Основные направления совершенствования истребителей семейства МиГ-15

13

Добрый день. На рубеже начала пятидесятых годов фронтовой истребитель МиГ-15 стал настоящей легендой советской авиации и по праву являлся одним из лучших самолетов своего класса. Благодаря стараниям наших конструкторов, инженеров и испытателей, удалось получить действительно оптимально сбалансированную машину, которая была оптимизирована для решения всех основных задач фронтовой истребительной авиации (к примеру это ведение маневренного воздушного боя, завоевание тактического господства в воздухе, патрулирование, прикрытие бомбардировочной и штурмовой авиации, вытеснение самолетов противника из определенного района и так далее). Последующее удачное применение этого истребителя в Корейском конфликте стало непосредственным тому подтверждением. Однако, останавливаться на достигнутых успехах было преждевременно. По сути, МиГ-15 являлся первым действительно полноценным и успешным советским реактивным истребителем. В кратчайшие сроки, нам удалось провести общую качественную модернизацию этого самолета и существенно улучшить некоторых из его основных характеристик. А массовая эксплуатация и полученный практический опыт применения в боевых условиях, позволял задавать дальнейшие векторы развития.

Постепенно, проведя комплексный анализ полученных данных, стало очевидно, что требуется существенно расширить специфику применения этого самолета и адаптировать его для решения новых боевых задач. Да и общие тенденции развития советских Военно-воздушных сил в пятидесятых годах, также способствовали этому. Естественно, никто не снимал с повестки дня и вопросы осуществления дальнейшего комплексного развития и по ключевой специализации. Все основные направления модернизации и совершенствования самолетов данного семейства можно разделить на следующие группы (за все время):

  • Общая углубленная модернизация базового истребительного варианта;
  • Адаптация самолета к спецификации истребителя сопровождения;
  • Разработка специальной разведывательной модификации;
  • Создание истребителя-перехватчика;
  • Создание учебно-тренировочной версии машины;
  • Расширение ударных возможностей;
  • Постройка единичных экспериментальных экземпляров и специализированных летающих лабораторий.
  • Разработка беспилотных вариантов (летающих мишеней).

В рамках текущего обзора попробуем проанализировать и выделить основные аспекты, каждого из этих восьми направлений. Сам же обзор будет разбит на две публикации.

Содержание:

Общая модернизация в рамках базовой спецификации.

Итак, основное направление, это естественно проведение дальнейшей модернизации истребителя, направленной на улучшение его летно-технических характеристик. В результате этих работ была получена основная модификация МиГ-15бис. Она стала основой и для многих специализированных вариантов машин этого семейства. Главные отличия МиГ-15бис от базовой модели заключались в использовании нового турбореактивного двигателя ВК-1 (с большей тягой), новых 23-мм пушек НР-23 и измененного состава специального оборудования (использование системы слепой посадки ОСП-48). Соответственно, это повлекло за собой внесение некоторых изменений и доработок в сопутствующие функциональные системы (к примеру была существенно переделана электрическая система) и общую конструкцию самолета.

Всего в Советском Союзе было выпущено более 8350 экземпляров этого истребителя, что являлось отличным показателем. Дальнейшим развитием МиГ-15бис стал уже фронтовой истребитель МиГ-17, который также получил широкое распространение и имел еще большее число модификаций. Конструктивно МиГ-17 представлял собой цельнометаллический одномоторный среднеплан с трехопорным шасси и одноместной герметической кабиной. Он получил еще более мощный двигатель, новое крыло (с увеличенным до 45 градусов углом стреловидности), общее изменение габаритов фюзеляжа (хвостовая часть была удлинена примерно на один метр, а в ее каркас добавлено два дополнительных шпангоута), увеличение площади тормозных щитков, обновленный состав специального оборудования и так далее. Мы еще более подробно вернемся к этом самолетам в отдельных обзорах.

Разведывательная спецификация.

Одной из специальных модификаций, запущенной в серийное производство, стал разведывательный вариант МиГ-15Рбис. Этот фронтовой разведчик разработали за короткий срок в начале 1950 годов. После завершения испытаний и устранения всех выявленных дефектов и недостатков, производство этого самолета наладили на Горьковском авиационном заводе № 21. МиГ-15Рбис оборудовали плановой фотоустановкой под автоматический аэрофотоаппарат АФА-БА/40. Кроме того были внесены изменения в систему вооружения и систему электропитания. Также добавили возможность применения ПТБ емкостью 600 литров.

Всего было построено несколько сотен экземпляров этого разведчика, которые активно эксплуатировались в пятидесятых годах. Но говорить о каком-либо выдающемся успехе МиГ-15Рбис не приходится. Он справлялся с поставленными задачами, но серьезно уступал по эффективности Ил-28Р, который и являлся нашим основным фронтовым разведчиком в те годы. Заинтересованным читателям рекомендую ознакомиться с соответствующей публикацией, где мы более подробно рассматривали разведывательную модификацию истребителя МиГ-15 (Ссылка на статью).

Изыскания по созданию перехватчиков.

Что же касается специализации перехватчика, то работы здесь велись скорее больше в экспериментальном формате. Согласно новым требованиям к машинам подобного класса, их в первую очередь необходимо было оснастить радиолокационной станцией. А с разработкой последней как раз и возникли проблемы. Первый опытный перехватчик был построен на основе базового варианта МиГ-15 (с серийным номером 102005), путем некоторой доработки его конструкции. Он получил индекс СП-1 (впоследствии МиГ-15Пбис). На самолете разместили РЛС «Торий-А», сократили состав вооружения (оставив только одну 37-мм пушку), установили новый двигатель и изменили состав специального оборудования (включив в него оборудование системы слепой посадки ОСП-48 и новую радиостанцию РСИУ-3). Соответственно для этого пришлось дорабатывать и электросистему истребителя.

Для справки. Радиолокационная станция «Торий-А» (АР-15). Разработка этой станции велась в московском НИИ-17 под руководством конструктора А. Б. Слепушкина во второй половине сороковых годов. Конструктивно она состояла из нескольких модулей. Поисковая антенна размещалась в сферообразном обтекателе, который устанавливался в носовой части фюзеляжа вместе с воздухозаборником. Данная РЛС испытывалась на таких самолетах как И-320, Су-15 (первый), Ла-200, МиГ-15 (СП-1), Ли-2 (ЛЛ). Дальность обнаружения цели типа тяжелый бомбардировщик (к примеру Ту-4) составляла от 5 до 9 км. Испытания РЛС закончились неудачно. Отмечались частые отказы и общая недоработка конструкции.

Однако, в крупную серию этот самолет не передавался. Было построено всего пять экземпляров (в соответствии с приказом МАП № 999 от 28 декабря 1950 г.), для отработки некоторых технических моментов и получения опыта эксплуатации. Основная причина принятия такого решения заключалась в том, что радиолокационная станция «Торий-А» показывала неудовлетворительные результаты и от дальнейших экспериментов с ней отказались. В связи с этим, дальнейшие работы проводились уже с более совершенной радиолокационной станцией РП-1 «Изумруд». Однако, все они закончились пока лишь созданием опытного самолета СП-5.

Для справки. Экспериментальный истребитель СП-5. Был разработан на основе серийной модификации самолета МиГ-15бис в начале пятидесятых годов. Отличался установкой двухантенной радиолокационной станцией РП-1 «Изумруд», другим составом вооружения (оставили только две 23-мм пушки НР-23) и внесением соответствующих изменений в функциональных системах. Самолет прошел полный цикл испытаний. Новая РЛС РП-1 «Изумруд» показала отличную эффективность по сравнению с РЛС «Торий-А» и РЛС «Коршун». Эти работы послужили основной при создании специализированных перехватчиков уже на основе истребителя МиГ-17.

Первые серийные перехватчики этого семейства были получены уже после проведения соответствующей модернизации нового истребителя МиГ-17. К примеру это такие самолеты как МиГ-17ПМиГ-17ПФ и МиГ-17ПФУ. Следует отметить, что истребитель МиГ-15 также лег в основу конструкции и специализированного барражирующего перехватчика И-320. Эта было сделано для максимально возможной унификации и экономии при производстве. Конструктивно этот самолет представлял собой цельнометаллический двухдвигательный среднеплан со стреловидным крылом и классическим однокилевым стреловидным оперением. На истребителе тандемно внутри фюзеляжа установили два двигателя ВК-1. Двухместная кабина экипажа была смещена ближе к центральной части фюзеляжа. Шасси выполнено по трехопорной схеме, с размещением основных стоек под консолями крыла. Было построено несколько опытных прототипов и проведён ряд испытаний, но в итоге, эта машина также осталась в разряде экспериментальных, уступив в конкурсе более совершенным изделиям (Як-25).

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account