2

Фирма Państwowe Zakłady Lotnicze (P.Z.L), надо заметить, была достаточно хорошо известна в 1930-ых рядом вполне передовых авиационных дизайнов. Истребители польского производства, к примеру P.11, были на уровне лучших мировых моделей в момент своего появления, и не только состояли на вооружении Польши, но и производились на экспорт. Так, подкосный моноплан P.24 в период 1936-1938 поставлялся в Болгарию (40 штук), Грецию (36 штук), Румынию (где он производился по лицензии) и Турцию (40 поставлены и 50 построены по лицензии), где они стояли на вооружении до 1960-ых. В целом, надо признать, что польское авиастроение было предметом гордости не только из-за "польского гонора".

 

Но вот что мало известно — так это то, что P.Z.L. предпринимала вполне серъезную попытку замахнуться на нечто большее, чем одно-двух моторные самолеты. В 1920-ых, фирма занималась проработками проекта тяжелого бомбардировщика, способного сравниться по характеристикам с лучшими мировыми образцами.

Панский ответ ТБ-3 или P.Z.L-3. Польша

Самолет P.Z.L. 3 (имени он никогда не получал, так как не был построен даже прототип) был спроектирован Владиславом Залевским в 1928 году. Это была уже не первая попытка Залевского приобрести известность на ниве тяжелого авиастроения — так, уже в 1924 году тот предлагал проект достаточно интересного трехмоторного бомбардировщика WZ-XI "Pteranodon" — но тогда идея не получила поддержки по экономическим причинам. В 1928, тем не менее, положение Польши стало более прочным, и сторонники идеи "от можа до можа" начали задумываться о том, что неплохо было бы обзавестись и своей тяжелой авиацией.

Надо сказать, стимулы к этому были. СССР в 1920-ых начал серийное производство первого в мире цельнометаллического тяжелого бомбардировщика ТБ-1. Напряженность польско-советских отношений не давал возможности усомниться, что в случае чего, бомбы с этих "летающих крепостей" посыплются на Варшаву. Поляки хотели иметь адекватный ответ, способный с территории Польши угрожать Киеву и Ленинграду, равно как и Берлину и Кишеневу.

Работы над машиной начались зимой 1928. 

Проект P.Z.L. 3 впечатлял даже для своего времени. Это был крупный цельнмоеталлический моноплан с гофрированной обшивкой и размахом крыла в 22 метра. В движение его приводили бы четыре расположенных над крылом авиамотора "Бристоль Jupiter", в 500 л.с. каждый. Моторы размещались попарно, в гондолах на пилонах, приводя в действие тянущий и толкающий винты.

Рассчетная скорость бомбардировщика должна была составить 280 км/ч (что следует счеть явным преувеличением). Самолет должен был иметь нагрузку на крыло в районе 73,6 кг на метр квадратный, что лишь немногим уступало ТБ-3 (74,8 кг на метр квадратный). Двойное хвостовое оперение обеспечивало хороший обстрел на корму.

По расчетам, самолет должен был нести до трех тонн бомб в бомболюке под корпусом. От нападения истребителей противника он мог защищаться с помощью трех пулеметных точек.

Панский ответ ТБ-3 или P.Z.L-3. Польша

В 1930 году, работы по проекту были в основном, завершены, но предполагаемого заказа не последовало. В польском правительстве возобладали более разумные тенденции, которые предполагали, что для не слишком могучей нации флот четырехмоторных бомбардировщиков будет менее эффективен, чем флот легких двухмоторных машин. Даже самые сильные авиационные нации — Франци и Великобритания с Италией, не могли поддерживать свои флоты четырехмоторных машин.

После того, как правительство отказалось от проекта, раздраженный Залевский перешел в частный авиасектор и отказался работать над правительственными проектами.

Подписаться
Уведомить о
guest

21 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account