13
Палубные истребители Dewoitine D.373/376. Франция

Палубные истребители Dewoitine D.373/376. Франция

В самом начале 1930-х годов французская авиастроительная компания Société Aéronautique Frangaise-Avions Dewoitine (Dewoitine) была полностью занята разработкой и изготовлением сначала прототипов самолетов-истребителей, а затем революционного истребителя-моноплана D.500, ее проектных мощностей было достаточно, чтобы отреагировать на начавшуюся в 1930 году программу создания одноместный самолет-истребитель (Program C1 1930). Самолет, разработанный в ответ на требования авиационной технической службы (Service technique de l’aéronautique – STAé), хотя и оставался почти целиком металлическим (несущие поверхности и хвостовое оперение имели металлический силовой каркас и полотняную обшивку), но имел более традиционную конструкцию с крылом, установленным над фюзеляжем и соединенным с ним системой подкосов (т.н. парасоль).

Несмотря на то, что в компании Dewoitin считали, что D.500 станет явным победителем конкурса Program C1 1930, тем не менее, они имели запасной вариант, поскольку не могли заранее гарантировать результаты испытаний истребителя-низкоплана. Однако поскольку дальнейшее развитие истребителя-парасоля, получившего обозначение D.37, не имело дальнейшего потенциала, то в октябре 1931 года после изготовления и испытаний прототипа D.370 (к двухзначному номеру добавлялась третья цифра, чтобы различать варианты) компания Dewoitin передала все компании S.A. des Etablissements Lioré et Olivier (Lioré et Olivier; LeO), которая искала дополнение к своей производственной программе.

Что касается компании LeO, то доводка D.37 была доведена им до серийной версии D.371, которую французские ВВС (Armée de l’Air) заказали по всей видимости с целью поддержать компанию. В соответствии с контрактом компания Lioré et Olivier должен был изготовить 28 истребителей в варианте D.371; также компания LeO получил от Литвы заказ на 14 истребителей D.372. Строившиеся машины отличались вооружением: у D.371 были 7,5-мм пулеметы MAC 34, а у D.372 – 7,7-мм пулеметы Browning или Darne.

Машины варианта D.371 были изготовлены к 1935 году, после чего последовала серия доводок и п модификаций, и, наконец, в 1938 году самолеты были переданы французским ВВС. Однако в составе венно-воздушных сил Франции пробыли недолго и часть из них – примерно 10 экземпляров – окольными путями были проданы Испанской республике, которая в разгар гражданской войне отчаянно нуждалась в авиатехнике. Также республиканцам была отправлена большая часть изготовленных D.372, поскольку контракт с Литвой был расторгнут. Два истребителя D.371 интенсивно эксплуатировались в составе истребительной авиагруппы II/4 (Groupe de Chase II/4), пока, наконец, не оказались в 1939 году на авиабазе Бизерта, Тунис, на балансе эскадрильи 574 (Escadrille 574).

Больше шансов на применение было у другого варианта истребителя – D.373, предназначенного для оснащения авиагруппы единственного авианосца французского флота «Беарн». В это время командование авиации французских ВМС (Aéronavale) искало замену сильно устаревшим истребителям-парасолям Wibault Wib.74, которым были оснащены эскадрильи 7C1 и 7C2 авианосца «Беарн», и пришло к выводу, что самолеты типа D.371 могут быть использованы в качестве временного решения до создания современных палубных истребителей-низкопланов.

5 ноября 1935 года с компанией Lioré et Olivier был заключен контракт на производство «не менее» 40 экземпляров морской версии D.373. От сухопутных вариантов D.371 и D.372 морская версия отличалась как в конструкции планера, так и вооружением. Так, например, размах крыла был уменьшен с 11,70 до 11,23 метров чтобы самолет без складывания консолей крыла мог разместиться на самолетоподъемнике авианосца. Помимо этого крыло получило небольшого размаха закрылки, конструкция фюзеляжа была усилена, в его нижней части появился убирающийся посадочный гак, а запас топлива в фюзеляжном баке увеличился с 360 до 425 литров. Внутри фюзеляжа были размещены резиновые надувные мешки, предназначенные для удержания машины на плаву в случае вынужденной осадки на воду. Вооружение состояло из четырех 7,5-мм пулемётов Darne, установленных у законцовок центроплана крыла и стрелявших вне зоны ометания винта. Под консолями крыла также могли подвешиваться четыре 25-кг бомбы. На приборной панели появились индикаторы, наличие которых было требованием командования авиации ВМС. Основные стойки шасси также претерпели изменения: их амортизаторы получили больший ход. Хвостовой костыль остался без изменений. И в завершение самолет получил защиту от коррозии.

Первый серийный самолет D.373 (прототип изготовлен не был) был поставлен 23 марта 1936 года, а к концу года была закончена серия из двадцати экземпляров. Затем в производство была запущена партия «окончательной» версии палубного истребителя D.376 в количестве 25 экземпляров. Обе версии были оснащены 14-цилиндровыми радиальными редукторными двигателями воздушного охлаждения Gnȏme-Rhȏne 14Kfs, развивавшими на высоте 3000 метров мощность 930 л.с. (680 кВт) и вращавшими трехлопастные металлические винты изменяемого шага Gnȏme-Rhȏne 1070.

Во время эксплуатации истребителей D.371, оснащенных 880-сильными (647 кВт) двигателями Gnȏme-Rhȏne 14Kds, и во время испытаний D.373 был обнаружен ряд дефектов силовой установки, вызывавших вибрации. Данные вибрации передавались на планер, что в свою очередь вело к сокращению его срока службы, усложнению пилотирования и прицеливания и несколько раз приводили к повреждению коленчатого вала или пропеллера. Для решения этой проблемы D.376 получил новую моторную раму. Данная рама не только была усилена, но была изменена схема крепления авиамотора: теперь он прикреплялся не напрямую, а через резиновые амортизаторы (т.н. сайлентблоки). Вибрации двигателя окончательно не были устранены, но они уже не имели большого значения.

схема палубного истребителя D.376

схема палубного истребителя D.376

Более серьезным измерением в конструкции палубного истребителя D.376 стало крыло, консоли которого для уменьшения занимаемого в ангаре пространства стали складываться назад. Чтобы в сложенном положении предотвратить соприкосновение задних кромок консолей, закрылки и короткие секции у корневых частей крыла автоматически поднимались вверх.

D.376 (зав.н. 20) со сложенными консолями крыла

D.376 (зав.н. 20) со сложенными консолями крыла

Первый D.376 был доставлен в Виллакубле 9 июля 1937 года, а поставка всей серии была завершена в начале 1939 года. На сентябрь 1939 года на вооружении авиации французских ВМС в общей сложности находились 22 истребителя D.373 и D.376. Одиннадцать D.373 и один D.376 были в составе эскадрильи AC1 (бывшая 7C1), наземная база которой находилась в Ланвеок-Пульмике (Lanvéoc-Poulmic), в то время как один D.373 и девять D.376 – в составе AC2 (бывш. 7C2), постоянная база которой находилась в Йер-Ле-Паливестр (Hyěres-Le Palyvestre).

палубные истребители D.376 (и D.373) отличались простым камуфляжем. Самолет почти полностью оставался в цвете неокрашенного дюралюминия, в то время как верхние поверхности крыла и горизонтального оперения и киль были выкрашены в сине-серый цвет. Капот был выкрашен в светло-серый цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхнюю и нижнюю поверхности крыла (трехцветные красно-бело-синие кокарды с черными якорями) и на руль направления (выкрашен в цвета национального флага). На киль нанесены номера эскадрильи AC2 и машины в составе подразделения. На руль направления был нанесен заводской номер 34 (серийные номера не соответствовали порядку построенных экземпляров)

палубные истребители D.376 (и D.373) отличались простым камуфляжем. Самолет почти полностью оставался в цвете неокрашенного дюралюминия, в то время как верхние поверхности крыла и горизонтального оперения и киль были выкрашены в сине-серый цвет. Капот был выкрашен в светло-серый цвет. Опознавательные знаки были нанесены на верхнюю и нижнюю поверхности крыла (трехцветные красно-бело-синие кокарды с черными якорями) и на руль направления (выкрашен в цвета национального флага). На киль нанесены номера эскадрильи AC2 и машины в составе подразделения. На руль направления был нанесен заводской номер 34 (серийные номера не соответствовали порядку построенных экземпляров)

С октября 1939 года «девуатины» постепенно стали изымать из частей и переводить на склады, в то время как эскадрильи AC1 и AC2, переведенные к этому времени из палубных в наземные, получали двухмоторные истребители Potez 631. С начала 1940 года и до капитуляции Франции три D.373 и семь D.376 использовались в качестве учебных в расположенном в Йер-Ле-Паливестре училище летчиков-истребителей морской авиации. Еще четыре D.376 эксплуатировались в летной школе в Сер-Рафаэле. Оба летных училища были расположены на побережье Средиземного моря.

D.376 (зав.н. 31) из состава эскадрильи AC1 был оснащен дополнительным навигационным оборудованием, включавшим радиопеленгатор. Снимок был сделан в ноябре 1939 года на запасном аэродроме Керкёвиль (Querqueville)

D.376 (зав.н. 31) из состава эскадрильи AC1 был оснащен дополнительным навигационным оборудованием, включавшим радиопеленгатор. Снимок был сделан в ноябре 1939 года на запасном аэродроме Керкёвиль (Querqueville)

D.376, лишенный обтекателя втулки винта и получивши й бортовой номер C.12, в начале 1940 года использовался в качестве учебного в летном училище в Сен-Рафаэле

D.376, лишенный обтекателя втулки винта и получивши й бортовой номер C.12, в начале 1940 года использовался в качестве учебного в летном училище в Сен-Рафаэле

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Dewoitine D.376

Назначение: палубный истребитель

Статус: малосерийное производство

Компания-производитель:

• разработка – Société Aéronautique Frangai-se-Avions Dewoitine, Тулуза
• производство – S.A. des Etablissements Lioré et Olivier, Аржантёй (Argenteuil)

Размеры:

размах крыла 11,23 м
длина 7,44 м
высота 3,42 м
площадь крыла 17,80 м²

Масса:

пустого самолёта 1610 кг
взлетная 1970 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 388 км/ч
крейсерская скорость 285 км/ч
время набора высоты 3000 метров 3,5 мин.
практический потолок 10 000 м
дальность полета 700 км

Количество изготовленных: 45 экз. (20 D.373 и 25 D.376)

источник: Text – MIROSLAV BALOUS, Vykres – Petr Kolmann «LETADLA 39-45 DEWOITINE D.373/376» «L+K» 09/2008, стр.80-81

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account