0

В октябре 1977 года, неожиданно для всех николаевских корабелов крупнейший стапельный комплекс ЧСЗ был закрыт на реконструкцию. Строящийся ТАКР «Новороссийск», поспешно разобрали.

С окончанием в 1980 году реконструкции на стапеле заложили корпус новейшего авианесущего крейсера названного в честь 35-летия Дня Победы «адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Отечественные авианосцы

Строительство ТАКР, происходило в обстановки спешки, нервозности и обострения международной обстановки. Создание этих сложных во всех отно­шениях боевых единиц занимало нема­ло времени, что в условиях опережаю­щего прогресса в области военно-мор­ских вооружений достаточно быстро при­водило к моральному старению радио­электронных средств, систем ПВО-ПРО и авиационного вооружения. Возникала насущная необходимость в модерниза­ции радиоэлектронного оборудования, обеспечивавшего своевременное обна­ружение скоростных самолетов и ракет потенциального противника. В ответ на развитие за рубежом средств нападения на советских боевых кораблях стало воз­рождаться бронирование, или, по ны­нешней терминологии, конструктивная защита. Все это и предопределило эво­люцию советских авианесущих крейсе­ров и их основные отличия друг от дру­га. И если второй корабль, «Минск», еще повторял головной, то третий, «адмирал флота Советского Союза Кузнецов», отличался обводами корпуса, энергетической установкой и оснащением принципиально новым для отечествен­ного флота радиоэлектронным комплек­сом программного кругового обзора «Марс-Пассат», ЗРК «Кинжал» с верти­кальным стартом ракет, а также разви­той системой конструктивной защиты. Логичес­ким завершением серии кораблей про­екта 1143 стал четвертый — «адмирал флота Советского Союза Исаков».

Описание конструкции

Архитектура нового ТАКР проекта 1143.5 стала «авиа­носной» — со сквозной полетной палубой площадью 14 800 м2, двумя бор­товыми 40-т самолетоподъемниками по правому борту в нос и корму от островной 13-ярусной надстройки и двумя катапультами в носовой части. Наличие развитых спонсонов и смещение надстройки вправо позволило увеличить ширину полетной палубы до 67 м. Посадочный участок полетной палу­бы (205×26 м), включая спонсон левого борта, располагался под углом 7° к ДП ко­рабля. Вся поверхность полетной палубы имела противоскользящее тер­мостойкое (до 450°С) покрытие «Омега».

Полностью сварной корпус имел по высо­те 7 палуб и 2 платформы. Сплошное двой­ное дно шло по всей длине корабля. Основ­ной конструктивный материал корпуса, главных водонепроницаемых переборок, палуб и платформ, спонсонов и островной надстройки — сталь; для изготовления вто­ростепенных выгородок и переборок ис­пользовались сталь и алюминиево-магниевые сплавы (с креплением к стальным кон­струкциям на биметаллических планках).

Ангар — закрытого типа общей площа­дью 3980 м2 (153x26x7,2 м) порядка 50% длины и 70% ширины корабля — служил для хранения и технического обслужива­ния до 70% штатного числа ЛАК. В нем же хранились по-походному тягачи, корабель­ные газоструйные и пожарные машины, а также унифицированный комплекс средств специального применения для палубного обслуживания ЛАК. Транспортировка и размещение самолетов предусматрива­лись со сложенными консолями крыльев, а вертолетов — со сложенными лопастями несущих винтов. На всех штатных местах стоянки ЛАК в ангаре и на технических по­зициях производилась их швартовка и за­земление. Ангар был оборудован полуав­томатической системой цепной транспор­тировки ЛАК, позволившей отказаться от использования тягачей и исключить загазо­ванность внутренних помещений выхлоп­ными газами. Тягачи требовались лишь для операций с ЛАК на полетной палубе, при подаче их из ангара на платформы подъемников и обратно.

Для подготовки авиационной техники в ангаре имелись посты обеспечения ЛАК электроэнергией и всем необходимым, ох­лаждения приборного отсека, проверки и дозаправки их гидросистем, предвари­тельной настройки инерциальной курсовертикали ЛАК и передачи им информа­ции от корабельных комплексов навигации и гиростабилизации. В кормовой части располагалась ремонтная позиция, обору­дованная грузовыми устройствами для выполнения работ по снятию (установке) с вертолетов колонок с редуктором и других операций, а также две позиции для заме­ны лопастей несущего винта вертолетов. В целях противопожарной безопасности ангар разделялся на 4 отсека огнестойкими складными шторами с электромехани­ческими приводами.

Надводная конструктивная защита (НКЗ) выполнялась по принципу экраниро­вания, внутренними защитными преграда­ми служили композитные конструкции (ти­па сталь — стеклопластик — сталь). Ос­новной материал НКЗ — высокопрочная сталь с пределом текучести 60 кгс/мм2. Для защиты топливных цистерн и погре­бов авиационного боезапаса применялось локальное коробчатое бронирование.

Впервые в практике отечественного авианосного кораблестроения для повы­шения боевой и эксплуатационной живу­чести корабля использовалась подводная конструктивная защита (ПКЗ). Были значи­тельно повышены характеристики непо­топляемости и взрывопожаробезопасности. По итогам многочисленных НИР и на­турных экспериментов глубину бортовой ПКЗ приняли в пределах 4,5 — 5 м. Из трех продольных переборок вторая выпол­нялась бронированной (на головном ко­рабле она была пакетная, то есть много­слойная, на втором — монолитная).

Непотопляемость ТАКР гарантирова­лась при затоплении пяти смежных отсе­ков общей длиной не менее 20% длины корабля. При этом надводный борт до уровня ангарной палубы должен был оста­ваться над водой на высоте 1,8 м, благо­даря чему предотвращалась опасность за­топления ангара.

В нос от подъемника №1 находились ближние стартовые позиции № 1 и № 2 оснащенные катапультами.

Далее в сторону кормы, перед аэрофинишером располага­лась стартовая позиция № 3 (дальняя). Она предназначалась для взлета вдоль оси уг­ловой палубы. Для защиты стоящих на предварительном старте ЛАК и персонала от выхлопных струй стартующих истреби­телей служили подъемные газоотбойные щиты (дефлекторы) с принудительным во­дяным охлаждением. Помимо них, старто­вые позиции оборудовались утапливаемы­ми по команде оператора, находящегося в полузакрытой кабине (по одной на каждую позицию), удерживающими устройствами (упорами), препятствующими преждевре­менному страгиванию машины.

Для обеспечения посадки скоростных самолетов на палубу служили аэрофини­шеры «Светлана-2» — четыре натянутых поперек палубы троса, расположенные на расстоянии 12м друг от друга и связанные через блоки с четырьмя тормозными гид­равлическими машинами, предназначен­ными для гашения кинетической энергии. В рабочем положении тросы поднимались над палубой на заданную высоту для за­хвата тормозным гаком садящегося само­лета, обеспечивая его полную остановку через 90 м пробега с продольной пере­грузкой не более 4,5 д. Четвертый трос, считая от кормы, был совмещен с аварий­ным барьером «Надежда». Трос первого аэрофинишера находился в 40 м от среза кормы. Посередине второго аэрофинише­ра на палубе наносился белый круг диаме­тром 12 м — рекомендованное пилотам при посадке место касания самолетного тормозного гака.

Начальное выведение самолета в район нахождения корабля осуществлялось ра­диосистемой ближней навигации, форми­рующей траекторию полета машины с обеспечением входа ее в зону действия оптической системы посадки (ОСП) «Луна-3». Для этого полетную палубу корабля оборудовали специальными световыми индикаторами, помогающими пилоту ори­ентироваться при посадке, выдерживая курс и скорость по глиссаде визуально до самого касания троса аэрофинишера тор­мозным гаком. ОСП представляла собой систему специальных фонарей с очень малым углом раствора луча. Выйдя на по­садочную глиссаду, пилот определял по­ложение самолета по наблюдаемому им цвету огня вертикального блока ОСП. Зе­леный цвет гарантировал посадку в рас­четной точке, желтый и оранжевый — со­ответственно на первый или четвертый трос аэрофинишера. Наблюдая красный огонь, пилот должен был исправить поло­жение машины и войти в разрешенную зо­ну. Красный проблесковый огонь означал необходимость срочного ухода на второй круг. Посадка на палубу осуществлялась без традиционного для сухопутных машин выравнивания. Увеличение или уменьше­ние угла наклона плоскости глиссады мог­ло привести в первом случае к перелету 37,5-м зоны расположения аэрофинише­ров, а во втором — к угрозе врезаться в срез кормы корабля.

В носовой части под палубой размеща­лось якорное устройство из двух 15-тон­ных якорей с цепями 81-мм калибра дли­ной по 460 м (18 смычек по 25,6 м каждая), с двумя якорными шпилями типа Я12В, что гарантированно обеспечивало стоянку корабля на глубинах до 120 м.

В спасательные средства входили один большой корабельный командирский катер пр.1404 (из стеклопластика), два больших рабочих корабельных катера пр.1402Б, два шестивесельных яла пр. ЯЛ-П6 и 240 спа­сательных плотиков ПСН-10М в контейне­рах. Катера располагались в нишах на 4-й палубе по левому борту соответственно на 171 — 184-м шп.; 186 — 197-м и 207 — 218-м шп., ялы — по правому борту на 220 — 234-м шп., плотики — в специаль­ных креплениях вдоль обоих бортов на уровне полетной палубы.

Швартовое устройство состояло из трех групп: носовой (3-я палуба), средней (4-я палуба) и кормовой (5-я палуба). Носовая и кормовая имели по два комплекта шпи­лей Ш7Д с тяговым усилием 10 т. Все груп­пы снабжались стальными канатами на вьюшках, а носовая и кормовая — также и капроновыми канатами. В средней группе, помимо этого, использовались цепные швартовы для швартовки к пирсу при вет­ре до 40 м/с (швартовка корабля предус­матривала постановку его к пирсу правым бортом с применением специального понтона-проставки пр.11121, а швартовка су­дов обеспечения — понтона-проставки пр.11120. Швартовка малых плавсредств осуществлялась к рымам на бортах кораб­ля (всего 8 шт. по каждому борту).

Вооружение

Зенитно-ракетное вооружение — 4 мо­дуля ЗРК «Кинжал» (192 ЗУР) и 8 модулей ЗРАК «Кортик» (256 ракет и 48 000 30-мм снарядов), расположенные на спонсонах побортно, обеспечивали возможность кру­гового обстрела воздушных целей.

Авиационное вооружение включало 50 ЛАК, в том числе 34 палубных истреби­телей (Су-27К или МиГ-29К), 4 вертолета Ка-32 РЛД, 10 Ка-27 или Ка-29 и 2 Ка-27АС. Резервировалась и возможность базирования СКВП М-41.1.

Радиоэлектронное вооружение

Радиотехническое вооружение корабля (РЛС, ГАС, системы РЭБ и т.д.) включало системы 58 наименований. В их числе БИУС «Лесоруб», многофункциональный комплекс «Марс-Пассат» (две вращающиеся установки с шестью ФАР каждая, прикрытые радиопрозрачным покрытием*), трехкоординатную РЛС «Фрегат-МА», РЛС обнару­жения низколетящих целей «Подкат», навигационный комплекс «Бейсур», комплекс связи «Буран-2», РЛС управления полета­ми «Резистор», комплекс РЭБ «Созвездие-БР», ГАК «Полином-Т», ГАС «Звезда-М1» и т.д. Антенные посты большинства радио­электронных средств и средств связи раз­мещались на надстройке.

Общее количество радиопередающих и приемных средств различной мощности и назначения в диапазонах СВ, KB, УКВ, ДЦВ связи составляло 51 единицу. Они обеспе­чивали более 80 трактов передачи инфор­мации, 50 из которых могли работать одно­временно.

Вспомогательное оборудование (170 на­именований), работающее в формируе­мых трактах радиосвязных каналов, ра­диоразведки и противодействия, насчиты­вало более 450 единиц.

*Использование целых шести ФАР в одной установке с горизонтальным поворотом обусловлено нехваткой времени и средств для изготовления неподвижных АП

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка ТАКР четырехвальная, ЯЭУ, суммарной мощностью 200 000 л.с. Скорость полного хода 31 уз. Предусматривалось питание от дизель-генераторов и/или вспомогательного парового котла. Дымовая труба включала два выхлопных патрубка.

Движители ко­рабля — четыре бронзовых малошумных пятилопастных гребных винта фиксиро­ванного шага диаметром 4260 мм и мас­сой 12 524 кг каждый.

СВВП для авианосных крейсеров

Говоря об отечественных авианосных кораблях, нельзя обойти вниманием во­прос об их главном оружии — палубных самолетах. Оценить боевую эффектив­ность ТАКРов можно лишь во взаимосвя­зи обоих компонентов — самого кораб­ля и его авиационной (самолетной) со­ставляющей.

Как известно, первый советский се­рийный палубный самолет вертикально­го взлета и посадки Як-38, созданный в ОКБ имени Яковлева, был принят на во­оружение в августе 1977 года. Он пред­назначался для решения достаточно конкретного круга задач — прежде все­го, уничтожения самолетов ДРЛО и ПЛО, других воздушных целей, а также для по­ражения надводных и береговых целей. Из-за целого ряда конструктивных недо­статков (малые радиус действия и полез­ная нагрузка, высокий расход топлива и т.п.) его предполагалось заменить более совершенной машиной. Так, предприни­мались попытки создания СВВП Як-38П, затем Як-39 и, наконец, Як-41(М-41.1), проводились работы и по улучшению ха­рактеристик самого Як-38.

Первое время основным способом взлета Як-38 с палубы был вертикальный старт, что оказалось непрактично, главным образом, из-за большого расхода топли­ва. Позже, наряду с конструктивными улуч­шениями машины, стали практиковать взлет самолета с коротким разбегом (ВКР), позволявшим экономить топливо. При сочетании ВКР и посадки с ко­ротким пробегом удалось добиться значи­тельного улучшения характеристик само­лета, особенно в тропических условиях. Так, при температуре +30°С, стартуя с разбегом 110 м, оказалось возможным увеличить взлетную массу самолета на 1400 кг. Важным достижением стала зна­чительная экономия топлива (280 кг, по сравнению с 360 кг при вертикальном взлете). При посадке новым и прежним способом расход топлива соответственно составил 120 и 240 кг. В пересчете указан­ных 1400 кг на топливо это означало уве­личение радиуса действия машины с 75 до 250 км на малых и с 150 до 350 км — на больших высотах. Кроме того, была до­работана автоматика поворота сопел подъемно-маршевых двигателей, что по­высило безопасность ВКР.

В то же время попытки приспособить Як-38 к взлету с трамплина, как это практи­ковали англичане, оказались неудачными ввиду существенных конструктивных отли­чий советского самолета от британского «Харриера», прежде всего двигателей.

27 марта 1981 года правительственной комиссией по военно-промышленным во­просам было принято решение о проведе­нии глубокой модернизации Як-38 с тем, чтобы увеличить его полезную нагрузку при вертикальном старте на 1000 кг. Ос­новная ставка делалась прежде всего на двигатели. На основании проекта москов­ского НПО «Союз» (главный конструктор О.Н.Фаворский) ПМД был форсирован, отклонение сопел уменьшили более чем на половину и только вниз, подъемный двигатель оставили один. Двигатели получили новые обозначения: Р-28В и РД-38, а оснащенный ими самолет стал именоваться Як-39 СКВП. Увеличение суммарной тяги стартовых двигателей поз­волило увеличить предельную взлетную массу самолета  до 12000 кг.

Незначительным переделкам подверг­ся фюзеляж, добавили БРЛС, а носовую стойку шасси сде­лали управляемой. Была предусмотрена возможность подвески на внутренних пи­лонах двух топливных баков (ПТБ) по 400 л, что увеличило боевой радиус действия до 1855 км. Усилили и вооружение штур­мовика — он мог нести также бомбовые кассеты РБК-500 и управляемые ракеты Х-25МР. Вместе с тем, из-за высокого удельного расхода топлива новых двига­телей летно-технические характеристики самолета улучшились не намного.

Головной Як-39, пилотировавшийся Ю. Митиковым, впервые взлетел 8 декаб­ря 1982 года в Жуковском. В июне 1985 года самолет официально приняли на вооруже­ние.

В 1980 году началась разработка ново­го истребителя-перехватчика Як-41, заду­манного как двухкилевой сверхзвуковой СВВП, призванный заменить Як-38. Пер­вый полет его планировался на 1982 год. Однако из-за проблем с созданием еди­ного мощного стартово-маршевого двига­теля Р-79 (Р-79М) создание самолета затормозилось. Затем, после передачи работ КБ Мясищева, самолет дора­батывали уже в качестве многоцелевого (М-41.1), отказавшись от вертикального взлета, но возможность укороченного взлета и посадки (УВП) сохранилась. М-41.1 представлял собой уже полноценный боевой самолет, значительно превосходящий Як-39 во всех отношениях.

Основные ЛТХ СВВП/СУВВП корабельного базирования

 

Як-38 (Як-38М)

М-41.1

Экипаж, чел.

1

1-2

Двигатели, тип и тяга, кг:

 

 

подъемно-маршевые

ТРД Р27-В-300 1×6100,

ТРД Р-79Ф 1×15500,

подъемные

РД36-35ФВР 1×3250

 

Взлетная масса, кг:

 

 

нормальная

10300

15 800

максимальная

11 300

19500

порожнем

7484

11 650

Запас топлива, кг

2700

4400

Боевая нагрузка, кг

1000

2000 (макс. 3000)

Размеры, м:

 

 

размах крыла наибольший/в сложенном состоянии

7,32/4,88

10,1/5,9

длина наибольшая

15,5

18,36

высота максимальная

4,37

4,99

Площадь крыла, м2

18,5

31,7

Летные характеристики

Скорость, км/ч:

 

 

наибольшая на высоте

1050

1800

наибольшая у земли

978

1250

крейсерская

750

800

Способ взлета/посадки

Вертикальный или           с коротким разбегом

Практический потолок, м

12000

15000

Дальность полета, км/высота, м (боевая нагрузка, кг):

 

 

с подвесными топливными баками

1000/10000(250)

1800/10000(2000)

без подвесных топливных баков

500/200 (700)

1400/10000(2000)

 

Модернизация ТАКР проекта 1143

Отечественные авианосцы

Огромный, с подтеками ржавчины на корпусе, осыпаемый зарядами мокрого снега, корпус корабля буксиры медленно втянули в сухой док завода «Севмаш». За толстой земляной насыпью протянув к «брату» толстые кабели энергоснабжения, замерло, окруженное тройным кольцом мелкоячеистой сети с датчиками движения и противодиверсионной вахтой в оранжевых жилетах, специализированное судно пр.760Б*

* Все совпадения случайны.

По осушении дока, словно муравьи антилопу, облепили корабль ремонтники. ТАКР «Киев» встал на капитальный ремонт.

Отечественные авианосцы

Описание конструкции

Корпус и общее расположение. Крей­сер проекта 1143.4 сохранял классичес­кую авианосную архитектуру — смещен­ную на правый борт островную над­стройку, угловую палубу (размерами 195х20,7 м) с отклонением в 4,5° на левый борт от диаметральной плоскости. Угло­вая палуба (спонсон) служила для взлет­но-посадочных операций корабельной авиации. В то же время, верхняя палуба ТАКР в нос от надстройки была очищена от ударного оружия, расширена и обеспечивала старт двух самолетов «друг за другом» со взлетных позиций №№ 1 и 2. Взлетная позиция №3 находилась у кормового среза. Надстройка верхней палубы опоясывала основную настройку с правого борта и далее в корму.

Характерной особенностью ТАКР стало наличие протяженного по длине одноярус­ного подпалубного, бронированного ангара беспиллерсной конструкции размерами 130×22,5×6,6 м, предназначенного для хранения летатель­ных аппаратов. Благодаря введению системы бронирования ангара и других наиболее важных частей корабля, была значитель­но повышена его живучесть. Внедрение надводной конструктивной защиты повлек­ло за собой увеличение массы корпуса на 1700 т. А в целом полное водоизмещение возросло до 44 490 т.

Для сообщения ангара с полетной па­лубой предназначались два самолетоподъемника — 30-тонный (18,9×10 м) и усовершенствованный 25-тонный (18,9×10м), расположенные, соответственно, слева и в корму от надстройки. Перемещение самолетов или вертолетов по верхней палубе осуществ­лялось специальными тягачами, по анга­ру — с использованием системы продоль­но-поперечной транспортировки.

Ангар имел системы сигнализации, вентиляции, контроля концентрации па­ров авиакеросина, водораспыления, воз­душно-пенного пожаротушения. При об­наружении очага возгорания в ангаре он автоматически изолировался опускае­мыми противопожарными асбестовыми шторами (всего их было пять), после чего включались средства пожаротушения.

Непосредственно под ангаром разме­щались машинные отделения, также имевшие развитую конструктивную за­щиту. Двойное дно было сплошным и на значительном протяжении (машинные и котельные отделения, ЦКП, погреба бое­запаса) переходило в двойной борт, поднимавшийся по высоте до уровня 6-й палубы. В междудонном пространстве и объемах двойного борта находились ци­стерны для хранения топлива, масла, пресной воды и т.п.

Зенитно-ракетное вооружение. Устанавливались четыре ЗРК само­обороны «Кинжал» — по восемь ЗУР 9М-330 вертикального старта (ПУ 4С-95) в каждом из 8 модулей. Общий боекомплект составлял 64 ракеты. ПУ располагались блоками (пакетами) по два модуля в каждом: два блока — в носовой части, по обе стороны от ЗРАК «Кортик», один блок — по левому борту в корме и один по правому борту в корме. Три антенных поста комплекса «Кинжал» разместили на стенках надстройки в соот­ветствии с секторами обстрела.

Артиллерийское вооружение. Три ЗРАК «Кортик» (36 000 выстрелов и 192 ракеты) с система­ми управления МР-123.

Противолодочное вооружение. Комплекс РКПТЗ-2 «Удав-1М» с двумя установками КТ-153 (РБУ-12000) с боеком­плектом в 120 глубинных бомб. Основное назначение комплекса — пора­жение атакующих торпед; вспомогатель­ное — поражение подводных лодок.

Авиационное вооружение. Проек­том предусматривалось базирование на борту 36 ЛАК, включая 14 СВВП Як-41/ Як-41М, 6 СВВП Як-38М, 10 вертолетов ПЛО Ка-27ПЛ, двух спасательных верто­летов и четырех вертолетов радиолока­ционного дозора (РЛД). Однако на практике применялись самолеты М-41.1, Як-39, МиГ-29УБК.

Запас авиатоплива (керосин) на ко­рабле был увеличен до 1500 т.

Радиотехническое вооружение. Ко­рабль получил новый комплекс аппара­туры радиоэлектронной разведки и про­тиводействия «Кантата-М» (вместо системы «Кольцо»), аппаратуру «Погоня» и «Каскад-У», новую систему безопасного одновременного применения оружия ко­рабля «Сокол», АКС «Буран», БИУС «Лесоруб-434» и унифици­рованную с ВВС систему наведения ис­требительной авиации «Газон».

ТАКР оснащался навигационным ком­плексом «Салгир-V», двумя эхолотами (НЭЛ-6 и НЭЛ-10), автоматизированным комплексом средств связи «Тайфун-1» (14 KB- и два СВ-радиопередатчика; 21 KB- и один СВ — и СДВ-радиоприемник, 13 УКВ радиостанций).

Установлен комплекс «Марс-Пассат» (две вращающиеся установки с шестью ФАР каждая, прикрытые радиопрозрачным покрытием). В верхней части надстройки распола­гался азимутально-дальномерный ра­диомаяк ближней навигации, управления и наведения авиации «Резистор» — он обеспечивал круговой обзор основным средствам освещения воздушной и над­водной обстановки при сохранении кру­говой зоны управления авиацией (кора­бельного и берегового базирования) и электромагнитной совместимости при их одновременной работе. А выше находи­лась антенна резервной РЛС контроля надводной и воздушной обстановки «Фрегат». Кроме того имелась автоматизированная система ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов («Привод-СВ») и РЛС обнару­жения низколетящих целей «Подкат» .

Сохранялись штатные для проекта 1143 средства радиоразведки — три ра­диоприемника типа Р-678Н, шесть — типа Р-670М и два — типа Р-721; кроме того, два комплекта панорамного устрой­ства СРС-2, широкообзорные УКВ-при­емники Р-710 и Р-714 и система поста­новки радиопомех(УКВ) Р-740К.

Основные корабельные устрой­ства и системы, за небольшим исклю­чением, повторяли базовый проект 1143.

Для приема и передачи сухих и жид­ких грузов на ходу ТАКР комплектовал­ся одним устройством «Струна 2П-400», двумя — «Струна П-1000» и одним — «Струна 1П2.5».

Система кондиционирования жилых и служебных помещений включала 25 установок, имелось четыре холодильных машины МХТМ-235-2000 и четыре водоопреснительных установки котельной воды МЗ-С.

Успокоители качки были представле­ны одним комплектом выдвижных рулей типа 89-3 увеличенной площади с аппа­ратурой управления.

В состав химического вооружения ТАКР входили сис­тема универсаль­ной водяной защи­ты (УСВЗ), комп­лекты зимней спец­обработки и 52 фильтровентиляционные установ­ки (ФВУ).

Корабельные плавсредства со­хранялись по ис­ходному проекту: два больших командирских катера пр. 1404 («Соколе­нок»), два больших рабочих катера пр.1402Б («Бекас») и два шестивесель­ных яла пр.ЯЛП6. Катера вместе с устройствами для спуска на воду и подъе­ма на борт размещались в специальных нишах в корме, а ялы — на верхней па­лубе по правому борту возле надстрой­ки. Основным спасательным средством были 120 спасательных плотиков типа ПСН-10М, размещенные на специаль­ных креплениях вдоль обоих бортов.

Главная энергетическая установка принималась по исходному про­екту четырехвальной, котлотурбинной (восемь котлов КВН 98/64М), с высокими параметрами пара, в составе четырех автономных турбокотельных групп, рас­положенных парами в двух машинно-ко­тельных отделениях (МКО). Последние составляли два самостоятельных отсе­ка и работали каждое на свой гребной винт — всего четыре главных паротур­бинных агрегата типа ТВ-12-3. Суммар­ная мощность установки — 180 000 л.с. Поднимался вопрос о перевооружении корабля газовыми турбинами, но от этого варианта пришлось отказаться.

Электростанции мощностью по 15 000 кВт (шесть турбо — и четыре дизель-гене­ратора) располагались в смежных с МКО энергоотсеках корабля. Запас котельно­го топлива (мазута) был уве­личен до 8900 т.

В качестве движителей использовались четыре бронзовых четырехлопастных ма­лошумных гребных винта фиксированно­го шага диаметром 4,2 м (масса 15,3 т).

Размещение личного состава остава­лось традиционным для кораблей проек­та: офицеры — в одно- и двухместных ка­ютах; мичманы и главстаршины — в одно- и шестиместных каютах; старшины и мат­росы — в шести — и 26-местных кубриках.

За исключением ряда отличий по со­ставу и размещению антенных постов РЛС и средств РЭБ, внешний вид ТАКР проекта 1143М изменился незначитель­но, хотя перепланировка общего распо­ложения была весьма существенной и охватывала порядка 1000 (до 40% обще­го числа) помещений.

Отечественные авианосцы

         Авианосец проекта 1144.4

Из-за того, что стапель номер 0 занимал корпус строящегося авианосца проекта 1143.7 (будущий «Ульяновск», далее «Синоп»), осуществлять строительство нового авианосца решили в Ленинграде.

Отечественные авианосцы

Разработку проекта было поручено вести коллективу Ленинградского Северного проектно-конструкторского бюро, главным конструктором и руководителем коллектива проектантов был назначен Б. И. Купенский.

Основное назначение корабля — нанесение авиационных ударов по надводным и наземным объектам противника, а также участие в десантных операциях. Дополнительная задача – поиск и уничтожение подводных лодок.

Чтобы осуществить увеличение автономности плавания по запасам провизии и улучшить условия обитаемости личного состава, было принято непростое решение оснастить корабль ЯЭУ. Это позволяло применять корабли этого класса и в северных морях и в экваториальном поясе, а также, за счет неиспользованного под топливные танки места, увеличить провизионки и топливные цистерны для самолетного топлива.

Описание конструкции

Отечественные авианосцы

Корпус и общее расположение. Крей­сер проекта 1144.4 сохранял классичес­кую авианосную архитектуру — смещен­ную на правый борт островную над­стройку, но угловая палуба была отклонена на правый борт от диаметральной плоскости. Такое решение хоть и стесняло место для стоянки ЛА, но позволило обойтись без спонсона увеличивающего ширину корабля. От середины надстройки в нос продолжалась паровая катапульта взлетной позиции №1. У кормового среза находилась позиция №2 позволяющая взлетать с бескатапультным стартом.

Характерной особенностью ТАКР стало наличие смещенного по ширине на левый борт одноярус­ного подпалубного, бронированного ангара размерами 160×22,5×7,1 м, предназначенного для хранения летатель­ных аппаратов.

Для сообщения ангара с полетной па­лубой предназначались два самолетоподъемника размером 21×16 м грузоподъемностью 35 тонн. Они располагались справа от ВВП по концам ангара. Перемещение самолетов или вертолетов по верхней палубе осуществ­лялось специальными тягачами, по анга­ру — с использованием системы продоль­но-поперечной транспортировки.

Ангар имел системы сигнализации, вентиляции, контроля концентрации па­ров авиакеросина, водораспыления, воз­душно-пенного пожаротушения. При об­наружении очага возгорания в ангаре он автоматически изолировался опускае­мыми противопожарными асбестовыми шторами, после чего включались средства пожаротушения.

Непосредственно под ангаром разме­щались машинные отделения, также имевшие развитую конструктивную за­щиту. Двойное дно было сплошным и на значительном протяжении (машинные и котельные отделения, ЦКП, погреба бое­запаса) переходило в двойной борт. В междудонном пространстве и объемах двойного борта находились ци­стерны для хранения топлива, масла, пресной воды и т.п.

Зенитно-ракетное вооружение. Устанавливались четыре ЗРК само­обороны «Кинжал» — по девять ЗУР 9М-330 вертикального старта (ПУ 4С-99М) в каждом из 8 модулей. Общий боекомплект составлял 72 ракеты. ПУ располагались блоками (пакетами) по два модуля в каждом: два блока — в носовой части, по обе стороны от ВВП, один блок — по левому борту в корме и один по правому борту в корме. Два антенных поста комплекса «Кинжал» разместили на стенках надстройки в соот­ветствии с секторами обстрела.

Артиллерийское вооружение. Четыре ЗРАК «Кортик» (36 000 выстрелов и 192 ракеты) с система­ми управления МР-123.

Авиационное вооружение. Проек­том предусматривалось базирование на борту 36 ЛАК, включая 20 СВВП М-41.1, 2 самолета ДРЛО Ан-26 УРТМ, 5 вертолетов ПЛО Ка-27ПЛ и двух спасательных. Запас авиатоплива (керосин) 1500 т. В зависимости от задачи авиагруппа могла кардинально изменяться. На корабль могли базироваться следующие ЛА: Су-33, МиГ-29 К/М, М-41.1 вертолеты Ка и Ми различных моделей.

Радиотехническое вооружение. В верхней части надстройки распола­гался азимутально-дальномерный ра­диомаяк ближней навигации, управления и наведения авиации «Резистор» — он обеспечивал круговой обзор основным средствам освещения воздушной и над­водной обстановки при сохранении кру­говой зоны управления авиацией (кора­бельного и берегового базирования) и электромагнитной совместимости при их одновременной работе. А выше находи­лась антенна РЛС контроля надводной и воздушной обстановки «Фрегат». Кроме того имелась автоматизированная система ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов («Привод-СВ») и РЛС обнару­жения низколетящих целей «Подкат». Также имелся комплекс аппара­туры радиоэлектронной разведки и про­тиводействия «Кантата-М», БИУС «Лесоруб», ГАК «Полином» и унифици­рованная с ВВС система наведения ис­требительной авиации «Газон».

ТАКР оснащался навигационным ком­плексом «Салгир-V», двумя эхолотами (НЭЛ-6 и НЭЛ-10), автоматизированным комплексом средств связи «Тайфун-1» (14 KB- и два СВ-радиопередатчика; 21 KB- и один СВ — и СДВ-радиоприемник, 13 УКВ радиостанций).

Средства радиоразведки — три ра­диоприемника типа Р-678Н, шесть — типа Р-670М и два — типа Р-721; кроме того, два комплекта панорамного устрой­ства СРС-2, широкообзорные УКВ-при­емники Р-710 и Р-714 и система поста­новки радиопомех (УКВ) Р-740К.

Для приема и передачи сухих и жид­ких грузов на ходу ТАКР комплектовал­ся одним устройством «Струна 2П-400», двумя — «Струна П-1000.

Система кондиционирования жилых и служебных помещений включала 25 установок, имелось четыре холодильных машины МХТМ-235-2000 и две водоопреснительных установки котельной воды МЗ-С.

Успокоители качки были представле­ны одним комплектом выдвижных рулей типа 89-3 увеличенной площади с аппа­ратурой управления.

В состав химического вооружения ТАКР входили сис­тема универсаль­ной водяной защи­ты (УСВЗ), комп­лекты зимней спец­обработки и 52 фильтровентиляционные установ­ки (ФВУ).

Главная энергетическая установка принималась двухвальной, атомной паро-турбинной и состояла из двух ядерных реакторов ВВР (КН-3) суммарной мощностью — 1200 мВт. ГТЗА — 2 х 140 000 л.с. Тип движителей — 2 х ВФШ. Источники ЭЭС — 4 х АТГ — по 3000 кВт +4х ГТГ — по 1250 кВт. Резервная энергетическая установка паротурбинная из двух паровых автоматизированных котлов ВВК.

Скорость хода наибольшая: — под ГЭУ — 31,0 уз, — под резервной ЭУ — 14,0 уз.

Размещение личного состава остава­лось традиционным: офицеры — в одно- и двухместных ка­ютах; мичманы и главстаршины — в одно- и шестиместных каютах; старшины и мат­росы — в шести — и 26-местных кубриках. Десант располагался на ангарной палубе.

Подписаться
Уведомить о
guest

138 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account