Отечественные прототипы линкора «Халхин-Гол». Часть 3.

13

Отечественные прототипы линкора «Халхин-Гол».  Часть 3.

Не имеет отношения к тексту книги.

* * * * *

Отечественные прототипы линкора "Халхин-Гол".  Часть 3.

Об этом советском линкоре («линкор Сталина», «первый линкор СССР», «секретный линкор Сталина», «единственный советский линкор») не было известно вплоть до начала 90-х годов. Только в эпоху гласности прессе стали известно о самом факте, что линкор существовал. Заметим, что даже известный разведчик Суворов-Резун ничего не упомянул о подобном корабле.

После публикации заметки о линкоре «Халхин-Гол» в нашу редакцию пришло много писем, где читатели высказывают сомнения в существовании линкора. Ведь если бы такой линкор бы существовал, то должен был остаться какой-нибудь след. Архивные документы, техническая документация, счета….. Да линкор строился и достраивался в США, но ведь достраивался линкор по какому-то проекту. И, естественно, не по оригинальному. Начать с того, что линкоры времен 20-х годов имели казематное расположение вспомогательной артиллерии, а линкоры 30-40 — вспомогательную артиллерию несли в башнях. Установка башен ПМК, замена артиллерии главного калибра, переделка силовой установки — и все это буквально на коленке было проведено в США? Ведь должны же быть какие-то следы?

Увы, никаких следов линкора «Халхин-Гол» не найдено. Можно с полной уверенностью утверждать, что вся техническая документация на советский линкор…. с этим линкором же и пошла на дно. Мало того, не сохранилось никаких фото и видео строительства советского корабля, поэтому большинство изображений — не более чем попытка превратить / переделать тип «Кентукки» в «Халхин-Гол».

И тем не менее.

В середине 1930-х годов морская доктрина СССР резко изменилась, т.к. окончились «вашингтонские линкорные каникулы», и все мировые державы принялись лихорадочно наверстывать упущенное и приступили к созданию кораблей-левиафанов. Сталин не захотел оставаться в стороне.

К концу 1936 г. были разработаны эскизные проекты новых линкоров и начато их техническое проектирование. 23 января 1937 г. вышло постановление Совета Труда и Обороны (СТО) при Совете Народных Комиссаров (СНК) СССР «О развертывании строительства линкоров», в котором подтверждались намеченные ранее сроки закладки и сдачи кораблей, а также указывалось, что

«…строительство линейного флота в кратчайшие сроки и усиленными темпами является для наркоматов тяжелой и оборонной промышленности центральной оборонной задачей на ближайшие годы».

Трудности при строительстве кораблей 23-го проекта были обусловлены недостаточностью производственного потенциала страны в целом. До войны ученым и проектантам корабля удалось завершить основной объем намеченных научно-исследовательских работ, разработать практически всю проектную документацию и выпустить 69 % рабочих чертежей для головного корабля. До I квартала 1939 г. постройка двух первых линкоров, заложенных еще до завершения окончательного технического проекта, сдерживалась выпуском рабочих чертежей.

В 1939—1940 гг. строительство линкоров отставало от плановых сроков, согласно официальной версии —  из-за задержек с поставками металла, а также вследствие его частичной недоброкачественности (несоответствия техническим условиям). Кроме того, из-за недопоставки металла заводами Наркомата черной металлургии по распоряжению наркома судостроительной промышленности И.Ф. Тевосяна корпусная сталь направлялась прежде всего на заложенные в 1939 г. легкие крейсера пр. 68 и только потом — на головной линкор «Советский Союз» и первый серийный «Советская Украина». (взято отсюда).

Как тут не вспомнить японский линкор «Ямато», который создавался в условиях повышенной секретности! Ведь Япония маскировала постройку суперлинкора различными способами, один из которых — разделение бюджета. Большая (скорее «огромная» или «астрономическая») сумма в бюджете, выделенная на какой-то проект (даже под самым безобидным названием, типа «поцелуй юной девушки, в саду вишни, когда день еще закончился, а ночь еще не началась»), обязательно бы заинтересовала различных шпионов. Поэтому бюджет «Ямато» был разделен на различные части, и стороннему наблюдателю (как иностранному шпиону, так и отечественному налогоплательщику, который интересуется, на что идут деньги) не выглядел большим.

Так вот: что, если отставание от плановых сроков линкоров «Советский Союз» имело сходную причину? Руководство СССР пришло к выводу, что новые линкоры к лету 1941 года вступить в строй не успеют, и пополнить свой флот надо уже готовым (в близкой степени готовности) кораблем, который можно купить на стороне? Такой недостроенный корабль — «Род-Айленд» был найден, и заработала советская схема «разделенного бюджета». Строительство отечественных «Советских Союзов» продолжалось (чтобы враг не догадался), но тормозилось «искусственными» причинами (напомним — некачественная броня, постройка легких крейсеров). Основной поток денег, броня, орудия, оборудование шел не на советский, а на «американский» проект!

Отечественные прототипы линкора "Халхин-Гол".  Часть 3.

Между тем, к 40-м годам ситуация как на международной арене, так и кораблестроения изменилась, кое-где существенно, кое-где не очень.

Существенно — на международной арене: Советский Союз и Япония только закончили одну войну и не исключали возможности новой войны. При этом советское руководство не исключало возможности, что Японию могут поддержать и другие страны («Япония ведет войну против врага рода человеческого — коммунистического СССР. Присоединимся же к крестовому походу против большевизма»!). Поэтому СССР хотел получить корабли, которые заведомо сильнее кораблей противника. И если в начале работ над проектом 23 советскому линкору считалось достаточным иметь 9 406-мм орудий, то теперь (учитывая успехи промышленности и кораблестроения) можно было иметь уже 12 406-мм орудий (с 9972 кг до 13 296 кг). Такой 4-х-башенный линкор давал дорогу и другому проекту, вооруженному 457-мм орудиями (вес снаряда от  1586 до 1720 кг). От 457-мм орудий, которые давали прибавку в огневой мощи на трехбашенном «Советском Союзе», отказались по нескольким причинам — 6 457-мм проигрывали 9 406-мм орудиям. Но вот 9 457-мм смотрелись лучше 9 406-мм, хотя оставался открытым вопрос: 12 406-мм или 9 457-мм.

Попутно с увеличением мощи ГК главного калибра, хотелось бы увеличить и мощь ПМК. Вместо 6 башен со 152-мм орудиями — 4 башни со 180-мм орудиями (аналогичные стоят на крейсерах типа «Киров»). При таком мощном ПМК советские линкоры могли не только эффективно бороться с вражеской мелочью, но и внести лепту в бою и с линкорами.

Отечественные прототипы линкора "Халхин-Гол".  Часть 3.

Но «Кировские» башни были слишком широки (надо было расширить корпус), и от них пришлось отказаться в пользу менее громоздких башен МК-5, зато и планировалось их увеличить до 6 (т.е. ПМК состоял бы из 18 152-мм орудий).

Отечественные прототипы линкора "Халхин-Гол".  Часть 3.

Вот только время поджимало, и какой бы грозный линкор ни планировался, приходилось исходить из того, что можно успеть сделать. Построить линкор хоть с 4-я, хоть с 3-я башнями ГК не успевали, а вот купить что-то (купить и достроить) — вполне.

Как известно, выбор пал на четырехбашенные линкоры типа «Кентукки».

При достройке, советская сторона на максимум попыталась использовать наработки по советским линкорам (не считая установки всех научно-технических новинок).

В первую очередь было решено усилить ПМК — 16 стволов вместо 12.

Отечественные прототипы линкора "Халхин-Гол".  Часть 3.

Такой перекос в сторону противоминного калибра объясняется и тем, что линкор должен был служить на Дальнем Востоке, и советские специалисты, учитывая опыт русско-японской войны 1904-1905 годов, видели главную опасность именно от минных сил.

Отечественные прототипы линкора "Халхин-Гол".  Часть 3.

А вот зенитное вооружение —  4 башни МЗ-14 и 8 100-мм орудий следует признать слабым. Причем строящиеся в СССР линкоры «Советский Союз» по проекту уже имели 12 100-мм орудий (в последствии и на «Халхин-Голе» могло быть усилено зенитное вооружение). Но тут надо учитывать несколько факторов слабой системы ПВО — в первую очередь большое влияние оказало потопление немцами авианосца «Глориес» (т.е. палубная авиация все же слаба). Во-вторых — традиционное для отечественных кораблей действие (планируемое) под прикрытием зонтика (в планах) береговой авиации.

Отечественные прототипы линкора "Халхин-Гол".  Часть 3.

А вот с орудиями главного калибра на «Халхин-Голе» было не очень. Американские орудия советскую сторону не устроили (по состоянию или характеристикам?), но вот собственных орудий Б-37 не хватало, и поэтому советской стороне пришлось ограничиться только 8-ю орудиями.

Отечественные прототипы линкора "Халхин-Гол".  Часть 3.

Продолжение следует.

Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account