1

В 1935 году, когда победитель конкурса спецификации 9-Shi на палубный торпедоносец В4Y1 еще только проходил испытания, технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu объявил о новом конкурсе проектов.

Дело в том, что итогами предыдущих трёх конкурсов на этот класс машин, проходивших с 1932 по 1934 годы, стали достаточно ординарные проекты многостоечных расчалочных бипланов В2М, В3Y и B4Y, составлявших основу палубных авиагрупп Императорского флота в течение всего 3-го десятилетия 20-го века. Эти самолеты были характерным продуктом своей эпохи и отличались друг от друга лишь все более возраставшей мощностью двигателя.

Руководство Kaigun Koku Hombu уже во второй половине 30-х годов резонно осознавало, что качественного скачка в ЛТХ можно было достичь только применив монопланную схему. Поэтому последний конкурс 1934 года изначально рассматривался лишь как временная мера, пока адмиралы в высоких кабинетах пытались определиться с требуемыми характеристиками палубного торпедоносца нового поколения.

Новая спецификация 10-Shi не замедлила появиться летом 1935 года. Требования по скорости будущей машины значительно превышали данные новейшего торпедоносца В4Y1. Требовался самолет с характеристиками намного выше любых созданных ранее в мировой практике. Спецификация морского палубного ударного бомбардировщика программы 10-Shi предусматривала скорость по меньшей мере 330 км/ч, продолжительность полета до 7 часов без нагрузки и до 4 часов с торпедой, а также складные крылья. Требования по вооружению не отличались от предыдущих – 800-кг авиационная торпеда или бомбы такой же суммарной массы, пулемет винтовочного калибра в задней оборонительной установке.

К участию в конкурсе были приглашены два давних соперника – фирмы "Mitsubishi" и "Nakajima". Как ни странно, но победитель предыдущих двух конкурсов, 1-й Авиационный арсенал флота Kugisho в Йокосуке в данном конкурсе участия не принимал. К сожалению, о причинах этого история умалчивает.

О проекте фирмы Накадзима, воплощенном в знаменитом торпедоносце B5N, известном как "Кэйт" по союзной системе обозначений, известно не мало. О нем написаны десятки монографий на разных языках и, надо сказать, заслуженно. "Кейт" провоевал от первого до последнего дня войны и принимал участие в потоплении подавляющего большинства из потерянных кораблей союзников на Тихом океане.

А вот о его сопернике – проекте фирмы Мицубиси обычно упоминают вскользь лишь несколькими скупыми строчками, а между тем машина эта тоже примечательная и успевшая повоевать.

Палубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". Япония

Прототип Ка-16, проходивший испытания в "Судзука" кокутай

Проект Мицубиси, получивший внутрифирменное обозначение Ка-16, возглавил бессменный руководитель конструкторского бюро фирмы по морской авиации 32-летний Дзиро Хорикоши (Jirō Horikoshi). Только что запущенный в серию очень удачный палубный истребитель А5М конструкции Хорикоши позволял надеяться, что технические решения, заложенные в проекте истребителя, можно вполне применить и для более крупной машины.

Большую помощь конструкторской группе Mitsubishi оказало изучение бомбаpдиpовщика Northrop 5A, закупленного в США в 1935 году. На этом самолете были внедрены результаты работы по закрылкам, выполненные NACA двумя годами ранее, и он был очень передовым для своего времени. Его конструкция была развита в Америке принятием убираемого шасси и более мощного двигателя в серии легких бомбаpдиpовщиков Northrop A-17.

Учитывая особую важность задачи, поставленную перед конкурсантами, Kaigun Koku Hombu предоставило доступ к американскому самолету обеим фирмам, поэтому неудивительно, что конструктивно оба проекта не сильно отличались друг от друга. Оба имели цельнометаллическую конструкцию с дюралевой обшивкой. Лишь рулевые поверхности обшивались полотном. На обоих самолетах присутствовали щелевые закрылки и закрытая трехместная кабина экипажа. Лишь на проекте Мицубиси Ка-16 за кабиной располагался массивный гаргрот, переходящий в киль большей площади.

Хорикоши, имея перед глазами успех своего истребителя А5М с неубирающимся шасси, повторил его и на проекте Ка-16, закрыв колеса массивными "штанами" обтекателей. Отказался он и от механического привода складывания крыла. Резон в таком упрощении был. Мощности двигателей того времени еще не достигли тех мощностей, когда любая выступающая часть самолета изрядно съедала летные данные. А лишнее усложнение конструкции с внедрением гидравлических и электрических систем было лишь поводом для головной боли. Поэтому проект Мицубиси был достаточно консервативен.

Палубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". Япония

На Накадзиме же, напротив, сделали ставку на инновации, оснастив свой проект убираемым шасси и гидравлическим приводом складывания крыла. И надо сказать, что впоследствии опасения Хорикоши подтвердились – конкуренты на серийных "Кейтах" впоследствии отказались от гидравлики, и техники на авианосцах складывали консоли вручную. Хорикоши в проекте своего Ка-16 изначально предусмотрел ручное складывание консолей. А лишнее аэродинамическое сопротивление, создаваемое неубирающимися шасси, компенсировал применением самого мощного из имеющихся двигателей – MK8 Mitsubishi Kinsei-3, 14-цилиндровой двухрядной звезды взлетной мощностью 910 л.с (840 л.с – номинальная) с трехлопастным винтом, шаг которого изменялся вручную на земле. Оба конкурента были готовы практически одновременно, взлетев в январе 1937 года. При этом Ка-16 показал даже несколько меньшую скорость – 355 км/ч по сравнению с 368 км/ч у прототипа В5N, все же превысив требования спецификации.

Оба самолета проходили испытания в течение всего 1937 года, идя практически вровень. Мнения флотских строевых летчиков в отношении этих машин разделились практически поровну. С одной стороны проект Накадзимы выглядел более прогрессивно, но как раз это-то и пугало традиционно консервативных японцев. Опасения вызывали еще неотработанные гидравлические системы. Поэтому чаша весов склонялась к более традиционной конструкции Дзиро Хорикоши.

В конце 1937 года Ка-16 был официально принят на вооружение как "Палубный штурмовик флота Тип 97" с коротким обозначением В5М1. Но, не желая оставлять без внимания очевидно более перспективную конструкцию Накадзима, и второй проект был также принят на вооружение под тем же обозначением. Чтобы отличить две машины одинакового назначения за проектом Накадзима закрепили обозначение Тип 97 модель 1, а проект Мицубиси – Тип 97 модель 2. Обе машины были запущены в производство параллельно.

Палубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". ЯпонияПалубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". ЯпонияПалубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". ЯпонияПалубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". ЯпонияПалубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". Япония

Палубный торпедоносец В5М1 "Мэйбл" в Судзука кокутай

К сожалению для руководства Мицубиси, конкуренты из Накадзима быстро справились с детскими болезнями своего B5N1 и Kaigun Koku Hombu окончательно определилось с выбором. В начале 1940 года после выпуска 125 экземпляров В5М1 самолет был снят с производства.

Начиная с 1939 года на большей части серийных машин В5М1 устанавливался более мощный двигатель MK8D "Кинсей-43" мощностью 1080 л.с., что позволило поднять максимальную скорость до 381 км/ч – даже больше, чем у новой версии "Кэйта" В5N2, в 1939 году сменившей на конвейере B5N1. Но улучшение характеристик проекта Мицубиси уже не повлияло на решение Kaigun Koku Hombu, сделавшей окончательный выбор. Версия Мицубиси B5M1 с новым мотором получила обозначение Тип 97 модель 61.

Первой боевой частью, получившей эту машину в конце 1938 года стал только что образованный "Сузука" кокутай (Suzuka Ku.), расквартированный в префектуре Миэ на восточном побережье острова Хонсю в Японии. "Сузука" кокутай представлял собой учебно-разведывательное подразделение, основой матчасти которой составляли учебно-боевые машины Mitsubishi K3M. Первые несколько серийных В5М1 проходили там "обкатку" строевыми пилотами.

Вопреки распространенному мнению об участии торпедоносцев Мицубиси в боевых действиях в Китае, ни одного из них на континент не попало.

К моменту окончательного решения флота о снятии с производства торпедоносца Мицубиси и укомплектования боевых частей палубных авиагрупп и береговых кокутаев машинами Накадзима, все выпущенные В5М1 поступили на вооружение учебно-боевых частей, дислоцированных в метрополии. К началу 1941 года эти машины получил "Оита" кокутай (45 штук), "Уса" кокутай (63 штуки) и "Омура" кокутай (16 штук). Эти подразделения являлись учебно-боевыми частями, дислоцированными в районе военно-морской базы Куре, осуществляя в ходе начавшейся войны противолодочное патрулирование района базы.

После того как война начала приобретать все более затяжной характер, в Японии постепенно стала ощущаться нехватка современной боевой техники. Боевые самолеты из тыловых частей постепенно начали бросаться в бой. Не стал исключением и торпедоносец В5М1.

Некоторое количество этих машин в 1942 году было направлено в состав 33-го кокутай, ведущего изнурительные боевые действия в Юго-восточной Азии на острове Целебес в современной Индонезии. Там они попались на глаза союзникам, которые посчитали торпедоносец Мицубиси более ранней моделью хорошо известного "Кэйта" и, не мудрствуя присвоили ему обозначение "Kate-61". Впоследствии, правда, ошибка была выявлена и название изменили на "Mabel". Впрочем, изредка попадавшиеся союзникам машины этого типа в равной степени обозначались обеими именами.

Палубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". ЯпонияПалубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". ЯпонияПалубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". ЯпонияПалубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". Япония

Палубный торпедоносец В5М1 "Мэйбл" в 33-м (932-м) кокутай на Целебесе, 1942 год

Точное количество "Мэйблов" в составе 33-го кокутая не известно. Они исправно летали на патрулирование прибрежных районов. В конце 1942 года 33-й Ku. прошел переформирование и стал 932-м кокутаем. Летом 1943 года в его составе все еще числились несколько "Мэйблов". Один из них 23 июня 1943 года, пилотируемый капитаном Кино совершил таран лидера группы тяжелых бомбардировщиков В-24, бомбивших городские кварталы Макассара.

Бомбардировщики В-24 из 5 ААF несколько дней подряд безнаказанно утюжили порт и город, нанося ущерб не столько японцам, сколько гражданскому населению. Сёса (капитан-лейт.) Кино, высадив своего стрелка и штурмана, в одиночку поднялся в воздух и атаковал противника. На глазах у сотен свидетелей "Мэйбл" врезался в огромную машину. Взрыв превратил оба самолета в облако обломков.

Отважному японскому летчику благодарные индонезийцы поставили памятник в окрестностях Макассара и даже сохранили его после войны, не позволив голландцам снести его. Так гласит легенда. Где здесь кончается правда, а начинаются домыслы сказать сложно. Но американцы действительно потеряли в тот день в том районе один В-24. На базу не вернулся экипаж лейтенанта Роберта Л. Кристоферсона из 65-й эскадрильи 43-й бомбардировочной группы.

Несколько торпедоносцев В5М1 "Mabel" какое-то время находились в составе палубной авиагруппы эскортного авианосца "Уньё" ("Unyō") в период июля — октября 1942 года, о чем свидетельствует хвостовой код СI-06 на одной из немногочисленных сохранившихся фотографий этой машины, найденной на атолле Трук.

Палубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". Япония

Разбитый В5М1 на Труке в 1943 году. Хвостовой код СI-06 определяет принадлежность машины к эскортному авианосцу "Уньё".

Есть свидетельства, что торпедоносцы В5М1 "Mabel", участвовавшие в боевых действиях по противолодочному патрулированию, иногда получали дополнительное "переднее" вооружение из пары крыльевых 7.7-мм пулеметов. Также дооборудовали некоторые торпедоносцы "Kate".

К концу войны торпедоносцев этого типа уже практически не сохранилось. Но последнюю точку в войне этим машинам еще довелось поставить в боях за Окинаву.

В ходе подготовки к обороне Окинавы в марте 1945 года на авиабазе Кушира, близ города Каноя, – бывшего учебного "Кушира" кокутай было сформировано одно из крупнейших подразделений "специальных атак". Здесь расположился "Хякурихара" кокутай (Hyakurihara Ku.), куда собрали последние резервы японской морской авиации с остатков сильно поредевших разных частей. В пяти хикотаев (эскадрилий) "Хякурихара" кокутай. В этой части в апреле 1945 года числилось по крайней мере пять торпедоносцев В5М1 "Mabel". По две машины этого типа имелись в составе эскадрилий "Сейки-1" и "Сейки-2" и один "Мэйбл" в составе "Сейки-3".

Во время массированных атак камикадзе против американского флота вторжения у Окинавы эти эскадрильи погибли в полном составе 28 апреля, 4 мая и 11 мая соответственно. По крайней мере одному из торпедоносцев В5М из "Сейки-2" 4 мая, по свидетельству очевидцев, удалось добиться попадания в американский корабль (наиболее вероятно попадание в ракетный катер LSMR-194, который от полученных повреждений затонул). В состав экипажа входили пилот – итто хико хэйсо (гл. старшина) Аричигами, штурман – тюи (лейтенант) Ирагаши и стрелок – нито хико хэйсо (старшина 1-й ст.) Нэгеси.

На этом история палубного торпедоносца Мицубиси В5М1 "Mabel" завершилась. Оставшийся в тени своего более удачливого "коллеги" Накадзима В5N, он все же сумел оставить след в истории авиации.

Палубный бомбардировщик-торпедоносец Мицубиси B5M "Мэйбл". Япония

Взлет бомбардировщика "Мэйбл" из одной из эскадрилий специальных атак "Хякурихара" кокутай. Апрель-май 1945 года у Окинавы

ТТХ:

Модификация: B5M1

Размах крыла, м – 15.30

Длина, м – 10.23

Высота, м – 3.12

Площадь крыла, м² – 37.95

Нормальная взлетная масса, кг – 4000

Тип двигателя: 1 ПД Мицубиси MK8D Кинсей-43

Мощность, л.с.: 1×1080

Максимальная скорость, км/ч – 381

Практическая дальность, км – 2187

Практический потолок, м – 8260

Экипаж, чел. – 3

Вооружение: один 7,7-мм Тип 92 пулемет на турели в конце кабины, иногда два крыльевых 7.7-мм пулемета Тип 97; 800-кг торпеда или 750 кг бомб.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account