Отечественные авианосцы
В октябре 1977 года, неожиданно для всех николаевских корабелов крупнейший стапельный комплекс ЧСЗ был закрыт на реконструкцию. Строящийся ТАКР «Новороссийск», поспешно разобрали.
С окончанием в 1980 году реконструкции на стапеле заложили корпус новейшего авианесущего крейсера названного в честь 35-летия Дня Победы «адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Строительство ТАКР, происходило в обстановки спешки, нервозности и обострения международной обстановки. Создание этих сложных во всех отношениях боевых единиц занимало немало времени, что в условиях опережающего прогресса в области военно-морских вооружений достаточно быстро приводило к моральному старению радиоэлектронных средств, систем ПВО-ПРО и авиационного вооружения. Возникала насущная необходимость в модернизации радиоэлектронного оборудования, обеспечивавшего своевременное обнаружение скоростных самолетов и ракет потенциального противника. В ответ на развитие за рубежом средств нападения на советских боевых кораблях стало возрождаться бронирование, или, по нынешней терминологии, конструктивная защита. Все это и предопределило эволюцию советских авианесущих крейсеров и их основные отличия друг от друга. И если второй корабль, «Минск», еще повторял головной, то третий, «адмирал флота Советского Союза Кузнецов», отличался обводами корпуса, энергетической установкой и оснащением принципиально новым для отечественного флота радиоэлектронным комплексом программного кругового обзора «Марс-Пассат», ЗРК «Кинжал» с вертикальным стартом ракет, а также развитой системой конструктивной защиты. Логическим завершением серии кораблей проекта 1143 стал четвертый — «адмирал флота Советского Союза Исаков».
Описание конструкции
Архитектура нового ТАКР проекта 1143.5 стала «авианосной» — со сквозной полетной палубой площадью 14 800 м2, двумя бортовыми 40-т самолетоподъемниками по правому борту в нос и корму от островной 13-ярусной надстройки и двумя катапультами в носовой части. Наличие развитых спонсонов и смещение надстройки вправо позволило увеличить ширину полетной палубы до 67 м. Посадочный участок полетной палубы (205×26 м), включая спонсон левого борта, располагался под углом 7° к ДП корабля. Вся поверхность полетной палубы имела противоскользящее термостойкое (до 450°С) покрытие «Омега».
Полностью сварной корпус имел по высоте 7 палуб и 2 платформы. Сплошное двойное дно шло по всей длине корабля. Основной конструктивный материал корпуса, главных водонепроницаемых переборок, палуб и платформ, спонсонов и островной надстройки — сталь; для изготовления второстепенных выгородок и переборок использовались сталь и алюминиево-магниевые сплавы (с креплением к стальным конструкциям на биметаллических планках).
Ангар — закрытого типа общей площадью 3980 м2 (153x26x7,2 м) порядка 50% длины и 70% ширины корабля — служил для хранения и технического обслуживания до 70% штатного числа ЛАК. В нем же хранились по-походному тягачи, корабельные газоструйные и пожарные машины, а также унифицированный комплекс средств специального применения для палубного обслуживания ЛАК. Транспортировка и размещение самолетов предусматривались со сложенными консолями крыльев, а вертолетов — со сложенными лопастями несущих винтов. На всех штатных местах стоянки ЛАК в ангаре и на технических позициях производилась их швартовка и заземление. Ангар был оборудован полуавтоматической системой цепной транспортировки ЛАК, позволившей отказаться от использования тягачей и исключить загазованность внутренних помещений выхлопными газами. Тягачи требовались лишь для операций с ЛАК на полетной палубе, при подаче их из ангара на платформы подъемников и обратно.
Для подготовки авиационной техники в ангаре имелись посты обеспечения ЛАК электроэнергией и всем необходимым, охлаждения приборного отсека, проверки и дозаправки их гидросистем, предварительной настройки инерциальной курсовертикали ЛАК и передачи им информации от корабельных комплексов навигации и гиростабилизации. В кормовой части располагалась ремонтная позиция, оборудованная грузовыми устройствами для выполнения работ по снятию (установке) с вертолетов колонок с редуктором и других операций, а также две позиции для замены лопастей несущего винта вертолетов. В целях противопожарной безопасности ангар разделялся на 4 отсека огнестойкими складными шторами с электромеханическими приводами.
Надводная конструктивная защита (НКЗ) выполнялась по принципу экранирования, внутренними защитными преградами служили композитные конструкции (типа сталь — стеклопластик — сталь). Основной материал НКЗ — высокопрочная сталь с пределом текучести 60 кгс/мм2. Для защиты топливных цистерн и погребов авиационного боезапаса применялось локальное коробчатое бронирование.
Впервые в практике отечественного авианосного кораблестроения для повышения боевой и эксплуатационной живучести корабля использовалась подводная конструктивная защита (ПКЗ). Были значительно повышены характеристики непотопляемости и взрывопожаробезопасности. По итогам многочисленных НИР и натурных экспериментов глубину бортовой ПКЗ приняли в пределах 4,5 — 5 м. Из трех продольных переборок вторая выполнялась бронированной (на головном корабле она была пакетная, то есть многослойная, на втором — монолитная).
Непотопляемость ТАКР гарантировалась при затоплении пяти смежных отсеков общей длиной не менее 20% длины корабля. При этом надводный борт до уровня ангарной палубы должен был оставаться над водой на высоте 1,8 м, благодаря чему предотвращалась опасность затопления ангара.
В нос от подъемника №1 находились ближние стартовые позиции № 1 и № 2 оснащенные катапультами.
Далее в сторону кормы, перед аэрофинишером располагалась стартовая позиция № 3 (дальняя). Она предназначалась для взлета вдоль оси угловой палубы. Для защиты стоящих на предварительном старте ЛАК и персонала от выхлопных струй стартующих истребителей служили подъемные газоотбойные щиты (дефлекторы) с принудительным водяным охлаждением. Помимо них, стартовые позиции оборудовались утапливаемыми по команде оператора, находящегося в полузакрытой кабине (по одной на каждую позицию), удерживающими устройствами (упорами), препятствующими преждевременному страгиванию машины.
Для обеспечения посадки скоростных самолетов на палубу служили аэрофинишеры «Светлана-2» — четыре натянутых поперек палубы троса, расположенные на расстоянии 12м друг от друга и связанные через блоки с четырьмя тормозными гидравлическими машинами, предназначенными для гашения кинетической энергии. В рабочем положении тросы поднимались над палубой на заданную высоту для захвата тормозным гаком садящегося самолета, обеспечивая его полную остановку через 90 м пробега с продольной перегрузкой не более 4,5 д. Четвертый трос, считая от кормы, был совмещен с аварийным барьером «Надежда». Трос первого аэрофинишера находился в 40 м от среза кормы. Посередине второго аэрофинишера на палубе наносился белый круг диаметром 12 м — рекомендованное пилотам при посадке место касания самолетного тормозного гака.
Начальное выведение самолета в район нахождения корабля осуществлялось радиосистемой ближней навигации, формирующей траекторию полета машины с обеспечением входа ее в зону действия оптической системы посадки (ОСП) «Луна-3». Для этого полетную палубу корабля оборудовали специальными световыми индикаторами, помогающими пилоту ориентироваться при посадке, выдерживая курс и скорость по глиссаде визуально до самого касания троса аэрофинишера тормозным гаком. ОСП представляла собой систему специальных фонарей с очень малым углом раствора луча. Выйдя на посадочную глиссаду, пилот определял положение самолета по наблюдаемому им цвету огня вертикального блока ОСП. Зеленый цвет гарантировал посадку в расчетной точке, желтый и оранжевый — соответственно на первый или четвертый трос аэрофинишера. Наблюдая красный огонь, пилот должен был исправить положение машины и войти в разрешенную зону. Красный проблесковый огонь означал необходимость срочного ухода на второй круг. Посадка на палубу осуществлялась без традиционного для сухопутных машин выравнивания. Увеличение или уменьшение угла наклона плоскости глиссады могло привести в первом случае к перелету 37,5-м зоны расположения аэрофинишеров, а во втором — к угрозе врезаться в срез кормы корабля.
В носовой части под палубой размещалось якорное устройство из двух 15-тонных якорей с цепями 81-мм калибра длиной по 460 м (18 смычек по 25,6 м каждая), с двумя якорными шпилями типа Я12В, что гарантированно обеспечивало стоянку корабля на глубинах до 120 м.
В спасательные средства входили один большой корабельный командирский катер пр.1404 (из стеклопластика), два больших рабочих корабельных катера пр.1402Б, два шестивесельных яла пр. ЯЛ-П6 и 240 спасательных плотиков ПСН-10М в контейнерах. Катера располагались в нишах на 4-й палубе по левому борту соответственно на 171 — 184-м шп.; 186 — 197-м и 207 — 218-м шп., ялы — по правому борту на 220 — 234-м шп., плотики — в специальных креплениях вдоль обоих бортов на уровне полетной палубы.
Швартовое устройство состояло из трех групп: носовой (3-я палуба), средней (4-я палуба) и кормовой (5-я палуба). Носовая и кормовая имели по два комплекта шпилей Ш7Д с тяговым усилием 10 т. Все группы снабжались стальными канатами на вьюшках, а носовая и кормовая — также и капроновыми канатами. В средней группе, помимо этого, использовались цепные швартовы для швартовки к пирсу при ветре до 40 м/с (швартовка корабля предусматривала постановку его к пирсу правым бортом с применением специального понтона-проставки пр.11121, а швартовка судов обеспечения — понтона-проставки пр.11120. Швартовка малых плавсредств осуществлялась к рымам на бортах корабля (всего 8 шт. по каждому борту).
Вооружение
Зенитно-ракетное вооружение — 4 модуля ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР) и 8 модулей ЗРАК «Кортик» (256 ракет и 48 000 30-мм снарядов), расположенные на спонсонах побортно, обеспечивали возможность кругового обстрела воздушных целей.
Авиационное вооружение включало 50 ЛАК, в том числе 34 палубных истребителей (Су-27К или МиГ-29К), 4 вертолета Ка-32 РЛД, 10 Ка-27 или Ка-29 и 2 Ка-27АС. Резервировалась и возможность базирования СКВП М-41.1.
Радиоэлектронное вооружение
Радиотехническое вооружение корабля (РЛС, ГАС, системы РЭБ и т.д.) включало системы 58 наименований. В их числе БИУС «Лесоруб», многофункциональный комплекс «Марс-Пассат» (две вращающиеся установки с шестью ФАР каждая, прикрытые радиопрозрачным покрытием*), трехкоординатную РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Бейсур», комплекс связи «Буран-2», РЛС управления полетами «Резистор», комплекс РЭБ «Созвездие-БР», ГАК «Полином-Т», ГАС «Звезда-М1» и т.д. Антенные посты большинства радиоэлектронных средств и средств связи размещались на надстройке.
Общее количество радиопередающих и приемных средств различной мощности и назначения в диапазонах СВ, KB, УКВ, ДЦВ связи составляло 51 единицу. Они обеспечивали более 80 трактов передачи информации, 50 из которых могли работать одновременно.
Вспомогательное оборудование (170 наименований), работающее в формируемых трактах радиосвязных каналов, радиоразведки и противодействия, насчитывало более 450 единиц.
*Использование целых шести ФАР в одной установке с горизонтальным поворотом обусловлено нехваткой времени и средств для изготовления неподвижных АП
Энергетическая установка
Главная энергетическая установка ТАКР четырехвальная, ЯЭУ, суммарной мощностью 200 000 л.с. Скорость полного хода 31 уз. Предусматривалось питание от дизель-генераторов и/или вспомогательного парового котла. Дымовая труба включала два выхлопных патрубка.
Движители корабля — четыре бронзовых малошумных пятилопастных гребных винта фиксированного шага диаметром 4260 мм и массой 12 524 кг каждый.
СВВП для авианосных крейсеров
Говоря об отечественных авианосных кораблях, нельзя обойти вниманием вопрос об их главном оружии — палубных самолетах. Оценить боевую эффективность ТАКРов можно лишь во взаимосвязи обоих компонентов — самого корабля и его авиационной (самолетной) составляющей.
Как известно, первый советский серийный палубный самолет вертикального взлета и посадки Як-38, созданный в ОКБ имени Яковлева, был принят на вооружение в августе 1977 года. Он предназначался для решения достаточно конкретного круга задач — прежде всего, уничтожения самолетов ДРЛО и ПЛО, других воздушных целей, а также для поражения надводных и береговых целей. Из-за целого ряда конструктивных недостатков (малые радиус действия и полезная нагрузка, высокий расход топлива и т.п.) его предполагалось заменить более совершенной машиной. Так, предпринимались попытки создания СВВП Як-38П, затем Як-39 и, наконец, Як-41(М-41.1), проводились работы и по улучшению характеристик самого Як-38.
Первое время основным способом взлета Як-38 с палубы был вертикальный старт, что оказалось непрактично, главным образом, из-за большого расхода топлива. Позже, наряду с конструктивными улучшениями машины, стали практиковать взлет самолета с коротким разбегом (ВКР), позволявшим экономить топливо. При сочетании ВКР и посадки с коротким пробегом удалось добиться значительного улучшения характеристик самолета, особенно в тропических условиях. Так, при температуре +30°С, стартуя с разбегом 110 м, оказалось возможным увеличить взлетную массу самолета на 1400 кг. Важным достижением стала значительная экономия топлива (280 кг, по сравнению с 360 кг при вертикальном взлете). При посадке новым и прежним способом расход топлива соответственно составил 120 и 240 кг. В пересчете указанных 1400 кг на топливо это означало увеличение радиуса действия машины с 75 до 250 км на малых и с 150 до 350 км — на больших высотах. Кроме того, была доработана автоматика поворота сопел подъемно-маршевых двигателей, что повысило безопасность ВКР.
В то же время попытки приспособить Як-38 к взлету с трамплина, как это практиковали англичане, оказались неудачными ввиду существенных конструктивных отличий советского самолета от британского «Харриера», прежде всего двигателей.
27 марта 1981 года правительственной комиссией по военно-промышленным вопросам было принято решение о проведении глубокой модернизации Як-38 с тем, чтобы увеличить его полезную нагрузку при вертикальном старте на 1000 кг. Основная ставка делалась прежде всего на двигатели. На основании проекта московского НПО «Союз» (главный конструктор О.Н.Фаворский) ПМД был форсирован, отклонение сопел уменьшили более чем на половину и только вниз, подъемный двигатель оставили один. Двигатели получили новые обозначения: Р-28В и РД-38, а оснащенный ими самолет стал именоваться Як-39 СКВП. Увеличение суммарной тяги стартовых двигателей позволило увеличить предельную взлетную массу самолета до 12000 кг.
Незначительным переделкам подвергся фюзеляж, добавили БРЛС, а носовую стойку шасси сделали управляемой. Была предусмотрена возможность подвески на внутренних пилонах двух топливных баков (ПТБ) по 400 л, что увеличило боевой радиус действия до 1855 км. Усилили и вооружение штурмовика — он мог нести также бомбовые кассеты РБК-500 и управляемые ракеты Х-25МР. Вместе с тем, из-за высокого удельного расхода топлива новых двигателей летно-технические характеристики самолета улучшились не намного.
Головной Як-39, пилотировавшийся Ю. Митиковым, впервые взлетел 8 декабря 1982 года в Жуковском. В июне 1985 года самолет официально приняли на вооружение.
В 1980 году началась разработка нового истребителя-перехватчика Як-41, задуманного как двухкилевой сверхзвуковой СВВП, призванный заменить Як-38. Первый полет его планировался на 1982 год. Однако из-за проблем с созданием единого мощного стартово-маршевого двигателя Р-79 (Р-79М) создание самолета затормозилось. Затем, после передачи работ КБ Мясищева, самолет дорабатывали уже в качестве многоцелевого (М-41.1), отказавшись от вертикального взлета, но возможность укороченного взлета и посадки (УВП) сохранилась. М-41.1 представлял собой уже полноценный боевой самолет, значительно превосходящий Як-39 во всех отношениях.
Основные ЛТХ СВВП/СУВВП корабельного базирования
|
Як-38 (Як-38М) |
М-41.1 |
Экипаж, чел. |
1 |
1-2 |
Двигатели, тип и тяга, кг: |
|
|
подъемно-маршевые |
ТРД Р27-В-300 1×6100, |
ТРД Р-79Ф 1×15500, |
подъемные |
РД36-35ФВР 1×3250 |
|
Взлетная масса, кг: |
|
|
нормальная |
10300 |
15 800 |
максимальная |
11 300 |
19500 |
порожнем |
7484 |
11 650 |
Запас топлива, кг |
2700 |
4400 |
Боевая нагрузка, кг |
1000 |
2000 (макс. 3000) |
Размеры, м: |
|
|
размах крыла наибольший/в сложенном состоянии |
7,32/4,88 |
10,1/5,9 |
длина наибольшая |
15,5 |
18,36 |
высота максимальная |
4,37 |
4,99 |
Площадь крыла, м2 |
18,5 |
31,7 |
Летные характеристики |
||
Скорость, км/ч: |
|
|
наибольшая на высоте |
1050 |
1800 |
наибольшая у земли |
978 |
1250 |
крейсерская |
750 |
800 |
Способ взлета/посадки |
Вертикальный или с коротким разбегом |
|
Практический потолок, м |
12000 |
15000 |
Дальность полета, км/высота, м (боевая нагрузка, кг): |
|
|
с подвесными топливными баками |
1000/10000(250) |
1800/10000(2000) |
без подвесных топливных баков |
500/200 (700) |
1400/10000(2000) |
Модернизация ТАКР проекта 1143
Огромный, с подтеками ржавчины на корпусе, осыпаемый зарядами мокрого снега, корпус корабля буксиры медленно втянули в сухой док завода «Севмаш». За толстой земляной насыпью протянув к «брату» толстые кабели энергоснабжения, замерло, окруженное тройным кольцом мелкоячеистой сети с датчиками движения и противодиверсионной вахтой в оранжевых жилетах, специализированное судно пр.760Б*
* Все совпадения случайны.
По осушении дока, словно муравьи антилопу, облепили корабль ремонтники. ТАКР «Киев» встал на капитальный ремонт.
Описание конструкции
Корпус и общее расположение. Крейсер проекта 1143.4 сохранял классическую авианосную архитектуру — смещенную на правый борт островную надстройку, угловую палубу (размерами 195х20,7 м) с отклонением в 4,5° на левый борт от диаметральной плоскости. Угловая палуба (спонсон) служила для взлетно-посадочных операций корабельной авиации. В то же время, верхняя палуба ТАКР в нос от надстройки была очищена от ударного оружия, расширена и обеспечивала старт двух самолетов «друг за другом» со взлетных позиций №№ 1 и 2. Взлетная позиция №3 находилась у кормового среза. Надстройка верхней палубы опоясывала основную настройку с правого борта и далее в корму.
Характерной особенностью ТАКР стало наличие протяженного по длине одноярусного подпалубного, бронированного ангара беспиллерсной конструкции размерами 130×22,5×6,6 м, предназначенного для хранения летательных аппаратов. Благодаря введению системы бронирования ангара и других наиболее важных частей корабля, была значительно повышена его живучесть. Внедрение надводной конструктивной защиты повлекло за собой увеличение массы корпуса на 1700 т. А в целом полное водоизмещение возросло до 44 490 т.
Для сообщения ангара с полетной палубой предназначались два самолетоподъемника — 30-тонный (18,9×10 м) и усовершенствованный 25-тонный (18,9×10м), расположенные, соответственно, слева и в корму от надстройки. Перемещение самолетов или вертолетов по верхней палубе осуществлялось специальными тягачами, по ангару — с использованием системы продольно-поперечной транспортировки.
Ангар имел системы сигнализации, вентиляции, контроля концентрации паров авиакеросина, водораспыления, воздушно-пенного пожаротушения. При обнаружении очага возгорания в ангаре он автоматически изолировался опускаемыми противопожарными асбестовыми шторами (всего их было пять), после чего включались средства пожаротушения.
Непосредственно под ангаром размещались машинные отделения, также имевшие развитую конструктивную защиту. Двойное дно было сплошным и на значительном протяжении (машинные и котельные отделения, ЦКП, погреба боезапаса) переходило в двойной борт, поднимавшийся по высоте до уровня 6-й палубы. В междудонном пространстве и объемах двойного борта находились цистерны для хранения топлива, масла, пресной воды и т.п.
Зенитно-ракетное вооружение. Устанавливались четыре ЗРК самообороны «Кинжал» — по восемь ЗУР 9М-330 вертикального старта (ПУ 4С-95) в каждом из 8 модулей. Общий боекомплект составлял 64 ракеты. ПУ располагались блоками (пакетами) по два модуля в каждом: два блока — в носовой части, по обе стороны от ЗРАК «Кортик», один блок — по левому борту в корме и один по правому борту в корме. Три антенных поста комплекса «Кинжал» разместили на стенках надстройки в соответствии с секторами обстрела.
Артиллерийское вооружение. Три ЗРАК «Кортик» (36 000 выстрелов и 192 ракеты) с системами управления МР-123.
Противолодочное вооружение. Комплекс РКПТЗ-2 «Удав-1М» с двумя установками КТ-153 (РБУ-12000) с боекомплектом в 120 глубинных бомб. Основное назначение комплекса — поражение атакующих торпед; вспомогательное — поражение подводных лодок.
Авиационное вооружение. Проектом предусматривалось базирование на борту 36 ЛАК, включая 14 СВВП Як-41/ Як-41М, 6 СВВП Як-38М, 10 вертолетов ПЛО Ка-27ПЛ, двух спасательных вертолетов и четырех вертолетов радиолокационного дозора (РЛД). Однако на практике применялись самолеты М-41.1, Як-39, МиГ-29УБК.
Запас авиатоплива (керосин) на корабле был увеличен до 1500 т.
Радиотехническое вооружение. Корабль получил новый комплекс аппаратуры радиоэлектронной разведки и противодействия «Кантата-М» (вместо системы «Кольцо»), аппаратуру «Погоня» и «Каскад-У», новую систему безопасного одновременного применения оружия корабля «Сокол», АКС «Буран», БИУС «Лесоруб-434» и унифицированную с ВВС систему наведения истребительной авиации «Газон».
ТАКР оснащался навигационным комплексом «Салгир-V», двумя эхолотами (НЭЛ-6 и НЭЛ-10), автоматизированным комплексом средств связи «Тайфун-1» (14 KB- и два СВ-радиопередатчика; 21 KB- и один СВ — и СДВ-радиоприемник, 13 УКВ радиостанций).
Установлен комплекс «Марс-Пассат» (две вращающиеся установки с шестью ФАР каждая, прикрытые радиопрозрачным покрытием). В верхней части надстройки располагался азимутально-дальномерный радиомаяк ближней навигации, управления и наведения авиации «Резистор» — он обеспечивал круговой обзор основным средствам освещения воздушной и надводной обстановки при сохранении круговой зоны управления авиацией (корабельного и берегового базирования) и электромагнитной совместимости при их одновременной работе. А выше находилась антенна резервной РЛС контроля надводной и воздушной обстановки «Фрегат». Кроме того имелась автоматизированная система ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов («Привод-СВ») и РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат» .
Сохранялись штатные для проекта 1143 средства радиоразведки — три радиоприемника типа Р-678Н, шесть — типа Р-670М и два — типа Р-721; кроме того, два комплекта панорамного устройства СРС-2, широкообзорные УКВ-приемники Р-710 и Р-714 и система постановки радиопомех(УКВ) Р-740К.
Основные корабельные устройства и системы, за небольшим исключением, повторяли базовый проект 1143.
Для приема и передачи сухих и жидких грузов на ходу ТАКР комплектовался одним устройством «Струна 2П-400», двумя — «Струна П-1000» и одним — «Струна 1П2.5».
Система кондиционирования жилых и служебных помещений включала 25 установок, имелось четыре холодильных машины МХТМ-235-2000 и четыре водоопреснительных установки котельной воды МЗ-С.
Успокоители качки были представлены одним комплектом выдвижных рулей типа 89-3 увеличенной площади с аппаратурой управления.
В состав химического вооружения ТАКР входили система универсальной водяной защиты (УСВЗ), комплекты зимней спецобработки и 52 фильтровентиляционные установки (ФВУ).
Корабельные плавсредства сохранялись по исходному проекту: два больших командирских катера пр. 1404 («Соколенок»), два больших рабочих катера пр.1402Б («Бекас») и два шестивесельных яла пр.ЯЛП6. Катера вместе с устройствами для спуска на воду и подъема на борт размещались в специальных нишах в корме, а ялы — на верхней палубе по правому борту возле надстройки. Основным спасательным средством были 120 спасательных плотиков типа ПСН-10М, размещенные на специальных креплениях вдоль обоих бортов.
Главная энергетическая установка принималась по исходному проекту четырехвальной, котлотурбинной (восемь котлов КВН 98/64М), с высокими параметрами пара, в составе четырех автономных турбокотельных групп, расположенных парами в двух машинно-котельных отделениях (МКО). Последние составляли два самостоятельных отсека и работали каждое на свой гребной винт — всего четыре главных паротурбинных агрегата типа ТВ-12-3. Суммарная мощность установки — 180 000 л.с. Поднимался вопрос о перевооружении корабля газовыми турбинами, но от этого варианта пришлось отказаться.
Электростанции мощностью по 15 000 кВт (шесть турбо — и четыре дизель-генератора) располагались в смежных с МКО энергоотсеках корабля. Запас котельного топлива (мазута) был увеличен до 8900 т.
В качестве движителей использовались четыре бронзовых четырехлопастных малошумных гребных винта фиксированного шага диаметром 4,2 м (масса 15,3 т).
Размещение личного состава оставалось традиционным для кораблей проекта: офицеры — в одно- и двухместных каютах; мичманы и главстаршины — в одно- и шестиместных каютах; старшины и матросы — в шести — и 26-местных кубриках.
За исключением ряда отличий по составу и размещению антенных постов РЛС и средств РЭБ, внешний вид ТАКР проекта 1143М изменился незначительно, хотя перепланировка общего расположения была весьма существенной и охватывала порядка 1000 (до 40% общего числа) помещений.
Авианосец проекта 1144.4
Из-за того, что стапель номер 0 занимал корпус строящегося авианосца проекта 1143.7 (будущий «Ульяновск», далее «Синоп»), осуществлять строительство нового авианосца решили в Ленинграде.
Разработку проекта было поручено вести коллективу Ленинградского Северного проектно-конструкторского бюро, главным конструктором и руководителем коллектива проектантов был назначен Б. И. Купенский.
Основное назначение корабля — нанесение авиационных ударов по надводным и наземным объектам противника, а также участие в десантных операциях. Дополнительная задача – поиск и уничтожение подводных лодок.
Чтобы осуществить увеличение автономности плавания по запасам провизии и улучшить условия обитаемости личного состава, было принято непростое решение оснастить корабль ЯЭУ. Это позволяло применять корабли этого класса и в северных морях и в экваториальном поясе, а также, за счет неиспользованного под топливные танки места, увеличить провизионки и топливные цистерны для самолетного топлива.
Описание конструкции
Корпус и общее расположение. Крейсер проекта 1144.4 сохранял классическую авианосную архитектуру — смещенную на правый борт островную надстройку, но угловая палуба была отклонена на правый борт от диаметральной плоскости. Такое решение хоть и стесняло место для стоянки ЛА, но позволило обойтись без спонсона увеличивающего ширину корабля. От середины надстройки в нос продолжалась паровая катапульта взлетной позиции №1. У кормового среза находилась позиция №2 позволяющая взлетать с бескатапультным стартом.
Характерной особенностью ТАКР стало наличие смещенного по ширине на левый борт одноярусного подпалубного, бронированного ангара размерами 160×22,5×7,1 м, предназначенного для хранения летательных аппаратов.
Для сообщения ангара с полетной палубой предназначались два самолетоподъемника размером 21×16 м грузоподъемностью 35 тонн. Они располагались справа от ВВП по концам ангара. Перемещение самолетов или вертолетов по верхней палубе осуществлялось специальными тягачами, по ангару — с использованием системы продольно-поперечной транспортировки.
Ангар имел системы сигнализации, вентиляции, контроля концентрации паров авиакеросина, водораспыления, воздушно-пенного пожаротушения. При обнаружении очага возгорания в ангаре он автоматически изолировался опускаемыми противопожарными асбестовыми шторами, после чего включались средства пожаротушения.
Непосредственно под ангаром размещались машинные отделения, также имевшие развитую конструктивную защиту. Двойное дно было сплошным и на значительном протяжении (машинные и котельные отделения, ЦКП, погреба боезапаса) переходило в двойной борт. В междудонном пространстве и объемах двойного борта находились цистерны для хранения топлива, масла, пресной воды и т.п.
Зенитно-ракетное вооружение. Устанавливались четыре ЗРК самообороны «Кинжал» — по девять ЗУР 9М-330 вертикального старта (ПУ 4С-99М) в каждом из 8 модулей. Общий боекомплект составлял 72 ракеты. ПУ располагались блоками (пакетами) по два модуля в каждом: два блока — в носовой части, по обе стороны от ВВП, один блок — по левому борту в корме и один по правому борту в корме. Два антенных поста комплекса «Кинжал» разместили на стенках надстройки в соответствии с секторами обстрела.
Артиллерийское вооружение. Четыре ЗРАК «Кортик» (36 000 выстрелов и 192 ракеты) с системами управления МР-123.
Авиационное вооружение. Проектом предусматривалось базирование на борту 36 ЛАК, включая 20 СВВП М-41.1, 2 самолета ДРЛО Ан-26 УРТМ, 5 вертолетов ПЛО Ка-27ПЛ и двух спасательных. Запас авиатоплива (керосин) 1500 т. В зависимости от задачи авиагруппа могла кардинально изменяться. На корабль могли базироваться следующие ЛА: Су-33, МиГ-29 К/М, М-41.1 вертолеты Ка и Ми различных моделей.
Радиотехническое вооружение. В верхней части надстройки располагался азимутально-дальномерный радиомаяк ближней навигации, управления и наведения авиации «Резистор» — он обеспечивал круговой обзор основным средствам освещения воздушной и надводной обстановки при сохранении круговой зоны управления авиацией (корабельного и берегового базирования) и электромагнитной совместимости при их одновременной работе. А выше находилась антенна РЛС контроля надводной и воздушной обстановки «Фрегат». Кроме того имелась автоматизированная система ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов («Привод-СВ») и РЛС обнаружения низколетящих целей «Подкат». Также имелся комплекс аппаратуры радиоэлектронной разведки и противодействия «Кантата-М», БИУС «Лесоруб», ГАК «Полином» и унифицированная с ВВС система наведения истребительной авиации «Газон».
ТАКР оснащался навигационным комплексом «Салгир-V», двумя эхолотами (НЭЛ-6 и НЭЛ-10), автоматизированным комплексом средств связи «Тайфун-1» (14 KB- и два СВ-радиопередатчика; 21 KB- и один СВ — и СДВ-радиоприемник, 13 УКВ радиостанций).
Средства радиоразведки — три радиоприемника типа Р-678Н, шесть — типа Р-670М и два — типа Р-721; кроме того, два комплекта панорамного устройства СРС-2, широкообзорные УКВ-приемники Р-710 и Р-714 и система постановки радиопомех (УКВ) Р-740К.
Для приема и передачи сухих и жидких грузов на ходу ТАКР комплектовался одним устройством «Струна 2П-400», двумя — «Струна П-1000.
Система кондиционирования жилых и служебных помещений включала 25 установок, имелось четыре холодильных машины МХТМ-235-2000 и две водоопреснительных установки котельной воды МЗ-С.
Успокоители качки были представлены одним комплектом выдвижных рулей типа 89-3 увеличенной площади с аппаратурой управления.
В состав химического вооружения ТАКР входили система универсальной водяной защиты (УСВЗ), комплекты зимней спецобработки и 52 фильтровентиляционные установки (ФВУ).
Главная энергетическая установка принималась двухвальной, атомной паро-турбинной и состояла из двух ядерных реакторов ВВР (КН-3) суммарной мощностью — 1200 мВт. ГТЗА — 2 х 140 000 л.с. Тип движителей — 2 х ВФШ. Источники ЭЭС — 4 х АТГ — по 3000 кВт +4х ГТГ — по 1250 кВт. Резервная энергетическая установка паротурбинная из двух паровых автоматизированных котлов ВВК.
Скорость хода наибольшая: — под ГЭУ — 31,0 уз, — под резервной ЭУ — 14,0 уз.
Размещение личного состава оставалось традиционным: офицеры — в одно- и двухместных каютах; мичманы и главстаршины — в одно- и шестиместных каютах; старшины и матросы — в шести — и 26-местных кубриках. Десант располагался на ангарной палубе.