1

 

С началом применения во второй четверти XIX века на военных судах флотов ведущих морских держав, в дополнение к их парусному вооружению, паровых механизмов Россия построила на своих верфях 12 и приобрела за границей 8 пароходофрегатов (ПХФР).

Использование на них в качестве движителей гребных колес было первым этапом внедрения паровых котлов и машин в военном судостроении. Однако этот тип судов мог выполнять в составе военных флотов только вспомогательную роль, так как установленные по бортам громоздкие гребные колеса значительно ограничивали размещение и сокращали количество корабельной артиллерии. По длине корпуса ПХФР были не меньше 74- и 84-пушечных парусных линейных кораблей, а по количеству установленного артиллерийского вооружения уступали даже 24-пушечным фрегатам.

Главную ударную силу флотов в то время по-прежнему представляли парусные корабли и фрегаты, обладавшие более мощным вооружением. В этих условиях средством повышения ударной мощи вооружения ПХФР могло быть только применение на них, хотя и в меньшем количестве, бомбических пушек более крупного калибра, устанавливаемых на линейных кораблях.

Основной задачей ПХФР в обеспечении действий главных сил флота являлась буксировка парусных кораблей при выводе с рейда, в опасных узкостях, а в открытом море – при отсутствии ветра (либо в аварийных ситуациях – при их значительных повреждениях). Независимость ПХФР от направления и силы ветра давала им более широкие возможности боевого использования в целях разведки, длительного крейсерства и в набеговых операциях с обстрелом береговых объектов противника.

Военный пароход «Геркулес»

Опыт создания построенного в 1829 году первого военного парохода «Ижора» подтвердил. необходимость наличия в составе отечественного флота пароходов, вооруженных крупнокалиберной артиллерией. 21 апреля 1830 года император Николай I своим указом по докладу морского министра по этому вопросу повелел

«дать соображения о построении для каждой дивизии Балтийского флота (всего их было три. – Ю. Г.) пароходов большого размера и совершенно мореходных».

Во исполнение Высочайшего повеления Кораблестроительный и учетный комитет Кораблестроительного департамента Морского министерства в мае того же года предложил принять для этих пароходов ориентировочно следующие основные элементы: длина – 40 футов (42,7 м), ширина— 23 фута (7,0 м), паровой механизм мощностью 120 нарицательных (нар.) сил, парусное вооружение для двух из них – двухмачтовое шхунское (как на пароходе «Ижора»), а третий снабдить тремя мачтами.

Пароходофрегаты Балтийского флота

Такие предварительные данные по новым пароходам сообщили управляющему Охтинским адмиралтейством полковнику Корпуса корабельных инженеров В. Ф. Стоке (1770-1838) для их проработки, а также составления сметы 

«о потребности в лесах и других материалах».

Одновременно последовал запрос департамента управляющему Адмиралтейскими Ижорскими заводами генерал-лейтенанту Корпуса корабельных инженеров А. Я. Вильсону (1767-1866) о возможности изготовления и сроках поставки требующихся паровых механизмов.

В ходе проработки задания выяснилось, что упомянутые выше главные размерения парохода могут оказаться недостаточными для обеспечения плавания в дальних морях, поэтому в августе 1830 года длину его корпуса решили увеличить до 175 футов (53,3 м), ширину – до 32 футов (9,8 м), мощность паровой машины принять 140 нар. сил. Однако А. Я. Вильсон предложил поставить на пароход две машины общей мощностью 200 нар. сил, что и было одобрено Николаем I одновременно с принятием решения о постройке по этому заданию на Охтинской верфи парохода, которому присвоили наименование «Геркулес». 31 декабря того же года военный пароход был заложен, а 8 августа 1831 года спущен на воду. После достройки в октябре следующего года он прошел испытания и затем вступил в состав Балтийского флота.

Пароходофрегаты Балтийского флота

Пароходофрегат «Богатырь»

Строительство второго военного парохода отложили до «высочайшего разрешения», которое последовало только после доклада императору об опыте эксплуатации «Геркулеса» и ознакомления с чертежами парохода «Нил» английской постройки. Разрешением предписывалось: 

«предполагаемый к построению в С.-Петербурге большой мореходный пароход строить по чертежам построенного ддя египетского паши (Мухаммеда Али. – Ю. Г.) парохода «Нил», с установкой на нем, вдобавок к прочим орудиям, одной бомбической пушки».

Более подробные данные по указанному пароходу представил в Морское министерство генеральный консул России, в Египте полковник Дюгамель, который в своем донесении сообщил не только его основные элементы («Нил» к тому времени уже прибыл из Англии в Египет), но и мнение египетских специалистов о недостатках, выявленных на переходе через Атлантику и Средиземное море и в течение первых месяцев эксплуатации.

Пароходофрегаты Балтийского флота

Решение об организации и сроках строительства большого военного парохода в корабельном эллинге Главного Адмиралтейства Кораблестроительный департамент принял 4 февраля 1835 года. Постройку поручили начать члену Кораблестроительного и учетного комитета полковнику Корпуса корабельных инженеров А. А. Попову (1788-1859). Особо оговаривалось, что новую двухпудовую (калибром 245-мм) бомбическую пушку следует установить 

«на круговращательном станке» (вращающейся платформе. – Ю. Г.) 

в носовой части опердека, кроме того, поставить на пароходе единороги, близкие по своим баллистическим характеристикам к 36-фунтовым (174-мм) пушкам. В качестве основного материала корпуса решили применить лиственницу.

В середине апреля 1835 года Николай I повелел

«установить на пароходе вторую бомбическую 2-пуд. пушку на поворотной платформе, от остальных – отказаться».

Пароходофрегаты Балтийского флота

Заказ на паровые машины и котел для этого парохода выдали Адмиралтейским Ижорским заводам со сроком поставки к концу лета 1836 года. К их изготовлению приступили уже в начале сентября 1835 года, а в конце октября состоялась закладка нового парохода, проведенная

«без церемоний, в присутствии лиц, обязанных при сем находиться».

19 января 1836 года ему было присвоено наименование «Богатырь». Вскоре работы по постройке парохода возглавил капитан Корпуса корабельных инженеров М. Н. Гринвальд (1795-1856), вернувшийся из командировки в Англию и Голландию, где он знакомился с последними зарубежными достижениями в области пароходостроения.

Пароходофрегаты Балтийского флота

Набор корпуса, штевни и клямсы изготовили из лиственницы, наружную обшивку – из сосны, в отдельных частях использовали дуб. Для крепления конструкций корпуса в его надводной части применялись связи из железа, в подводной – из меди. Спуск корпуса парохода на воду состоялся 8 августа 1836 года, его достройка с обшивкой подводной части красной медью и монтажом машинно-котельной установки поставки Ижорских заводов выполнялась в сухом доке в Кронштадте.

Кроме парового механизма, пароход имел и парусное фрегатское вооружение на трех мачтах и бушприте общей площадью 1827 м², утвержденное 8 января 1838 года.

Окончательный состав артиллерийского вооружения «Богатыря» определился только после продолжительных дебатов между Кораблестроительным и Артиллерийским департаментами Морского министерства. Он включал одну 2-пуд. (245-мм) бомбическую пушку, размещенную в корме, два 1-Пуд. 7,69” (195-мм) единорога — побортно на баке и 4 – 24-фунт. (152-мм) карронады – в корме. Тем не менее пароходу был присвоен 32-пушечный ранг.

После завершения в октябре 1838 года ходовых испытаний военный пароход «Богатырь» вошел в состав Балтийского флота, а с началом кампании следующего года уже совершал походы в Пруссию и Данию. В конце 1839 года было принято решение о небольшой переделке кормовой части корпуса по новому чертежу, после чего «Богатырь» первым из военных пароходов Российского флота был переклассифицирован в «паро-ходофрегат» (этот новый класс военных судов был включен в классификацию судов Российского флота начальником Главного морского штаба светлейшим князем А. С. Меншиковым 29 января 1840 года).

Пароходофрегаты Балтийского флота

В 1848 году «Богатырь» прошел тимберовку (капитальный ремонт корпуса). Крымскую войну (1853-1856) встретил в базе Балтийского флота – Свеаборге. На период военных действий он был зачислен в отряд паровых судов. Однако, поскольку отечественный корабельный флот в операциях на Балтике активности не проявлял и стоял в Кронштадте и Свеаборге под защитой минных заграждений, «Богатырь» использовался в основном для выполнения отдельных поручений, в том числе и транспортных перевозок.

После окончания войны, в августе 1857 года, приказом генерал-адмирала Великого князя Константина Николаевича ПХФР «Богатырь» «по неблагонадежности к дальнейшему плаванию» исключили из списков судов флота. Его корпус определили на слом, а машинно-котельную установку отправили на Адмиралтейские Ижорские заводы для переборки (восстановительного ремонта) в целях последующего использования на одном из вновь строящихся судов.

В связи с недостаточным развитием в те годы в России судового машиностроения, сдерживавшим масштабы внедрения паровых котлов и машин в отечественное военное судостроение, часть пароходов заказывалась за рубежом (в Англии и Северо-Американских Соединенных Штатах), а судовых паровых механизмов – в Англии и Голландии.

Пароходофрегат «Камчатка»

Спустя два года после вхождения «Богатыря» в состав Балтийского флота, 30 октября 1841 года, в Кронштадт прибыл пароход «Камчатка», построенный в Нью-Йорке на верфи Вильяма Брауна под наблюдением командированного в 1839 году из России капитана 1 ранга И. И. фон Шанца (1802-1879), который затем командовал этим судном на сорокадневном переходе из Нью-Йорка через Атлантический океан, Северное и Балтийское моря в Кронштадт и в составе Российского флота до конца 1847 года.

Пароходофрегаты Балтийского флота

Механическая установка корабля состояла из двух паровых машин с цилиндрами диаметром 1574,8 мм. Наибольший диаметр гребных колес составлял 9,14 м, длина лопастей – 3,2 м, ширина – 0,61м.

Вооружение «Камчатки» (по штату ПХФР): две 96-фунт, бомбические пушки, и столько же 64-фунт. единорогов (на верхней палубе) и двенадцать 36-фунт., высверленных из 24-фунт, длинных пушек отечественного производства {на нижней палубе), выполнялось в Кронштадтском военном порту, после чего этот пароход вступил в кампанию 1842 года в качестве второго ПХФР Балтийского флота, выйдя на Большой Кронштадтский рейд.

Пароходофрегаты Балтийского флота

Пароходофрегат «Геркулес»

В 1841 году, когда «Геркулес» прослужил 10 лет, комиссией Кораблестроительного департамента по результатам его освидетельствования «на благонадежность к дальнейшему плаванию» было принято решение к 1843 году этот пароход тимберовать с переносом его парового механизма в новый корпус и сохранением прежнего наименования.

Тимберовку поручили старшему производителю кораблестроительных работ Кронштадтского военного порта полковнику И. А. Амосову (1800-1878). В 1842 году он завершил проект нового корпуса парохода с учетом изменения его назначения, по которому предстояло выполнять «перевозку морем особ», в том числе императора и лиц императорской фамилии, королевских особ из стран Западной Европы, руководства Морского министерства, дипломатов и дипломатического багажа. Оборудование на пароходе комфортабельных жилых и парадных помещений соответствующих размеров вызвало необходимость снятия с него артиллерийского вооружения, кроме четырех малокалиберных пушек для производства салютов, и удлинения корпуса до 192 футов (ок. 58,6 м).

После завершения тимберовки и оборудования помещений в соответствии с новым назначением судна «Геркулес» переклассифицировали в ПХФР, хотя он не имел штатного для корабля этого класса вооружения. Он прослужил в этом качестве до 1860 года, а затем «за неблагонадежностью» был разобран в Кронштадте.

Пароходофрегаты типа «Отважный»

13 марта 1842 года император Николай I приказал: 

«Построить для Балтийского флота пять военных пароходофрегатов. Корпуса пароходов строить в России, а паровые механизмы для них изготовить: для двух – в Голландии, для двух – в Англии и один – на Адмиралтейских Ижорских заводах».

Первым трем из них утвердили наименования «Отважный», «Храбрый» и «Грозящий».

Четыре парохода следовало оборудовать паровыми механизмами мощностью по 320 нар. сил, а пятый – не слабее 240 нар. сил; две паровые машины с железными котлами заказать у голландского заводчика Рентгена, две с такими же котлами – у Сиварда (Ишервуда. – Ю. Г.) или у других английских заводчиков, одну машину с медным котлом изготовить в России. В задании на проектирование указывалось, что пароходы строятся как военные. Вооружать серийные пароходы планировалось 24-фунтовыми (152-мм) пушко-карронадами.

На строительство пароходов из казны выделили 624 тыс. руб. серебром. Из этих средств предписывалось израсходовать:

  • на постройку четырех корпусов судов 140 тыс. руб.;
  • за экстренность работ и доставку механизмов 30 тыс. руб.;
  • за механизмы:
  •       завода Рентгена 196 тыс. руб.;
  •       завода Ишервуда 208 тыс. руб.;
  •       Ижорских заводов 50 тыс. руб.

Пятый пароход предлагалось построить интендантству, не требуя особого ассигнования.

В мае 1842 года в г. Роттердаме (Голландия) был подписан контракт на изготовление двух паровых механизмов мощностью по 300 нар. сил с одним котлом каждый, с обязательством доставки первого механизма в Кронштадт к августу 1843 года и проведением испытаний до конца года.

Император распорядился первый из корпусов пароходов под голландские механизмы строить на Охте по чертежам, разработанным подполковником Корпуса корабельных инженеров М. Н. Гринвальдом. Строителем первого парохода назначался подполковник Корпуса корабельных инженеров И. А. Амосов. Второй корпус предстояло строить в крытом каменном эллинге Нового Адмиралтейства, его строителем был назначен полковник Корпуса корабельных инженеров К. А. Глазырин (1790-1848).

Для наблюдения за изготовлением паровых механизмов Морское министерство командировало в Голландию капитана Корпуса корабельных инженеров А. И. Пипина, в Англию – подполковника М. Н. Гринвальда.

Корпуса пароходов решили строить из сосны и лиственницы, с использованием в ответственных местах дуба, в подводной части – с медным креплением. Вскоре после начала работ по постройке парохода «Храбрый» его строителем вместо К. А. Глазырина назначили подполковника Корпуса корабельных инженеров С. О. Бурачека (1800-1876).

Пароход «Отважный» заложили 30 ноября 1842 года, «Храбрый» – 30 января 1843 года. В качестве образцов при их строительстве последовало указание руководствоваться соответственно чертежами английского парохода «Девастейшен» и пароходофрегата «Камчатка».

К этому же времени было принято окончательное решение по составу артиллерийского вооружения серийных ПХФР: на верхней палубе установить две 2-пуд. (245-мм) бомбические пушки и два 1-пуд. (195-мм) единорога, в закрытой батарее (на нижней палубе) – десять 36-фунт. (174-мм) длинных пушек, примененных на «Камчатке».

11 сентября 1843 года в 13 ч 30 мин был спущен на воду «Отважный», 16 июля 1844 года в 5 ч без проведения официальной церемонии (из-за обнаруженной осадки спускового фундамента), но благополучно – «Храбрый». 14 сентября ПХФР «Отважный» перевели в Кронштадт и сдали там в порт для достройки. «Храбрый» прибыл на достройку и был введен в док 8 октября 1844 года.

27 октября 1843 года в 13 ч в присутствии генерал-интенданта флота Л. Ф. Богдановича в новом корабельном эллинге Охтинской верфи заложили ПХФР «Грозящий» (строитель – полковник И. А. Амосов) с обводами корпуса, аналогичными пароходу «Девастейшен», на который предстояло установить первый паровой механизм поставки английских заводчиков Модслея и Фильда мощностью 400 нар. сил. На следующий день в Главном Адмиралтействе заложили ПХФР «Смелый», на который планировалась поставка второго парового механизма той же мощности фирмы «Ренни и К°». Строителем «Смелого» назначили капитана Корпуса корабельных инженеров А. И. Пипина, который разработал для него чертеж корпуса с обводами «Камчатки». Спуск ПХФР «Грозящий» состоялся 9 августа 1844 года в 9 ч утра. «Смелый» был спущен раньше – 5 августа в 5 ч.

Пароходофрегаты Балтийского флотаПароходофрегаты Балтийского флота

Пятый ПХФР серии – «Гремящий», который был заложен И. А. Амосовым на Охтинской верфи только 15 сентября 1849 года, строился по чертежам «Грозящею» и сошел на воду 18 августа 1851 года. Он был построен без выделения дополнительного финансирования, за счет средств Морского министерства. На нем установили паровой механизм мощностью 300 нар. сил, изготовленный на Адмиралтейских Ижорских заводах.

Пароходофрегаты Балтийского флота

ПХФР «Отважный» продали на слом в 1862 году, «Грозящий» – обратили в блокшив в Кронштадте в 1863 году, «Гремящий» разбился 6 сентября 1862 года на каменном рифе у острова Малый Соммерс в Финском заливе.

«Храбрый» и «Смелый» тимберовали в 1857-1858 годах с переносом их паровых механизмов в новые корпуса, построенные на Охтинской верфи подполковником Корпуса корабельных инженеров И. Г. Карповским по чертежам прежних ПХФР тех же наименований. «Храбрый» заложили 3 марта 1857 года, спустили на воду 9 сентября 1858 года, «Смелый» – соответственно 10 сентября 1857 года и 8 октября 1858 года. «Смелый», после его исключения из списков судов флота, был сдан к порту в 1880 году, «Храбрый» – в 1881 году.

Пароходофрегаты Балтийского флота

Пароходофрегат «Олаф»

Напряженная работа по выполнению утвержденной Малой кораблестроительной программы (1852-1857) загрузила полностью все судостроительные верфи С.-Петербургского Адмиралтейства. В этих условиях Морское министерство было вынуждено обратить внимание на судостроительные верфи Финляндии.

В 1850 году на частной купеческой верфи в Гельсингфорсе был заказан военный ПХФР, получивший затем наименование «Олаф», который строился по чертежам серийного ПХФР «Смелый» типа «Отважный», спущенного на воду в Главном Адмиралтействе в 1844 году. Паровой механизм для «Олафа» мощностью 400 нар. сил (как на «Смелом») изготавливался также в Англии, на заводе Непира.

Наблюдение за строительством ПХФР «Олаф» вел штабс-капитан Корпуса корабельных инженеров Фомин. За постройку корпуса судна заплатили из казны 158 274 руб., за паровой механизм – 118 662 руб. серебром. ПХФР был заложен 26 мая 1851 года, спущен на воду – 24 сентября 1852 года.

На ходовых испытаниях «Олаф» показал скорость хода 11 уз. По прибытии в 1852 году из Гельсингфорса в Кронштадт он был вооружен артиллерией. На нем установили четыре бомбические, десять 36-фунт, и четыре 24-фунт, пушки.

Пароходофрегат «Рюрик»

Второй военный ПХФР из числа построенных в Финляндии, получивший наименование «Рюрик» (наименование «Рюрик» впервые получил построенный в 1815 году на частной верфи в Або бриг, предназначенный для кругосветной русской научной экспедиции 1815-1818годов под командованием лейтенанта О. Е. Коцебу с целью открытия северо-восточного прохода из Тихого океана в Атлантический) , был заказан на купеческой верфи в Або. Заказы на строительство «Олафа» и «Рюрика» оформлял И. И. фон Шанц (с 1847г.контр-адмирал),онженаблюдал за постройкой «Рюрика».

ПХФР «Рюрик» строился по чертежам серийного парохода «Храбрый» (типа «Отважный»). Паровой механизм для него мощностью 300 нар. сил (как на «Храбром») изготавливался также в Финляндии и обеспечил судну скорость хода 10 уз. О дате закладки ПХФР «Рюрик» и финских строителях, руководивших постройкой этих судов, сведений пока найти не удалось.

За корпус и паровой механизм «Рюрика» было уплачено 240 000 руб. серебром. По прибытии в 1852 году из Або в Кронштадт на нем были установлены шесть бомбических пушек.

Оба ПХФР постройки финских верфей долго служили в составе Балтийского флота. «Олаф» в 1857 году совершил дальний поход в Средиземное море под флагом генерал-адмирала, был исключен из списков судов флота и сдан в 1872 году по «неблагонадежности» к Кронштадтскому порту. «Рюрик» под флагом генерал-адмирала плавал в 1858 году в финском заливе, в 1859 году – в Средиземном море, сдан к порту в 1869 году.

Пароходофрегаты Балтийского флота

Военный пароход и пароходофрегат «Соломбала»

Последним военным ПХФР Балтийского флота отечественной постройки был пароход «Соломбала».

Главные командиры Архангельского порта во второй четверти XIX века неоднократно обращались в Морское министерство с просьбой укомплектовать порт пароходом с машиной мощностью не менее 200 нар. сил. Построенные в 1825-1826 годах и принадлежавшие порту адмиралтейские пароходы «Легкий» и «Спешный» (с машинами по 60 нар. сил) были слишком маломощными и не могли гарантировать безопасной проводки построенных в Архангельском адмиралтействе линейных кораблей и крупных фрегатов через мелководное устье Северной Двины при их выводе в Белое море.

В 1847 году бывший в то время главным командиром Архангельского порта вице-адмирал маркиз А. И. де Траверсе обратился лично к императору Николаю I с просьбой построить корпус парохода в Архангельске, а паровой механизм для него перенести с устаревшего к тому времени ПХФР «Геркулес». Император разрешил постройку парохода в Архангельске, а паровой механизм для него предложил купить в Англии.

Корпус судна решили строить по чертежам серийного (предпоследнего) ПХФР «Грозящий» типа «Отважный». Морское министерство командировало для этого в Архангельское адмиралтейство полковника Корпуса корабельных инженеров Ф. Т. Загуляева (1791-1858) с полным комплектом технической документации для постройки нового парохода.

Пароходофрегаты Балтийского флота

Пароход, заложенный 5 марта 1858 года, строился из лиственницы и сосны с использованием в необходимых частях дуба, крепление в надводной части корпуса – железное, в подводной – медное. Перед закладкой новому пароходу присвоили наименование «Соломбала». Паровой механизм для него (мощностью 240 нар. сил) использовали с исключенного 2 августа 1857 года из списков флота ПХФР «Богатырь» после его переборки на Адмиралтейских Ижорских заводах и доставки в Архангельск. Это сэкономило для флота большие средства, так как паровой механизм оставался в эксплуатации еще почти 20 лет. Руководство ходом работ при спуске 13 июня 1859 года и достройке парохода осуществлял подпоручик Корпуса корабельных инженеров Кальсерт.

До 19 августа 1862 года пароход «Соломбала» служилв Архангельске, а затем был перечислен в состав Балтийского флота. После прибытия в Кронштадт его переклассифицировали в ПХФР и вооружили восемью пушками. Весь остальной период службы ПХФР «Соломбала» плавал на Балтийском море. 1 февраля 1875 года его исключили из списков судов флота, а затем разобрали в Кронштадтском порту.

Почтовый пароход и пароходофрегат «Владимир»

В заключение настоящей статьи приведем краткие (за отсутствием более полных и достоверных) сведения о ПХФР Балтийского флота «Владимир», который был построен в 1845 году на верфи в Ливерпуле для почтового ведомства России. По своим данным пароход был близок к ПХФР типа «Отважный», но имел железный корпус и паровой механизм (их стоимость соответственно 68 138 и 52 500 руб.) мощностью 350 нар. сил. Применение железа в качестве материала для постройки корпуса кораблей и судов было радикальным нововведением в судостроении. Оно обеспечивало значительное повышение долговечности и пожаробезопасности корпуса, а также устраняло необходимость выполнения его тимберовки.

Пароходофрегаты Балтийского флота

На ходовых испытаниях пароход показал скорость хода 10,5 уз.

Пароходофрегаты Балтийского флота

В 1862 году, по решению правительства, «Владимир» был передан Морскому министерству, а в 1867 году переоборудован в плавучую мастерскую при практической броненосной эскадре адмирала Г. И. Бутакова. Исключен из списка судов флота 5 июня 1893 года.

Пароходофрегаты Балтийского флота

Литература и источники

  • Боевая летопись русского флота. М., 1948.
  • Веселого Ф. Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 г. СПб., 1872.
  • История СССР. Т. II. Россия в 19-м веке. М., 1940.
  • Моисеев С. П. Список кораблей русского парового и броненосного флота (с 1861 по 1917 г.). М, 1948.
  • РГАВМФ. ф. 158. Оп. 2. Д. 727, 730, 731, 818, 1543, 1549.
  • Соколов А. П. Летопись крушений и пожаров судов русского флота с начала его по 1854 г. СПб., 1855.
  • «Судовой список» за 1860г. СПб., 1861.

От редакции.

В связи с тяжелой болезнью автора статьи, известного многим интересными публикациями в журнале «Судостроение» по кораблям и судам XIX века, его рукопись подготовил к печати член редколлегии сборника «Гангут» А. Б. Морин.

источник: Ю. И. Головнин "Пароходофрегаты Балтийского флота" сборник "Гангут" выпуск 36, стр.44-59

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account