегмент TEWA СБУ ANCS, то здесь могут быть добавлены программные компоненты, обеспечиваю­щие возможность ведения РЭБ и ПЛО. Компоненты программного обеспечения будут состоять из нескольких исполняемых программных модулей (tasks).

Сегмент, объединяющий второстепенные программы, предназначен для формирования следующих программных компонентов: боевая подготовка (Training), имитационное моделирование (Simulation), обеспечение навигационной безопасности (NavOp).

Программный компонент «боевая под­готовка» является базой данных входных и выходных параметров системы боевого управления. Эти параметры используются для обучения и тренировки экипажа. Они могут быть как реальными, так и имитиро­ванными. Имитацию данных об обстановке

осуществляет компонент «имитационное моделирование». Программный компонент «обеспечение навигационной безопас­ности» выполняет функции прокладки курса корабля, оценки навигационных опасностей (пересечение курсов) и пред­ставления данных о метеообстановке.

Новая система боевого управления фре­гатов проекта F-125 будет интегрирована в единую информационную сеть ВМС и ССО Германии.

СБУ будет также связана с интегриро­ванной системой управления и контроля (ИСУК), которая включает ряд подсистем: управления ГЭУ, аварийной сигнализации, сбора и регистрации данных, контроля бо­евых повреждений корабля и телевизион­ного наблюдения.

ИСУК фрегатов проекта F-125 базиру­ется на технологиях, полученных при раз­работке аналогичных систем для корвета типа «Брауншвейг» (рис. 8) и фрегата УРО типа «Заксен». Она будет распределенная, созданная по принципу открытой архитек­туры. Программное обеспечение элементов системы должно быть выполнено на едином ядре. Обмен данными будет происходить в режиме реального времени по локальной оптоволоконной сети, выполненной по кольцевой схеме и оборудованной дубли­рованными резервными элементами.

В систему будут входить стационарные многофункциональные пульты управления и контроля, взаимодействующие с удален­ными терминалами обработки данных, и локальными контроллерами, получающи­ми информацию от датчиков корабельных механизмов. Например, на фрегате УРО типа «Заксен» в системе ИСУК проис­ходит обработка почти 8 ООО сигналов, 5 ООО из которых обрабатывается в уда­ленных терминалах. В ИСУК корвета типа «Брауншвейг», являющейся дальней­шим развитием ИСУК фрегата УРО типа «Заксен», производится ее обработка почти 7 ООО сигналов (2 500 -в удаленных терми­налах и 4 500 — в локальных контроллерах корабельных механизмов). Таким образом, по мере развития этой системы и внедрения ее на фрегаты проекта F-125 основную на­грузку по обработке сигналов от датчиков корабельных механизмов будут принимать на себя локальные контроллеры, что позво­лит либо сократить число удаленных терми­налов обработки данных, либо высвободить их вычислительные мощности.

ИСУК будет также контролировать ра­боту корабельной системы приема жидких грузов (Bunker Safety System, или BSS-450), в которой должен автоматически осущест­вляться контроль давления в приемных корабельных трубопроводах в пределах 0,06-0,09 МПа и уровня жидкости в цистер­нах (рис. 9). Расход жидкости, протекаю­щей в магистральных трассах за клапаном-регулятором давления, составит 450 м3/ч.

Это позволит защитить цистерны от переопрессовки и избежать перелива жидкости в случае ошибки в результате нарушения правил эксплуатации при пополнении запасов. Данная система может найти применение и при проектировании для фрегатов F-125 топливозаправочной си­стемы вертолетов. Аналогичные системы, разработанные ранее, не автоматизирова­ны, имеют большие массу и габариты, а также стоимость.

В состав радиоэлектронного вооружения корабля войдут: радиолокационные стан­ции обнаружения воздушных и надводных целей, навигационные РЛС, РЛС опознава­ния «свой — чужой», инфракрасная система поиска и сопровождения «Сириус» фирмы «Талес» (Thaies Sirius IRST), аппаратура предупреждения об обнаружении чужими РЛС и распознавания систем связи. Систе­ма связи корабля будет включать: интегри­рованную систему обработки и обмена со­общениями (IMUS), систему FOCON 32, спутниковую связь, блоки шифрования и дешифрования данных.

Гидроакустическое вооружение, по заяв­лениям официальных представителей ВМС Германии, на перспективных фрегатах устанавливать не планируется. Тем не ме­нее в проекте МЕКО D, который был взят за основу при разработке проекта F-125, предусмотрено место для размещения гидроакустической станции в обтекателе под корпусом и буксируемой ГАС.

На корабле возможно базирование двух вертолетов NH-90. Взлетно-посадочная площадка фрегата способна также прини­мать машины массой до 15 т. После призем­ления транспортировка вертолета в ангар будет осуществляться одним оператором, управляющим автоматическим манипулято­ром при помощи портативного компьютера. Новая система транспортировки создается фирмами «МББ Фёрдер» (MBB Fцrder) и «Хебесистеме» (Hebesysteme).

С целью полноценного снабжения ко­раблей необходимыми запасами разрабаты­вается система своевременного и качествен­ного материально-технического обеспече­ния. В ВМБ Вильгельмсхафен создается новый наземный тренажерный комплекс для подготовки и обучения личного соста­ва второго экипажа. Тренажерный комплекс будет интегрирован в единую информаци­онную систему ВМС Германии.

ТТХ фрегата F-125

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account