Пассажирский самолет Avro 618 Ten и его варианты. Часть 1. Пассажирский самолет Avro 618 Ten
В 1928 году Р. Х. Добсон (R. H. Dobson), Х. Э. Броудсмит (H. E. Broadsmith) и другие ключевые сотрудники компании Avro провели некоторое время в цехах расположенной в Амстердаме знаменитой фирмы N. V. Nederlandsche Vliegtuigenfabrik (Fokker), изучая чертежи, проектные данные и производственные процессы. Благоприятный отчет этой технической миссии привел к приобретению лицензии на постройку самолетов Fokker F.VIIB/3m для последующей их продажи на территории всей Британской империи (за исключением Канады). Всемирный успех этого прочного трехдвигательного пассажирско-транспортного самолета был результатом объединения неразъемного свободнонесущего покрытого фанерой толстопрофильного крыла и фюзеляжа, сваренного из стальных труб и покрытого полотном.
Как ни парадоксально, но эти особенности не пользовались большим доверием британских властей. К счастью, британское Министерство авиации уже получило построенный в Нидерландах F.VIIA/3m J7986, доставленный в мае 1926 года главным летчиком-испытателем компании Fokker Грасе (Grase). По прибытии в Мартлшем самолет изумил зрителей, совершив над городом мертвую петлю. Серия испытаний, во время которых F.VIIA/3m выдержал все попытки разрушить себя, в конечном итоге расчистила путь для сертификации версии, построенной компанией Avro. Хотя в целом самолет был похож на голландский оригинал, но, чтобы удовлетворить британским требованиям летной годности, он отличался в некоторых деталях, в частности в наклоне вниз линии действия тяги носового двигателя. Оснащенный тремя 240-сильными радиальными двигателями Armstrong Siddeley Lynx IVB, он был известен как Avro 618 Ten, потому что перевозил восемь пассажиров и двух членов экипажа.
схема Avro 618 Ten
Общий объем производства составил 14 самолетов. Пять машин были заказаны основанной в 1929 году сэром Чарльзом Кингсфордом Смитом (Sir Charles Kingsford Smith) и Чарльзом Ульмом (Charles Ulm) авиакомпанией Australian National Airways Ltd (A.N.A.). Первый из этих самолетов был выставлен в июле 1929 года в Лондоне на Олимпийской авиавыставке (Olympia Aero Show) и позднее для прохождения в Вудфорде летных испытаний получил номер британской гражданской регистрации G-AADM. В качестве комплимента флагманскому самолету-ветерану Смита «Южный Крест» («Southern Cross») новые машины были названы «Южное небо», «Южная звезда», «Южная луна», «Южное облако» и «Южное солнце» («Southern Sky», «Southern Star», «Southern Moon», «Southern Cloud» and «Southern Sun»). «Южане» предназначались для ежедневного шестичасового использования на открытом 1 января 1930 года 500-мильном (926 км) маршруте Брисбен — Сидней и на открытом 1 июня 1930 года 480-мильном (888 км) маршруте Сидней — Мельбурн.
29 апреля 1931 года «Southern Sun» (капитан П. Линч-Блосс (Capt. P. Lynch Blosse)) и «Southern Star» (капитан Дж. Э. Моллисон (Capt. J. A. Mollison)) помогли доставить первую экспериментальную авиапочту на австралийском участке маршрута Англия – Австралия. Для этого «Southern Sun» и «Southern Star» забирали в Брисбене у Кингсфорда Смита и его «Southern Cross» мешки с почтой и летели с ними в Сидней и Мельбурн соответственно. Те же два Avro Ten 23-24 апреля вернулись в Брисбен с первой северной почтой, а два других самолета выполнили подобную функцию для второй авиапочты, когда «Southern Moon» (капитан П. Дж. Тейлор (Capt. P. G. Taylor)) вылетел 14 мая из Дарвина в Сидней, в то время как «Southern Sky» (капитан Э. Чейслинг (Capt. E. Chaseling)) взял почту для Мельбурна.
21 марта один из самолетов A.N.A. – «Southern Cloud» (капитан У.Т. Шортридж [Capt. W. T. Shortridge]) – исчез в расположенных между Мельбурном и Сиднеем Австралийских Альпах (горы Стратбози [Strathbozie Mountains]). Расходы, связанные с поиском «Southern Cloud», и снижение трафика вынудили авиакомпанию Australian National Airways Ltd закрыться. Последней её крупной операцией была доставка специальной рождественской авиапочты 1931 года, когда 52 780 писем общим весом 1340 фунтов (608 кг) были доставлены в Англию. 15 ноября «Southern Sun» (капитан Дж. У. Аллан (Capt. G. U. Allan) вылетел из Хобарта, Тасмания, взял австралийскую почту и 23 ноября, взяв курс на север, вылетел из Дарвина. Однако 26-го числа машина была сильно повреждена в аварии на взлете в Алор-Старе (Alor Star). Ситуацию спас Кингсфорд Смит, который на «Southern Star» совершил дальний перелет по этому маршруту и 16 декабря приземлился с почтой в Кройдоне. После очень быстрого ремонта на заводе Avro в Хэмбле, 1 января Avro Ten вылетел обратно и 19 января прибыл в Дарвин.
Avro 618 Ten VH-UNA «Southern Sun», вылетевший из Сиднея в Кройдон с грузом рождественской почты, 16 ноября 1931 года
По возвращении из Кройдона самолет «Southern Star» был продан Hart Aircraft Co. Ltd., которая 4 апреля 1933 года открыла линию Мельбурн – остров Флиндерс – Лонсестон (Melbourne – Flinders Island – Launceston). На этой линии самолеты летали два раза в неделю. Тайна исчезновения «Southern Cloud» осталась нераскрытой, пока 26 октября 1958 года пропавший самолет не был обнаружен в горах на высоте 5000 футов (1524 м) в области Тулонг (Toolong Range). Пластина завода-производителя с надписью «Avro 10 No. 1» (подтверждавшую номер гражданской регистрации VH-UMF, бывш. G-AADM) по-прежнему была удобочитаема.
Самолеты Avro Ten с номерами гражданской регистрации VH-UNJ и VH-UPI были построены для авиакомпании Queensland Air Navigation Co. Ltd. из Брисбена, 1 апреля 1930 года открывшей линию в Таунсвилль (Townsville) с полетами три раза в неделю, а 12 августа — маршруты в Лисмор (Lismore) и Графтон (Grafton). Когда в январе 1931 года компания была закрыта, этот самолет и принадлежавший ранее A.N.A. «Southern Sky» были переданы New England Airways Ltd. Эта компания полетами «City of Grafton» (бывший «Southern Sky» капитан К. Вирту [(Capt. K. Virtue)]) отвечала за сектор Брисбен – Нарромин (Narromine) открытой 21 декабря 1934 года первой регулярной авиапочтовой линии Англия – Австралия.
Кризис, погубивший A.N.A., также принес крах Hart Tasmania service, передавшей в конце 1934 года свой единственный Avro Ten VH-UMG компании Australian Transcontinental Airways Ltd для полетов на открытой 19 августа 1935 года капитаном Дж. Чапманом (Capt. J. Chapman) новой линии Аделаида – Дарвин. Это предприятие также оказалось недолговечным и 11 октября того же года закрылось. Когда компания New England Airways Ltd. также была закрыта, её небольшой флот самолетов Avro 618 Ten был приобретен сиднейской авиакомпанией Airlines of Australia Ltd.
Изменения названия также произошли, когда в 1932 году Чарльз Ульм купил у ликвидированной A.N.A. старый «Southern Moon» и призвал к себе винг-коммандера (подполковника авиации) Лоуренса Дж. (позднее сэр Лоуренс) Уокетта (Wing Cdr. L. J. [later Sir Laurence] Wackett). Уокетт восстановил машину на верфи острова Какаду (Cockatoo Island) в качестве самолета большой дальности, похожего на «Southern Cross». Самолет получил крыло большего размаха, а фюзеляж был усилен для того, чтобы вместить 260-галлонный (1182 л) топливный бак. В силовой установке также произошла замена: двигатели Lynx были заменены тремя 330-сильными радиальными Wright Whirlwind J6-7. Переделанная машина, получившая новые номер гражданской регистрации VH-UXX и имя «Faith in Australia», 1 июня 1933 года была выкачена из цеха, а 14 июня вылетела в Сидней для кругосветного полета с экипажем в составе Ульма, П. Дж. Тейлора и Дж. У. Аллана, начать который планировали 24 июня. Проблемы с двигателем помешали им достигнуть Англии в рекордные сроки, и VH-UXX приземлился в Хестоне лишь спустя 17 дней – 10 июля. Затем перед перелетом через Атлантику на побережье Портмарнок (Portmarnock Strand), Дублин, произошла неудача: под действием веса топлива у самолета разрушилось шасси, и волна захлестнула машину накануне взлета. При восстановлении на заводе Avro в Вудфорде самолёт получил полностью новый фюзеляж со стандартными пассажирскими окнами. Затем «Faith in Australia» была доставлена в Брукландс (Brooklands), где Ульм решил отказаться от кругосветного перелета. Вместо этого 12 октября он вылетел с аэродрома Fairey в Хитроу и прибыл в Дерби в полночь 19 октября, успешно установив новый рекорд на маршруте Англия – Австралия – 6 дней 17 часов 45 минут.
Чарльз Ульм, П.Дж. Тэйлор и экипаж в Вудфорде в октябре 1933 года с перестроенным Avro Ten «Faith in Australia» (три 330-сильных Wright Whirlwind)
В ночь с 3-4 декабря VH-UXX выполнил свой первый перелет через Тасманово море, в ходе которого две леди были доставлены в Нью-Плимут (Новая Зеландия). После гастрольного тура по Новой Зеландии 2 февраля 1934 года Ульм с грузом почты вернулся в Австралию, снова перелетев через море. После этого самолет выполнил еще два перелета Австралия – Новая Зеландия – Австралия (апрель 11/14, 12 мая/11 июля), после чего вылетел в Новую Гвинею с первым экспериментальным авиапочтовым полетом. После того как в ноябре 1934 года Ульм, летевший на Airspeed AS.6 Envoy, пропал над Тихим океаном, VH-UXX хранился в старом ангаре в Маскоте, пока в 1935 году не был оборудован неоновыми вывесками для ночной рекламы в Сиднее. В 1941 году авиакомпания Stephens Aviation Ltd отправила самолет в Вау (Wau) для работы на золотых приисках, и в первые дни японского вторжения он выполнил множество ночных эвакуационных полетов между Новой Гвинеей и Австралией. Хотя он избежал японцев, этот исторический самолет остался гнить за ангаром в Таунсвилле.
В апреле 1931 года шестой Avro Ten (номер гражданской регистрации G-AASP) был передан авиакомпании Imperial Airways Ltd., в которой получил наименование «Achilles». Машина была отправлена в Каир и сдана в долгосрочную аренду Iraq Petroleum Transport Co. Ltd для выполнения патрулирования пустынных трубопроводов. Вторая машина (номер гражданской регистрации G-ABLU), переданная в июне 1931 года и получившая имя «Apollo», также была отправлена в Ирак. В июне 1933 года оба Avro Ten были возвращены на европейские трассы, но, работая на цюрихской авиалинии, время от времени базировались в Ле Бурже. 30 декабря 1938 году во время полета по маршруту Кройдон-Брюссель «Apollo» сгорел после удара о расположенную между Гентом и Брюгге радиомачту. «Achilles» же просуществовал до первой половины Второй Мировой войны.
В попытке установить воздушный маршрут в Индию для авиакомпании Indian State Airways в 1931 году были построены четыре Avro Ten. Однако финансовые трудности привели к отказу от планов, и заказ был сокращен до одного самолета (номер гражданской регистрации VT-ACT), использовавшегося для полетов вице-короля. Две оказавшиеся бесхозными машины были проданы авиации армии Египта. 11 января 1932 года эти самолеты, пилотируемые Кларксоном (Clarkson) и Кэмероном (Cameron), с британскими опознавательным знаками на борту вылетели из Хестона. В сентябре 1934 года один из этих самолетов наконец-то нашел свое призвание, работая в Indian National Airways Ltd на линии Карачи — Лахор. В 1937 году вице-королевский Avro Ten был использован для полета чиновников британского Министерства авиации над югом штата Шан (Бирма), обследовавших предлагаемый маршрут в Китай. Четвертая машина первоначального индийского заказа оставалась на заводе Avro, пока в апреле 1933 года по заказу Джона Сворда (John Sword) не была завершена. Самолет, получивший номер гражданской регистрации G-ACGF, совместно с Airspeed AS.4 Ferry должен был в составе компании Midland and Scottish Air Ferries Ltd совершать полеты на линий Ренфрю (Renfrew) – Белфаст и Ренфрю – Спик (Speke).
Последним из всех Avro Ten был K2682, доставленный 27 июля 1936 года в Wireless and Equipment Flight Королевского авиационного НИИ (Royal Aircraft Establishment — RAE), Фарнборо.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Avro 618 Ten
Назначение: пассажирский самолет
Статус: мелкосерийное производство
Компания-производитель: A. V. Roe and Co. Ltd, Ньютон-Хит, Манчестер; аэродром Хэмбл, недалеко от Саутгемптона, Хэмпшир
Силовая установка:
три 240-сильных Armstrong Siddeley Lynx IVB или IVC
или три 330-сильных Wright Whirlwind J6-7
Размеры:
- размах крыла 71 фт 3 дйм (21,72 м)*
- длина 47 фт 6 дйм (14,48 м)
- высота 12 фт 9 дйм (3,89 м)
- площадь крыла 772 фт² (71,7 м²)*
Вес:
- пустого 6020 фнт (2731 кг)**
- общий 10 600 фнт (4808 кг)**
Летные характеристики:
- максимальная скорость 115 миль/ч (185 км/ч)
- крейсерская скорость 100 миль/ч (161 км/ч)
- начальная скороподъемность 675 фт/мин (3,43 м/с)
- практический потолок 16 000 фт (4877 м)
- дальность 400 миль(644 км)
Количество изготовленных: 14 самолетов
* — «Failh in Australia»
** — K2682 5743 фнт (2605 кг) и 10225 фнт (46386 кг) соответственно; «Faith in Australia» 16000 фнт (7258 кг)
источник: A.J.Jackson «Avro Aircraft since 1908»