От русско-японской войны к линкорам «Хасидате» (и ответ англичан)
От русско-японской войны к линкорам "Хасидате".
Третья часть про 320-мм орудия в японском флоте.
В предыдущих сериях: Вместо 3-х крейсеров типа "Мацусима" и крейсера "Уэбли", Япония заказала 2 8-тысячных броненосца ("Исэ" и "Хюга") с 320-мм орудиями. Тяжелые орудия японцам понравились, хотя пришлось сами орудия дорабатывать (повысить скорострельность). Первые четыре броненосца программы 1896 года имели по одному 320-мм орудию в башне, два последних ("Асахи" и "Микаса") — уже по два 320—мм в башне. Японские тяжелые крейсера так же получили тяжелые орудия (234 или 254-мм), а вот легкие крейсера несли только легкую артиллерию.
Не придумал кардинальных различий, ну может Цусимское сражение закончится уже и 14-го мая (раньше потопят головные броненосцы).
***
Япония еще с началом русско-японской войны задумалась над дальнейшим увеличением своего флота. В феврале 1904 года японский парламент санкционировал выделение 48 мил. иен на дополнительную кораблестроительную программу. По ней предполагалось построить два броненосца и четыре броненосных крейсера.
Уже 29 февраля 1904 года был заложен броненосец "Касима", а 27 апреля (того же года) броненосец "Катори". Оба броненосца вошли в строй в мае 1906 года. Прототипом для японских кораблей был британский броненосец "Кинг Эдуард", вот только японские корабли были сильнее вооружены: 4 320-мм и 4 254-мм орудия у японцев вместо 4 305-мм и 4 234-мм у англичан. Зато европейские корабли превосходили в толщине брони
14 января 1905 года был заложен крейсер "Цукуба", а 15 марта крейсер — "Икома". Вместо 2-х 234/254-мм орудий, японцы, совершили чудо, установили 4 320-мм орудия, что делало подобные крейсера сильнейшими в мире. К сожалению японцев, мощное вооружение не дополнялось ни высокой скоростью, ни отменной броней. Поэтому, хотя "Цукубы" и именовались броненосными крейсерами, это были скорее быстроходные броненосцы 2-го ранга.
Тем не менее, идея сверхсильного крейсера японцам понравилась, и в мае 1907 года состоялась закладка еще двух таких "полукрейсера-полуброненосца" — "Курама" и "Ибуки". Причем гибридизация обеих классов кораблей здесь проявилась еще больше. От броненосцев достались 4 320-мм орудия ГК, от броненосных крейсеров 4 254-мм орудия; другие характеристики так же были унаследованы от двух классов — скорость от броненосцев, броня от крейсеров.
Но плохая наследственность не устраивала японцев, поэтому проект был переработан.
Понимая что крейсер с низкой скоростью это полукрейсер, а полукрейсер это не очень крейсер (т.е. слабого не догонит, от сильного не убежит), японцы избрали другой путь. Раз корабль будет медленным, то пусть он будет сильным (можно сказать японцы пошли по американскому пути). В итоге, вооружение "Ибук" достигло 8 320-мм орудий — по 6 орудий на борт. 4 орудия находились в башнях на носу и корме (по 2 штуки), и 4 орудия — в бортовых башнях (по 1-й штуке)
Закусив удила, японцы продолжили работы, и в 1910 году в строй вошли корабли "Аки" и "Сацума", представляющие собой дальнейшее развитие типа "Ибуки". Не выдумывая ничего нового, японцы втиснули еще две бортовые башни. 10 320-мм орудий, 7 в бортовом залпе, но…. не все было так гладко. Дело в том, что орудий главного калибра были разной длины….
Следующая серия кораблей — тип "Кавати", вошедшая в строй в 1912 году избавилась от проблемы разнодлинных орудий…. путем уменьшения количества орудий (до 8 штук).
***
В 1908 году японцы приступили к проектированию первых линейных крейсеров. Все работы велись силами Морского технического департамента, а ориентиром для разработчиков служили официально объявленные характеристики первого британского линейного крейсера "Инвинсибл". В соответствии с этим корабль должен был иметь водоизмещение 18650 тонн, скорость 25 узлов и главный калибр из четырёх 320-мм и восьми 254-мм орудий. После того как стали известны истинные характеристики британского корабля, проект был изменён. Теперь будущий «Конго» должен был иметь водоизмещение 18750 тонн, скорость 26,5 узлов и однородный главный калибр из десяти 320-мм орудий. Первый корабль серии предполагалось заложить в 1911 году. Тем временем британцы не останавливались на достигнутом и заложили линейный крейсер "Лайон" в сравнении с которым все проекты японцев выглядели слабыми.
В сложившейся ситуации японский флот обратился к британской фирме "Виккерс" с просьбой о разработке проекта при условии постройки головного корабля на британских верфях. Проект был разработан под руководством британского кораблестроителя Джорджа Тёрстона, который создал проект близкий к новейшему британскому линейному крейсеру "Тайгер". Вскоре после закладки головного «Конго» между Японией и «Виккерсом» был заключён контракт предусматривавший передачу основных технологий. В течение 1911—1912 годов на японских верфях было заложено ещё три корабля типа «Конго».
В результате этого, Япония получила линейные крейсера, считавшиеся даже более мощными, нежели новейшие британские, что вызвало небольшой скандал в английской прессе.
Но скандал только начинался. Японцы решили отомстить Великобритании за "Конго" — сколько они его проектировали, а все оказывалось мало. Теперь очередь Японии задавать моду! 14-дюймовые орудия не устраивали японцев (хотя в первые дредноут получил такое вооружение) и верные своему принципу + 0,6 дюймов к главному калибру, они разработали новое 370-мм орудие. При этом, не исключалась возможность замены орудий на "Конго" на более мощные.
На основе проекта "Конго" разработали новый линейный корабль — "Мацусима". Он имел на вооружении новейшие 370-мм пушки, но за счет снижения скорости их число увеличилось с 8 до 10, а броневую защиту пояса удалось довести до 12 дюймов, хотя только на протяжении центральной части корпуса. Полное водоизмещение "Мацусимы" и "Фусо" приблизилось уже к 35 тысячам тонн.
Едва "Фусо" приступил к испытаниям машин, когда на стапелях все тех же фирм “Кавасаки” и “Мицубиси” состоялась закладка двух новых линкоров "Ицукусима" и "Хасидате". Проект "Ицукусима" являлся логическим развитием "Мацусимы". Все те же десять 14,6-дюймовых орудий в спаренных установках расположили несколько по-иному, что облегчило управление огнем и позволило более удобно разместить погреба боезапаса. Уже в ходе постройки 152-мм пушки противоминной артиллерии решили заменить на новые 140-мм орудия, также разработанные в Англии специально для низкорослых японских моряков, которым было тяжеловато “кантовать” 45-килограммовые шестидюймовые снаряды. Заодно с заменой орудий несколько уменьшилось и бронирование их казематов, а четыре вспомогательных установки остались вовсе без брони. За этот счет удалось увеличить зону борта по ватерлинии, защищенной 305-мм плитами. В общем, как это обычно происходило в случае постройки последовательных серий судов, основанных на предыдущих прототипах, удалось “скорректировать” большинство мелких недостатков, свойственных родоначальникам.
Страна Восходящего Солнца могла торжествовать, наконец таки учителя-британцы обставлены. Ученик превзошел учителя!
Но у британцев-учителей был свой взгляд на вещи
Навеяно темой "12 орудийный "Худ"" http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=8338
Во время постройки "Худа" рассматривался вариант вооружения его 4 трехорудийными башнями.
Понятно, что корабль приобретет дополнительный фут осадки и потеряет 1-1,5 узла скорости — но полуторное преимущество в весе залпа того стоит. Более того, по весу залпа такой корабль будет превосходить 16" ЛК следующего поколения.
Естественно, корабль с новым типом башен будут строить только если примут следующие решения: 1) Корабль на текущую войну уже не успевает, можно экспериментировать с башнями 2) От остальных "сестричек" уже отказались и с головным кораблем можно экспериментировать.
Очевидно, из-за трехорудийных башен корабль войдет в строй позже и башни потом будут долго доводить. Однако это положительно скажется на совершенстве следующих серий ЛК.
Но то РИ, а здесь АИ, и английский адмирал был построен в новом варианте, как ответ наглым азиатам.