Пассажирский самолет Dornier Do C.3 Komet. Германия
Винтажная статья более чем вековой давности из журнала «Flight» (выпуск от 31 марта 1921 года), которая, думаю, заинтересует читателей коллег.
НОВАЯ НЕМЕЦКАЯ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКАЯ МАШИНА
Dornier C3, Двигатель B.M.W. мощностью 185 л.с.
В нашем выпуске от 16 декабря 1920 года мы опубликовали описание машин Zeppelin Dornier, изготовленных на заводе в Линдау. В этой статье была представлена новейшая летающая лодка-моноплан, изготовленная на заводе концерна Zeppelin, и было отмечено, продукция герра Клода Дорнье, главного конструктора компании, заслуживает внимания. В то время мы также пообещали наших читателей в курсе относительно любых новых разработок, которые могут увидеть свет. Теперь появилась возможность сдержать это обещание, поскольку завод концерна Zeppelin изготовил новый и очень интересный моноплан по проекту герра Дорнье. Мы полагаем, что между заводами концерна Zeppelin в Линдау и Штаакена (главным конструктором последнего был герр Рорбах) идет довольно острая конкуренция за то, кто первым сможет создать действительно успешную коммерческую машину. Четырехмоторный моноплан Zeppelin Staaken был описан и проиллюстрирован в нашем выпуске от 17 марта, где мы также воспроизвели первую опубликованную в Великобритании фотографию модели, предназначенной для испытаний в аэродинамической трубе, нового двухмоторного моноплана Staaken, который в настоящее время находится на стадии изготовления. В то время как герр Рорбах, похоже, уделяет свое внимание довольно крупным машинам, герр Дорнье из Линдау теперь, похоже, больше специализируется на небольших одномоторных самолетах. Новейшей из его разработок является представленный в данной статье моноплан C3. За иллюстрации и данные, относящиеся к этой машине, мы благодарны немецкому авиационному журналу «Illustrierte Flug-Woche».
Do.C3, такое обозначение получила новая машина, представляет собой цельнометаллический моноплан с достаточно толстым агрохимическим профилем крыла. Особенность, которую Do.C3 разделяет с предшествующей ему летающей лодкой-монопланом, заключается в том, что, хотя крыло имеет толстый профиль, оно не сужается ни по длине хорды, ни по толщине высоте профиля. Форма крыла, по всей видимости, стала причиной, почему оно не стало полностью свободнонесущим и дополнительно усилено двумя парами подкосов. С аэродинамической точки зрения сужение крыла является преимуществом, так как в этом случае можно получить довольно высокое аэродинамическое качество, сохраняя при этом довольно высокую максимальную подъемную силу. Однако такое трапециевидное крыло дороже в изготовлении чем прямоугольное крыло и, именно этот факт повлиял на выбор герром Дорнье формы крыла.
С конструктивной точки зрения крыло Do.C3 интересно тем, что оно полностью изготовлено из металла. Каркас крыла изготовлен из стали, в то время как в качестве обшивки, как утверждается, используется листовой дюралюминий. Хотя эта обшивка, несомненно, укрепляет крыло, при расчёте напряжений машины это не учитывалось. Фактически металлическая обшивка предназначена для поддерживать точную кривизну крыла, поскольку было обнаружено, что незначительные изменения кривизны крыльев иногда могут иметь чрезвычайно большое влияние на их аэродинамические свойства. Крыло имеет нулевой угол поперечного V и от законцовки до законцовки представляет собой единое целое. Крыло устанавливается на верхнюю поверхность пассажирского салона. Усиление крыла осуществляется с помощью четырех стальных труб обтекаемого поперечного сечения, по две с каждой стороны, идущих к нижним лонжеронам фюзеляжа. Благодаря значительной высоте фюзеляжа угол наклона трубчатых подкосов очень хороший. Небольшие элероны установлены вблизи законцовок крыла, а коленчатые рычаги и другие элементы системы управления элеронами скрыты внутри крыла.
Горизонтальное оперение также имеет приблизительно прямоугольную форму в плане и представляет собой свободнонесущую конструкцию, аналогичную конструкции крыла. Руль высоты разделен и несбалансирован. С другой стороны, в вертикальном оперении, руль направления имеет роговую компенсацию, выступающую вперед непосредственно над килем. Фиксированные поверхности хвостового оперения и поверхности управления также имеют обшивку из алюминиевого сплава.
Фюзеляж представляет собой стальную конструкцию, покрытую дюралюминием, и имеет очень высокую переднюю часть. Двигатель установлен довольно высоко, и центр тяги лишь немного ниже уровня крыла. Пассажирский салон находится позади двигателя и отделен от него противопожарной перегородкой. В салоне предусмотрены места для шести пассажиров, которые входят в салон через дверь, расположенную на правом борту, непосредственно с земли, поскольку пол фюзеляжа находится исключительно низко над землей. На каждом стороне салона предусмотрены окна, и поскольку крыло находится над салоном, то пассажиры получают беспрепятственный обзор вниз. Следует отметить, что поскольку машина в значительной степени предназначена для эксплуатации над прекрасными пейзажами Швейцарии, это является большим преимуществом. Большое внимание было уделено предотвращению возгорания на борту: все топливные баки расположены в консолях крыла за пределами фюзеляжа.
Пилот размещается в задней части пассажирского салона, его кабина расположена сразу за задней кромкой крыла. Здесь, как утверждается, он получает очень хороший обзор, поскольку находится на одном уровне с задней кромкой и, таким образом, может по своему желанию смотреть выше или ниже крыла.
Пожалуй, одной из самых интересных особенностей Do.C3 является ходовая часть. Как видно из прилагаемых иллюстраций, основные стойки шасси выполнены в виде крыла малого размаха, полностью охватывающего межколесную ось с цельными колесами на каждой законцовке. Было бы трудно представить себе более простую ходовую часть, сопротивление которого должно быть довольно небольшим. В то же время конструкция шасси, вероятно, довольно тяжелая и она почти обязательно должна быть такой, чтобы воспринимать нагрузки от колес на двух законцовках короткого свободнонесущего крыла.
Двигатель B.M.W. мощностью 185 л.с., установленный на этой машине, представляет собой увеличенный по размеру шестицилиндровый мотор с высокой степенью сжатия и является одним из лучших образцов современных двигателей немецкой конструкции. Он очень экономичен в отношении расхода топлива даже при полностью открытой дроссельной заслонке, а конструкция двигателя позволяет ему сохранять полную мощность до высоты около 10000 футов (3048 м). В крейсерском полете двигатель развивает нормальную мощность 200 л.с. при частоте вращения вала двигателя 1400 оборотов в минуту, в то время как в течение коротких промежутков времени, например, при взлете, частота вращения может быть увеличена до 1500 оборотов в минуту с увеличением мощности до 240 л.с.. Поскольку машина имеет довольно низкую удельную нагрузку на крыло, как говорят, она хорошо взлетает и имеет хороший набор высоты, при этом для взлета требуется лишь небольшой разбег.
Ниже приведены основные данные, относящиеся к Do.C3
- Размах крыла 55 футов 9 дюймов (17,0 м);
- общая длина 29 футов 10 дюймов (9,1 м);
- высота 8 футов 3 дюйма (2,5 м);
- длина хорды 9 футов 10 дюймов (3,0 м);
- площадь крыла – 506 кв. футов (47,0 м²);
- масса пустого: 2420 фунтов (1100 кг);
- масса полезной нагрузки 1600 фунтов (725 кг);
- масса с полной нагрузкой 4020 фунтов (1825 кг);
- нагрузка на квадратный фут 7,95 фунтов (38,8 кг/м²);
- нагрузка на л.с. (из расчета 200 л.с.) 20 фунтов (9,1 кг);
- максимальная скорость 103 мили в час (166 км/ч);
- крейсерская скорость 80 миль/ч (129 км/ч);
- практический потолок 16500 футов (5000 м);
- расход топлива 0,45 фунта/л.с.×час (0,2 кг/л.с. ×ч);
- расход масла 0,022 фунта/л.с.×час (0,01 кг/л.с. ×ч);
- дальность полета около 400 миль (645 км).
источник: «A new german all-metal machine» «Flight» March 31, 1921, pages 223-224
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-passazhirskii-samolet-dornier-do-c3-komet-germaniya