Пассажирские дирижабли LZ 7 Deutschland и LZ 8 Deutschland II. Германия
Данный материал выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «DELAG – первая в мире пассажирская авиакомпания».
LZ 7 Deutschland
В мае 1909 Альфред Колсман, генеральный директор фирмы Luftschiffbau Zeppelin, предложил организовать коммерческие перевозки пассажиров на дирижаблях. Владелец компании Фердинанд фон Цеппелин сначала возражал, он рассчитывал использовать свои аппараты исключительно в военных целях. Однако деловой расчёт взял верх — в ноябре 1909 была основана компании DELAG.
Ещё до создания авиакомпании в сентябре 1909 под руководством конструктора Л. Дюрра на заводе фон Цеппелина началась разработка пассажирского дирижабля. Это был первый трёхмоторный аппарат фирмы (до этого третий двигатель устанавливался на LZ 6A в качестве экспериментального). От предыдущих дирижаблей фон Цеппелина он отличался большей длиной и диаметром, что позволило увеличить объём газа до 19 300 м3. Каркас, как и прежде, был из алюминия, однако здесь был применён новый тип балок с более тонким профилем. Благодаря дополнительным растяжкам внутри корпуса конструкция получилась прочнее. В итоге получилась совершенно новая конструкция, обозначенная как Typ E. Первый дирижабль такого типа получил наименование LZ 7 Deutschland.
LZ 7 Deutschland авиакомпании DELAG
Первый полёт LZ 7 совершил 19 июня 1910, командовал экипажем доктор Дюрр. Всего было 4 испытательных полёта. 22 июня Deutschland выполнил первый пассажирский рейс для компании DELAG. Он совершил перелёт из Фридрихсхафена в Дюссельдорф, где для него был построен эллинг. Аппарат вылетел из Фридрихсхафена в 3.00. Маршрут проходил через Ульм, Штутгарт, Мангейм, затем вдоль долины Рейна. К месту назначения дирижабль прибыл в 12.00. Кроме экипажа на борту был фон Цеппелин и десяток приглашённых гостей. 500 километров LZ 7 преодолел за 9 часов.
24 июня Deutschland под командой капитана Каленберга выполнил второй рейс. В течение трёх часов LZ 7 летал над Дюссельдорфом, Бохумом и Дортмундом с двадцатью пассажирами, половина из которых были женщинами. Во время полёта пассажирам подавали изысканную еду — икру, омары, курицу по-французски, и напитки — каберне, рейнвейн, коньяк, ликёр Grand Marnier. Под конец путешествия поднялся ветер и полил дождь, но пассажиры особых неудобств не почувствовали. Следующий рейс намечался на 25 июня, но дождь и ветер заставили отменить полёт. По той же причине 26 июня не состоялся полёт в Кёльн.
пассажирки на борту роскошного дирижабля компании DELAG
пассажирский салон дирижабля LZ 7 Deutschland
салон пассажирского дирижабля LZ 7 Deutschland
Продолжить полёты удалось лишь 28 июня. Утром этого дня Deutschland вылетел во второй 3-часовой обзорный рейс с экипажем из 12 человек и 21 пассажиром. Большую часть пассажиров — 19 человек, составляли журналисты. Полёт выполнялся на высоте 500 м. Через 2 часа отказал один двигатель, затем поднялся ветер и начался сильный дождь. Дирижабль стал трудноуправляемым. Вернуться в Дюссельдорф не удавалось, Каленберг пытался произвести посадку в Мюнстере, но ветер отклонил дирижабль на 7 км от курса. Не удалась попытка посадки и в Оснабрюке. При достижении Тевтобургского леса дирижабль попал в густую облачность. Турбулентность швырнула корабль на высоту 1100 метров, где усилилась утечка газа, а дождь намочил оболочку. Отяжелевший аппарат резко пошёл на снижение и ударился о верхушки сосен. К счастью для экипажа и пассажиров взрыва газа и пожара не произошло. Люди спускались на землю по веревочным лестницам и выпрыгивали из кабины с высоты 8 метров. На удивление никто при этом не пострадал. Лишь один пассажир при падении сломал ногу.
обломки дирижабля LZ 7 Deutschland на месте его крушения в Тевтобургском лесу
Однако аппарат, налетавший в DELAG всего 20,5 часов, был полностью разрушен. Согласно официальным данным за время службы пройдено 1035 километров, перевезено 220 человек (включая экипаж и обучаемый персонал), в том числе 142 (?) платных пассажира. После крушения дирижабль был разобран, уцелевшие части, в т.ч. детали каркаса, кабины и двигатели были доставлены поездом в Фридрихсхафен. Непригодные к повторному использованию алюминиевые части были переплавлены.
LZ 8 Deutschland (II)
Уцелевшие детали и узлы LZ 7 послужили основой при создании следующего дирижабля той же самой конструкции — LZ 8. Он получил то же имя — Deutschland. Чтобы не было путаницы, этот аппарат принято называть Deutschland II или Ersatz-Deutschland. До конца тёплого сезона 1910 дирижабль построить не успели — первый полёт он совершил 30 марта 1911.
LZ 8 Deutschland (II) в полете
К месту службы корабль отправился 7 апреля, вёл аппарат Гуго Эккенер. Из Фридрихсхафена вылетел в 8.25, и спустя 4 часа 30 минут прибыл в Штутгарт, где был построен новый эллинг DELAG. Там он приземлился, сменил пассажиров и отправился в Баден-Баден через Карлсруэ. По пути он усыпал гвоздиками дворец вюртембергского короля, праздновавшего серебряную свадьбу. В Баден-Бадене приземлился в 16.10. Из курортного города он вылетел 10 апреля по маршруту Карлсруэ — Гейдельберг — Дармштадт, достиг Франкфурта, где причалил на ночь. На следующее утро дирижабль с 13 пассажирами проследовал через Майнц — Бинген — Кобленц — Бонн — Кёльн — Мюльхайм — Нойс, достиг Дюссельдорфа, пробыв в воздухе 6 часов 30 минут. Во время полёта случилось повреждение винта и системы рулевого управления по правому борту. После прибытия на базу "Ersatz-Deutschland" начал выполнять коммерческие полёты — всего их было совершено 22, последний из них 14 мая.
На 17 мая был запланирован рейс Дюссельдорф — Баден-Баден, а 16 мая предстоял короткий часовой круиз. Дул сильный ветер, но Эккенер из соображений престижа дал команду начать рейс. 120 человек, держась за канаты, начали вывод аппарата из эллинга, когда порыв ветра резко поднял носовую часть корабля. От удара о крышу эллинга дирижабль был сильно повреждён. Порвались несколько баллонов с водородом, но и в этот раз возгорания не произошло. Пассажиры (их было 10, в том числе женщины) и экипаж были эвакуированы с зависшего под крышей аппарата пожарным расчётом. Дирижабль восстановлению не подлежал, уцелела лишь малая часть конструкции, затем использованная для строительства новых дирижаблей. Авария Ersatz-Deutschland дала повод прессе для злословия — мол нельзя называть новый аппарат именем погибшего предшественника.
крушение дирижабля LZ 8 Deutschland (II)
Всего LZ 8 успел налетать с пассажирами 47 часов, преодолел 2379 километров, перевёз 436 пассажиров, в т.ч. 129 платных. Хотя эксплуатация аппаратов модели Typ E не была особо удачной, она дала некоторый опыт, позволивший руководству DELAG продолжить пассажирский сервис. Рейсы возобновились уже в конце июня 1911 на аппарате иной конструкции.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Трёхмоторный дирижабль жёсткой системы
Корпус
Корпус дирижабля цилиндрический с конусовидными основаниями, вершины которых закруглены. Каркас из алюминиево-цинковых профилей, обтянутый полотном. Внутри корпуса размещены 18 баллонов, наполняемых несущим газом (водородом). Под корпусом расположен киль, ниже которого подвешены две гондолы. В передней гондоле кабина для части экипажа — командира, штурмана и механика. В задней части корпуса подвешена вторая гондола с двигателями. В среднюю часть киля корабля встроена пассажирская кабина типа пульмановского вагона. Каркас кабины из алюминия, стены и потолок обшиты фанерой из красного дерева, колонны покрыты перламутром. Пол застлан ковром, вдоль бортов установлены 24 плетёных кресла — по два лицевой частью друг к другу, между ними столики. Каждая пара возле собственного открывающегося окна. Имеется также умывальник и туалет.
Силовая установка
Силовая установка состояла из трех двигателей Daimler J4F — 120 л.с. (88,3 кВт; [92 квт — Немечек]) — четырехцилиндровых рядных моторов жидкостного охлаждения, вращавших четырёхлопастные металлические винты диаметром 3,6 м. Всего силовая установка приводила в движение четыре винта: от переднего двигателя привод был на 2 винта, от каждого из задних двигателей привод был на 1 винт. Один двигатель размещался в задней части передней гондолы, остальные два — в задней гондоле.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Силовая установка: три четырехцилиндровых рядных двигателей жидкостного охлаждения Daimler J4F, развивавших мощность 120 л.с. и вращавших четыре четырёхлопастные металлические винты диаметром 3,6 м
Размеры:
длина 148,00 м
диаметр 14,00 м
объём газа 19300 м³
Вес:
пустого15600 кг
коммерческой нагрузки 6800 кг
взлетный 22400 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость 60 км/ч
крейсерская скорость 50 км/ч
дальность полёта1600 км
Пассажировместимость: 21 человек
Источники:
- Aircraft, 1910-1914
- Brooks P.W. "Zeppelin: Rigid Airships 1893-1940" Putnam. London. 1992
- Flight, 1909-1911
- Griehl M., Dressel J. "Zeppelin! The German Airship Story" London. 1990
- Kleinheins P., Meighörner W. "Die grossen Zeppeline" Springer. Friedrichshafen. 2005
- Nemecek V. "Civilni Letadla 1". Praha. 1981
- R E G Davies "Lufthansa: An Airline and Its Aircraft" Orion Books New York. 1991
- Stephenson C., Palmer I. "Zeppelins: German Airships 1900-40" Osprey. 2004
источники: