Пассажирские самолёты-летающие лодки-амфибии Sikorsky S-42. США

1

 

Статья «Sikorsky S-42 Amphibium-Flugboot» из журнала «Luftfahrt International» 12 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в августе 2016 года.

Предисловие: Пристрастие многих наших читателей к необычным, выделяющимся большими или малыми размерами, самолётам стало причиной, по которой мы решили рассказать о летающей лодке, которая в начале тридцатых годов вызвала сенсацию как крупнейшая в мире летающая лодка-амфибия. Действительно, гигантский по тем временам самолет был способен не только находиться на поверхности воды и в воздухе, но и имел возможность перемещаться и по суше. В те годы летающая лодка-амфибия S-42 побила 10 мировых рекордов. Журнал «Deutsche Flugillustrierte» (Немецкая авиационная промышленность) в 1934 году написала об этом самолёте. Текст статьи приведен ниже.

Создав опытный образец самолёта-амфибии Sikorsky «S-42», разработчики самолёта добились того, что уже впервые поднявшись в воздух, эта летающая лодка-амфибия сразу побила 10 мировых рекордов. Конструктором этого необычного самолёта был Сикорский, который ранее был русским подданным и после русской революции уехал из страны и в Штатах получил гражданство и особенное признание. На его стороне был большой опыт, который в то время был лишь у немногих. Его практические знания в части создания больших самолётов были им получены еще в период до Мировой войны. Специфический опыт в создании больших летающих лодок, в первую очередь амфибий, возвращает нас назад в первые послевоенные годы. В течение многих лет Сикорский систематически и неуклонно разрабатывал самолеты различных типов. От самых маленьких, приводимых в действие одним мотором, через двух- и трехмоторные самолеты Сикорский пришел к своему самому известному типу – «S-40» – амфибии с четырьмя двигателями. «S-42» представляет собой дальнейшее развитие «S-40». С суммарной мощностью двигателей 2800 л.с. и взлётным весом 17,5 тонн «S-42» представляет самый большой самолёт из числа построенных на данный момент.

Данная летающая лодка была разработана и построена по заказу авиакомпании Pan American Airways, руководство которой считает, что достаточно большой самолёт подобного типа позволит соответствовать возрастающим требованиям при выполнения полётов на линиях в Центральной и Латинской Америке. По своей конструкции «S-42» представляет собой цельнометаллический высокоплан с поддерживающими крыло стойками и с двумя расположенными под консолями крыла поплавками. Силовая установка состоит из четырех авиационных двигателей Pratt & Whitney Hornet, каждый из которых на взлёте развивает мощность 700 л.с. и приводит во вращение трехлопастный металлический воздушный винт изменяемого шага конструкции компании Hamilton. Обычный взлётный вес этого самолёта равен 16,5 тонн, но Министерство торговли США («Department of Commerce») допускает увеличение взлётного веса самолётов данного типа до 17,25 тонн, а в особых случаях до 18 тонн.

Пассажирские самолёты-летающие лодки-амфибии Sikorsky S-42. США

При взлётном весе 16,5 тонн самолёт взлетает в течение 17–26 секунд, при взлётном весе 17,5 тонн – в течение 18–32 секунд. При взлётном весе 16,5 тонн «S-42» до границы высотности 3500 футов (1067 м) поднимается со скоростью 1000 футов/мин (305 м/мин), а при взлётном весе 17,5 тонн – 259 м/мин. При таком же взлётном весе за 47 минут была достигнута высота 4715 метров, а в течение часа самолет с полётным весом 15,2 тонн забрался на высоту 6224 метра! При взлётном весе 16,5 тонн максимальная скорость полёта была равна 279 км/ч, при 75 % мощности двигателей скорость полёта составила 244 км/ч (!). На высоте 1525 метров при работе двигателей на полную мощность (625 л.с.) была достиганута скорость 287 км/ч! В ходе еще одного испытания при 73,5 % мощности двигателей летающая лодка со взлётным весом 16,5 тонн на высоте 2380 метров развила скорость 260 км/ч. Все эти рекордные полёты были выполнены на расположенной недалеко от Нью-Йорка гоночной трассе длиной 480 километров.

Пассажирские самолёты-летающие лодки-амфибии Sikorsky S-42. США

По причине необходимости обеспечения должного уровня безопасности полётов дальнейшие испытательные полёты были столь интересны и показательны, что заслуживают того, чтобы мы рассказали о них. Сначала испытательные полёты проводились в целях протестировать самолёт при полёте с тремя работающими двигателями из четырех. Увеличив обороты трех двигателей и соответственно развиваемую каждым из них мощность до 670 л.с., была достигнута скорость полета 235,6 км/ч. Снижение развиваемой тремя двигателями мощности до 575 л.с. каждый позволило выполнять полёт со скоростью 209,5 км/ч. При полётном весе 15,1 тонн на высоте 3050 метров с тремя работающими двигателями была достигнута скорость 220 км/ч. Скороподъёмность на высотах до 1220 метров снизилась до 153 м/мин, на высотах от 1220 до 2320 метров – до 122 м/мин. Во время этих полётов металлические воздушные винты компании Hamilton показали себя особенно хорошо, поскольку благодаря им и оснащению механизмом изменения шага удалось достичь столь высоких значений.

Испытательные полёты самолета новой конструкции проводились в самых тяжелых условиях. С полётным весом 12,7 тонн полёты выполнялись всего с двумя работающими двигателями, и, несмотря на то что половина двигателей не работала, самолёт смог набрать высоту 1320 метров и развивать скорость 170,8 км/ч!

Пассажирские самолёты-летающие лодки-амфибии Sikorsky S-42. США

С использованием оснащенных гидравлическим приводом закрылков оказалось возможным снизить посадочную скорость до 97 км/ч. Неразъемное крыло с аэродинамическим профилем GSM-3 имело в основе своего силового набора два лонжерона. Размах крыла «летающей яхты» равен 35,5 метров, а площадь 124 м²!

Корпус летающей лодки имеет длину примерно 21 метр и является обычным для самолетов данного типа: с двумя реданами и ярко выраженной килеватостью. Самое полное представление о размерах этого самолета сторонний человек может получить после того, как услышит, что диаметр большей части бортовых иллюминаторов составляет 85 см!

Вес снаряженного самолета составляет 9 тонн, взлётный вес в нормальных условиях – 16,3 тонны. В эти 16,3 тонны входят вес 42 пассажиров, двух пилотов, одного бортрадиста, одного бортмеханика и одного стюарда. Фюзеляж, начиная с носа самолёта, делится на следующие отсеки: таранный отсек, багажный отсек, кабина пилотов, машинный пост, два пассажирских салона на 5 пассажиров каждый, четыре пассажирских отсека на 8 пассажиров каждый; помимо этого в задней части фюзеляжа располагаются отдельный бокс для стюарда, а также два туалета и душ! Какие чувства должен испытывать человек, летящий со скоростью нескольких сотен километров в час и моющийся в душе на высоте нескольких тысяч метров! Все салоны выполнены со звукоизоляцией, двигатели по этой причине крепятся на специальных подушках и потому звук от работающих двигателей тише, чем обычно. Также в самолете имеется система отопления и кондиционирования воздуха, что позволяет пассажирам во время полёта находиться в салонах с оптимальной температурой!

Пассажирские самолёты-летающие лодки-амфибии Sikorsky S-42. США

Топливные баки располагаются в центральной части крыла, резервные топливные баки – в двух подкрыльевых поплавках. Оригинальным в данной конструкции является также и то, что в промежутке между двигателями передняя часть крыла может открываться, и таким образом появляется платформа, при помощи которой обслуживающий персонал удобно и безопасно может выполнять свою работу по обслуживанию и ремонту двигателей и вспомогательных агрегатов. Также облегчается контроль за внешней поверхностью крыла и передаточными элементами системы управления. 

Само собой разумеется, что такая новая конструкция получила и лучшие двигатели. С установкой авиамоторов Hornet S3D1-G были выполнены эти требования, поскольку данные двигатели представляют собой плод многолетних проектно-конструкторских работ и являются новейшей моделью данного семейства.

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account