Статья Владислава Гончарова с сайта WARSPOT.
Содержание:
На фоне разгрома британских войск в Малайе и неожиданно быстрого падения Сингапура практически затерялась другая трагедия — провал эвакуации войск и гражданского населения из Сингапура в первой половине февраля 1942 года. Ни морское, ни сухопутное командование Великобритании заранее не готовилось к вывозу людей и ценностей из своей крупнейшей базы в Азии и не имело никакого плана организованных действий на случай её падения. В результате японский флот и авиация устроили военным и гражданским судам союзников настоящую бойню.
Незапланированная эвакуация
8 февраля 1942 года японские войска переправились через пролив Джохор и высадились на острове Сингапур, начав штурм самой сильной британской крепости в Восточной Азии. Всего лишь через неделю командующий британскими войсками в Малайе генерал Персиваль со всеми своими войсками сдался командующему японской 25-й арией генералу Ямасите.
Такое развитие событий оказалось совершенно неожиданным для британского руководства, поэтому плана эвакуации Сингапура не оказалось — ни для войск, ни для семей военнослужащих и другого гражданского населения. Вплоть до последнего момента эвакуация города шла спонтанно, какие-то централизованные действия по вывозу людей стали предприниматься только за три дня до капитуляции. Тем не менее, неорганизованный исход кораблей и судов из Сингапура начался сразу же после выхода японских войск к проливу Джохор в конце января 1941 года. Основным пунктом назначения была Батавия, расположенная в 600 милях к юго-востоку на северо-западной оконечности принадлежавшего Голландии острова Ява. Самый удобный маршрут к ней проходил через узкий пролив Банка между одноимённым островом и северо-западным побережьем Суматры. Лежащий восточнее пролив Гаспара между островами Банка и Биллитон был полон рифов, а широкий пролив Каримата между Биллитоном и островом Борнео — слишком близок к занятому японцами Кучингу.
Недалеко от северного входа в пролив Банка находился голландский порт Палембанг, расположенный в 40 морских милях вверх по течению большой реки Муси. Он был доступен для океанских судов, тут имелось два аэродрома, используемые британскими ВВС, а к южному побережью Суматры, где располагались нефтяные месторождения, шла железная дорога, заканчивавшаяся в Телугбетунге в проливе Сунда.
После того, как японцы заняли берег Малаккского пролива и высадились на Борнео, все внешние коммуникации и Сингапура, и Батавии, и Палембанга, связывавшие их с открытым Индийским океаном, шли через пролив Сунда (Зондский) между Суматрой и Явой. Опасаясь высадки японцев на Суматре или даже на Яве, союзное командование стало перенаправлять подкрепления сюда вместо Сингапура. Авиация из Сингапура также была переведена в Палембанг — последние 8 исправных «Харрикейнов» прибыли сюда 10 февраля.
Последние конвои в Сингапур
Вечером 30 января гавань Сингапура покинул военный конвой, пришедший сюда накануне из Бомбея. При этом командир американского транспорта «Вест-Пойнт» согласился взять на борт 1276 эвакуируемых. Из них 275 человека составляли военные моряки, остальные были членами семей офицеров, а также гражданскими служащими.
2 февраля в Батавию на буксире у эсминца «Стронгхолд» был отправлен стоявший без хода эсминец «Вендетта» — он пришёл сюда на ремонт и переоборудование со Средиземного моря ещё в ноябре 1941 года. В тот же день в Батавию отправились минный заградитель «Медуза» (535 брт), тральщик «Сёркл» (778 брт) и моторный тральщик №51 (226 т) в сопровождении австралийского корвета «Мэриборо», флагмана 21-й минной флотилии. Ещё два корабля флотилии, корветы «Гоулберн» и «Бёрни» ушли 25 января, в Сингапуре остались только корветы «Бендиго» и «Уоллонгонг».
Позднее, вечером того же дня, в Батавию ушли крейсер «Хобарт» (он использовался для сопровождения конвоев) и эсминец «Тенедос». Вскоре после полудня 3 февраля они обнаружили в северной части пролива Банка ранее вышедший из Сингапура теплоход «Нора Моллер» (бывший «Кангару», 4433 брт), который бомбили три японских самолёта. На теплоходе находились 87 человек, из которых 70 удалось спасти.
На теплоходе находились 44 пассажира, из них 31 китаец, а остальные — морские артиллеристы. На фото хорошо видно, что теплоход сидит в воде сильно выше ватерлинии, то есть он шёл совершенно незагруженным. Об использовании судна для эвакуации людей и снаряжения никто не подумал. Спасать теплоход тоже не стали — хотя пожар был потушен, «Нору Моллер» просто оставили на якоре в двух милях от Вест-Нангка-Пойнт.
Тем временем к Сингапуру двигался последний британский войсковой конвой BM.12А, отправленный из Ливерпуля через Бомбей ещё до японского нападения. Конвой состоял из быстроходного турбинного лайнера «Эмпресс оф Эйша» (16 909 брт), а также транспортов «Сити оф Кентербери» и «Феликс Руссель» в сопровождении лёгкого крейсера «Даная», индийского шлюпа «Сатледж» и австралийского «Ярра». 4 февраля в проливе Банка конвой безрезультатно атаковали японские самолёты. 5 февраля уже на подходе к Сингапуру у маяка Султан-Шоал его вновь атаковали девять японских пикировщиков. Лайнер «Эмпресс оф Эйша» был подожжён и сел на грунт в пяти милях к юго-западу от западной оконечности острова Сингапур. Охранение конвоя и пришедшие из Сингапура корветы спасли 1884 человека, погибло только 16, однако вся техника и снаряжение, находившиеся на судне, были потеряны.
Японский десант выходит в море
6 февраля воздушная разведка из Палембанга обнаружила возле островов Анамбас между Малайей и Борнео японскую эскадру — крейсер, четыре эсминца и четыре транспорта. В ночь на 9 и на 12 февраля самолёты союзников безрезультатно атаковали японские корабли. Это был Южный Экспедиционный флот вице-адмирала Одзавы Дзисабуро: 4-я дивизия авианосцев (лёгкий авианосец «Рюдзё», лёгкий крейсер «Юра», эсминцы «Сиракумо», «Аянами», «Сикинами», «Муракумо», «Сираюки» и «Хацуюки») и 7-я эскадра крейсеров (тяжёлые крейсеры «Тёкай», «Микума», «Могами», «Судзуя» и «Кумано).
Сразу же после ожидаемого падения Сингапура Одзава должен был обеспечить захват острова Банка и Южной Суматры с её нефтяными полями — прежде всего, Палембанга, где располагались нефтеперерабатывающие заводы и два аэродрома, используемые Королевскими ВВС. В дальнейшем те же силы предполагалось использовать для высадки на Западной Яве.
9 февраля первый отряд десанта из состава японской 38-й пехотной дивизии на 8 транспортах в сопровождении лёгкого крейсера «Сендай» и эсминцев вышел из бухты Камрань к острову Банка. На следующий день вице-адмирал Одзава вышел от островов Анамбас в район к северу от острова Банка для прикрытия операции. 11 февраля из бухты Камрань вышла основная часть сил вторжения: 14 транспортов в сопровождении лёгкого крейсера «Касии» с эсминцами и малыми судами. Для разведки к проливу Банка были высланы гидроавиатранспорты «Камикава-мару» и «Сагара-мару».
13 февраля разведывательный самолёт союзников, направленный к островам Анамбас, сообщил о присутствии здесь японских кораблей и о том, что к северу от острова Банка замечены транспорты противника, двигающиеся на юг. Таким образом, маршрут эвакуации из Сингапура должен был стать ареной масштабного сражения.
Адмирал Спунер запрашивает корабли
6 февраля командующий британскими ВМС в Малайе контр-адмирал Эрнест Спунер отправил своего трального офицера коммандера Фаркухарсона с корветами «Уоллонгонг» и «Бендиго» к острову Абанг, чтобы отыскать тут транспорт «Лох-Ранза» (4958 брт). Он вёз в Палембанг зенитные орудия и новейшие радиолокаторы. Утром 6-го транспорт был атакован японскими самолётами и выбросился на мель в проливе Рио; требовалось найти его и уничтожить секретный груз.
«Бендиго» покинул Сингапур в 21:20, получив приказ одновременно сопроводить уходящий конвой в северном конце пролива Дуриан. «Уллонгонг» вышел из Синапура в полночь. Через час оба корвета встретились и днём 7-го обошли остров Абанг, обнаружив здесь «Лох-Ранзу», севшую на дно и полностью сгоревшую.
Днём 11 февраля, уклоняясь от японских самолётов в бухтах и под берегом, оба корвета наконец-то добрались до Палембанга, где вновь сосредотачивалась 21-я минная флотилия. 12 февраля часть её сил (в том числе корветы «Балларэт» и «Тувумба») вышли отсюда для сопровождения конвоя из 12 голландских судов. В проливе Банка к нему присоединилось ещё 16 различных судов из Сингапура. Конвою удалось избежать японских атак, поскольку все японские самолёты были отвлечены на шедший из Сингапура большой конвой танкеров
Кроме того, 9 февраля из Сингапура в Батавию вышли транспорты «Кинта» (1220 брт) и «Дарвел» (1929 брт). На них находилось около 1000 солдат, чьё присутствие было признано ненужным для обороны.
10 февраля контр-адмирал Спунер запросил присылку кораблей для вывоза из Сингапура ещё 3000 человек, в основном из персонала ВВС. Для этого из Батавии был отправлен быстроходный транспорт «Кедах» (2499 брт) в сопровождении крейсера «Дурбан», эсминцев «Стронгхолд» и «Джупитер». Вечером 11 февраля это соединение подошло к Сингапуру. Фактически главой конвоя стал капитан «Кедаха» ветеран Первой мировой Дж. Л. Синклер, с началом войны получивший звание коммандера. До войны он служил здесь на торговых судах и прекрасно знал островной район к югу от Сингапура.
В 3:30 12 февраля все четыре судна встали у 10-й секции порта. Берегового персонала здесь не оказалось — все портовые рабочие разбежались. Синклер писал в своём отчёте:
«Всё вокруг было завалено брошенными машинами, внезапно обесценившимися. Личные вещи, бережно оставленные у кромки воды, за один вздох внезапно становились слишком большими или слишком маленькими, чтобы беспокоиться о них. Рядом, среди обломков, спокойно ожидали нас последние солдаты наших внезапно обезоруженных воздушных сил».
Паника в Сингапуре
11 февраля стало переломным моментом в эвакуации. В этот день командующий британо-австралийско-голландско-американскими силами в Юго-Восточной Азии (ABDA) генерал-лейтенант Уэйвелл вернулся на Яву из Сингапура весьма расстроенный тем, что увидел. Теперь он не был уверен в возможности длительного сопротивления крепости. Уэйвелл телеграфировал Черчиллю, что
«сражение за Сингапур идёт не очень хорошо; японцы с их обычной тактикой проникновения продвигаются на западе острова намного быстрее, чем можно было ожидать».
В этот же день представитель правительства Австралии в Сингапуре и член Военного совета крепости Вивиан Гордон Боуден отправил в Канберру телеграмму, в которой упомянул о вероятности падения Сингапура. Боуден запрашивал указаний: должен ли он со своими секретарями Куинном и Вуттоном оставаться в городе или имеет право покинуть Сингапур с любой оказией? В ответ он получил от правительства распоряжение оставаться в городе как источник независимой информации о происходящем. На следующий день из Канберры Боудену пообещали, что в случае падения Сингапура он и его люди будут объявлены дипломатами, подлежащими обмену по правительственной линии. Таким образом, 11 февраля возможность падения крепости уже осознавалась как военными, так и политическими властями.
Вдобавок среди британских войск в Сингапуре наблюдалось снижение дисциплины и боевого духа — правда, отчёты британского командования старались подчёркивать, что это касается лишь недавно прибывших и плохо обученных австралийских войск (отсюда и требование Канберры к Боудену быть «источником независимой информации»). Согласно отчёту офицера разведотдела штаба Спунера, 11 февраля на набережной в Сингапуре наблюдалась «масса деморализованных солдат, ищущих какие-либо способы покинуть остров». 12 февраля и сам Боуден телеграфировал в Канберру, что группа австралийцев и других солдат без разрешения села на судно и отплыла на нём в Нидерландскую Ост-Индию.
Первый конвой из Сингапура
Все эти дни Сингапур активно и без всякой организации покидали различные малые суда. Только в ночь с 11 на 12 февраля из гавани вышел первый из двух специально организованных конвоев, целью которого стала эвакуация гарнизона острова. Этот конвой стал единственным, состоявшим из крупных судов. В него вошло военные транспорты «Кедах» и «Горгон», а также быстроходный теплоход «Эмпайр Стар» вместимостью 12 656 брт, прибывший в Сингапур 29 января с конвоем BM.11. Транспорты сопровождали пришедшие с «Кедахом» крейсер «Дурбан», эсминцы «Джупитер» и «Стронгхолд».
По данным коммандера Синклера, на «Кедах» было погружено 345 авиаторов, на крейсер «Дурбан» — ещё 57 человек персонала ВВС. Оба эсминца взяли на борт 150 моряков. Огромный транспорт «Эмпайр Стар» взял 2160 пассажиров, в том числе 1712 британских и австралийских военных (в основном персонал ВВС, а также около 900 раненых) и 133 австралийских медсестры. Всего на судне было 160 женщин, а также 35 детей. Заметим, что при своих размерах «Эмпайр Стар» мог принять на борт в два, а то и в три раза больше людей. Какое-то количество людей находилось на «Горгоне», но их число неизвестно.
В эту же ночь на 12 февраля из Сингапура отдельно от конвоя вышли 12 частных торговых судов: «Аквариус» (6167 брт), «Хон Кен» (6094 брт), «Джалавикар» (5330 брт), «Джалакришна» (4991 брт), «Джаларатна» (3942 брт), «Эшридж» (2884 брт), «Ли Сан» (1655 брт), «Орискани» (1644 брт), «Ипох» (1279 брт), «Реданг» (531 брт), «Ампанг» (213 брт) и «Син Кен Сен» (200 брт). Насколько можно судить по имеющимся описаниям, эти суда взяли сравнительно немного беженцев либо не брали их вообще — так, на пароходе «Реданг» (позднее потопленном японским эсминцем «Асагири») находилось всего 108 человек, включая экипаж.
Отдельно шёл транспорт боеприпасов «Дерримор» (4799 брт), на котором эвакуировался персонал ВВС и шесть повреждённых «Харрикейнов». Странно, что судно со столь ценным грузом двигалось без охранения, причём на него в дополнение к 36 членам экипажа было погружено всего 209 пассажиров.
Напротив, малые суда, мобилизованные в качестве вспомогательных средств флота и имевшие военные команды, были буквально набиты людьми. Пароходы «Мата Хари» (1013 брт) и «Джарак» (208 брт) вышли раньше остальных, около 8 часов вечера. Несмотря на совсем небольшие размеры, «Мата Хари» имела на борту 113 членов экипажа (включая 30 морских пехотинцев) и 370 пассажиров, из которых 150 составляли военнослужащие, 118 — гражданские мужчины, 132 — женщины и дети. Она была остановлена и захвачена японскими кораблями в 15 милях от Мунтока в проливе Банка рано утром 15 февраля, все эвакуируемые попали в плен.
На мобилизованном пароходе «Джианг Би» (1646 брт), вышедшем около 9 часов вечера 11 февраля, находилось около 300 беженцев — в основном женщин и детей. Большинство их погибло, когда вечером 13 февраля «Джианг Би» был потоплен японским эсминцем в проливе Банка. Маленький пароходик «Ва Суй», 14 февраля благополучно добравшийся до Батавии, имел на борту несколько сотен раненых солдат в сопровождении всего шести медсестёр.
Таким образом, эвакуация проходила без всякого плана, возможности спасения людей использовались далеко не полностью. Однако в случае «Дерримора» это скорее стало благом: вечером 13 февраля он был потоплен японской подлодкой I-55, не дойдя до Батавии всего полсотни миль. Следующим утром корвет «Балларэт» подобрал со спасательных шлюпок и плотов бóльшую часть его экипажа и пассажиров: 26 моряков и 189 человек из персонала ВВС.
Почти одновременно началась эвакуация Палембанга. В результате в ночь с 12 на 13 февраля пролив Банка внезапно оказался забит судами — помимо конвоя MS.3 из 6 танкеров («Манвантара», «Мерула», «Эрлинг Брёвиг», «Херборг», «Сейрстад» и «Эльза») здесь собралось 28 разных судов под охраной четырёх австралийских корветов. Весь день 12 февраля они собирались в устье реки Муси, но в итоге вести их всё равно пришлось несколькими разными группами.
Трагическая пятница, тринадцатое
Согласно докладу коммандера Синклера, его конвой покинул Сингапур 12 февраля около 3:30 утра. У северного конца протраленного канала через минное поле в проливе Дуриан светового буя не оказалось, и судам пришлось встать на якорь в ожидании рассвета. Оба эсминца отправились обратно для сопровождения прочих судов, но в итоге вступили в охранение танкерного конвоя MS.3 из Палембанга.
Около 7 часов утра появились вражеские пикировщики, их атаки продолжались с перерывами в течение всего дня. «Горгон» и «Кедах» получили только незначительные осколочные повреждения, но в «Эмпайр Стар» попало три бомбы и множество пуль и осколков. Погибло 14 человек, и было ранено ещё 17, разбито одно зенитное орудия, повреждены шлюпки. На крейсере «Дурбан» было убито шесть или семь человек, и ещё 17 ранено, разбито носовое 152-мм орудие, выведена из строя часть навигационных устройств.
Лишь после наступления темноты конвой вошёл в пролив Банка, держа ход 13 узлов. Теперь во главе конвоя двигался транспорт «Кедах». В темноте то тут, то там обнаруживались шедшие по отдельности суда, поэтому Сиклеру пришлось включить ходовые огни.
Незадолго до рассвета 13 февраля конвой Синклера преодолел пролив Банка, немного опередив конвой из Палембанга, шедший в сопровождении четырёх австралийских корветов. Обе группы кораблей прижимались к берегу Суматры, держась в нескольких милях к западу от основного маршрута и избежав потерь от воздушных атак. Однако следующим группам судов, шедшим по основному маршруту, повезло гораздо меньше.
В первую очередь японцы атаковали танкеры конвоя MS.3. Это случилось около 11:30, на помощь конвою был отправлен крейсер «Дурбан». От прямых попаданий загорелись танкеры «Манвантара» (8237 брт) и «Мерула» (8228 брт); танкер «Херборг» (7892 брт) пытался взять «Мерулу» на буксир, но в итоге оба горящих судна затонули. Вскоре сюда подоспел корвет «Тувумба», поднявший из воды 42 моряка с «Мерулы». Остальные четыре танкера благополучно достигли Батавии.
Адмирал Спунер принимает решение
Утром того же 13 февраля контр-адмирал Спунер решил ближайшей ночью отправить все оставшиеся в Сингапуре боевые корабли и гражданские суда в порты острова Ява. Вместе с ними Сингапур покидал сам Спунер, а также командующий авиацией вице-маршал Конвей Пулфлорд. Последний был отозван из Сингапура уже давно и оставался здесь лишь из-за гордости. Напротив, Спунер разрешения на эвакуацию не запрашивал и не получал — более того, её организация требовала присутствия командующего военно-морскими силами и его штаба в Сингапуре до самого последнего момента.
По расчётам Спунера, имевшиеся плавсредства в дополнение к экипажам могли взять на борт около 3000 человек, из них для армии было выделено 1800 мест. Командующий гарнизоном генерал Персиваль потребовал, чтобы в первую очередь вывозились женщины-медики и технические специалисты.
Тем временем 12 и 13 февраля Сингапур продолжали покидать одиночные суда. Судьба большинства из них оказалась печальна. Вспомогательная канонерская лодка «Ли Во» (707 брт), вышедшая в 2 часа ночи на 13 февраля, была вечером того же дня потоплена японскими кораблями у входа в пролив Банка, на ней находилось 84 человека, включая 23 эвакуированных.
Пассажирский пароход «Вайнер Брук» (1679 брт) вышел 12 февраля. На его борту было 228 человек — 47 членов экипажа и 181 пассажир, в том числе 64 австралийских медсестры. При этом судно имело на борту спасательных средств на 650 человек и в мирное время принимало на борт порядка 300 коммерческих пассажиров.
Ночь на 13 февраля пароход провёл перед минным полем, а весь следующий день маневрировал среди россыпи островов, пытаясь укрыться от вражеских самолётов. Около 14 часов «Вайнер Брук» был атакован японской авиацией у острова Банка, получил три попадания и затонул. Экипаж и пассажиры покинули его на шлюпках и спасательном плоту. Часть спасавшихся пропала в море, часть в дальнейшем попала в плен, при этом два десятка пассажиров (в том числе медсёстры) были расстреляны японцами. По официальным данным, из экипажа и пассажиров парохода погибшими и пропавшими без вести числятся 125 человек.
Трудно определить, сколько всего судов вышло из Сингапура в эти дни и сколько из них уцелело. Более подробна информация о погибших судах. Так, 13 февраля на подходе к проливу Банка японскими самолётами были потоплены вспомогательные противолодочные суда «Шу Кван» (788 брт) и «Сян Во» (2595 брт), на которых находилось много военных, в том числе офицеров. «Сян Во» успело выброситься на берег, однако в последующие дни все его пассажиры также попали в плен. Здесь же был затоплен моторный патрульный катер «Панглима».
В этот же день в проливе Банка огнём японских надводных кораблей была потоплена речная канонерка «Скорпион» (700 т), повреждённая авиацией ещё 9 февраля. На ней находилось свыше 150 британских военных, в том числе офицеры. Часть из них погибла, другие позже попали в плен. Здесь же японская авиация потопила транспорт «Субадур» (5424 брт), не имевший на борту эвакуированных.
Несостоявшееся сражение в проливе Банка
Генерал-лейтенант Уэйвелл, обеспокоенный сосредоточением японских кораблей у островов Анамбас, решил нанести удар первым. 12 февраля он приказал всему союзному флоту собраться у западной оконечности острова Ява, чтобы атаковать вражеский конвой с десантом, как только тот двинется на юг.
Командовать сводным отрядом сил ABDA должен был голландский контр-адмирал Карел Доорман, который в тот момент находился со своей эскадрой у острова Бали на противоположном конце Явы. 4 февраля Доорман попытался перехватить японский конвой с десантом, шедший к Макасару на южной оконечности острова Сулавеси, но в результате потерял сразу два американских крейсера — тяжёлый «Хьюстон» и лёгкий «Марблхэд» были серьёзно повреждены ударами японских двухмоторных бомбардировщиков из Кендари.
Преодолев за сутки 800 миль, 13 февраля Доорман подошёл к проливу Сунда. К утру 14 февраля здесь собрались почти все морские силы ABDA: британский тяжёлый крейсер «Эксетер», австралийский лёгкий крейсер «Хобарт», голландские лёгкие крейсеры «Де Рюйтер», «Ява» и «Тромп», голландские эсминцы «Ван Гент», «Ван Нес», «Банкерт» и «Кортенар», американские эсминцы «Балмер», «Баркер», «Стюарт», «Парротт», «Поуп» и «Джон Д. Форд».
К этому времени японские корабли были замечены у северного входа в пролив Банка, и следовало опасаться возможности минирования ими узкого похода. Поэтому Доорман решил направиться на север более длинным и сложным маршрутом через пролив Гаспара, рассчитывая атаковать противника с севера. Увы, с самого начала его преследовали неудачи: в ночь с 14 на 15 февраля эсминец «Ван Гент» налетел на риф Бамиджо в проливе Штольце между островами Банка и Биллитон и затонул. Эсминец «Банкерт» был оставлен спасать экипаж «Ван Гента». Так флот союзников был ослаблен, ещё не вступив в бой.
Чтобы предотвратить уничтожение нефтеперегонных заводов Палембанга, японцы применили неожиданное средство — воздушные десанты. Утром 14 февраля над Палембангом появилась большая группа японских бомбардировщиков, незаметно подошедших в дыму, приползшем с севера, от горящих нефтяных баков Сингапура. Противодействия в воздухе они не встретили — буквально за час до этого «Харрикейны» из Палембанга отправились для атаки японских кораблей у северного входа в пролив Банка.
Вместе с бомбардировщиками шли транспортные самолёты: 260 парашютистов высадились возле аэродрома Палембанг I, ещё сотня — возле нефтеперерабатывающих заводов в нескольких милях от Пладжу и Сунгей-Геронг. Весь день на аэродроме продолжались тяжёлые бои, вечером голландский офицер, руководивший войсками в этом районе, доложил, что вся техника на аэродроме Палембанг I уничтожена, и если не прибудут подкрепления, то аэродром придётся оставить. Но подкрепления прибыли к японцам: уже днём 14 февраля передовой конвой с японским десантом вошёл в пролив Банка и вечером начал высадку в гавани Мунток на острове Банка. Десант практически не встретил сопротивления, хотя британским двухмоторным «Бленхеймам» удалось потопить небольшой японский транспорт «Инабасан-мару» (989 брт).
Уже в ночь на 15 февраля японцы совершили свой излюбленный манёвр: в гавани Мунток они перегрузились на доставленные транспортами десантные баржи, утром пересекли пролив и двинулись вверх по реке Муси. В то же утро на аэродроме Палембанг I были сброшены ещё 100 парашютистов.
Узнав о приближении эскадры союзников, адмирал Одзава приказал основному конвою с десантом рассеяться, а самолётам с «Рюдзё» и бомбардировщикам с береговых аэродромов атаковать корабли противника. На этот раз атаки оказались малоэффективны — лишь два американских эсминца получили небольшие повреждения от близких разрывов. Однако у адмирала Доормана сдали нервы: во второй половине дня 15 февраля он приказал своим кораблям поворачивать обратно, не рискнув сразиться с японской эскадрой.
Морское сражение не состоялось. Единственным его итогом стало какое-то количество спасённых беженцев из Сингапура. Однако 17 февраля эсминец «Ван Нес», подбиравший эвакуированных с лодок и мелких судов, был потоплен японскими бомбардировщиками. В результате бесполезный выход навстречу японцам обошёлся союзникам в два потопленных эсминца.
Тем временем весь день 15 февраля британские самолёты с аэродрома Палембанг II пытались атаковать японские десантные суда на реке Муси, но существенных успехов не добились. Следующей ночью морской десант достиг окраин Палембанга и соединился с парашютистами. Чуть раньше, вечером 15 февраля, голландские и британские войска получили приказ оставить Палембанг и эвакуироваться в Оостхэйвен по железной дороге, а также имеющимся автомобильным транспортом. В гавани был брошен повреждённый транспорт «Хосанг» (5698 брт), позднее использовавшийся японцами под названием «Гиозан-мару».
Палембанг пал одновременно с Сингапуром. Уничтожить нефтеперегонные заводы голландцам не удалось, вместе с нефтяными скважинами они достались японцам — это был успех, по масштабу не уступавший захвату Сингапура. Уэйвелл отдал приказ всем британским войскам на Суматре эвакуироваться на Яву.
Последний конвой
Последний организованный конвой для эвакуации вышел из Сингапура в ночь на 14 февраля. Он состоял из нескольких боевых катеров, а также вспомогательных судов флота, к этому времени остававшихся у адмирала Спунера. В частности, здесь имелись четыре быстроходных патрульных катера типа «Fairmile B», построенные в Сингапуре: ML.310, ML.311, ML.432, ML.433 (по 73 т), а также меньший катер ML.1062 (40 т).
Кроме того, в распоряжении Спунера имелась плавбаза катеров «Пуло Соэги», речные канонерские лодки «Дрэгонфлай» и «Гроссхоппер» (по 625 т), мобилизованные пароходы «Куала» (954 брт) и «Чантех» (244 брт), а также некоторое количество буксиров, катеров и других небольших судов, в том числе парусных. Но даже они смогли выйти в море не все: в гавани под японскими бомбами погибли канонерки «Дрэгонфлай» и «Гроссхоппер», при проходе канала Купер загорелось, и было брошено рыболовное судно «Транг» (205 брт).
На вышедших из Сингапура судах находилось 3000 человек военного и гражданского персонала. В частности, на пароходе «Куала» было до 500 пассажиров, как гражданских, так и военных, включая бригадного генерала Фосетта. На моторном катере ML.310 водоизмещением 73 т шли контр-адмирал Спунер и вице-маршал авиации Пулфорд. По плану на каждый катер грузилось 60 пассажиров, в реальности их число было больше. К счастью, море в эти дни было спокойно, а северо-восточный муссон подгонял суда к берегу Суматры.
Увы, конвой подошёл к проливу Банка именно в тот момент, когда здесь разворачивалось соединение Одзавы. Японские крейсеры и эсминцы устроили эвакуирующимся настоящую бойню. Часть спасавшихся погибла, часть попала в плен. Менее половины людей добрались до Явы, ещё меньше — до Индии или Австралии.
Моторный катер ML.310, на котором находились Спунер, Пулфорд и около 50 военных, попал под огонь японских кораблей, был тяжело повреждён и приткнулся к острову Чанги в 30 милях к северу от острова Банка. Здесь половина высадившихся (включая Пулфорда и Спунера) умерла от голода и болезней, а остальные уже в мае были взяты в плен японцами. Одновременно артиллерией японского эсминца был потоплен катер ML.311, а на следующий день 15 февраля в проливе Банка огонь японских кораблей уничтожил буксир «Юинь Пин» и моторный катер ML.1062. Помимо них, 14 февраля к югу от Сингапура японской авиацией были потоплены пароход «Куала» и тральщик «Чантех», в проливе Дуриан — буксиры «Пенгавал» и «Сент-Джюст», в архипелаге Лингга — вспомогательный минный заградитель «Кун Во» (4636 брт), а у берега Суматры — буксир «Сент-Бреок».
16 февраля в проливе Дуриан погибли патрульные катера «Розмари» и «Фэнлинг», в районе пролива Банка — вспомогательный минный заградитель «Фу Во» (выбросился на берег), а также патрульные катера «Элизабет» и «Кембонг». Вспомогательный тральщик «Джарак» числится потопленным японскими самолётами возле Сингапура только 17 февраля. Кроме того, в этот же день в проливе Банка японская авиация потопила шедший из Палембанга датский пароход «Слоэт ван дер Бееле» (2977 брт).
Вечером 14 февраля, получив сообщение о готовящейся капитуляции, австралийский представитель Боуден всё же решил покинуть город. В 18:30 он с помощниками прибыл в гавань, где погрузился на маленький 10-местный катер «Оспрей». К этому времени гавань была полна неуправляемыми группами солдат, искавшими спасения. Под угрозой автоматов они требовали принять их на борт, а при отходе в 23:30 «Оспрей» был обстрелян с берега.
На рейде Боуден с помощниками перебрались на другой катер — 40-футовый «Мэри Роуз». В итоге здесь оказалось 38 человек — в основном офицеры, старшим из которых был полковник Джон Далли, командир китайского добровольческого формирования «Дальфорс», бросивший своих бойцов на верную смерть (всех вооружённых китайцев японцы расстреливали). Попытка достигнуть Палембанга не удалась: в ночь на 17 февраля у входа в пролив Банка катер был остановлен двумя японскими патрульными кораблями и отведён в Мунток.
Наибольшую известность получило бегство командира 8-й австралийской дивизии генерал-майора Гордона Беннетта. Получив приказ о капитуляции, он передал командование дивизией бригадиру Сесилу Каллахэну, а сам с двумя офицерами и несколькими местными европейцами на сампане пересёк Малаккский пролив и добрался до устья реки Джамби на Суматре.
После падения Палембанга голландские власти при помощи британских военных сумели организовать ещё два маршрута эвакуации — вверх по рекам Джамби и Индерагири, а затем автомобильным транспортом на другой берег Суматры. Оба маршрута вели в Паданг на юго-западном побережье острова. Второй из них был надёжнее: от верховьев реки требовалось преодолеть 70-100 км до Савалунто, откуда шла железная дорога до Паданга. В Паданге был создан британский эвакуационный штаб, а голландцы предоставили для беженцев большое количество автобусов.
В устье Джамби Беннетт и его офицеры перебрались на моторный катер с другими эвакуированными, на нём поднялись до верховьев, а затем по суше достигли Паданга. Здесь же оказались ещё несколько британских офицеров, в том числе командир 12-й индийской бригады бригадный генерал Пэрис и командир 6-го батальона 15-й индийской бригады полковник Коутс. Оттуда Беннетт и другие офицеры были доставлены на Яву, а затем Беннетта на самолёте вывезли в Австралию. Бригадиру Пэрису повезло куда меньше: пароход, на котором он отбыл на Яву, был потоплен японскими самолётами.
Действия Беннетта не получили одобрения командования: он предпочёл спасаться сам, оставив вверенных ему людей. Вдобавок для своего оправдания он ещё во время войны написал книгу «Почему пал Сингапур», в которой нападал на своего прямого командира генерал-лейтенанта Персиваля, находившегося в японском плену. В итоге уже в 1944 году Беннетт был уволен из армии, а после войны суд признал его действия противоречащими уставу.
За первые две недели февраля 1942 года из Сингапура было вывезено около 13 000 человек (в первую очередь, гражданских лиц). Сколько из них уцелело — неизвестно, но вплоть до 11 февраля эвакуация проходила без особых потерь, они резко возросли только 12-13 февраля, когда в проливе Банка появились японские корабли. По оценке австралийского историка Хермона Джилла, из тех, кто покинул Сингапур в последние два дня, порядка 3000 человек достигли Суматры (а через неё — Явы, Цейлона или Индии), а около тысячи человек попало в плен. Количество убитых и утонувших так и осталось неизвестным, но можно предполагать, что их было несколько тысяч.
Источники и литература
-
-
- И.В. Можейко. Западный ветер — ясная погода. Юго-Восточная Азия во Второй мировой войне. М.: Наука, 1984
- Д. Ричардс, Х. Сондерс. Военно-воздушные силы Великобритании во Второй мировой войне (1939-1945). М.: Воениздат, 1963
- Lieutenant-General Arthur Ernest Percival. The War in Malaya. London: Eyre & Spottiswoode, 1949
- Lionel Wigmore. The Japanese Thrust. Australia in the War of 1939–1945. Series 1 — Army. Vol. IV. Canberra, Australian Capital Territory: Australian War Memorial, 1957
- G. Hermon Gill. Australia in the War of 1939-1945. Series 2 — Navy. Volume I. Royal Australian Navy, 1939-1942. Australian War Memorial, Canberra, 1957
- Donald A Bertke, Gordon Smith, Don Kindell. World War II Sea War. Vol 5: Air Raid Pearl Harbor. This Is Not a Drill. Dayton: Bertke Publications, 2013
- Mark Stille. Malaya and Singapore 1941-42: The fall of Britain’s empire in the East. Osprey Publishing, 2016
- Christopher F. Shores, Brian Cull, Yasuho Izawa. Bloody Shambles: The First Comprehensive Account of the Air Operations over South-East Asia December 1941-April 1942. Volume One: Drift to War to the Fall of Singapore. London: Grub Street Press, 1992
- Frank Owen. The Fall of Singapore. London: Penguin Books, 2001
- http://muntokpeacemuseum.org
- http://ww1.convoyweb.org.uk/evacuation
- https://www.cofepow.org.uk
-
источник: https://warspot.ru/17382-tragediya-v-prolive-banka