Основы православия 3.Христианские святыни.
Любая религия со временем обрастает символами, идолами и предметами культа. Такова психология народа — человеку для поддержания веры необходимо что-то осязаемое, конкретное, что можно посмотреть и пощупать. И даже если сами основатели — те же Будда, Христос — и не предусматривали такого, то их последователи из вполне практических соображений пошли по этому пути.
"Когда христианская вера восторжествовала над язычеством и иудейством и на престоле цезарей явился равноапостольный мудрый Император Константин с матерью Еленою — этой царице пришла мысль — найти настоящий крест, на котором пролил Свою искупительную кровь и умер Господь Иисус Христос" — так излагает христианскую легенду Иоанн Кронштадтский. И пока Святой Константин отдыхал от семейных дел — то есть убийств жены, сына, племянника — всех, кто мог претендовать на его трон, включая собственных детей, его мать Елена отправилась в Палестину и, снеся языческий храм Венеры, "случайно" обнаружила крест, на котором якобы был распят Христос, дощечку с буквами INRI и множество других драгоценных "святынь".
Придя к власти в 361 году император Юлиан Отступник, последний защитник язычества, приказывает сжечь "найденные" ранее христианскими церковниками "останки Елисея". Эти кости сожгли и пепел из них был развеян по ветру. Что не помешало церковникам, вскоре же после смерти Юлиана (погибшего всего через два года царствования), начать в городе Севесте вновь спекулировать чудотворными мощами Елисея, а еще позднее в городе Равенне появился дубликат этих мощей.
Христианство окончательно утверждается как государственная религия при императоре Феодосии I (цар. 379-395). При нем были отменены языческие Олимпийские игры, сожжены Александрийская библиотека и многие языческие храмы, закрыты бани (мыться для христианина — грех), конфискованы в пользу христианской церкви земли языческих храмов. Церковь постепенно вводит обряды, обрастает культовыми предметами. Мощи становятся главными предметами культа.
Евнапий из Сард (приблизительно 345-420 гг.) после разрушения христианами последнего убежища язычества — Серапеума, храма Сераписа, писал: "Тогда они привели в это священное место так называемых монахов, которые имеют хотя человеческий образ, но живут, как свиньи, одобряют и сами совершают тысячи самых дурных и гнусных вещей…. Они собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлениях и казненных по приговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними…"
В V веке Папа Григорий Великий рекомендовал употребление святых мощей в качестве средства для изгнания дьявола и рассказывал, как ему удалось изгнать из одной арианской церкви дьявола, принявшего вид свиньи: с громким хрюканьем пустилась она бежать, когда перед ней показались мощи одного святого.
С VI века церковники начали "обретать" головы Иоанна Крестителя и выставлять их на поклонения, наплевав на древние христианские сказания, утверждающие, что тело Иоанна Крестителя было сожжено вместе с его отрубленной головой. Таким образом на день сегодняшний накопилось уже 7 "подлинных" голов Крестителя. На честь обретения каждой из голов в католической и православной церкви установлены отдельные, соблюдаемые до сих пор, праздники.
Императоры еще пытались бороться с идолопоклонством. "Последняя императорская ересь", как называют ее христиане, была выдвинута императорами из династии Исавров. В 726 г. византийский император Лев III (цар.717-741) издал эдикт против икон и мощей, в 754 г. его сын Константин V (741-775) собрал "лжесобор" (христианское определение) против иконопочитания. Собственно ересь имела место как раз в почитании икон и кусков трупов "святых" — это полностью противоречило Библии и даже отцам Церкви — но христиане этого видеть не хотели.
В 787 императрицей Ириной был созван II Никейский (VII Вселенский Собор) для осуждения "последней императорской ереси". Собор установил догматическую сущность иконы и утвердил поклонение останкам мучеников. Было провозглашено как почитание икон: "Ибо как зрак честных икон отъяли у Церкви, так и оставили и другие некие обычаи, кои подобает возобновить, и так содержать по писанному законоположению", так и мощей: "Сего ради, Если которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою", сопроводив решения угрозами: "Если же отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей: да будет извержен, яко преступивший церковные предания". С тех пор этот обряд вошел в практику как Восточной, так и Западной Церкви, обогащая казну тех, у кого мощи имелись. Так было узаконено поклонение "тлению" (1 Кор.15:50; ср. Быт.3:19; Рим.7:18)
"Последней императорская ересь" была не совсем последней. Несмотря на решения VII Вселенского Собора император Лев V (цар. 813-820) и его преемники возобновили ее. Не на долго. Как пишется в православных хронологиях: "Окончательное Торжество Православия над ересью наступило на Соборе 843 г".
Начиная с 880 года и до настоящего времени, как в Западной, так и в Восточной Церкви умершие деятели Церкви "сопричисляются к лику святых". Этим "святым" приписывается право "принимать Божеские почести, поклонение, молитвы и ходатайства за людей пред Богом". "Сопричисленным" служат молебны, акафисты и т.п. В честь "причисленных к лику святых" устанавливаются праздники, пишутся иконы, воздвигаются статуи и даже храмы.
Каждая церковь, каждый монастырь старались обзавестись своими "святынями" чтобы привлекать паломников. Культ святых ознаменовал сдачу христианством позиций монотеизма. Один Бог (даже в трех лицах) оказался недостаточным для языческого политеистического сознания народов. Христианство подменило культ старых богов посредством культа святых.
"Повторилось чудо с хлебом, только теперь оно превратилось в чудо с реликвиями — хлеб заменили трупами". Но постоянное "обретение мощей" не могло не закончиться фарсом. В условиях постоянно повышающегося спроса начинают по потребностям фабриковаться евангельские реликвии. В результате в церквях Востока и Запада накопилось у святого Григория 30 туловищ, у святого Филиппа — 8 голов, у святой Анны — 2 туловища, 8 голов, 6 рук и ног, у святого Андрея Первозванного — 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног и т.д. (см. также здесь)
Поскольку частей тела, как мы видим, было больше, чем святых, то возникла необходимость "святых" добавить. Еще до разделения церквей при Льве IX, до 1054 года, римские папы своими декретами зачислили в святые много вымышленных, никогда и нигде не существовавших лиц. Методы "рождений" новых святых были зачастую довольно забавны. Например, принятое в Римской империи, поздравление друг друга с Новым годом (в то время — 7 марта) звучало как "перпетуам фелицитателем!", что означало: "постоянного счастья вам!". Значение этих слов вскоре забылось, а не растерявшиеся христиане превратили 7 марта в день святых — Перпетуи и Фелицитаты. Естественно, раз есть "святые", то как же без их трупов — и тут же были "обретены" их нетленные мощи. Также христиане переписывали старых языческих богов в свой уже отнюдь не монотеистический пантеон — так появилась, например св. Бригитта.
Византийская церковь признала всех этих святых и своими святыми, а за ней, естественно, и Русская православная церковь. Деятели западноевропейского просвещения ещё в 16-18 веках доказали, как дважды два четыре, кого и каким образом церковь вымыслила как святых. Католическая церковь долго крепилась. Но на соборе 1965-1969 годов вынуждена была публично признаться и покаяться в своих прежних прегрешениях. И в инквизиции, и в преследовании ученых, и в ложных измышлениях. Собор католической церкви исключил из числа святых Николая Чудотворца, Екатерину Великомученицу, Великомученицу Варвару, святых Перепетую и Фелицитату… Словом, сократили штаты святых где-то на 150-200 единиц. Католическая церковь сказала, что Николая Чудотворца не было. Великомучениц Варвары и Екатерины не было, святого Христофора и Георгия Победоносца не было, … А что делает Православная церковь? Да ничего. В ней до сих пор культивируются два великих праздника в честь не бывшего Николая Чудотворца. А в Киевском Владимирском соборе даже есть полные мощи Варвары Великомученицы. Варвары, которая никогда не существовала…
Заметим также, что пришедший в Россию не так давно "праздник всех влюбленных" — день Святого Валентина, радостно отмечаемый всеми 14 февраля, оснований для существования имеет не больше — св. Валентина, как и, например, мексиканской Девы Гваделупской, также никогда не существовало. Собственно, не праздник был выдуман под св. Валентина, а св. Валентин — под дохристианский эротический языческий праздник Луперкалии (Lupercalia) в честь бога Луперка (Lupercus). Считалось, что в этот день богиня "лихорадочной" любви Юно Фебруата (Juno Februata, от нее и название месяца — февраль) посылала влюбленность в сердца молодых, которые обменивались любовными записками, подарками и (о ужас!) занимались сексом. В 496 г. римский папа Джелазиус заменил день праздника Lupercalia с 15 на 14 февраля, купидонов — херувимами (впрочем, ханжеская попытка заставить людей писать "валентинки" не любимым, а "Святым", провалилась), а богов Lupercus и Juno Februata — несуществующим св. Валентином. Что не мешает России, Ирландии и Шотландии (странам-обладательницам мощей св. Валентина) спорить, у кого эти мощи "более настоящие". Ирландии вообще "не повезло" — если бы только св. Валентин! Так ведь католическая церковь вынуждена была деканонизировать не только последнего, но и вторую по значимости после св. Патрика для Ирландии святую — св. Бригитту ("украденную" ранее христианами почти одноименную древнюю кельтскую богиню солнца). Воровство праздников было стандартной христианской тактикой — не будучи в силах запретить народу отмечать старые праздники, христиане наполняли их новым, христианским, содержанием . Так были украдены все языческие праздники — от дня зимнего солнцестояния до русского "Ярилы", ныне гибрида — дня Ивана Купалы. Основной украденный праздник — это день зимнего солнцестояния, в который римляне совершали сатурналии — празднества в честь бога Сатурна (Dies Nаtаlis Solis Invicti — "день рождения солнца непобедимого"). В те же дни по всей Римской империи широко отмечалось рождение солнечного бога Митры. Истоки этих праздников понятны: солнце начинало расти, а день прибавляться. Христиане не растерялись, назвали Иисуса Христа "Истинным Солнцем", "Солнцем правды" (эти эпитеты и сейчас остались в песнопениях), озарившим Своим Рождением затянувшуюся зиму язычества, и перенесли его день рождения на 25 декабря (точнее, до IV века его дня рождения вообще не было — только на II Вселенском Соборе в 381 году Рождество было официально отделено от Крещения). Практика "воровства праздников" жива и поныне. Но вернемся к вещам более материальным.
Тем временем на "рынке Святынь" фарс усиливается до гротеска: опять "находят" крест, на котором был распят Иисус Христос и сочиняют легенду об "обретении честного и животворящего креста Господня". Из разошедшихся по христианскому миру кусочков Креста Господня можно собрать уже сотни подобных Крестов. Среди библейских реликвий появляются слезы Богородицы, волосы Богородицы, волосы младенца Иисуса, остатки одежды апостолов, молоко Богородицы, кровь спасителя, собранная у подножия креста Марией, сосуды со слезами Иисуса Христа, сено из яслей, в которых якобы был рожден Иисус (известная ошибка евангелиста Луки), блюдо, на котором лежала голова Иоанна Крестителя, ониксовый бокал с Последней вечери и иссоп, на котором поднесли ко рту Иисуса губку, пропитанную уксусом. "Изъявлял ли кто-нибудь желание приобрести зуб святой Бригитты, ноготь святого Павла, кость любого апостола или мученика — все было к услугам потребителя. Вопрос сводился лишь к цене… монахи пустили в продажу некоторые части тела — их назвать-то не очень удобно! — святого Иосифа, Иоанна Крестителя и девы Марии. Крайняя плоть Иисуса Христа появилась позже, при Людовике Святом; этот сомнительный кусочек кожи был куплен герцогом Анжуйским, братом короля, и выставлен в одной церкви для поклонения верующих". "На рынке стали появляться такие вещи, которые могут вызвать лишь гомерический смех. Рясники предлагали пустые коробки, в которых, по их словам, содержался… вздох Иисуса Христа, ларцы с невидимыми рогами Иосифа" (3).
Что же касается "молока Богородицы", хранящееся в различных местах Европы, то еще в 16 веке даже отличавшийся крайней религиозной нетерпимостью Кальвин заметил, что его так много, "что если бы Святая Дева была бы коровой… то и тогда она не дала бы столько молока". К словосочетанию "Молоко Богородицы" немцы в последующем настолько привыкли, что назвали так вино (Liebfraumilch), которое и сегодня продается в России под стыдливо-неверным переводом на ценниках: "Молоко любимой женщины", вызывая негодование ценителей хорошего вина своим отвратительным качеством.
Как наивно на этом фоне выглядит пародийная византийская поэма про продавца мощей, у имелись в продаже 7 грудей великомученицы Варвары, перья из крыльев архангела Гавриила и берцовая кость пророка Илии (который живым был взят на небо)! Действительность оказалось куда смешней. В Европе появлялись все новые святыни: лоскутки савана, камень, на котором сидел Иисус, пальцы святого Николая, голова святой Анны, святые мощи Прокукарекавшего Петру Петуха, щепки от Гроба Господня (замечательно идиотское словосочетание христиане выдумали), "тьма египетская", заключенная в запечатанные бутылочки, Гвозди Господни с креста, очередные фрагменты самого Креста (по подсчетам ученых, только во Франции частей Креста уже хватало на постройку трех кораблей), терновый венец, одеяние, в котором Христа вели на Голгофу, свеча, которая светила при Его рождении, мощи Марии Магдалины, сосуд с потом св. Михаила, собранным после его борений с Диаволом, Пеленка Младенца Иисуса, повивальная одежда Иисуса, перо Архангела Гавриила, губка, которой смачивали губы Спасителя на кресте, частичка палки, которой били Иисуса, палец св. Духа (!), кусок окна, через которое архангел Гавриил явился приветствовать деву Марию, часть цветка, который Святая Дева дала сыну, часть куста, из коего Господь воззвал к Моисею, тряпки с кровями Святой Девы, "чихи" святого духа, надежно запечатанные в пузырьки, "ах", сказанное невзначай Иосифом, мужем Марии…
Тотчас Святыни, как обычно, начали сами собой "чудесным образом" размножаться. Кедровый стол, за которым собрались Христос с апостолами на Тайную Вечерю, хранящийся в Риме, клонировался в Австрии и стал дубовым, количество Святых Гвоздей, коими был приколочен Христос, выросло до 1235 шт. (о бедный Спаситель!), пальцев Николая Угодника до 20 шт. (не считая того, который в пражском соборе откусил в религиозном экстазе король Карл), указательных пальцев Иоанна Крестителя набралось 11 ед., лоскутки савана клонировались до 2000 шт. Крайняя плоть Спасителя разрослась в 12 раз, но потом усохла до 7 ед. хранения. Ясли, в которых Иисус никогда не лежал, также размножились и разбрелись по конфессиям. Теперь есть ясли, в которых родился Православный Иисус, и те — в которых Католический. А сена из этих яслей где уж только нет. Головы св. Анны не отставали и размножились до 8 шт. (см. здесь подробнее данные на 1847 г.). Игнатий Богоносец, ранее съеденный львом (!), самокопировался неравномерно: тел — 3, а голов — 6. Ничего пока не известно только о размножении его сердца — видимо, недоеденного львом — в котором, согласно "Житиям Святых", была обнаружена золотая надпись "Иисус Христос" разрезавшими сердце мученика христианами (зачем резали — отдельный вопрос). Различных мощей (рук, ног и т.д.) никогда не существовавших "святых" Перпетуи и Фелицитаты набралось столько, что из них вполне можно было собрать девять человеческих тел. Даже пресловутый Кукарекавший Петух клонировал себя несколько раз (и почему только Церковь выступает против клонирования — за не запатентованное "know how" что ли обидно?). Чтобы желающие поглазеть на эти святыни не запутались, где лежит чей палец и где — чей "чих", на свет появляется "Путеводитель паломника".
Несмотря на этот идиотизм, вера в целительную силу мощей и прочих реликвий крепла на всем протяжении средних веков — она сильна и сегодня. В ноябре 2002 года в газетах появилась информация о том, что найдены сандалии Христа. Автор материала Винченцо Сарди пишет, что верующие, которые просто становились на опубликованные в газетах фотографии сандалий, обретали чудесное исцеление. Часто вера в реликвии была сильнее любых разоблачений. К примеру, веками считалось, что хранящиеся в Палермо мощи св. Розалии имеют целительную силу. Первое же анатомическое обследование показало, что на самом деле это останки козла.
Но разве это может как то повлиять на веру истинного христианина? Что там козел, когда официально положено поклоняться … даже ослам.
Библия вообще неравнодушна к ослам. Единственное животное, говорящее в Библии человеческим голосом (ну, кроме, конечно, змея) — это Валаамова ослица. Таким образом ослы отмечены особым Божьим благословением. А раз так, то христианам вполне понятно, что можно поклонятся и такому святому — Святому Ослу. Тому ослу, на котором въехал в Иерусалим Иисус: "До сих пор в Вероне поклоняются реликвиям святого осла, которые благоговейно хранятся в алтаре церкви Ортской богоматери. Дважды в год совершается торжественное шествие: по улицам проносят его достославные кости" Мощи Святого Осла присутствуют не только в Вероне: "Так, Генуя купила ослиный хвост, заплатив за него, не торгуясь, тысячу экю золотом. Хвост якобы принадлежал ослу, на котором Иисус въехал в Иерусалим. История с хвостом особенно ценна тем, что продавцом оказался один из церковных иерархов, которому нельзя было не верить" . А ведь существуют и кости тех тощих коров, которые приснились библейскому фараону (Бытие, 41:17-21).
Впрочем "ослиные мощи" могли появляться, так сказать, инкогнито. Людовик четырнадцатый переслал в Рим значительную сумму для закупки реликвий, которые король собирался распределить по разным церквам Парижа. Вот как вскрывалась посылка: "Надпись на первом ящике гласила, что в нем лежат останки двух знаменитых мучеников. Однако, когда кости были извлечены, оказалось, что из них можно составить три скелета вместо двух.
Кардинал объяснил это тем, что писец допустил описку, поставив вместо слова "три" "два".
Когда перешли ко второму ящику, обнаружился новый сюрприз: кроме человеческих костей были три ослиные бедренные кости, две собачьи голени и другие кости, принадлежавшие домашним животным.
Кардинал, посвященный в тайны Ватикана, конечно, хорошо знал цену реликвиям и с трудом сдерживал смех, душивший его. Но, чтобы спасти положение, он придумал следующее объяснение: "Вероятно, сатана сунул эти кости в останки почитаемых святых. Козни дьявола совершенно не поддаются учету. Братья мои, он хотел испытать вашу веру. Мы обманем его надежды и забудем об инциденте. Перейдем к третьему ящику".
Надпись на последнем гласила: "Голова святого Фортуната". Его вскрыли и действительно обнаружили прекрасно сохранившуюся голову покойника. Кардинал сиял: слава богу, обошлось без новых неожиданностей, которые вряд ли можно было бы объяснить вмешательством дьявола. Нет, то была настоящая голова, и никто не смог доказать, что она не принадлежала святому Фортунату. На беду, один из врачей, заметив в ней что-то подозрительное, бросил голову в кипяток. Почти тут же череп стал расползаться и потерял всякую форму: голова была сделала из картона". Но, чтобы не допустить ненужных слухов и не выглядеть идиотом Людовик предпринимает следующее: "присланные кости, за исключением испорченной картонной головы, были разосланы по разным церквам Парижа. И если нам скажут, что ослиные и собачьи кости творили чудеса, то мы не удивимся"
Такая же история и появлением "плащаниц". Уже к XV столетию в христианском мире исторически было зафиксировано 40 "оригинальных" Плащаниц Иисуса Христа. Часть из них поизносилась и исчезла, часть была уничтожена конкурентами, часть в силу разных причин не приобрела нужного авторитета у верующих… До сих пор продолжают существовать и выставляться для поклонения всего меньше десятка Плащаниц. Самая известная из них — Туринская. "Голова покойника по библейскому/иудейскому обычаю обматывалась отдельным куском материи и называлась сударионом. Туринская плащаница была без судариона. Для компенсации его отсутствия им был провозглашен Сударион, который находился в целестианском аббатстве Кадуина. Его называли Кадуинской Плащаницей (Shroud of Cadouin). Естественно, богословы занялись прославлением Кадуинского Судариона, к его изучению привлекли ученых. К концу 1933 года добросовестные исследователи — и богословы с ними — неопровержимо установили, что Кадуинская плащаница впервые появилась в христианском мире в 1115 году, нарисована на египетском полотне X столетия, а надпись на ней — не надпись апостолов или жены Пилата, а (О! Ужас!!) — цитата из Корана на арабском языке" (Дулуман Е. К.). Анализ же самой Туринской плащаницы в 1988 датировал ее XIV веком. 9 марта 1990 года в Британском Музее (во всемирно известной Лондонской Библиотеке) была открыта огромная выставка о Туринской Плащанице под красноречивым названием: "Подделка. Искусство надувательства" ('Fake. The Art of Deception'). Впрочем, верующих это, конечно, не смущает
Что же в это время происходило в Православной церкви? Известное по семи спискам XV—XVIII вв. "Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину" описывало путешествие дьякона Троице-Сергиева монастыря Зосима в 1419—1422 гг., где на него произвело неизгладимое впечатление количество всевозможных реликвий, там хранящихся:
"В монастыре великом Пантакраторе, он зовется по-русски Вседержатель, стоит доска, на которой несли Христа к гробу, на этой же доске и слезы Богородицы видны, знать, и доныне, белые, как молоко. Тут же хранятся головы Фрола и Лавра, Якова Перского, Стефана Нового и Михаила Нового, в алтаре сосуд, в котором Христос воду в вино превратил в Кане Галилейской" (архив древних актов ф. 196, собр. Мазурина, № 344).
Россия, как всегда, отставала. Срочно надо было наверстывать упущенные возможности одурачивания верующих масс.
Каждая церковь, каждый монастырь в России старались обзавестись своими "святынями". Престиж монастыря напрямую зависел от наличия какого-нибудь трупа "святого" и "мироточивых икон". Вспомним Достоевского: "старец Зосима был из них последним, но и он уже почти помирал от слабости и болезней, а заменить его даже и не знали кем. Вопрос для нашего монастыря был важный, так как монастырь наш ничем особенно не был до тех пор знаменит: в нем не было ни мощей святых угодников, ни явленных чудотворных икон…"
И хотя, например, в Киево-Печерской лавре также бережно хранился в зачерненной бутылочке "кусок египетской тьмы", а калики вовсю продавали "части неопалимой купины" и все то же "молоко Богородицы", основной упор на Руси был сделан на иконы и мощи. И вместе с мощами Русская Церковь начинает запасаться и своими святыми.
Собор 1547 года положил начало последующим канонизациям святых на Руси. До этого момента официально общерусских святых как бы не существовало. Зато какое огромное количество сведений об исцелениях с помощью мощей этих новоявленных "святых", икон, лампадного масла, молитв, прикосновения старцев и т. д. встретим мы на страницах православных изданий XIX — начала XX в., в письмах оптинских старцев.
Радость священников от триумфального шествия "чудотворных святынь" была несколько омрачена при Петре Первом, который и без того досаждал церковникам: переплавлял колокола на пушки, утвердил Синод, запретил религиозные посты в армии и — этого ему уже простить не могли — покусился на монастырско-церковные земли и имущество. Церковь вполголоса объявила Петра антихристом: "Пришло время; в книгах пишут, что осьмой царь антихрист, а ныне осьмой царь Петр Алексеевич, он-то и антихрист", даже сосчитала "число имени его". Естественно, это число оказалось 666. От такого расстройства заплакала было икона Богородицы в одной из церквей Санкт-Петербурга, а христиане "сообразно с таким вычислением рыли могилы, делали гробы, закутывались в саваны и ложились ожидать Христа" (граф М.В. Толстой. История Церкви 5-9). Царь, услышав о таком "чуде", лично сходил в церковь, снял чудотворную икону, рассмотрел. А потом созвал светские и церковные чины, показал, каким образом данная икона плакала, и предписал церковным чинам: "Владыки святые! Если и дальше Богородица будет плакать лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью". Хоть предписание было дано не иконе, Богородица оказалась послушной подданной и до конца жизни Петра Первого больше не плакала.
Ну да то царь, а простому народу своевольничать было не положено — и российских приемников "императорской ереси" ждал закономерный конец. 24 октября 1714 года, церковный собор в Москве осудил лютеранский кружок профессора Тверитинова, отрицавший чудеса, почитание икон и мощей (причем ранее вынесенный по этому делу приговор сената об освобождении подозреваемых был проигнорирован, на основании того, что еретики "суд гражданский обольстили"). 29 ноября один из членов кружка, Фома Иванов (изрубивший, находясь в заключении, икону с образом одного из святых), был сожжен в срубе все на той же Красной площади, характерная деталь — на медленном огне.
После Петра I никто из царей Церковь больше не трогал. Разве только иногда над ней снисходительно подшучивали. Когда чудо истечение мира из черепов киево-печерских святых в 1854 году показывали царю Николаю Первому, то последний спросил монаха-экскурсовода:
— Скажи-ка лучше, когда в последний раз ты подливал масло вот в этот череп?
— В пятницу, Ваше Императорское Величество, — ответил оторопевший монах.
Иконы теперь могли плакать беспрепятственно, а святые мощи — размножаться. Некоторые мощи на Руси за долгие годы научились даже воскресать дважды, как в случае с мощами "припадочного Тихона". Из "стандартного святого набора" — полусгнивших костей, тряпья, картона, ваты и черепа без нижней челюсти — явился православным "новый святой Тихон", даже челюсть заново "отросла" .http://мощи-святых.рф/publikacii/o-moshchah/akt-vskrjtiya-bolshevikami-moshchey-tihona-zadonskogo.html
Сейчас поклонение трупам возрождается. Такое впечатление, что бессознательные массы переместились от мавзолея "вечно живого Ильича" в основном … на флот, где даже одного святого оказалось недостаточно: кроме частиц мощей флотоводца Федора Ушакова, которые "могут быть переданы на каждый из четырех флотов России" в путешествие по России отправились и мощи Андрея Первозванного: "маршрут пребывания мощей в России составлен таким образом, чтобы святыне могли поклониться моряки всех российских флотов" . Что особенно странно в свете гибели "Курска" — единственной в России подлодки, освященной попами.
Впрочем, такие накладки церковников никогда не смущали. Еще в 1994 году в космос на станцию "Мир" была отправлена икона для предотвращения натовских бомбардировок Югославии . Теперь об этом, конечно, не вспоминают. А иконы продолжают летать в космос каждый год. Каждый запуск сопровождается восторженными газетными статьями: "Стоимость этого важного мероприятия велика. Но разве здесь можно говорить о деньгах" . Забыв о судьбе "Курска", попы под руководством Почетного Ракетчика( http://absentis.org/mz/raketa2.htm)теперь освящают космические объекты .