Перевооружение Российской Федерации или особенности национальной статистики
С интересом прочитал статью «Россия готовится к войне», выложенную на сайте коллегой Бородой. С еще большим интересом ознакомился с комментариями… и был неслабо удивлен. В итоге захотелось собрать небольшую аналитику по поводу перевооружения ВС РФ.
Данный текст никак не претендует ни на широту, ни на полноту, ни на всеохватность и т.д. и т.п. В его основе – данные, полученные мной «в интернетах» — преимущественно со слов тех или иных людей, имеющих непосредственное отношение к вооруженным силам РФ или же к ее ВПК. Поэтому, уважаемые коллеги, не ждите строгих доказательств – в этой статье я просто высказываю , сложившееся у меня мнение по поднятому вопросу – причем только на примере только истребительной и фронтовой авиации РФ. Хотя изначально хотелось проанализировать и все ВВС и флот — но… объем и так приличный получается:)
Ситуация с отечественными ВВС в начале 2000-х и далее была… настолько «хороша», что руководство страны попросту засекретило данные о численности ВВС РФ. Что, наверное, и к лучшему – в противном случае количество инфарктов среди тех, кто еще питает какие-то иллюзии на тему того, что небо наше чем-то там прикрыто моментально испортит только-только выровнявшуюся демографическую ситуацию Российской Федерации.
Если взять оценку количества самолетов и вертолетов ВВС по данным открытой печати – например, не так уж и плохо составленный справочник русскоязычной википедии, то общее количество крылатых машин получается более чем впечатляющим. Перепечатываю общее количество, а в скобках – численность машин в составе ВВС/ в резерве.
Дальняя авиация (Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160) – 258 (88/170)
Фронтовая авиация (Су-34, Су-25, ударные Су-24) – 415 (299/92)
Истребительная авиация (Су-35, Су-30, Су-27, Миг-29, Миг-31) — 644 (644/?)
Разведывательная авиация (Миг-25РБ, Су-24МР, Ил-20М, А-50)) – 167 (167/?)
Транспортная авиация и танкеры – 719 (447/272)
Учебно-тренировочная и учебно-боевая авиация – 336 (220/116)
Боевые вертолеты – 786 (725/61)
Итого – вроде бы мощная сила, 3325 самолетов и вертолетов из которых 2590 машин находятся в боевых частях. Но если покопаться в интернетах и послушать служащих военных летчиков… В общем, о том, что стоит в резерве, можно сразу забыть – это уже не взлетит никогда. А вот из того, что якобы числится в составе ВВС РФ… тут выходит совсем интересно. Разберем на примере истребительной авиации. Все машины в составе ВВС можно поделить на 3 категории
Первая категория – это самолеты новых типов (Су-30 и Су-35С, произведенные в двухтысячных годах по заказу ВВС РФ) – мы их пока не трогаем.
Вторая категория – это самолеты более ранних моделей в строевых частях, находящиеся в боеготовности, которыми мы и будем воевать в случае чего. В сущности, вторая категория – это и был бы текущий состав наших ВВС, не будь новых поступлений по программе перевооружения 2011-2020 гг.
Третья категория – это самолеты, стоящие на приколе. Нет, это не резерв – просто-напросто машины крайней степени изношенности, ресурса которых хватит на 2-3 боевых вылета. Они вроде как находятся в строевых частях, но их эксплуатация, естественно, под запретом – а вот в случае войны мы посадим на них (если найдем, конечно) боевых пилотов. Увы, в случае серьезного противостояния с современными ВВС вероятных противников самолеты третьей категории в любом случае не переживут свои первые боевые вылеты.
Каково соотношение второй и третьей категорий? Разберем на примере знаменитого нашего Су-27. По данным вики у нас есть 12 Су-27СМ3, еще 55 Су-27СМ (раньше писали, что их около сотни) и 177 немодернизированных Су-27. Всего это дает довольно приличную цифру – 244 тяжелых истребителя семейства Су-27, вот только… вот только насколько я смог узнать, реально из них летает не более сотни, а скорее даже еще меньше.
Таким образом, если представленная мною цифра верна, выходит так, что из 244 тяжелых истребителей Су-27 на страже неба стоят 80-100, а из оставшихся… сколько из оставшихся смогут подняться в воздух, сказать вряд ли кто сможет. Ведь есть еще такое понятие как «каннибализм», когда для того, чтобы обеспечить боеготовность одного самолета, снимают железо с нескольких машин .
При этом следует иметь ввиду, что по уровню БРЭО до американских Ф-15 уровня хотя бы 90-х годов не так, чтобы дотягивают, но хотя бы могут быть поставлены в один ряд ровно 12 Су-27СМ3. Модификация СМ – результат откровенного жлобства, ресурс двигателя и планера продлили, а вот в части БРЭО – исключительно косметические изменения. Так что наши Су-27СМ летают с РЛС и прочим радиоэлектронным вооружением уровня 80-х годов прошлого столетия. А БРЭО Су-27 в 80-х уступало БРЭО американских «Иглов» уже тогда. И годы только увеличили этот разрыв.
По Миг-29СМТ – существует несколько версий того, каким образом и из за чего алжирцы разорвали контракт на 28 этих Мигов, и как они попали в родные ВВС. Есть мнение, что мы укомплектовали самолеты комплектующими «сэконд хэнд» и алжирцы нас разоблачили. Есть мнение, что на самом-то деле мы имели полное право (по условиям контракта) ставить неновое оборудование, но во всем виноваты происки конкурентов, а оборудование – это только предлог. Один очень уважаемый мною человек рассказал мне третью версию этой истории и я полагаю ее правильной, но вот беда – он не уполномочил меня озвучивать ее публично.
Как бы то ни было, в результате срыва алжирской негоции мы получили 28 (или все же 24?)вполне современных Миг-29СМТ с новыми двигателями и частично французским «фаршем» так что данные машины являют собой современный тип легкого истребителя, в котором большинство недостатков Миг-29 искоренены.
Эти 28 Миг-29СМТ стали прекрасным пополнением для ВВС. Но мизерным. Так что из 28 указанных вики СМТ-эшек скорее всего все на крыле – все они во второй категории.
Но кроме них вики указывает наличие еще 200 машин Миг-29 ранних модификаций…и вот тут есть совершенно страшное мнение – во вторую категорию не входит НИ ОДИН Миг-29, и что все они прикованы к земле. Возможно, это и не так, но надо сказать, что мне за последние несколько лет ни разу не попадались фотографии Миг-29 в воздухе или при подготовке к вылету – во всех случаях, когда речь шла об использовании в учениях Мигов фигурировали фото Миг-29СМТ.
Как бы то ни было, даже если какое-то количество Миг-29 еще на крыле – это машины выпуска 80-х и начала 90-х годов и остатки их ресурса таковы, что модернизировать их бесполезно – дешевле будет создать новые самолеты.
Миг-31 – начнем с того, что данный самолет является чистым перехватчиком, предназначенным для уничтожения целей наподобие высотных разведчиков и стратегических бомбардировщиков вероятного противника, совершенно негодный к ближнему воздушному бою (БВБ), так что ценность его в воздушном бою против тактической авиации противника не следует преувеличивать. Но не стоит и преуменьшать – ГРАМОТНО примененный Миг-31 чрезвычайно опасен – в конце-концов, много ли Ф-15 обрело свои воздушные победы в догфайте? Пилоты США предпочитают «отрабатывать» свои цели с больших дистанций, не ввязываясь в БВБ, но и Миг-31 в теории вполне на это способен. Однако количество самолетов этого типа «на крыле» указывается вики таким – 22 модернизированных и менее 100 – немодернизированных, есть мнения, что таких самолетов у нас ВСЕГО (и модернизированных и немодернизированных) не более сотни, но я слышал и другие оценки – не более 60-80.
Еще в ВВС РФ в период 1996-1998 гг поступило аж 3 (три) самолета Су-30.
Но и эти, сами по себе кошмарные цифры – еще не все. Мало того, что к 2010 г численность основных самолетов истребительной авиации ВВС РФ (Су-27/Миг-29/Миг-31) упала до (хорошо если) 250-300 машин, из которых хоть сколько-нибудь современными следовало считать ровно 43 (прописью – СОРОК ТРИ) боевых самолета (3 Су-30, 12 Су-27СМ3 и 28 Миг-29СМТ), так эти самолеты фактически остались без вооружения!
Единственная наша ракета дальнего боя — Р-33. Безусловно для своего времени Р-33 была очень мощной и совершенной ракетой, вот только 1980-е давно позади.
Это ракета с полуактивной ГСН, ее дальность 160 км, а единственный ее носитель — Миг-31. А теперь позвольте спросить — КОГО могла видеть БРЛС тридцать первого на дистанции в 160 км в те седые начала времен, когда дискеты были большими, а мониторы — маленькими? На дистанции 200 км цель с ЭПР в 19 квадратов обнаруживалась с вероятностью 0,5 т.е. Миг-31 с Р-33 мог бы отлично отработать, скажем, по стратегическому бомбардировщику. А вот по истребителю типа Ф-15 — я думаю хорошо, если километров на 80 — 90. К тому же были мнения, что Р-33 не слишком-то предназначена для атаки истребителей (как и американская «Феникс») поскольку ее маневренность принесена в жертву дальности полета.
В качестве ракеты среднего радиуса действия для наших самолетов предназначалась РВВ-АЕ – ракета с активной ГСН по своим ТТХ вполне соответствовавшая американской AMRAAM (по крайней мере на момент своего появления). Но беда заключается в том, что ВВС РФ так и не получили РВВ-АЕ – похоже на то, что какое-то количество их попало испытателям, а вот на вооружение строевых войск эти ракеты так и не поступили. В итоге «нашим всем» осталась старушка Р-27, с ее полуактивным наведением, и которая могла бы составить конкуренцию разве что древней "Спэрроу".
Увы – результат поединков современных истребителей НАТО с их превосходными БРЭО и AMRAAM против наших Су-27 и Су-27СМ с их давным-давно устаревшими РЛС Н001, крайне слабым РЭБ да еще и полуактивными ракетами, требующими постоянной подсветки целей РЛС самолета (т.е. отсутствие маневренности при атаке цели) предсказать нетрудно.
Единственный свет в конце тоннеля – это ракета малого радиуса действия Р-73. На момент своего появления она была, пожалуй, лучшей ракетой мира в своем классе, а в сочетании с нашими нашлемными прицелами и оптико-локационными станциями – и вовсе Рукой Господа. Но время идет – к 2010 г импортные ракеты догнали и обогнали Р-73 (хотя ходят слухи о неких модификациях Р-73, которые не позволили нашему чемпиону стать аутсайдером). Как бы то ни было, ВВС РФ действительно и в 2010 г все еще располагали грозной ракетой для ближнего боя – но как было бы русским пилотам сблизиться с истребителями «заклятых друзей»?
Правда, обычно в таких случаях вспоминается удивительная маневренность отечественных самолетов. В теории все эти «Чакры Фролова», «Кобры Пугачева» позволяют тому же Су-27 вывернуться из под взявшей его на прицел вражеской ракеты и легко одерживать победы в ближнем воздушном бою, за счет феерических возможностей маневра… увы, все это – исключительно теория. На практике же в строевых частях весь подобный пилотаж на Су-27 категорически запрещен – наши самолеты действительно могут делать такое, на что не способны американские или какие иные, но — только в руках пилотов экстра-класса, наподобие того же Пугачева. У обычного строевого пилота даже во времена СССР не хватало на это квалификации.
Иными словами, к 2010 г истребительная авиация РФ насчитывала порядка 200-300 истребителей «на крыле» из которых только 43 машины можно было считать современными, остальные по уровню БРЭО «застряли» в 80-х годах, но даже для них не было хоть сколько-нибудь адекватного вооружения (не считая ракет для БВБ). При необходимости (и наличии пилотов) это количество могло быть, вероятно, увеличено еще машин на 200-300 «одноразовых» самолетов третьей категории – на пару тройку боевых вылетов… Можно еще вспомнить не то 10 не то 18 оставшихся в эксплуатации Су-33 от нашего единственного авианосца «Адмирал Кузнецов». Эти самолеты не входят в состав ВВС, а числятся в морской авиации, но это и все.
Чем можно было компенсировать такие сокрушительное несоответствие матчасти задачам защиты отечества? Только качеством подготовки пилотов. Но и тут все было… мягко говоря – нехорошо. С одной стороны – часы налетов стали возрастать, но с другой… самолетов осталось так мало, что интенсивные тренировки привели бы только к одному – быстрому переводу самолетов второй категории в третью.
С одной стороны, сегодня интернет пестрит сообщениями о все новых и новых учениях, однако военные профессионалы только вздыхают – ни интенсивность ни сложность этих учений не идут ни в какое сравнение с тем, что было в СССР. Это в СССР могли ночью поднять по тревоге, скажем, полк Ту-22М3 со средствами усиления на Дальнем Востоке, перебросить его на Север, дозаправить, и тут же заставить выполнить поиск и уничтожение военно-морской группировки «противника» где-то в Баренцевом море. Да еще и с фактическими пусками ракет. И никто бы даже не стал бы ничего такого печатать в газетах – это же рутина, обычная военная подготовка… А сейчас подняли на учение эскадрилью, пострелять по воздушным мишеням – напишут 20 раз во всех газетах так, будто учения «Океан» провели. Только в самое последнее время вроде как получше стало.
Уважаемые поклонники конспирологии – обращаю Ваше внимание, что под фанфары «Единой России» и заполошные крики «Слава Великому Путину!» истребительная авиация ВВС РФ была низведена до состояния, в котором она вообще не могла бы решать никаких задач – ну разве что считать за таковые подавление ВВС наподобие «великой ичкерии» или там «джорджии»… Драка с теми же германскими «люфтваффе» или как там они сегодня зовутся, стала бы сильнейшим испытанием, и не факт, что мы бы выиграли… Всем, кто считает Путина агентом Госдепа, хочу сказать – все, что нужно было сделать, это усилить подготовку пилотов ВВС (заставив вырабатывать оставшиеся в строю машины свой ресурс ускоренными темпами), задержав при этом поставку новых самолетов в части. И к 2015-2017 гг мы бы лишились бы истребительной авиации ВВС. Вообще.
Но все же где-то что-то шевельнулось, и в войска пошли новые машины.
Су-35С – чрезвычайно грозный воздушный боец.
В 2009 г был подписан контракт на поставку 48 таких машин в ВВС РФ в срок до 2015 г включительно. На сегодня ВВС РФ располагает 22 такими самолетами, из которых 12 машин были поставлены в 2013 году. Таким образом, можно смело предполагать, что данный контракт будет выполнен в срок. Много слухов о том, что вскоре будет подписан новый контракт еще на 48 машин, а может и больше – вероятно все же количество Су-35С будет зависеть от сроков выполнения программы ПАК ФА, но это только мои догадки.
На сегодняшний день в части истребительной авиации подписаны контракты на поставку 60 Су-30СМ и 20 Су-30М2, причем на конец 2013 г поставлено 8 Су-30М2 и 16 Су-30СМ. Это очень грозные двухместные истребители, способные неплохо «отработать» и по земле и в небе. Индусы вполне довольны подобными машинами (Су-30МКИ), а их летчики заставили здорово попотеть американских пилотов на совместных учениях. Для нас же эти самолеты важны просто до чрезвычайности – двухместные машины не только куда эффективнее одноместных при работе по наземным целям, но и позволяют эффективно обучать молодых пилотов в частях.
Кроме этого есть контракт на поставку 20 Миг-29К и 4 Миг 29КУБ к 2015 г, причем в 2013 г поставлено по две машины каждого типа. Строго говоря, эти самолеты не имеют отношения в ВВС РФ, поскольку предназначены для переоснащения авиакрыла «Кузнецова», но тем не менее…
Таким образом, можно говорить о том, что в настоящее время по тяжелым истребителям (Су-30 и Су-35С) законтрактовано производство 128 таких самолетов до 2015-2016 гг, из которых по состоянию на конец 2013 г поставлено 48 машин. Но самое главное – производство самолетов этих типов достигло 30 машин в год и его собираются наращивать еще …
Если в 2012 г для наших ВВС было построено 8 Су-35С, то в 2013 г – 12. В 2012 г было построено только 2 Су-30СМ, в 2013 г — 14 Су-30СМ и 4 Су-30М2 http://topwar.ru/37859-77-samoletov-i-bolee-100-vertoletov-v-2013-godu.html
Если эти наши планы будут выполнены то к концу 2015 г в строй войдут не менее чем 108-110 современных тяжелых истребителей, которые наряду с примерно семьюдесятью старыми Су-30, Су-27 модификаций СМ3 и СМ, 28 Миг-29СМТ и несколькими десятками Миг-31 (из которых часть будет модернизирована до Миг-31БМ) образуют все те же 250-300 истребителей (плюс 20 современных Миг-29К в морской авиации), что мы имели в 2010 г. Но теперь это в большинстве своем вполне современные машины, так что вполне можно говорить о том, что истребительная авиация ВВС РФ, упав до самого низа, отжалась и начала путь наверх.
Когда мы сравниваем текущий выпуск самолетов с гигантскими википедийными цифрами состава ВВС РФ, то нам кажется, что пополнения от нашей промышленности ни в какой степени не могут покрыть потребность отечественных ВВС в самолетах. На самом же деле, с учетом реальной, а не дутой численности наших ВВС к 2015 г мы, по сути, возродим истребительную авиацию ВВС РФ и обеспечим ее современной матчастью. Конечно, цифры в 250-300 истребителей для огромной России выглядят как насмешка, но… Мы уверено выходим на производство 25-30 тяжелых истребителей в год. С учетом того, что срок службы таких машин – не менее 25 лет, то подобные темпы позволят нам создать и поддерживать не менее чем 600-750 самолетную группировку «истребителей-тяжей», было бы желание и деньги…Таким образом авиапром РФ даже в текущем состоянии вполне способен возродить былую мощь отечественных ВВС.
Разберем коротенечко возможности нашей фронтовой авиации. Интересно, что данные вики и экспертные оценки примерно совпадают — к 2010 г в ее составе находились (на крыле) примерно 150 Су-25 и порядка 120 Су-24. Численность откровенно не впечатляет – особенно с учетом того, что подавляющее большинство Су-25 попросту не может применять управляемое оружие. Су-25 располагает всего лишь лазерным прицелом-дальномером, что позволяет использовать ракеты с лазерным наведением только в хорошую погоду и при отсутствии помех (дым, к примеру) – практика применения показывает, что о какой-то эффективности можно говорить только тогда, когда цели «подсвечивает» лазер наземного наводчика. Пилоты Су-25 из за малой дальности ракет и прицела попросту не успевают осуществлять обнаружение, идентификацию и поражение целей, даже если работают в паре. Ну а какой может быть эффективность использования НУР и свободнопадающих бомб в условиях современной ПВО?!! Даже ПВО Грузии оказалась далеко за пределами возможностей Су-25.
Су-24 – старый, хотя и заслуженный и любимый летчиками самолет, однако его боевые возможности мало ушли от Су-25. Несмотря на программы модернизации его век, очевидно, заканчивается – последние самолеты этого типа должны покинуть ряды фронтовой авиации в 2020г.
Поставка новейших Су-34 (в настоящее время их передано 39 ед, в 2013 г выпущено 14 машин, а до 2015 г их количество увеличится не менее чем до 65-70 машин) по сути придает нашей фронтовой авиации реальные возможности уничтожать цели и действовать против самых современных и хорошо эшелонированных систем ПВО противника.
Фактически ПВО Грузии была убита тремя такими самолетами и по мнению экспертов, групповой налет Су-34 (при условии прикрытия соответствующими силами) способен взломать ПВО любой страны-члена НАТО (если конечно НАТО не создаст подавляющего численного превосходства). С появлением Су-34 наша фронтовая авиация вновь станет реальной силой, в то время как на Су-24/25 она могла бы разве что показать, что знает, как умирать достойно.
Покамест для ВВС РФ законтрактована поставка 124 Су-34, но это количество может быть и увеличено – в любом случае, достигнута производительность 14 машин в год, что при сроке службы в 25 лет позволяет создать и поддерживать группировку в 350 таких самолетов. Опять же, было бы желание и деньги…
Но, конечно же, остается крайне животрепещущий аспект – вооружение! Что толку от самых современных самолетов, если на их подвесках – все те же свободнопадающие бомбы и НУР-ы?
Но по некоторым данным – и тут у нас все налаживается. По имеющимся у меня данным новая линейка ракет воздушного боя (малой, средней и большой дальности, РВВ-МД, РВВ-СД и РВВ-БД), а также ракет класса «воздух-поверхность» — Х-38, новейших модификаций Х-31 и проч. в настоящее время закончили или же заканчивают государственные испытания и вовсю осваиваются нашим Липецким центром. Под них разрабатываются методики боевого применения, а потом – в войска!
Отдельно, правда, хотелось бы сказать о наших корректируемых бомбах. Судя по всему, тяжкий удар диких 90-х не прошел для нас даром – несмотря на все наши попытки создать аналог американской JDAM – комплекта оборудования, который заставляет падать обычную свободнопадающую бомбу по точным координатам цели за счет использования аналога GPS-навигатора, мы такую авиабомбу пока создать не смогли. Наша специализированная КАБ-С, наводящаяся по данным ГЛОНАСС имеет дальность 6-8 км – т.е. втрое меньше JDAM. Это малоприемлемо – при использовании такой бомбы самолет входит в самую ближнюю ПВО, подставляясь даже под ПЗРК. Видимо все силы сейчас брошены на более приоритетные направления – ракеты воздушного боя и противорадиолокационные, без которых нельзя достичь господства в воздухе. Тем не менее, КАБ-С, возможно, все же попадут в войска.
В целом же можно констатировать следующее – благодаря усилиям наших руководителей к 2010 г ВВС РФ превратились в ужасное зрелище. Истребительная авиация уровня 80-х годов, штурмовики, принципиально мало чем отличающиеся от Ил-2, но даже это — мизерной численности… Благодаря усилиям последних лет мы все же не останемся без ВВС (что реально угрожало нам году эдак к 2015-2017 если бы запустение продолжалось) и более того – уже к началу 2016 г получим современную фронтовую и истребительную авиацию сопоставимой численности с фактическим составом нашей авиации в 2010 г. Сейчас годовой выпуск собственно боевых машин доведен до 25-30 тяжелых, 4 легких истребителей и 14 фронтовых бомбардировщиков, при этом к 2015 г ожидается, что ежегодно мы сможем выпускать не менее 54 таких самолетов, что теоретически позволит нам в период с 2016 по 2020 г ввести в строй не менее 270 тяжелых и легких истребителей и фронтовых бомбардировщиков, доведя общую численность таких машин до 400 к 2020 г., а если учитывать рост производства – так и куда больше. Как я уже говорил, было бы желание и деньги, производственные мощности вполне соотвтетствуют. Этого недостаточно для защиты РФ от внешних угроз, но все же это огромный шаг вперед по сравнению с тем, чем мы располагаем сейчас. И параллельно с вводом в строй новых самолетов создается управляемое оружие для них.
Так что для нас еще не все потеряно.