В древности кладбища существовали лишь в виде исключения. Способов избавиться от покойников было множество. В основном трупы сжигали. Так поступали и кельты, и германцы, и славяне.Там же, где существовали кладбища, на которых покойники захоранивались без предварительного сожжения, правило было одно — эти кладбища всегда устраивались за пределами поселений, в городах — за городской стеной. Никто рядом с покойниками жить не хотел.
Но вот пришло христианство и началось почитание трупов. Доктрина "вечной жизни" принесла свои плоды — трупы для христиан стали не мертвецами, а "вечно живыми". Христиане под угрозой смертной казни запретили кремацию и стали собирать покойников в городах, а в деревнях устраивать кладбища около церквей.
По христианским понятиям мертвых христиан не существует. Покойник — не мертвец, он лишь ждет своего часа. Мертвые кости — только у духовно мертвых людей. У праведных людей — и кости живые.
"Кость кости рознь. У нечестивых людей кости мертвые, как сказал Господь про гробы грешников, что они полны костей мертвых и всякой нечистоты. А вот у пророка Елисея кости были живые, они и по успении его пророчествовали, как об этом повествует премудрый сын Сирахов. Ожившие кости видел и пророк Иезекииль".http://lib.eparhia-saratov.ru/books/17s/serafim/gladness/48.html
Христиане не умирают. Они просто спят, чтобы воскреснуть на Страшном Суде и получить там новое тело. Они не умершие, они "усопшие".В средние века теологи и схоласты на полном серьезе размышляли, как именно произойдет облачение в новое тело. Под влиянием слов апостола Павла стала популярна мысль, что, как зерно прорастает в колос, так и новое тело вырастет из некой косточки, подобно вишне, чтобы воскреснуть в день страшного суда и предстать перед Господом. Поскольку Жития Святых рассказывали о сотнях сгоревших мучеников, то пришлось эту косточку объявить "несгораемой" и "неуничтожимой".
От веры в воскресение тел христиане отказаться так и не смогли, ибо это уже стало догмой. Ортодоксальные конфессии христианства продолжают учить телесному воскресению и сегодня:
"Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны".http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/molitva/17.htm
Кладбища — это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения… Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба. Могила — это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина — молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа — на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. (Православное чтение. Сборник душеполезных текстов. Сретенский монастырь. Как относиться к могиле православного христианина)
Освященное церковное кладбище — это просто грядка для посева «живых костей». И не было бы особой беды, если бы эти огороды христиане разводили за городом. Но тело должно было быть посеяно на святой земле, около церкви. А за городской стеной церквей, понятно, нет. Церкви — в городах, в самом центре городов. От церкви города и строились.
Насаждение культуры кладбищ в городах, закономерно привело к соответствующим результатам, о которых ранние христиане не думали, ибо надеялись на очень скорый приход Христа. Он, правда, уже давно показал всю тщетность этих надежд, пообещав еще апостолам «не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мат 10:23), но тогда мирянам читать Библию было запрещено, «дабы через плохое понимание они не впали в ересь и заблуждение» (эдикт Карла IV), да и клиру Собором в Безье разрешалась только латынь: "что же касается божественных книг на народном наречии, то не допускать их вовсе ни у клириков, ни у мирян".
Обширная кладбищенско-вампирская мифология — чисто христианский продукт, связанный с тем, что кладбища постоянно маячили перед глазами горожан и крестьян, а с амвонов неслись проповеди про вечную жизнь, кровь Христову и про воскрешение мертвых. Это смесь установок вызвала в замутненном разуме жителей образы вампиров и «зомби» (здесь — просто как оживший мертвец, без вудуистких коннотаций). Христианство также подпитывало веру в «живые трупы» многочисленными рассказами в «Житиях Святых» о воскресших безголовых трупах, ходящих по земле и держащих в руках свои отрубленные головы. Материализовавшиеся таким образом, и не без активной помощи демонологов, вампиры и зомби надолго станут неисчерпаемой темой для Голливуда. А в средние века вера в оживление покойников стоила жизни множеству людей, забитых кольями суеверным населением. Но это еще было наименьшее зло. Эпидемиологическая обстановка, созданная размещением кладбищ в городах, унесла несоизмеримо больше жизней. Вера в скорое воскрешение принесла только один результат — массовую смерть от инфекций.
Согласно различным документальным источникам в 17 веке в Москве насчитывалось от 300 до 600 кладбищ.
Уже в 1657 году, а затем и в 1723 году были изданы указы запрещающие производить захоронения при церквях на территории Москвы. Исключение делалось только для высокопоставленных лиц. Но, как это часто бывает, указ этот не особо соблюдался. Первое загородное кладбище в Москве было открыто или в 1750 или в 1758 году
В 1771 году, когда во время эпидемии чумы в Москве ежедневно умирало огромное количество людей, на Лазаревском кладбище места уже не хватало, и возобновились захоронения на территории Москвы. В ответ на это указом Екатерины II Сенат вновь запретил хоронить умерших на московских церковных некрополях, потребовав организовать достаточное количество кладбищ за чертой города.
Так зачем христиане хоронили своих мертвых в центре города? Вот тут — и вся суть.
Христиане волокли своих мертвых в центр города, потому что знали, что они сегодня или завтра воскреснут. Иисус Христос (следуя версии Шаула ха-Тарси) им сказал: Я сегодня или завтра вернусь, и так же, как Сам воскрес, воскрешу всех умерших. Потому христиане не несли мертвых куда-то за город, а несли их в центр города, к храму,— они знали, что сегодня или завтра они все восстанут из мертвых и дружно встретятся со своими родственниками. И эта вера была так сильна, что все христианские кладбища стали помещать в центре города — ожидая дня встречи с родными.
Этим в археологии и отличаются все христианские города от нехристианских.
Те, кто нес трупы родственников в центр города, знали, что туда же отнесут их дети и их самих, что они там и воскреснут. Иисус давал всем бессмертие, и доказательством силы этого обещания было Его воскресение. Он это смог сделать с собой, Он это обещал всем.
Сегодня Церковь если как-то и комментирует всю эту эпопею с собиранием трупов в центре городов и деревень и последующим отказом Церкви же от этой практики, то только в том духе, что, мол, ранние христиане не вполне правильно понимали идеи Христа.