Пассажирские самолеты Bloch M.B.220. Франция
После национализации 1936 года французская авиастроительная компания Avions Marcel Bloch вошла в объединение SNCASO (ныне компания Dassault) и продолжала свою активность в области создания боевых самолетов. Незадолго перед Второй Мировой войной компанией были созданы истребители серии M.B.150–155, многоцелевые самолеты M.B.170, бомбардировщики M.B.200 и M.B.210, скоростные бомбардировщики M.B.131 и экспериментальные четырехмоторные самолеты M.B.135 и M.B.162.
Её деятельность в области гражданской авиации была не столь выдающейся, но и здесь были успехи. Начало было положено в 1933 году, когда трехмоторный высокоплан M.B.120 был закуплен государственной компанией Régie Air Afrique, выполнявшей полеты на африканских маршрутах. Хотя M.B.120 выглядел не слишком современно и был похож на распространенные тогда трехмоторные самолеты компании Fokker. Однако для чреватой многими опасностями службы в тропиках M.B.120 выгодно отличался цельнометаллической конструкцией и в этом плане был довольно похож на бомбардировщик M.B.200. Всего было создано 11 машин данного типа, последний из которых (номер гражданской регистрации F-ANTK), находясь на службе режима Виши, летал еще в начале 1942 года.
Еще до войны в Avions Marcel Bloch решали привлечь внимание флагмана французских авиаперевозок — авиакомпанию Air France. В начале 1935 года в компании Bloch путем замены была выполнена адаптация только что прошедшего испытания бомбардировщика M.B.210 в транспортный вариант. Этим новым самолетом планировали не только заменить неудовлетворительные машины компаний Potez и Wibault, но и противостоять натиску американских самолетов компании Douglas (в частности DC-2), поставки которых в Европу начали расширяться.
Официальный заказ в Курбевуа пришел 26 июня 1935 года, и компания Bloch сработала быстро: уже в январе 1936 года началась сборка прототипа, в июне начались первые испытания двигателя, а 11 числа этого же месяца под управлением заводского летчика-испытателя Кюрваля (Curvalle) состоялся первый полет самолета. В том же году был разработан проект увеличенной версии
Поставки заказанных машин начались в 1937 году после испытаний компанией Air France прототипа M.B.220-01 (номер гражданской регистрации F-AOHA). Первая серийная машина «Gascogne» (номер гражданской регистрации F-AOHB, сер. ном. 2) совершил первый полет в мае 1937 года, последняя – в июне 1939 года. Как это было принято в Air France каждый самолет получил свое собственное имя (в случае M.B.220 это были названия регионов Франции):
- ● «Guyenne» (Гиень) – номер гражданской регистрации F-AOHC, сер. ном. 3;
- ● «Auvergne» (Овернь) – номер гражданской регистрации F-AOHD, сер. ном. 4;
- ● «Aunis» (Они) – номер гражданской регистрации F-AOHE, сер. ном. 5;
- ● «Saintonge» (Сентонж) – номер гражданской регистрации F-AOHF, сер. ном. 6;
- ● «Flandre» (Фландрия) – номер гражданской регистрации F-AOHG, сер. ном. 7;
- ● «Savoie» (Савойя) – номер гражданской регистрации F-AOHH, сер. ном. 8;
- ● «Berry» (Берри) – номер гражданской регистрации F-AOHI, сер. ном. 9;
- ● «Poitou» (Пуату) – номер гражданской регистрации F-AOHJ, сер. ном. 10;
- ● «Anjou» (Анжу) – номер гражданской регистрации F-AQHK, сер. ном. 11;
- ● «Languedoc» (Лангедок) – номер гражданской регистрации F-AQHL, сер. ном. 12;
- ● «Provence» (Прованс) – номер гражданской регистрации F-AQNM, сер. ном. 13;
- ● «Champagne» (Шампань) – номер гражданской регистрации F-AQNN, сер. ном. 14;
- ● «Alsace» (Эльзас) – номер гражданской регистрации F-AQNO, сер. ном. 15;
- ● «Lorraine» (Лотарингия) – номер гражданской регистрации F-AQNP, сер. ном. 16;
- ● «Rousillion» (Руссильон) – номер гражданской регистрации F-AQNQ, сер. ном. 17.
Безымянный прототип использовался для обучения и испытаний.
Сначала MB 220 использовались на трассе Париж — Марсель, затем и на других внутренних линиях. 27 марта 1938 самолёты вышли на международный маршрут Париж — Лондон. Здесь MB 220 заменили авиалайнеры Wibault 282T. Интенсивность перевозок постоянно возрастала — к середине 1939 году рейсы между двумя европейскими столицами стали выполняться ежечасно. Летом 1938 начались регулярные полёты в Амстердам, Бухарест, Прагу, Стокгольм и Цюрих. Комфортабельные машины использовались и для обслуживания VIP-персон. В сентябре 1938 года «знаменитыми» стали «Flandre» и «Poitou», доставившие французскую делегацию в Мюнхен на встречу с Гитлером.
С началом Второй Мировой войны пять самолётов (среди них и прототип) были реквизированы и использовались в качестве военно-транспортных в составе Armée de l'Air. Самолеты были приписаны к транспортной авиагруппе GAT (Groupement Aérien de Transport) 1/444. Машины получили не только опознавательные знаки и камуфляж французских ВВС, но а также новые обозначение – M.B.220F и новые имена в честь знаменитых воинов прошлого. Так прототип F-AOHA стал «Cne.Delage», F-AOHD – «S/lt. Morfaux», F-AQNL – « S/lt. Rugammer », F-AQNM – «S/lt.Lauthe» и F-AQNN – «S/lt.Dumensil».
Уже 3 марта 1940 года GAT 1/444 потеряла первую машину – прототип F-AOHA. Оставшиеся четыре машины военно-транспортной авиации пережили кампанию 1940 года, но после оккупации Франции, компанией Lufthansa были захвачены три машины, получившие немецкие номера гражданской регистрации D-AKGC, D-AXWA и D-AXWB. Полностью идентифицировать захваченные Германией машины пока не удалось, известно лишь, что D-AKGC был F-AQNM из GAT 1/444, а F-AOHH стал D-AXWA.
У Air France на территории, контролируемой Вишистским режимом, остались самолёты с номерами F-AQNL, F-AOHG, F-AOHJ, F-AQNO и F-ARIQ. Первая из этих машин потерпела катастрофу 1 сентября 1941. Во время взлёта отказал двигатель, самолёт рухнул в озеро, погибли пятнадцать человек из семнадцати находившихся на борту. После оккупации Франции остальные машины, по-видимому, попали в руки Luftwaffe, о чем могут свидетельствовать найденные после окончания войны в венском аэропорту обломки этих самолетов с немецкими обозначениями. Французскими остались лишь три машины, которые вплоть до 1944 года находились на территории Северной Африки в составе сил Свободной Франции.
Несмотря на все перипетии военных лет в 1945 году в строю оставались пять самолётов (номера гражданской регистрации F-AOHC, F-AOHD, F-AOHE, F-AOHF и F-AQNN), которые были возвращены авиакомпании Air France. Машины подверглись доработке — на них поставили 1200-сильные (882 кВт) двигатели Wright R-1820-97 Cyclone. Под обозначением Bloch 221 в феврале 1946 года самолеты были выпущены на пассажирские авиалинии. На европейских авиалиниях самолеты летали вплоть до 1949 года (в том числе и в Прагу), после чего три машины были проданы чартерной авиакомпании SANA. Один самолет – бывший F-AQNN – был вновь передан Armée de l'Air, где получил новое имя «Edouard Serre» и выполнял полеты вплоть до 1952 года. Вплоть до этого же года машины данного типа эксплуатировались в составе авиакомпании SANA.
Среди европейских авиалайнеров, созданных в середине 1930-х, MB 220 выделялся высокой скоростью и повышенным комфортом. Для сравнительно коротких европейских линий M.B.220 предоставлял достаточно удобств — удобные широкие кресла с регулируемыми спинками и откидными столиками с отверстием для стакана. Уровень шума в салоне был низким, хорошо работали системы отопления и вентиляции.
Что же касается главного соперника – DC-2, самолёт Марселя Блоша был вместительнее (шестнадцать мест против четырнадцати) и просторнее. Превосходил он американца и по скорости. Тем не менее, в 1939 году Air France начала приобретать DC-2 (до начала войны был поставлен один самолёт). Из этого можно сделать вывод, что по совокупности эксплуатационных характеристик M.B.220 всё же уступал американскому конкуренту. Малый тираж M.B.220 можно объяснить и тем, что с началом Второй Мировой войны гражданские перевозки в Европе резко сократились. А после войны на рынке появилось огромное количество более производительных и дешёвых C-47. Это не могло не сказаться на производстве других самолётов того же класса.
схемы пассажирского самолета M.B.220
пассажирский самолет Bloch M.B.220 (сер. ном. 10) авиакомпании Air France
F-AOHJ "Poitou"
военно-транспортный самолет Bloch M.B.220F
пассажирский самолет Bloch M.B.220 (сер. 8) авиакомпании Lufthansa (номер гражданской регистрации D-AXWA)
прототип M.B.220-01 (номер гражданской регистрации F-AOHA)
пассажирский самолет Bloch M.B.220 «Auvergne» в Ле-Бурже
Bloch M.B.220 F-AOHH «Savoie» принадлежал компании Lufthansa и летал в 1943 году с немецкими номерами гражданской регистрации D-AXWA и D-AKCA
Bloch M.B.220 F-AOHH после смены собственника и кода
снимок, сделанный до войны в Кройдоне. На нем Bloch M.B.220 F-AOHB Gascogne изображен совместно с Bloch M.B.220 F-AQNP «Lorraine» и FW 200 D-AMHC «Nordmark», который тогда принадлежал компании Lufthansa и летал немецким номером гражданской регистрации D-AXWJ
Bloch M.B.220 №08 (бывш. F-AOHH «Savoie» компании Air France) в составе компании Lufthansa получил немецкий номер гражданской регистрации D-AXWA; Вена-Асперн 1943 год
КРАТКОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
M.B.220 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий (лишь стабилизатор имел подкосы) низкоплан.
Фюзеляж
Фюзеляж имел прямоугольное поперечное сечение и был лишен герметизации. Обшивка фюзеляжа гладкая работающая из плакированного алюминия. В носовой части отсек для приборов и оборудования, за ним трёхместная закрытая кабина (всего в самолете размещались четыре члена экипажа). За кабиной располагался пассажирский салон на 16 мест. Салон был разделён на два отсека — передний с шестью креслами, задний — с десятью. В каждом ряду по два кресла с проходом между ними. Позади салона размещалось багажное отделение. Входная дверь находилась по левому борту позади салона.
Крыло
Крыло состояло из трех частей: прямоугольного в плане центроплана и двух трапецевидных консолей. Силовой набор крыла был металлическим, обшивка была гладкой и изготавливалась из дюраля. Гондолы двигателей силовой установки крепились к центроплану крыла.
Хвостовое оперение
Хвостовое оперение было цельнометаллическим однокилевым, классической схемы. Стабилизатор горизонтального оперения подкосный.
Силовая установка
Силовая установка прототипа состояла из двух двухрядных четырнадцатицилиндровых радиальных двигателей Gnome-Rhóne 14K, развивавших мощность 810 л.с. (595 кВт) и вращавших трехлопастные винты Ratier с изменяемым шагом. Двигатели устанавливались в капоты NACA. Топливо размещалось в центроплане крыла.
Шасси
Основные стойки шасси убирались в гондолы двигателей вперед (против направления движения самолета). Хвостовое колесо оставалось неубирающимся.
***
Серийные самолеты отличались установкой более мощных двигателей Gnome-Rhóne 14N 16/17 (правого и левого вращения соответственно), развивавших 985 л.с. (724 кВт) каждый. В более поздних машинах было упрощенное лобовое стекло кабины (на манер DC-2), а вместимость топливной системы была увеличена до 2217 литров.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: пассажирский/военно-транспортный самолет
Компания-производитель: Avions Marcel Bloch (после 1936 года SNCASO – Societě Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Ouest), Курбевуа, деп. Сена. Прототип изготовлен заводом в Вилакубле, серийное производство в Мариньяне (Марсель)
Экипаж: 4 человека
Силовая установка:
прототип – два четырнадцатицилиндровых двухрядных звёздообразных двигателя воздушного охлаждения Gnôme Rhône 14K Mistral Major, развивавших мощность 810 л.с.(595 кВт)
серийные до войны – два четырнадцатицилиндровых двухрядных звёздообразных двигателя воздушного охлаждения Gnôme Rhône 14N 16/17, развивавших мощность 910/985 л.с. (672/724 кВт)
серийные после войны – два девятицилиндровых однорядных звёздообразных двигателя воздушного охлаждения Wright R-1820-97 Cyclone, развивавших мощность 1200 л.с. (890 кВт)
Размеры:
размах крыла 22,84 м
длина 19,59 м
высота 5,90 м
площадь крыла 72,00 м²
Вес:
пустого 6160 кг
взлетный 9300 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 2400 метров 350 км/ч
крейсерская скорость на высоте 280 км/ч
начальная скорость набора высоты 6,00 м/с
практический потолок 7500 м
дальность полета 1400 км
Производство: 17 экземпляров
источники:
- MIROSLAV BALOUS «BLOCH (SNCASO) M.B.220» L+K6/2001
- http://airliner.narod.ru/airliners1935-41/bloch220.htm