Ровно 90 лет назад, 21 февраля 1928 года, летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял в воздух разработанный авиаконструктором Н.Н. Поликарповым истребитель И-3 — первый в СССР крупносерийный самолет этого класса и самый быстрый на тот момент самолет советской конструкции. На испытаниях он развил скорость 278 км/ч, что вполне соответствовало лучшим мировым образцам. В 1928-30 годах было построено 400 экземпляров И-3, включая прототип. В 1930-33 гг. они являлись самыми распространенными истребителями советских ВВС, но уже в конце следующего года их сняли с вооружения и вскоре отправили в утиль. Деревянная конструкция машины была рассчитана всего на четыре года эксплуатации.
И-3 не довелось участвовать в войнах и устанавливать рекорды, но мне эта машина интересна тем, что она имеет прямое отношение к моей семье. И-3 был первым истребителем, который освоил в летном училище и на котором начинал строевую службу мой дед — генерал-майор ВВС Ф.Н.Черемухин. Он мне про него много рассказывал, и было видно, что для него это как первая любовь. Деду самолет очень нравился за легкость и простоту управления, особенно — в сравнении с гораздо более капризным и опасным «ишаком», на который ему потом пришлось переучиваться.
По словам деда, на И-3 он ни разу не попадал в аварии и на этом самолете не погиб никто из его однокурсников, а на И-16 разбилось в мирное время несколько его друзей. Особенно мне запомнился рассказ о том, что на И-3 можно было «прокрутить» весь комплекс фигур высшего пилотажа, держа ручку управления двумя пальцами — большим и указательным, настолько верткой и одновременно послушной была эта машина. Возможно, если бы И-3 делали не из дерева, а из металла, то они могли бы прослужить гораздо дольше и даже успеть повоевать в Испании, но это лишь сюжет для альтернативной истории.
Сверху вниз: И-3 ВВС Белорусского военного округа, Минск, 1931 год.
И-3 Московского военного округа, 1932 год.
И-3 из отдельной истребительной эскадрильи №7 имени Дзержинского, 1930 год.