Оценка стрелково-пушечного вооружения боевых самолетов Второй Мировой войны
Давняя статья ещё 2012 года. Думается многие её не видели и она будет интересна.
Данная статья выкладывается на сайт по результатам дискуссии, возникшей в ходе обсуждения на ветке «Нереализованные одномоторные истребители спецификации F.18/37. Великобритания«.
В отечественной литературе, посвященной развитию авиационной науки и техники, подробно освещалось стрелково-пушечное вооружение советских самолетов периода Великой Отечественной войны. Основные наши самолеты-истребители и бомбардировщики отличались мощным и надежным вооружением, которое было эффективно проверено в действии.
Вместе с тем интересно провести сравнение наступательного и оборонительного вооружения этих боевых машин с аналогичными самолетами союзников и противника. Это позволит более ясно представить качественный уровень как самого авиационного оружия, так и боевые возможности самолетов того периода. Но прежде чем давать какую-либо оценку, необходимо рассмотреть важнейшие параметры стрелково-пушечного вооружения и их влияние на боевую эффективность самолета в целом…
Деле в том, что в техническом описании любого военного самолета в графе «Вооружение» приводятся, как правило, лишь сведения о количестве пушек и пулеметов, их калибре и, в лучшем случае, боекомплекте. Однако из этого практически невозможно сделать вывод о боевой мощи того или иного летательного аппарата. Типичным примером этого может служить штурмовик Ил-2, наступательное вооружение которого состояло из двух пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм и двух 23-мм пушек ВЯ. В то же время многие зарубежные самолеты аналогичного назначения обладали, казалось бы, не менее мощным вооружением. Так, немецкий штурмовик FW190F также имел две 20-мм пушки и два 13-мм крупнокалиберных пулемета. Английские истребители «Спитфайр» V и IX, использовавшиеся довольно часто для действия по наземным целям, несли две 20-мм пушки и четыре 7,7-мм пулемета (или два 12,7-мм). Таким образом, число огневых точек и калибр стрелкового оружия на этих самолетах были примерно одинаковыми.
Однако калибр оружия не дает полной информации о его эффективности (лишь тот, кто видел реальную пушку ВЯ в сравнении с немецкой MG-151/20, может в полной мере оценить превосходство ВЯ). Так, если немецкая пушка МG-151/20 фактически являлась тяжелым крупнокалиберным пулеметом с диаметром ствола, увеличенным до 20 мм (иногда ствол был и диаметром 15,1 мм — МG-151/15), то 23-мм пушка ВЯ была орудием совершенно иного класса. Ее снаряд чуть большего диаметра был гораздо длиннее и вдвое тяжелее, а в гораздо больших размеров гильзе размешался мощный метательный заряд, обеспечивающий даже столь тяжелому снаряду более высокую начальную скорость, чем у немецкого (см. табл. 2). Поэтому снаряд пушки ВЯ при попадании в цель производил существенно большие разрушения, нежели снаряд немецкой пушки МG-151. И не случайно немецкие летчики так боялись лобовых атак советских штурмовиков.
Кроме того, информация, ограничивающаяся калибром пушки, может сбить читателя с толку в том случае, если при этом не приводится такая характеристика, как ее скорострельность. К примеру, основной истребитель, поступавший в нашу страну по ленд-лизу из США, Р-39 «Аэрокобра», имел в зависимости от модификации пушку калибра как 20 мм (P-39D), так и 37 мм (Р-39М, N, Q). Отсюда напрашивается очевидный вывод, что самолеты с 37-мм пушкой были явно более эффективными в воздушном бою.
Действительно, кинетическая энергия снаряда 37-мм пушки была в четыре раза выше, чем у 20-мм снаряда. При этом 650-граммовый 37-мм снаряд при попадании в цель и взрыве боевой части выводил из строя практически любой самолет противника, чего нельзя сказать о 130-граммовом снаряде 20-мм пушки, стоящей на P-39D.
Однако, хотя кинетическая энергия тяжелого снаряда весьма значительна, а его поражающее действие при взрыве трудно переоценить, эффективность 37-мм пушки в реальных условиях была не такой уж высокой. Дело в том, что скорострельность пушки М-4, установленной на самолетах Р-39М, N и Q, а также на истребителе Р-63 «Кингкобра», составляла всего 130 выстр./мин, в то время как 20-мм пушка давала 800 выстр./мин. Практика же маневренных воздушных боев показала, что самолет противника порой находится в поле зрения сетки прицела лишь десятые доли секунды, и за это время 37-мм пушка не успевает, как правило, произвести ни единого выстрела. В отдельных кадрах кинохроники иногда можно увидеть, насколько низка эффективность стрельбы с самолета Р-39 по маневрирующему истребителю противника, который неизменно уходит от снарядов, вылетающих из пушки через каждые полсекунды. Не случайно А. И. Покрышкин для усиления огневой мощи объединил на своей «Аэрокобре» кнопку управления пушкой с гашеткой пулеметов.
Приведенный выше пример тем не менее не означает, что эффективность Р-39М, N и Q была ниже, чем у более раннего самолета P-39D с 20-мм пушкой. Огня скорострельных бортовых крупнокалиберных пулеметов вполне хватало для поражения вражеских истребителей, а 37-мм пушка была незаменима при атаках маломаневренных бомбардировщиков. И в этом случае преимущество было на стороне Р-39 с более крупной пушкой. Нельзя забывать и тот факт, что «Аэрокобра» разрабатывалась американцами не только как «чистый» истребитель. Она предназначалась и для действия по наземным целям, что и определило установку на ней столь мощного орудия.
Наряду со скорострельностью важнейшей характеристикой авиационной пушки или пулемета является начальная скорость пули или снаряда, от которой, соответственно, зависят точность стрельбы и дальность надежного поражения цели. Скажем, известная немецкая короткоствольная 20-мм пушка MG-FF (в начальный период войны она устанавливалась практически на все немецкие истребители) обеспечивала снаряду начальную скорость всего лишь 600 м/с и годилась только для ближнего боя. В ходе войны ее почти повсеместно вытеснила пушка МG-151/20, начальная скорость снаряда которой возросла до 785 м/с. Но и здесь есть свои тонкости. Оказывается, такая начальная скорость обеспечивалась лишь осколочному снаряду массой 92 г. Обычные же зажигательные и трассирующие снаряды (без взрывного заряда) имели массу 115—117 г, а следовательно, их начальная скорость была гораздо меньше и составляла всего 705 м/с.
Такое положение было характерно и для пушек других калибров. Так, у самой мощной немецкой 30-мм пушки МК-101 начальная скорость снаряда составляла 900 м/с. Однако этот параметр соответствовал 330-граммовому снаряду. Стандартный же 530-граммовый снаряд эта пушка выбрасывала со скоростью лишь 700 м/с (табл. 2). А в связи с тем, что боекомплект самолетов зачастую включал снаряды разного назначения (осколочно-фугасные, бронебойные и т. п.), имеющие разный вес и баллистические характеристики, то кучность огня, а следовательно, и его эффективность резко снижались.
Довольно часто несведущие любители авиации делают поспешные выводы о боевой эффективности истребителей, полагаясь лишь на цифры, указывающие калибр и количество пушек. А ведь встречаются и явные неожиданности. Достаточно вспомнить японский истребитель Ки.44, отдельные варианты которого оснащались двумя 40-мм пушками Хо-301, что, казалось бы, ставило их в ряд сильнейших истребителей мира.
Однако эффективная дальность стрельбы таких пушек составляла всего 150 м. Дело в том, что боеприпасы Хо-301 не имели гильз, а метательный заряд запрессовывался в небольшое углубление в донце снаряда. Чтобы поразить самолет противника, летчикам Ки.44 необходимо было приблизиться к нему на предельно малую дистанцию, а это не оставляло им никакого шанса уцелеть под огнем воздушных стрелков (имеются в виду самолеты типа В-29). Напомним, что эффективность огня 12,7-мм пулеметов и 20-мм пушки, установленных на В-29, сохранялась на дистанции до 800—1000 м. Не следует забывать и о том, что боекомплект самолета Ки.44 составлял всего по 9 снарядов на каждую пушку Хо-301.
Есть и еще два фактора, влияющие на эффективность огня истребителей, — прицельная дальность стрельбы, зависящая во многом от качества прицела, установленного на самолете, а также квалификация летчика.
Так, например, после установки американцами на истребителе Р-51 «Мустанг» новейших стабилизированных гироскопических прицелов пилоты получили возможность открывать прицельный огонь с дистанции, вдвое превосходящей ту, которую обеспечивал старый коллиматорный прицел.
Отсутствие необходимых навыков и опыта ведения огня с больших дистанций также вынуждало многих летчиков сближаться с противником на дистанцию 200—400 м, а то и ближе, попадая тем самым под губительный огонь его оборонительных пулеметных установок (естественно, если это был не истребитель, а бомбардировщик). Известны случаи массового применения немецких истребителей против соединений американских «летающих крепостей» с предельно малых дистанций! При этом часть самолетов FW 190 была переоборудована в специальные бронированные перехватчики, задачей которых было поражение бомбардировщиков В-17 с дистанции всего 100 м! Пилоты этих «летающих танков» были вынуждены прорываться к бомбовозам, не обращая внимания на плотный заградительный огонь воздушных стрелков, и лишь затем открывать огонь. Впрочем, должного эффекта такая тактика не дала, так как перетяжеленные «Фоккеры» сами становились легкой добычей вездесущих «Мустангов».
Как известно, пушки и пулеметы устанавливались на конкретных самолетах, боевая эффективность которых зависела не только от их летно-технических характеристик, но и во многом от наличия на борту того или иного состава вооружения. И как раз от количества пушек и пулеметов сильно менялись боевые возможности истребителей.
Не секрет, что самолеты отечественного производства являлись, как правило, машинами легкими и маневренными. И достигалось это, в частности, за счет ограничения массы вооружения. В лучшем случае оно состояло из одной 20-мм пушки и двух пулеметов на истребителях Яковлева или двух пушек на истребителях Лавочкина. И лишь в конце войны в связи с появлением облегченной пушки Б-20 на части серийных истребителей Ла-7 удалось поставить три такие пушки.
Такое же легкое вооружение в начальный период войны имели немецкие и английские самолеты. При этом английские «Спитфайры» и «Харрикейны» были оснащены лишь пулеметами обычного калибра, хотя их количество доходило до 8 и 12 соответственно. В тот период бронирование самолетов имело малое распространение, и поражающего действия пулеметов калибра 7,7 мм было вполне достаточно. Нужно было только попасть в цель. И в этом плане у «Спитфайров» и «Харрикейнов» были даже некоторые преимущества перед Вf109Е. В воздушных боях немецкие истребители уступали им в этом отношении. Суммарная скорострельность их оружия оказалась на порядок ниже, попаданий в английские маневренные истребители было явно меньше, и поэтому масса минутного залпа здесь не имела большого значения.
Однако к 1941 г. картина резко изменилась. У немцев появились хорошо защищенные скоростные истребители Bf109F и FW190A, имеющие к тому же и более мощное вооружение (см. табл. 3), что сразу склонило чашу весов в их пользу. Английские 7,7-мм пулеметы стали почти бесполезны.
Таким образом, жизнь заставила и англичан также устанавливать на свои истребители крупнокалиберные пулеметы и пушки.
Что касается американцев, то они на своих основных истребителях, как это не покажется странным, устанавливали, как правило, только крупнокалиберные пулеметы. Причем масса пулеметов здесь решающей роли не играла. Ведь четыре 20-мм пушки «Испано» или шесть пулеметов «Кольт-Браунинг» калибра 12,7 мм весят примерно одинаково. И все преимущества, казалось бы, были на стороне пушечного варианта.
Действительно, четыре пушки, производя 43 выстр./с, дают минутный залп 420 кг*, в то время как шесть пулеметов, делая 75 выстр./с, пошлют во врага 260 кг свинца. Да и поражающее действие снаряда пушки куда больше. Тем не менее американцы от пушек отказались. Во-первых, если боекомплект у английской пушки составлял всего 60 снарядов, то у крупнокалиберных пулеметов он мог быть от 250 до 350 патронов на ствол. При одинаковой скорострельности боекомплект пушек расходовался в 4—6 раз быстрее. А для дальних истребителей сопровождения Р-47 «Тандерболт» и Р-51 «Мустанг», а также палубных «Хеллкэтов» и «Корсаров» это имело первостепенное значение. К тому же истребители Р-51 и Р-47 должны были в основном оберегать «летающие крепости» от истребителей противника, и огня крупнокалиберных пулеметов для этого практически хватало. У англичан задачи летать на столь большие расстояния не было, а следовательно, истребитель, расстрелявший весь боекомплект, мог достаточно быстро вернуться на базу. Кроме того, англичанам еще приходилось бороться с немецкими бомбардировщиками и крылатыми ракетами «Фау-1», стрельба по которым должна была вестись более мощными снарядами с безопасного расстояния, а это требовало применения именно пушек.
Что касается истребителей Р-39 и Р-63, то они выпадают из числа обычных американских истребителей, так как разрабатывались под несколько другие требования, да и предназначались исключительно для поставок на экспорт, в основном для СССР. Нельзя забывать и о том, что боезапас крупнокалиберных авиационных пушек сам по себе представлял значительную опасность для несущего его самолета, так как мог сдетонировать при поражении. Так, немецкий истребитель FW190. обладавший хорошей боевой живучестью (обусловленной, в частности, тем, что самолет не имел топливных баков в крыле), часто уничтожался из-за попадания вражеских пуль и снарядов в крыльевые патронные ящики, в результате чего у самолета просто отрывалось крыло. И не случайно на ряде FW190 с 30-мм пушками МК-108 патронные ящики защищались бронеплитами, толщина которых достигала 20 мм! Естественно, все это приводило к увеличению полетной массы самолета со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Немаловажное значение имеет и место установки оружия на самолете. В частности, для повышения точности стрельбы желательно все оружие истребителя устанавливать в фюзеляже — ближе к продольной оси самолета. Ведь если пушки расположены ниже центра тяжести, то при стрельбе нос самолета начинает опускаться, что снижает точность последующих выстрелов. Верхнее расположение пушек приводит к тому, что дульное пламя и пороховой дым ослепляют пилота. Не случайно столь широкое распространение в годы войны получили пушки, ствол которых проходил сквозь полый вал воздушного винта (истребители Яковлева, Вf109, Р-39, Р-63).
На двигателях воздушного охлаждения приходилось устанавливать синхронизированные пушки, стреляющие через винт (Ла-5, FW190). Однако, это приводило к уменьшению их скорострельности. Поэтому американцы убрали синхронизированные пулеметы с Р-40 и Р-51, а англичане на своих одномоторных истребителях все вооружение с самого начала размещали только в крыле. При этом пулеметы и пушки пристреливались так, чтобы их снаряды сходились в одной точке на расстоянии 200—400 м. И хотя теоретически считалось, что такое размещение оружия снижает точность стрельбы, летчики «Спитфайров» в боях с Вf109 имели возможность продемонстрировать обратное с результатами, известными всем, особенно пилотам «Мессершмитгов».
Необходимо также учитывать тот факт, что в ходе маневренного воздушного боя важное значение приобретает реальная скорострельность пушек и пулеметов. У оружия, установленного вне диска винта, скорострельность не зависит от числа его оборотов. У синхронизированных же пушек и пулеметов, наоборот, скорострельность значительно уменьшалась (в ряде случаев на 30—40%), а некоторые типы синхронизаторов вообще пресекали работу оружия при малых оборотах воздушного винта. Снижение же скорострельности напрямую сказывалось и на массе минутного залпа, что являлось основным показателем боевой мощи самолетов-истребителей! (см. табл. 3). В таблице при подсчете массы минутного залпа бралось то значение скорострельности, какое было подтверждено результатами натурных испытаний реальных самолетов. Так, например, известно, что скорострельность немецкой синхронизированной пушки MG-151/20 (самолет FW190) варьировалась от 550 до 750 выстр./мин. Однако при подсчете была выбрана скорострельность 700 выстр./мин (90% от нормальной скорострельности), в результате чего расчетные характеристики массы минутного залпа совпали с результатами испытаний. То же самое касается и советских пушек ШВАК и Б-20 (истребители Ла-5, Ла-7), для которых результаты подсчета и результаты испытаний полностью совпали при значении скорострельности (87% от стандартной).
Результаты анализа таблицы сравнительного вооружения истребителей показывают, что самыми мощными боевыми самолетами периода второй мировой войны, как и следовало ожидать, являлись тяжелые двухмоторные истребители He219) Р-61, «Москито», «Бофайтер» и другие, вооружение которых состояло из 6—10 огневых точек, из которых как минимум 4 были пушечными.
Что касается одномоторных истребителей, то здесь необходимо выделить английские истребители «Тайфун», «Темпест» и «Харрикейн» IIС, вооруженные четырьмя 20-мм пушками. Как ни стран но, самый мощный немецкий истребитель «Фокке-Вульф» FW190A-8, вооруженный также четырьмя 20-мм пушками и двумя крупнокалиберными пулеметами, несколько уступал английским машинам (328 кг/мин против 420 кг/мин).
Однако это объясняется двумя причинами: во-первых, более мощными английскими пушками, а во-вторых, снижением скорострельности пушек и пулеметов «Фокке-Вульфа» из-за наличия синхронизатора. Что касается FW190 модификаций А-3, А-4, то он по мощи огня уступал даже двухпушечным «Спитфайрам» V и IX (235 кг/мин против 256 кг/мин и 274 кг/мин соответственно). В данном случае следует отметить конструктивный недостаток «Фокке-Вульфа», который выражал-ся в том, что две его наиболее эффективные пушки MG-151/20 размещались в корне крыла и были синхронизированы, в то время как вне зоны винта стояли слабые малоскорострельные пушки MG-FF. И лишь шестипушечный вариант «Фокке-Вульфа» имел массу минутного залпа около 470 кг/мин. Однако такие самолеты встречались крайне редко и не могли изменить сложившегося положения.
На общем фоне довольно хорошо выглядят американские истребители. Несмотря на то что они не имели пушек и были вооружены, как правило, шестью 12,7-мм пулеметами, масса залпа у них составляла 260 кг/мин. У истребителя же Р-47 «Тандерболт» этот показатель доходил до 340 кг/мин, что ставило его в ряд наиболее мощных боевых самолетов мира.
Что касается советских самолетов, то они по такому критерию, как масса минутного залпа, несколько уступали основным самолетам противника и союзников. В то же время все они были оснащены пушечным вооружением, что позволяло более эффективно поражать воздушные цели. Кроме того, вооружение располагалось в фюзеляже близко к центру тяжести и не ухудшало маневренных характеристик самолета. В то же время английские и американские истребители, все вооружение которых размещалось только в консолях крыла, обладали худшей поперечной маневренностью, что снижало их боевые возможности в маневренном воздушном бою.
В целом же необходимо признать, что авиаконструкторы каждой из воююших стран целенаправленно подбирали и устанавливали на свои самолеты именно то вооружение, какое наиболее полно соответствовало тому или иному театру военных действий, тому или иному характеру воздушных боев. Разные боевые задачи требовали и соответствующего вооружения. Так, американцам, ведущим в основном борьбу против немецких перехватчиков и японских палубных одномоторных истребителей и торпедоносцев, вполне хватало крупнокалиберных пулеметов, которые буквально перепиливали самолеты противника. Немцам, наоборот, для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками и бронированными штурмовиками потребовались мощные пушечные истребители. Советским и английским истребителям для борьбы с самолетами Люфтваффе оказалось вполне достаточно одной-двух пушек и пары пулеметов.
Что касается японских фронтовых истребителей, то в целом их вооружение оказалось не на высоком уровне. Основной самолет армейской авиации Ки.43 был вооружен только двумя 12,7-мм пулеметами.
Наиболее известный (и самый массовый) японский морской истребитель «Зеро» вооружался, как правило, двумя 20-мм пушками и двумя 7,92-мм, позднее 13-мм пулеметами, что ставило его в ряд лучших истребителей мира, особенно в начальный период войны, когда у противника вообще не было пушечных истребителей. Самыми мощными одномоторными японскими истребителями можно считать перехватчики NIK2-J и J2M3, вооруженные четырьмя 20-мм пушками, и Ки.84 с двумя 30-мм пушками. Однако эти машины строились в незначительном количестве. Армейские истребители Ки.44 и Ки.61 в основной массе вооружались пулеметами, и только некоторые серии выпускались с пушками.
Необходимо также отметить, что японские истребители начиная с 1942 г. практически по всем параметрам стали существенно уступать самолетам противника и мощь бортового вооружения уже не могла спасти положения. Практика же воздушных боев показала полное превосходство американских истребителей над японскими.
Рассмотрим теперь оборонительное вооружение бомбардировщиков.
В связи с тем что оно предназначалось для защиты нападающих истребителей противника, для него наибольшее значение имели следующие характеристики:
- дальность действительного огня, заставляющая истребители держаться на достаточно большом расстоянии;
- хорошая круговая оборона, по возможности без «мертвых зон»;
- максимальное сосредоточение огня по одной цели.
Действительная дальность огня связана с характеристиками того или иного пулемета, а вот возможность круговой обороны и сосредоточение огня по одной цели зависят уже от конструктивных особенностей самолета? Несмотря на кажущуюся простоту поставленной задачи, удовлетворить всем трем перечисленным требованиям оказалось не так легко.
Так, наилучшим вариантом оборонительного вооружения могли бы стать авиационные пушки. Однако их большая масса (42—45 кг без боекомплекта) делала выполнение такой задачи трудноосуществимым.
Устанавливаемые же на немецких и японских бомбовозах легкие авиационные пушки типа MG-FF не решали задачу так как они имели малую дальность стрельбы.
По-настоящему проблема установки пушек на са молеты-бомбардировщики впервые была решена, ножа луй, в Советском Союзе в связи с поступлением на вооружение пушки Б-20, масса которой составляла всего 25 кг (шкворневая установка на штурмовике Ил-10, турельная на Ту-4. Довольно слабым оказалось в годы войны вооружение английских бомбардировщиков. Оно состояло только из пулеметов «Браунинг» обычного калибра (7,7 мм). Однако и этому есть объяснение…
В начальный период войны английским бомбовозам приходилось отбиваться в основном от истребителей Вf109Е, на которых отсутствовало бронирование, а пулеметы MG-17 калибра 7,92 мм и маломощные 20-мм пушки MG-FF вынуждали немецких летчиков подходить к английским самолетам на очень близкие дистанции, в результате чего они попадали в зону эффективного оборонительного огня. В этом случае наилучшим решением для днгличан стало увеличение количества пулеметов, стреляющих по одной цели. Для того чтобы не увеличивать число членов экипажа, они начали устанавливать на свои бомбардировщики двух- и четырехпулеметные поворотные турели, решив попутно задачу кругового обстрела.
Однако в связи с появлением у немцев новых истребителей Bf109G, Bf110G, FW190A, имеющих бронирование и мощное пушечное вооружение, английские бомбардировщики стали практически беззащитными и во второй половине войны использовались, как правило, только по ночам.
Почти весь бомбовый груз дневных налетов на «Великую Германию» выпал на долю американских бомбардировщиков В-17 и В-24. Поэтому американцам пришлось уделить большое внимание оборонительному вооружению, состоявшему почти исключительно из крупнокалиберных пулеметов. Основное внимание ими уделялось круговому обстрелу. При этом считалось желательным, чтобы по атакующему истребителю противника вели огонь одновременно все самолеты, летящие в плотной атакуемой группе. Поэтому, хотя в представленной сравнительной таблице вооружения этих бомбардировщиков (табл. 4) в графе «Количество стволов, сосредоточенных по одной цели» и стоит цифра 7, для реальных условий эта величина могла быть в несколько раз выше, так как В-17 и В-24 поодиночке практически не летали, а их экипажи предпочитали поддерживать компактный строй.
В то же время для фронтовых бомбардировщиков, действующих малыми группами, данный показатель имел первостепенное значение. Наилучших результатов здесь достигли американцы, применявшие даже на двухмоторных бомбардировщиках А-20, В-25 и В-26 двухпулеметные поворотные турели и даже кормовые пулеметные установки. Немецкие же бомбардировщики, несмотря на большое число пулеметов, в действительности оказались слабо защищенными. Дело в том, что все их вооружение было сосредоточено в основном в кабине экипажа и направлено в разные стороны (Ju88, Do217 и т. п.). Стрелок же мог работать только с одним стволом. В лучшем случае ему помогал штурман, и тогда по одной цели били два ствола, как правило, пулеметных.
Не лучше оказался и самолет Не 111: из восьми его огневых точек одновременно по противнику могли стрелять только две, в то время как у аналогичного английского бомбардировщика «Веллингтон III» из восьми — пять. При этом немецкие бомбардировщики, чаще всего, вооружались пулеметами малого калибра — 7,92 мм, что делало эти машины довольно уязвимыми для огня истребителей союзников. Установленные же на некоторых из них пушки MG-FF имели малый сектор обстрела и характеризовались относительно малой дальностью стрельбы и небольшой скорострельностью.
Чтo касается советских самолетов, то наш самый массовый фронтовой бомбардировщик Пе-2, несмотря на кажущуюся слабость оборонительного вооружения, практически не уступал в этом отношении немецким машинам. Мало того, в его вооружение входили крупнокалиберный пулемет УБТ и более скорострельные, чем у немцев, малокалиберные ШКАСы. Кстати, американские бомбардировщики «Бостон» и «Митчелл», поступавшие в нашу страну по ленд-лизу, оказались самыми защищенными от неприятельских истребителей самолетами на Восточном фронте, хотя им почти не уступал наш Ту-2.
Наиболее же совершенную оборонительную систему в годы войны разработала американская фирма Дженерал Электрик. Она специально предназначалась для стратегического бомбардировщика В-29 «Суперфортресс», который должен был совершать боевые вылеты без истребительного прикрытия. В основу стрелкового вооружения В-29 был положен принцип: получить максимальный эффект при располагаемом числе бортовых стволов. Это достигалось при помощи нескольких турелей, управляемых с различных стрелковых постов (станций). Подобная система допускала управление любым стрелком (за исключением хвостового) одной или несколькими турелями «сверхкрепости». Каждый стрелковый пост имел основное управление определенными турелями, а другими турелями управляли при помощи дополнительного управления. Стрелок с основным управлением турели первым приводил ее в действие, но он мог передать ее управление другим стрелкам при помощи дополнительного управления. Таким образом, на В-29 была возможность передавать цель (вражеский истребитель) из зоны видимости одного стрелка к другому, причем каждый раз концентрировать на противнике максимум стволов. Подобная система давала возможность сохранения боеспособности при поражении одного или нескольких постов.
Централизованная система стрелкового вооружения допускала различные комбинации управления турелями, например: верхняя и нижняя передние турели; верхняя и нижняя задние турели и т. д.
Концентрируя более точный огонь на большом расстоянии, вне зоны действия огня существовавших в то время истребителей, система стрелкового вооружения давала возможность В-29 летать без сопровождения истребителей.
«Мозгом» стрелковой системы являлся небольшой черный ящик — вычислитель, который обеспечивал встречу пули с вражеским самолетом. Вычислитель выполнял все операции по введению поправок стрельбы на внешние факторы, за исключением дальности до цели, которую в систему вводил сам стрелок при помощи нитей сетки оптического прицела. Подобная система позволила уменьшить размеры турелей и улучшить условия работы стрелков, за исключением хвостового стрелка, который управлял двумя пулеметами калибра 12,7 мм и 20-мм пушкой с приводной турелью. Все прицельные станции для стрелков располагались вместе с прицелами у блистеров на фюзеляже.
В графе «Количество стволов, сосредоточенных по одной цели» табл. 4 не учитывалось неподвижное наступательное вооружение, так как предполагалось, что атаки истребителей противника осуществляются преимущественно с задней полусферы.
* В тексте и таблице приводится не секундный, а минутный залп для более наглядной демонстрации боевых возможностей оружия.
источник: Виктор Бакурский «СОЗДАННЫЕ ДЛЯ БОЯ. Оценка стрелково-пушечного вооружения боевых самолетов второй мировой войны». Авиация и Космонавтика 11-12/1996