Парусные корабли Русского Императорского флота, часть II (Russia Pragmatica III)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Начинаю публиковать небольшой подцикл по России Прагматической III, и посвящен он конкретным типам кораблей Русского Императорского флота в этой АИшке. Рассказано будет о фрегатах, шнявах, шлюпах, корветах и прочих средних и легких боевых кораблях РИФ в XVIII и 1-й половине XIX века.
Содержание
Тяжелые фрегаты
Тяжелые фрегаты в России имели вполне четкое определение как трехмачтовые боевые корабли с 40-60 орудиями на вооружении. Концептуальная идея о строительстве тяжелых фрегатов (фрегатов IV ранга) возникла в России уже к концу Великой Северной войны, когда была осознана необходимость иметь в составе флота универсальные корабли с тяжелой артиллерией крупнее 12 фунтов, но при этом мобильностью и мореходностью фрегатов. На тот момент эта идея несколько опережала возможности русского судостроения и конструкторской мысли, потому была отложена в долгий ящик. Вспомнили о ней вновь после окончания службы линейных кораблей IV ранга, т.е. к середине XVIII века. К тому моменту Россия уже могла себе позволить различного рода эксперименты, и обладала достаточными конструкторскими кадрами и судостроительными возможностями для их успешной реализации. Кроме того, возникла потребность в подобных мощно вооруженных кораблях, приспособленных для дальних плаваний, так как у империи появились интересы за морями и океанами, и потребность держать там крупные боевые единицы. В результате этого появились тяжелые фрегаты – по калибрам вооружения и весу бортового залпа примерно соответствующие тем же линейным кораблям IV ранга, но при этом имеющие весьма неплохие ходовые качества. Ценой этого стало увеличение размеров, а значит и стоимости, из-за чего первое время тяжелые фрегаты оставались штучным продуктом, не имеющим решающего значения [1]. Тем не менее, во 2-й половине XVIII века, особенно с переходом других стран на 18-фунтовые фрегаты, значение русских тяжелых фрегатов стало стремительно возрастать, как и их количество в составе РИФ. К 1820-м годам они уже практически полностью вытеснили старые легкие фрегаты V ранга из использования, превратившись в универсальные корабли, способные и к мобильным операциям, и к бою в составе линии баталии (пускай и с оговорками). К моменту окончания эпохи паруса тяжелые фрегаты останутся единственным в России фрегатским классом, имеющим значение для действующего флота, и с переходом на железо и паровой движитель постепенно превратятся в броненосные крейсера.
Тяжелые фрегаты типа «Счастливый», 1753
Водоизмещение – 1400 тонн
Длина – 39,8м
Ширина – 11,5м
Осадка – 4,9м
Орудий на корабле – 40
Орудий на гондеке – 24 18-фнт
Орудий на баке – 6 18-фнт единорогов
Орудий на шканцах – 10 18-фнт единорогов
Бортовой залп – 360 фнт
Экипаж – 276 человек
Средняя стоимость постройки – 140 000 рублей
Первый в России проект тяжелого фрегата, вооруженного 18-фунтовыми пушками. Разработан под руководством П. Г. Качалова. По мощи бортового залпа немногим уступал линейному кораблю IV ранга времен Петра Великого, имел толстый корпус, но при этом по обводам был ближе к фрегату. В результате вышел корабль с крепким корпусом и мощной артиллерией, но не дотягивающий до классических фрегатов по скорости и маневренности, из-за чего имел ограниченный потенциал в качестве разведчика. По этой причине чаще всего корабли этого типа или ставили в линию, или вовсе отправляли в самостоятельные рейды к берегам и коммуникациям противника, где тот оказался неожиданно весьма эффективным. В то же время фрегаты этого типа оказались весьма уместны для несения службы в составе Средиземноморской эскадры или за океаном, в конце концов сосредоточившись именно на этой специализации. Тем не менее, фрегаты типа «Счастливый» строились малыми сериями, пока им на смену не пришли более поздние проекты.
Тяжелые фрегаты типа «Разящий», 1778
Водоизмещение – 2000 тонн
Длина – 45,7м
Ширина – 13,2м
Осадка – 4,6м
Орудий на корабле –44
Орудий на гондеке – 28 24-фнт
Орудий на баке – 4 24-фнт единорогов
Орудий на шканцах – 12 24-фнт единорогов
Бортовой залп – 528 фнт
Экипаж – 437 человек
Средняя стоимость постройки – 240 000 рублей
Проект Д. А. Масальского, логическое развитие концепции «Счастливого», выполненное на более совершенном уровне, и в большем водоизмещении. За счет роста размеров удалось обеспечить более мощное вооружение и лучшие динамические характеристики, при сохранении хорошей крепости корпуса, что позволило «Разящему» стать настоящим фрегатом. По сути своей получился универсальный корабль, способный сражаться и в линии, и выполнять разведку и патрулирование, и тем более действовать в качестве рейдера на вражеских коммуникациях, практически не имея равных. Будучи близким по концепции к французским и более поздним американским тяжелым фрегатам, «Разящий», тем не менее, разрабатывался в парадигме с гораздо большим упором именно на боевые функции, обладая более вместительным и крепким корпусом. Несмотря на появление спустя 23 года более совершенной версии, фрегаты этого типа продолжались в ограниченной серии строиться в России вплоть до окончания Наполеоновских войн.
Тяжелые фрегаты типа «Спешный», 1801
Водоизмещение – 2100 тонн
Длина – 48,6м
Ширина – 12,8м
Осадка – 4,5м
Орудий на корабле – 50
Орудий на гондеке – 28 24-фнт
Орудий на баке – 8 24-фнт единорогов
Орудий на шканцах – 14 24-фнт единорогов
Бортовой залп – 600 фнт
Экипаж – 356 человек
Средняя стоимость постройки – 294 000 рублей
Развитие той же концепции тяжелого фрегата, но уже в сторону крейсерских функций. Автором проекта выступил Г. Игнатьев. Проект включал в себя ряд новшеств, предложенных и реализованных И. П. Амосовым на линейных кораблях. При том же вооружении, что и у «Разящего», новый фрегат имел весьма совершенные обводы корпуса и удачную конструкцию, что предопределило долговечность исходного проекта, по которому фрегаты продолжали строить вплоть до начала эпохи пара. При этом в конструкцию корпуса постепенно вносились небольшие изменения, но сам основной проект оставался прежним. Даже в 1840-м годам «Спешный» мало уступал иностранным аналогам того же класса. Один из самых знаменитых типов фрегатов как в России, так и за рубежом, особую популярность заслужили фрегаты Сибирской флотилии в годы Восточной войны. Некоторые из представителей этого типа благодаря объемному трюму без особых проблем переделывались в винтовые фрегаты. Другие корабли этого типа во время службы могли вооружаться дополнительными орудиями, или же иметь облегченное вооружение, из-за чего реальная численность батареи колебалась между 44 и 60 пушками.
Легкие фрегаты
Легкие фрегаты (фрегаты V ранга) представляли собой относительно небольшие трехмачтовые боевые корабли, несшие на себе от 20 (де-факто 24) до 40 орудий калибром до 18 фунтов включительно. Появились в России почти сразу же после начала строительства морского флота, и стали универсальными кораблями, которые выполняли множество различных функций, от конвоирования купцов и разведки до рейдерства и противодействия вражеским легким силам. При этом в линии баталии легкие фрегаты всегда были чрезмерно уязвимы, из-за чего без нужды туда не ставились. В России класс легких фрегатов приобрел также еще одну функцию, характерную для развитых морских держав – заморские плавания, обозначение военного присутствия в мировом океане и транспортировка особо важных грузов из заморских владений. Это предопределило постоянно возрастающую численность кораблей этого класса, и даже когда в Европе их популярность пошла на спад в свете развития тяжелых фрегатов, они продолжили активно использоваться в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Несмотря на это, строительство и использование легких фрегатов постепенно прекратились в 1-й половине XIX века, и до окончания эпохи паруса в России они как значимый класс не сохранились.
Легкие фрегаты типа «Архангел Михаил», 1694
Водоизмещение – 450 тонн
Длина – 29,8м
Ширина – 7,5м
Осадка – 2,8м
Орудий на корабле – 28
Орудий на гондеке – 18 9-фнт
Орудий на баке – 4 3-фнт
Орудий на шканцах – 6 3-фнт
Бортовой залп – 96 фнт
Экипаж – 120 человек
Средняя стоимость постройки – 19 000 рублей
Первая серия крупных артиллерийских кораблей в России. Авторами проекта выступили Н. Виллим и Я. Раис, но значительное влияние на окончательный облик кораблей оказали Петр I и корабельный мастер Соломбальской верфи, где строились корабли, В. Ушатов. В результате вместо небольшого транспортного корабля, по классу соответствующему скорее пинасу, были построены несколько настоящих 28-пушечных фрегатов. Благодаря тому, что в Архангельске уже давно имелась и отработанная система судостроения, и опытные рабочие, удалось достаточно быстро и качественно построить несколько фрегатов, которые прослужили достаточно долгую по меркам России своего времени службу, пережив однотипные корабли, построенные на нужды Азовского флота позднее. Вооружение кораблей артиллерией по штату также превратилось в серьезную задачу, так как 9-фунтовые пушки «английского типа» пришлось заказывать за границей, и лишь затем начать отливать у себя. В конце концов, строительство фрегатов этого типа дало бесценный опыт судостроения, в первую очередь самому царю, который тесно ознакомился со всеми особенностями проектирования и постройки морских судов.
Легкие фрегаты типа «Штандарт», 1701
Водоизмещение – 520 тонн
Длина – 31,6м
Ширина – 7,9м
Осадка – 3,3м
Орудий на корабле – 28
Орудий на гондеке – 22 9-фнт
Орудий на шканцах – 6 3-фнт
Бортовой залп – 108 фнт
Экипаж – 120 человек
Средняя стоимость постройки – 26 000 рублей
Развитие исходного проекта «Архангела Михаила», выполненное Петром I и Выбе Геренсом. Первый стандартный тип фрегатов, созданный специально для нужд Балтийского и Азовского флотов. Отличался от прототипа большими размерами и несколько увеличившимся весом бортового залпа. Тем не менее, серьезного прироста к огневой мощи это не дало, а на деле артиллерийское вооружение 28-пушечных фрегатов с 9-фунтовыми пушками на гондеке оказалось довольно слабым для морского сражения с чем-то крупнее галер [2]. Кроме того, фрегаты этого типа на Балтике строились в достаточно спешных условиях, из-за чего большая часть из них прослужили очень короткую службу. Тем не менее, именно фрегаты этого типа позволили достаточно быстро установить русское господство на Балтике, и какое-то время были самыми мощными кораблями Балтийского флота.
Легкие фрегаты типа «Олифант», 1705
Водоизмещение – 680 тонн
Длина – 33,5м
Ширина – 8,6м
Осадка – 3,3м
Орудий на корабле – 32
Орудий на гондеке – 24 12-фнт
Орудий на шканцах – 8 6-фнт
Бортовой залп – 168 фнт
Экипаж – 200 человек
Средняя стоимость постройки – 34 000 рублей
Проект Петра I и Выбе Геренса. Представлял собой дальнейшее развитие предыдущего проекта фрегата. Главной целью было усиление артиллерийского вооружения – на гондеке вместо 9-фнт пушек расположили 12-фнт, а само число орудий по бортам возросло до 32. Эти фрегаты уже имели достаточно серьезный бортовой залп, чтобы участвовать в сражениях с вражескими легкими силами, однако на деле несколько уступали шведским фрегатам в скорости и маневренности, пускай и незначительно. Тем не менее, простая и дешевая конструкция позволила строить их в достаточных количествах вплоть до середины 1720-х годов, и все это время они вполне удовлетворяли требования пока еще неприхотливых русских моряков.
Легкие фрегаты типа «Мария», 1725
Водоизмещение – 700 тонн
Длина – 34,5м
Ширина – 8,8м
Осадка – 3,4м
Орудий на корабле – 32
Орудий на гондеке – 22 12-фнт
Орудий на шканцах – 10 6-фнт
Бортовой залп – 162 фнт
Экипаж – 220 человек
Средняя стоимость постройки – 56 000 рублей
«Работа над ошибками» с фрегатами типа «Олифант», выполненная Петром. При незначительном росте водоизмещения и сохранении старого вооружения корабль получил куда более лучший теоретический чертеж, крепкий корпус и достаточно совершенное парусное вооружение, что легко позволило ему выполнять основные функции разведки, патрулирования и каперства. При этом стоимость постройки заметно возросла, но это целиком компенсировалось возросшим качеством постройки кораблей на русских верфях. Достаточно удачный проект фрегата по меркам своего времени. На основе его теоретического чертежа в Архангельске строились крупные торговые суда. Также эти фрегаты сыграли большую роль во время первых русских кругосветных плаваний под началом Якова Бровкина.
Легкие фрегаты типа «Анна», 1744
Водоизмещение – 900 тонн
Длина – 36,1м
Ширина – 9,6м
Осадка – 4,3м
Орудий на корабле – 36
Орудий на гондеке – 22 12-фнт
Орудий на баке – 6 12-фнт единорогов
Орудий на шканцах – 8 12-фнт единорогов
Бортовой залп – 216 фнт
Экипаж – 240 человек
Средняя стоимость постройки – 90 000 рублей
Проект авторства П. Г. Качалова. Дальнейшее развитие концепции русского фрегата. При увеличенных размерах и водоизмещении корабли этого типа имели достаточно крепкий корпус, и усиленное на треть вооружение. Помимо 12-фнт пушек на корабле устанавливались лишь 12-фнт единороги, использовавшие одни и те же боеприпасы, что с одной стороны позволяло заметно повысить мощность огня, а с другой облегчало снабжение фрегатов. «Аннушки» заметно полюбились русским морякам, и приобрели даже некоторую популярность за рубежом. Тем не менее, их вооружение еще не позволяло серьезно противостоять более крупным линейным кораблям, и даже недавно появившемуся классу тяжелых фрегатов, из-за чего весьма удачный проект постепенно устарел.
Легкие фрегаты типа «Самсон», 1775
Водоизмещение – 1600 тонн
Длина – 42,9м
Ширина – 11,8м
Осадка – 4,3м
Орудий на корабле – 36
Орудий на гондеке – 20 18-фнт
Орудий на баке – 6 18-фнт единорогов
Орудий на шканцах – 10 18-фнт единорогов
Бортовой залп – 324 фнт
Экипаж – 317 человек
Средняя стоимость постройки – 192 000 рублей
Проект М. Д. Портнова. Разрабатывался под влиянием французской школы судостроения, а также отечественных тенденций к усилению вооружения легких фрегатов. Главной его особенностью, помимо возросшего почти в 2 раза водоизмещения, стала мощная артиллерийская батарея на гондеке, состоявшая из 18-фнт пушек и единорогов. Благодаря наличию таких тяжелых пушек на борту фрегат представлял определенную опасность даже для линейных кораблей. При этом сочетание хорошего теоретического чертежа и развитого парусного вооружения фрегат делало фрегат весьма скоростным и маневренным, а крепкий корпус мог выдержать в ближнем бою огонь 12-фунтовых пушек. Корабли этого типа оказались еще более популярны, чем «Аннушки». В качестве капера «Самсоны» могли стать серьезной проблемой для любого противника, которого можно было встретить вдали от метрополии. В целом удачный тип корабля, он оказался последним в линейке русских легких фрегатов ввиду заката самого класса. Фрегаты V ранга еще продолжали строиться до начала 1820-х, но после утверждения новой концепции комплектования флота были окончательно выведены из состава флота. Несколько фрегатов этого типа продолжили службу во флотах второстепенных держав до 1850-х годов.
Шнявы
Шнявами в России в начале XVIII века называли небольшие универсальные боевые и торговые суда. Их отличительной особенностью являлась трисель-мачта, стоявшая непосредственно за грот-мачтой с небольшим зазором, к которой крепились трисель с гиком, пришнурованный передней шкаториной к этой мачте. Трисель-мачта могла находиться сразу за грот-мачтой, или на некотором расстоянии от нее, из-за чего шнявы называли двухмачтовыми или трехмачтовыми соответственно. В России, впрочем, неофициально шнявы считали трехмачтовыми, хотя де-юре числились как двухмачтовые разведывательные суда младшего ранга. Вооружение состояло из 14-24 орудий. Были чрезвычайно популярны во время правления Петра Великого, но после его смерти постепенно их строительство сошло на нет, а место универсальных малых боевых кораблей стало занято более дешевыми бригантинами. В то же время на вспомогательной службе, и в качестве торговых судов шнявы продолжали строиться как в двух-, так и в трехмачтовом исполнении до середины XVIII века.
Шнява типа «Мункер», 1701
Водоизмещение – 180 тонн
Длина – 22м
Ширина – 5,6м
Осадка – 2,4м
Орудий на корабле – 14
Орудий на опердеке – 14 3-фнт
Бортовой залп – 21 фнт
Экипаж – 70 человек
Средняя стоимость постройки – 9 000 рублей
Проект Петра I и И. Немцова. Представлял собой прямого наследника класса английских шняв, но при этом был значительно переработан. Трисель-мачта была расположена на расстоянии от грот-мачты, а не вплотную к ней. Вооружение состояло из легких 3-фнт пушек. Гипотетически, шнявы типа «Мункер» должны были стать универсальными легкими кораблями, но на деле оказались слабо вооружены, малы и достаточно посредственно построены, из-за чего их использование было коротким и ограниченным.
Шнява типа «Адлер», 1705
Водоизмещение – 260 тонн
Длина – 25,6м
Ширина – 6,2м
Осадка – 2,7м
Орудий на корабле – 16
Орудий на гондеке – 16 6-фнт
Бортовой залп – 48 фнт
Экипаж – 108 человек
Средняя стоимость постройки – 13 000 рублей
Новый проект массовой шнявы, разработанный Петром I. Учитывал опыт эксплуатации шняв типа «Мункер» — новые корабли были крупнее и лучше вооружены, при этом все еще оставаясь меньше фрегатов. Скорость и маневренность остались на прежнем высоком уровне. Лишь начиная с этой серии русские шнявы начали действительно влиять на ход войны на море. Сам проект оказался вполне удачным, но спустя несколько лет стали вновь поступать жалобы и пожелания касательно вооружения – 6-фнт артиллерии едва хватало на борьбу с небольшими вражескими судами, в то время как против чего-то более крупного у шняв типа «Адлер» уже было мало шансов. В результате этого удачный тип легкого универсального корабля быстро морально устарел, и требовал замены.
Шнява типа «Наталья», 1712
Водоизмещение – 450 тонн
Длина – 28,7м
Ширина – 7,6м
Осадка – 3м
Орудий на корабле – 24
Орудий на гондеке – 18 9-фнт
Орудий на шканцах – 6 3-фнт
Бортовой залп – 90 фнт
Экипаж – 120 человек
Средняя стоимость постройки – 22 500 рублей
Еще один проект легкого и массового артиллерийского корабля авторства Петра I. Доведенный до совершенства проект русских шняв, вплотную приблизившийся к легким фрегатам по весу бортового залпа. При этом шнявы обладали великолепной маневренностью, хорошей скоростью, крепким корпусом и достаточной для внутренних морей мореходностью. Проект оказался настолько удачным, что без особых изменений тиражировался до начала 1760-х годов, с заменой части 9-фнт пушек на 24-фнт единороги, что увеличило вес бортового залпа до 225 фунтов. Тем не менее, такое долгожительство проекта было обусловлено именно удачностью конструкции, так как сами шнявы уже постепенно выходили из употребления, уступая место иным типам малых артиллерийских судов. Последние шнявы типа «Наталья» были построены в качестве вооруженных купеческих судов в 1760-е годы, и в дальнейшем были выкуплены третьими странами по дешевке.
Шлюпы
Термин «шлюп», как и сам класс, был заимствован РИФ из Британии, где так именовался малый вспомогательный трехмачтовый корабль, которому не требовался командир ранга капитана. Но если в Британии шлюпы стали собирательным названием всех малых военных судов, которые не вошли в другие классы, то в России он уже в конце XVIII века приобрел четкие черты – три мачты, достаточно вместительный и мореходный корпус, умеренные динамические характеристики, возможность совершать дальние заокеанские плавания. Правда, сформулировав основные требования к классу, русские судостроители достаточно долго пытались найти баланс между характеристиками кораблей, из-за чего первая серия шлюпов оказалась неудачной, а вторая – удачной с оговорками. Тем не менее, они довольно быстро нашли свою нишу, и оказались особо востребованы в условиях Тихого океана, где требовалось совершать дальние плавания и перевозить многочисленные грузы в достаточно суровых условиях. Именно шлюпы составили основную массу научно-исследовательских судов 1-й половины XIX века, оказавшись также востребованными для Беломорской и Сибирской флотилий, для которых нормой были дальние плавания в суровых условиях, при отсутствии развитой системы баз.
Шлюп типа «Морж», 1792
Водоизмещение – 750 тонн
Длина – 33,6м
Ширина – 9,2м
Осадка – 4,3м
Орудий на корабле – 36
Орудий на гондеке – 20 12-фнт
Орудий на баке – 6 12-фнт единорогов
Орудий на юте – 10 12-фнт единорогов
Бортовой залп – 216 фнт
Экипаж – 180 человек
Средняя стоимость постройки – 90 000 рублей
Первая серия русских шлюпов, построенная по проекту М. Сарычева. Корабль имел многочисленное артиллерийское вооружение, состоявшее из 12-фнт пушек и единорогов. Первоначально предназначался для заморских плаваний и конвойной службы, но на деле редко выполняли эти функции из-за не лучших динамических характеристик и чрезмерной перегруженности вооружением. В конце концов, частично разоруженные шлюпы этого типа стали использоваться как войсковые транспорты, а полностью разоруженные – как брандеры и транспортные суда. Сам проект был признан неудачным, что было практически неизбежно из-за непонимания в России конкретных целей строительства подобных кораблей, которые плохо вписывались в существующую военно-морскую доктрину.
Шлюп типа «Камчатка», 1816
Водоизмещение – 1150 тонн
Длина – 39,7м
Ширина – 10,5м
Осадка – 4,4м
Орудий на корабле – 32
Орудий на гондеке – 20 18-фнт пушек
Орудий на шканцах – 12 18-фнт единорогов
Бортовой залп – 288 фнт
Экипаж – 130 человек
Средняя стоимость постройки – 160 000 рублей
Шлюпы проекта В. Ф. Стоке. Изначально подразумевались как «маленькие фрегаты» для вспомогательной службы, однако уже в процессе строительства их стали переделывать под научно-исследовательские корабли дальнего плавания, которые, тем не менее, поступали на вооружение флота. В результате шлюпы получились большими, далеко не дешевыми, перегруженными артиллерией, но при этом уступающими по скорости и маневренности фрегатам. В конце концов, количество кораблей в серии было сокращено относительно планов, часть продали частным лицам или за границу, а с части сняли несколько пушек (обычно 4-8 с гондека) и окончательно переоборудовали в исследовательские корабли. В этом качестве шлюпы этого типа показали себя вполне удачно. Также успешно они себя показали на Тихом океане, борясь с контрабандистами и браконьерами [3].
Шлюп типа «Нева», 1821
Водоизмещение – 1250 тонн
Длина – 39,6м
Ширина – 11м
Осадка – 5м
Орудий на корабле – 24
Орудий на гондеке – 24 24-фнт единорога
Бортовой залп – 288 фнт
Экипаж – 140 человек
Средняя стоимость постройки – 188 000 рублей
Проект А. А. Попова. Представлял собой результат печального опыта эксплуатации всех предыдущих русских шлюпов. Сочетая их лучшие стороны, оказался лишен главных недостатков предшественников, в результате чего получился относительно небольшой, но мощно вооруженный и вместительный шлюп, маневренный и быстрый, отлично приспособленный для различного рода службы, и в особенности – к дальним плаваниям. В целом удачный и востребованный проект, который окончательно определил место шлюпов в РИФ.
Корветы
Слово «корвет» пришло в Россию из Франции, и с конца XVIII века стало обозначать однопалубный трехмачтовый легкий корабль с прямым парусным вооружением и артиллерией, расположенной на открытой палубе. Эти корабли были своеобразными наследниками шняв, только гораздо более быстрыми и маневренными, что делало их куда более привлекательными в качестве разведчиков и посыльных судов. При этом достаточно мощное вооружение делало их опасными противниками для легких судов врага, а мореходности хватало для дальних заокеанских плаваний, благодаря чему корветы стали использоваться в качестве посыльных кораблей между метрополией и колониальными владениями. В результате корветы достаточно удачно дополнили более легкие бриги, но так и не приобрели широкого распространения, оставшись достаточно нишевыми функциями и незначительным присутствием в действующем флоте.
Корветы типа «Казань», 1798
Водоизмещение – 1060 тонн
Длина – 37,5м
Ширина – 10,4м
Осадка – 4,5м
Орудий на корабле – 16
Орудий на опердеке – 16 24-фнт единорогов
Бортовой залп – 192 фнт
Экипаж – 190 человек
Средняя стоимость постройки – 138 000 рублей
Проект авторства И.П. Амосова. Являлся первым в России типом классических корветов – быстроходных трехмачтовых разведчиков и каперов VI ранга. Изначально разрабатывался с расчетом на массовую постройку, из-за чего конструкция его была максимально простой и дешевой. Утилитарность соседствовала с общей продуманностью, прекрасными обводами и развитым парусным вооружением, благодаря чему проект оценивался как весьма удачный. Несмотря на общее упрощение и относительно легкую конструкцию, корветы несли мощное вооружение из 24-фнт единорогов. На некоторых кораблях в качестве ретериадных орудий устанавливалась пара 12-фунтовых пушек, но широкого распространения подобная модернизация не приобрела из-за ненадежности и необходимости искать дополнительное место под нетипичный для основных орудий боезапас.
Корветы типа «Флора», 1836
Водоизмещение – 1200 тонн
Длина – 39,3м
Ширина – 10,9м
Осадка – 5м
Орудий на корабле – 20
Орудий на опердеке – 20 24-фнт единорогов
Бортовой залп – 240 фнт
Экипаж – 220 человек
Средняя стоимость постройки – 180 000 рублей
Проект И. В. Машкина, дальнейшее развитие корветов типа «Казань». Корпус был переработан в пользу большей надежности и крепости, теоретический чертеж также был доработан. Вооружение возросло на 4 24-фнт единорога. Удачный тип легкого разведывательного корабля, особую популярность получил в бассейне Средиземного моря. Конструкция корвета была скопирована в некоторых союзных и дружественных России государствах. Также на базе «Флоры» создавались первые русские образцы винтовых корветов, унаследовавшие от исходного проекта общий облик и теоретический чертеж.
Бригантины
Под бригантинами в конце XVII и начале XVIII века подразумевали сразу несколько классов кораблей – легкие гребные суда, парусные с 2 или даже 3 мачтами [4]. Эта неопределенность класса в России была уже в 1703 году ликвидирована царем Петром I. Отныне в Восточной Европе бригантинами называли любой легкий двухмачтовый парусный корабль, вне зависимости от его парусного вооружения, если только он не принадлежал к какому-то иному, уже обозначенному отдельно классу двухмачтовых судов. Артиллерия как правило состояла из 6-16 орудий, водоизмещение даже поздних образцов не превышало 500 тонн. Если в начале XVIII столетия бригантины имели явно третьестепенные функции, являясь в основном посыльными судами, то с ростом водоизмещения и усилением вооружения они стали постепенно вытеснять шнявы с места легкого универсального корабля, и к середине века прочно обосновались в этом качестве. Однако уже в конце XVIII века, с появлением бригов и корветов, популярность бригантин пошла на спад, так как они как правило уступали обоим классам в скорости. С другой стороны, бригантины были несколько более мореходными, потому их еще достаточно долго использовали в составе Беломорской и Сибирской флотилий, которым приходилось действовать в куда более жестких условиях.
Бригантины типа «Куница», 1703
Водоизмещение – 150 тонн
Длина – 18,3м
Ширина – 5,5м
Осадка – 2,3м
Орудий на корабле – 8
Орудий на опердеке – 8 3-фнт
Бортовой залп – 12 фнт
Экипаж – 63 человек
Средняя стоимость постройки – 7 500 рублей
Бригантина с парусным вооружением тендера. Автором проекта выступил Петр I. Корабль предназначался исключительно для посыльной и разведывательной службы, потому отличался слабым вооружением, скромными размерами, но хорошими скоростью и маневренностью, превосходя все другие легкие суда русского флота. Также «Куницы» активно использовались в качестве патрульных и исследовательских судов, а в конце правления Петра I стали первыми судами Сибирской флотилии.
Бригантины типа «Нева», 1732
Водоизмещение – 300 тонн
Длина – 24,4м
Ширина – 6,7м
Осадка – 2,9м
Орудий на корабле – 14
Орудий на опердеке – 10 6-фнт
Орудий на шканцах – 4 3-фнт
Бортовой залп – 36 фнт
Экипаж – 75 человек
Средняя стоимость постройки – 24 000 рублей
Бригантины с парусным вооружением брига. Проект корабельного мастера Соломбальской верфи, К. Ф. Кудрявцева. Развитие концепции русских бригантин как малых судов, предназначенных для разведки и посылной службы, отличались хорошей скоростью и мореходностью. В отличие от предшественников, бригантины этого типа получили достаточно серьезное вооружение, из-за чего оказались весьма востребованы для второстепенных флотилий, вроде Беломорской и Сибирской. Благодаря хорошей мореходности использовались в качестве научно-исследовательских судов, из Охотска и Петропавловска плавали на Аляску, в Китай и Юго-Восточную Азию, совершали кругосветные плавания.
Бригантины типа «Стрела», 1756
Водоизмещение – 425 тонн
Длина – 27,5м
Ширина – 7,7м
Осадка – 3,4м
Орудий на корабле – 10
Орудий на опердеке – 10 18-фнт единорогов
Бортовой залп – 90 фнт
Экипаж – 60 человек
Средняя стоимость постройки – 42 500 тонн
Бригантины с парусным вооружением брига, проект И. И. Ильина. Должны были стать надежной заменой универсальных шняв, превосходя их по скорости и маневренности, но при этом имея достаточно сильное вооружение. На деле корабли этого типа так и не смогли догнать по огневой мощи шнявы, но при этом и не превзошли предшествующие типы бригантин по скорости и маневренности. В результате вышел средний корабль, который достаточно быстро морально устарел, и не смог изменить концепцию строительства и использования бригантин в РИФ.
Бригантины типа «Курьер», 1795
Водоизмещение – 330 тонн
Длина – 23,8м
Ширина – 7,3м
Осадка – 3м
Орудий на корабле – 6
Орудий на опердеке – 6 18-фнт единорогов
Бортовой залп – 54 фнт
Экипаж – 50 человек
Средняя стоимость постройки – 40 000 рублей
Бригантина с парусным вооружением шхуны. Проект А. П. Богдановского. «Возврат к истокам» концепции бригантин для русского флота, как легких и слабо вооруженных, но очень быстрых и мореходных судов для посыльной и патрульной службы. Боевой ценности не представляли, но великолепно справлялись с курьерской службой и разведкой.
Бригантины типа «Град», 1830
Водоизмещение – 480 тонн
Длина – 30,5м
Ширина – 7,6м
Осадка – 3м
Орудий на корабле – 16
Орудий на опердеке – 16 18-фнт единорогов
Бортовой залп – 144 фнт
Экипаж – 70 человек
Средняя стоимость постройки – 72 000 рублей
Бригантина с парусным вооружением шхуна, проект Г. Иванова. Новая попытка усилить вооружение легких посыльных судов, на сей раз по объективным причинам. Благодаря применению новых технологий, выверенному теоретическому чертежу и совершенному парусному вооружению удалось при значительном росте размеров и водоизмещения сохранить высокую скорость и маневренность, увеличив вес бортового залпа почти в три раза.
Бриги
Изначально термин «бриг» возник в 1720-е годы в качестве английского названия класса бригантин, причем автором этого слова выступили газетчики, а не профессиональные моряки. При этом сокращение оказалось достаточно удачным, а эволюция двухмачтовых судов в Великобритании пошла несколько отличимым от прочих путем, в результате чего постепенно бриги сформировались как новый класс кораблей. В России бриги официально появились в 1780 году, и представляли собой вариант британского легкого двухмачтового судна с прямым парусным вооружением и косой линией киля [5]. Все пушки располагались открыто, на верхней палубе. Благодаря совершенному парусному вооружению, хорошим обводам и особенности посадки корпуса корабли получались небольшими, но весьма быстрыми и мореходными, что делало их прекрасными легкими универсальными кораблями. Достаточно быстро бриги практически вытеснили бригантины, и, будучи дополненными корветами, стали использоваться во всех флотах и флотилиях России, служа на удаленных театрах и совершая заморские плавания. Как один из важнейших классов кораблей сохранились вплоть до окончания эпохи дерева и паруса.
Бриги типа «Аквилон», 1780
Водоизмещение – 680 тонн
Длина – 30,2м
Ширина – 9,4м
Осадка – 4,1м
Орудий на корабле – 20
Орудий на опердеке – 20 24-фнт единорогов
Бортовой залп – 240 фнт
Экипаж – 85 человек
Средняя стоимость постройки – 82 000 рублей
Первый проект русского брига, разработанный под руководством. А. П. Богдановского. Представлял собой перенос чертежа английского брига на отечественные реалии, со всеми сопутствующими особенностями – парусным вооружением, косой линией киля, обводами, и т.д. Вооружение состояло из 24-фнт единорогов, что позволило при относительно небольших размерах бригов обеспечить им мощный бортовой залп. Проект оказался настолько удачным, что без особых изменений существовал более трех десятилетий, успев поучаствовать в Наполеоновских войнах, конфликтах с турками и датчанами. Это в результате сформировало вполне конкретный облик русского брига – скоростного и маневренного двухмачтового корабля водоизмещением 600-700 тонн, с 20 единорогами на вооружении.
Бриги типа «Меркурий», 1815
Водоизмещение – 650 тонн
Длина – 29,5м
Ширина – 9,4м
Осадка – 4,2м
Орудий на корабле – 20
Орудий на опердеке – 20 24-фнт единорогов
Бортовой залп – 240 фнт
Экипаж – 90 человек
Средняя стоимость постройки – 90 000 рублей
Проект брига авторства И. Я. Осминина. Разработка свелась к приведению характеристик «Аквилонов» к современным требованиям, улучшению конструкции корпуса, и т.д. Благодаря более совершенному технологическому уровню удалось несколько облегчить бриг, сохранив или улучшив всего его основные характеристики. В остальном – удачное развитие удачного проекта, которое было хорошо принято на флоте. Более того, бриги этого типа активно строились и покупались третьими странами, у которых не было хорошо отлаженного судостроения – Грецией, Болгарией, и т.д.
Бриги типа «Агамемнон», 1840
Водоизмещение – 700 тонн
Длина – 31,5м
Ширина – 9,2м
Осадка – 4,1м
Орудий на корабле – 20
Орудий на опердеке – 20 24-фнт единорогов
Бортовой залп – 240 фнт
Экипаж – 90 человек
Средняя стоимость постройки – 105 000 рублей
Проект И. П. Амосова. Дальнейшее совершенствование конструкции брига, достигшее своего пика. Корабли этого типа имели самые лучшие характеристики скорости и маневренности среди современников, при этом обладая достаточно крепким корпусом, что позволяло им без проблем совершать заокеанские плавания. Вооружение осталось на прежнем уровне. Эти корабли стали последними серийными бригами РИФ, появившись уже на закате эпохи дерева и паруса, и одними из последних крупных серий легких артиллерийских парусных судов в Европе. Это в свою очередь затмило их выдающиеся характеристики, и не позволило сколь-либо значительно показать себя в ходе войн 1840-50-х годов. Тем не менее, проект все же считался удачным, хоть и появился слишком поздно.
Яхты
Яхтами при Петре Великом назывались небольшие корабли с легким артиллерийским вооружением, которые не имели ни большого значения, ни определенной принадлежности к какому-либо классу. Фактически корабли этого типа появились как развитие того опыта судостроения, который Петр I получил в юношеские годы, когда яхты и ботики оставались основными «игрушками» молодого царя. При первом же боевом опыте стало ясно, что как боевые единицы яхты слабы, из-за чего уже к 1700 году от их строительства отказались на всех театрах, кроме Белого и Азовского морей, где мелкосидящие суда были в приоритете. Тем не менее, и там яхты уже к концу 1710-х годов перестали строить, а к началу правления императора Иоанна III оставшиеся суда этого типа не выходили в море. Все последующие яхты строились уже исключительно как небоевые корабли, хоть и могли нести какое-то вооружение.
Яхты типа «Святой Петр», 1693
Водоизмещение – 140 тонн
Длина – 17м
Ширина – 5,7м
Осадка – 1,8м
Орудий на корабле – 12
Орудий на опердеке – 12 3-фнт
Бортовой залп – 18 фнт
Экипаж – 50 человек
Средняя стоимость постройки – 7 000 рублей
Проекта П. Баса и Г. Янсенса. Строились в Архангельске по заказу Петра I, до вступления в строй первых фрегатов составили первоначальное ядро Беломорской флотилии. В качестве прототипа выступали яхты, которые ранее строились на Плещеевом озере. Оказались плохо приспособлены для мореходства в условиях севера, к тому же были слабо вооружены. Тем не менее, прослужили довольно долгую службу, в основном в качестве патрульных и учебных судов. Нигде кроме Архангельска не строились.
Яхты типа «Виктория», 1696
Водоизмещение – 240 тонн
Длина – 21,2м
Ширина – 6,4м
Осадка – 2,4м
Орудий на корабле – 12
Орудий на опердеке – 12 6-фнт
Бортовой залп – 36 фнт
Экипаж – 64 человека
Средняя стоимость постройки – 12 000 рублей
Проект, разработанный лично Петром I. Представлял собой увеличенную копию яхт типа «Святой Петр», с 6-фнт пушками и лучшей мореходностью. Оказались вполне удачными, но военный потенциал их был оценен довольно низко. В конце концов, по этому проекту продолжили строить легкие корабли для Азовской и Белого морей, так как в местных условиях были востребованы парусные и достаточно мореходные легкие суда с малой осадкой. Не найдя в яхтах решение вопроса о легких универсальных парусных судах, Россия уже через несколько лет сделает ставку на фрегаты, шнявы и бригантины.
Тендеры
Слово «тендер» пришло в русский язык из английского, и в оригинале происходило от слова «обслуживать». В конце правления Петра II так официально стали называть одномачтовые вспомогательные суда, вне зависимости от их парусного вооружения [6]. Как правило они предназначались для разведки и посыльной службы, имели символическое вооружение и малые размеры, при этом развивая высокую скорость. На службе тендеры находились с 1760-х годов и до конца эпохи дерева и паруса, обычно в небольших количествах присутствуя при каждом флоте и флотилии. Поздние образцы даже получили достаточно серьезное вооружение, но это не изменило их основные функции, как и не отменило слабость перед лицом более крупных кораблей, из-за чего тендеры было опасно применять даже для конвоирования транспортов.
Тендеры типа «Лебедь», 1763
Водоизмещение – 300 тонн
Длина – 21,6м
Ширина – 7,3м
Осадка – 3,1м
Орудий на корабле – 12
Орудий на опердеке – 12 12-фнт единорогов
Бортовой залп – 72 фнт
Экипаж – 50 человек
Средняя стоимость постройки – 30 000 рублей
Проект Л. И. Федосеева. Адаптация чертежей английского куттера под русские стандарты. Долгое время существовали вопросы с классификацией кораблей этого типа, пока их окончательно не утвердили в качестве тендеров. Строились в достаточно больших количествах, использовались как посыльные и разведывательные суда. Сам проект оказался достаточно неплохим, но для русского флота слабо вооруженным. Плюс ко всему, кораблю так и не удалось подобрать наиболее удачное парусное вооружение, в результате чего он оказался медленнее своего английского аналога. Тем не менее, тендеры типа «Лебедь» быстро заняли свою нишу в составе РИФ, и прослужили почти полстолетия, окончательно исчезнув из состава флота к концу Наполеоновских войн.
Тендеры типа «Грач», 1793
Водоизмещение – 330 тонн
Длина – 22,4м
Ширина – 7,4м
Осадка – 2,8м
Орудий на корабле – 12
Орудий на опердеке – 12 18-фнт единорогов
Бортовой залп – 108 фнт
Экипаж – 60 человек
Средняя стоимость постройки – 40 000 рублей
Проект А. П. Богдановского, развитие типа «Лебедь». Увеличенные размеры сочетались с гораздо более совершенным парусным вооружением, что позволило повысить скорость и маневренность. Кроме того, вместо 12-фнт единорогов были установлены 18-фнт, что в полтора раза увеличило огневую мощь кораблей. Весьма удачный по русским стандартам проект, тендеры этого типа заслужили славу быстрых и юрких кораблей.
Тендеры типа «Серафим», 1830
Водоизмещение – 360 тонн
Длина – 24,1м
Ширина – 7,5м
Осадка – 3,1м
Орудий на корабле – 14
Орудий на опердеке – 14 18-фнт единорогов
Бортовой залп – 126 фнт
Экипаж – 72 человека
Средняя стоимость постройки – 54 000 рублей
Проект Г. Иванова. Завершил развитие концепции русского тендера. Размеры вновь выросли, вооружение усилено на 2 единорога, скорость и маневренность остались прежними. При этом удалось несколько улучшить мореходность, и общую крепость корпуса. Удачные корабли, заслужившие большую популярность на флоте.
Бомбардирские суда
Бомбардирские суда в России появились уже в 1696 году, первые их образцы были построены для второй осады Азова. Представляли они из себя суда простейшей, но крепкой конструкции, с двумя мачтами с прямым парусным вооружением. Сами мачты были сдвинуты в корму, а на получившейся площадке в носовой части размещались мортиры калибром от 1 до 3 пудов. Остальное вооружение бомбардирских судов носило чисто символическую функцию. Применялись они для осад крепостей и поддержки десантов, ведя навесной огонь по площадям. Более поздние бомбардирские корабли РИФ стали вооружать единорогами крупных калибров, что значительно повысило их огневую мощь. Повысилась также и мореходность, поначалу весьма невысокая. Простота и дешевизна конструкции бомбардирских кораблей привела к тому, что в мирное время их практически не содержали, при необходимости строя в военные годы по нескольку штук в месяц на основных верфях. Класс сохранился вплоть до конца эпохи паруса, хотя к тому времени уже успел в значительной мере потерять актуальность ввиду появления канонерских лодок и роста могущества корабельной артиллерии.
Бомбардирские суда типа «Гром», 1696
Водоизмещение – 410 тонн
Длина – 24,4м
Ширина – 8,2м
Осадка – 3м
Орудий на корабле – 6
Орудий на опердеке – 6 6-фнт
Орудий бомбардирских – 2 мортиры
Бортовой залп – 18 фнт
Экипаж – 50 человек
Средняя стоимость постройки – 20 500 рублей
Первые бомбардирские суда, построенные для взятия Азова. Проект А. Мейера и Петра I. Представляли собой двухмачтовые мелкосидящие корабли с двумя мортирами и вспомогательной пушечной батареей. Качество постройки корпусов было низким, так как корабли строились на второстепенных верфях, из-за чего вскоре после взятия Азова их пришлось пустить на дрова. Тем не менее, сам проект оказался достаточно удачным, пригодным и для действий у берегов, и на реках, а при нормальном качестве постройки отдача орудий не представляла серьезной опасности для набора.
Бомбардирские суда типа «Марс», 1715
Водоизмещение – 500 тонн
Длина – 26,7м
Ширина – 8,5м
Осадка – 3,1м
Орудий на корабле – 6
Орудий на опердеке – 6 6-фнт
Орудий бомбардирских – 2 мортиры
Бортовой залп – 18 фнт
Экипаж – 60 человек
Средняя стоимость постройки – 25 000 рублей
Развитие бомбардирских судов проекта О. Ная. Главной целью постройки судов нового типа стали повышение мореходности и крепости корпуса. Вооружение осталось на прежнем уровне. В целом удачный проект, отлично показавший себя в конце Северной войны и в 1730-х во время войны с турками. Тем не менее, в последнюю войну возникли нарекания по поводу слабого пушечного вооружения, из-за чего в полевых условиях не единожды вместо 6-фнт пушек устанавливались 20-фнт гаубицы. Это, в свою очередь, послужило основой для постройки бомбардирских судов нового типа.
Бомбардирские суда типа «Гром», 1744
Водоизмещение – 560 тонн
Длина – 29,9м
Ширина – 8,2м
Осадка – 3,7м
Орудий на корабле – 10
Орудий на опердеке – 10 24-фнт единорога
Орудий бомбардирских – 2 мортиры
Бортовой залп – 120 фнт
Экипаж – 100 человек
Средняя стоимость постройки – 56 000 рублей
Проект Д. Сютерланда. Представлял собой увеличенный корпус предыдущих типов бомбардирских судов, с размещением вспомогательной батареи из 10 орудий по бортам. Старые пушки были заменены на 24-фнт (152-мм) единороги, из-за чего собственно бомбардирские возможности кораблей значительно возросли. Весьма удачный тип, отлично показавший себя в ходе последующих конфликтов. Тем не менее, при Архипелагских экспедициях была выявлена недостаточная мореходность для дальних плаваний, из-за чего бомбардирские суда с трудом пересекали Бискайский пролив, и повреждались во время штормов в Средиземном море.
Бомбардирские суда типа «Юпитер», 1769
Водоизмещение – 800 тонн
Длина – 34,2м
Ширина – 9,4м
Осадка – 3,6м
Орудий на корабле – 10
Орудий на опердеке – 10 48-фнт единорога
Орудий бомбардирских — 2
Бортовой залп – 240 фнт
Экипаж – 140 человек
Средняя стоимость постройки – 80 000 рублей
Проект В. А. Селянинова, ставший стандартным бомбардирским кораблем РИФ в течении следующих десятилетий. Представлял собой мореходный двухмачтовый корабль, приспособленный для плаваний в бурных морях. Вооружение состояло из 2 мортир и 10 единорогов, при этом калибр последних возрос до 48 фунтов, что значительно увеличило боевой потенциал корабля, и позволило ему в случае столкновения с противником надеяться на спасение. Объемный корпус получил достаточно совершенный теоретический чертеж, благодаря чему «Юпитеры» оказались достаточно маневренными и быстрыми для своего класса. Очень удачный проект, который служил флоту вплоть до заката самой концепции парусных бомбардирских судов.
Примечания
- На самом деле, «тяжелые» фрегаты появились отнюдь не с появлением 18- и 24-фунтовых пушек на французских кораблях во 2-й половине XVIII столетия. Еще раньше в той же Великобритании строились двухдечные фрегаты, в это же время линкорные пушки на корабли невысокого ранга ставили датчане и шведы, а в XVII веке встречались двухдечные фрегаты с артиллерией, не шибко уступавшей самым массовым на тот момент линейным кораблям. Так что появление немногочисленных экспериментов в РИФ тут особой революции не делает, как массовое явление тяжелые фрегаты появятся позднее – но в АИшке у России уже будет опыт их строительства и применения.
- Суровый реал. Причем, насколько я могу судить, как раз в это же время в Европе назревал отказ от 8- и 9-фунтовых фрегатов в пользу 12-фунтовых, именно из-за осознания слабости их артиллерии. Петр же, построив некоторое количество 9-фунтовых фрегатов, даже без масштабного военного опыта понял, что они слишком слабы, и перешел на более тяжелые пушки. В Швеции всего два фрегата были вооружены тяжелее (аж 18-фнт пушками, но там есть некоторые вопросы к качествам этих кораблей), и еще один нес 12-фнт пушки. Остальные фрегаты несли 8-, 6- и даже 3-фнт пушки в качестве главного калибра.
- Если кто не в курсе – американцы и англичане в XIX веке свободно хозяйничали в Охотском море, выбивали местное зверье, включая китов, и даже совершали рейды на побережье, грабя немногочисленное местное население. И Россия на это никак не реагировала, ибо банально не имела никаких возможностей изменить ситуацию без регулярного флота в регионе. И вообще, что произошло на Чукотке – остается на Чукотке….
- Вообще, с этими бригантинами на начало XVIII века – полный бардак. Вариантов того, какие конкретно корабли могли называться бригантинами, какое-то совсем неприличное количество, причем это международное явление. Бардак! Хотя, я же еще не дошел до гребного флота, там с терминологией такой хаос, что непонятки с бригантинами покажутся еще цветочками….
- Т.е. осадка кормой значительно превышает осадку носом, а при абсолютно ровном киле (на стапеле) корма сильно возвышается над носом.
- Таким образом, все одномачтовики отдельных типов, включая куттеры, также будут в России официально называться тендерами.