Моряки, как правило, суеверны и склонны делить корабли на счастливые и несчастливые, на те кому судьба благоволит, и те, кому хронически не везет, даже в мелочах. В этом плане эскадренному броненосцу «Ослябя» выпала не простая судьба.
Говорят корабли (точнее техника) подобна людям, т.е. каждый танк/корабль/самолет/машина имеет свой характер. Издревле (очеловечивание) относится к кораблям – они получали собственные имена, в отличие от остальной техники (по причине ее отсутствия). Некую конкуренцию могла составить артиллерия, но ее наименования тонули в массовости.
А живое существо, иногда предчувствует свою смерть. Да, некоторых смерть подстерегает внезапно, но у некоторых за несколько дней появляется тягучее чувство некой обреченности, рока. Чувствует ли человек приближение смерти или наоборот, оказавшись подавленным притягивает смерть? – на этот счет есть различные мнения. Но, может ли техника, предчувствовать свою судьбу? В истории броненосцев российского императорского флота, есть один пример, когда корабль явно чувствовал грозящую ему опасность.
Содержание:
Первое…
В 1895 году были заложены броненосцы серии «Пересвет», собственно, сам «Пересвет» и его систершип «Ослябя». Чуть позднее (1898 год) третий корабль серии – «Победа». Несмотря на то, что «Ослябя» и «Пересвет» были заложены в одно время – 9 ноября 1895 года, строительство «Осляби» шло куда медленнее: спуск на воду состоялся почти полгода спустя (7 мая «Пересвет» и 2 октября «Ослябя»), вступление в строй и вовсе отдалило корабли. Так «Пересвет» вступил в строй 6 августа 1901 года, а «Ослябя» летом 1903 (уступив второе место «Победе» с ее октябрем 1902 года)!
В чем причина такого долгостроя? – вина Нового Адмиралтейства или броненосец “не хотел строиться”?
Второе…
В то время как «Победа» и «Пересвет» благополучно отправились из Санкт-Петербурга в Порт-Артур, «Ослябя» еще был на Балтике. Поскольку обстановка требовала усиления российского флота на Дальнем Востоке, и «Ослябя» (с крейсером «Баян») 25 июля 1903 года отправился на восток. Но, если «Баян» благополучно прошел путь, то «Ослябя» ночью с 8 на 9 августа повредил днище, и простоял в ремонте до 12 октября. С окончанием ремонта, броненосец… опять не отправился на Дальний Восток, а направился в Бизерту где взял на буксир миноносцы №212 и №213, и теперь уже в составе отряда контр-адмирала Вирениуса должен был прибыть в Порт-Артур. 31 января 1904 года отряд добрался до Джбути, и узнал, что между Россией и Японией идет война. По идее отряд Вирениуса тем более должен был отправляться на Дальний Восток, для усиления Первой Тихоокеанской эскадры, но вместо этого русский отряд был возвращен на Балтику.
Были ли причины задержки «Осляби» естественными или броненосец “не хотел отправляться на Дальний Восток?” Как указывается на различных альтернативно-исторических форумах, наличие «Осляби» могло бы повлиять на ход некоторых действий. С другой стороны, на тех же форумах приведены и иные оценки – «Ослябя» мог погибнуть уже 27 января (торпедирован миноносцами), 31 марта (подрыв на мине вместо броненосца «Полтава»), в сражении в Желтом море 28 июля, и наконец, как и «Победа» с «Пересветом» от огня японской осадной артиллерии в Порт-Артуре.
Третье…
2 октября в составе Второй Тихоокеанской эскадры «Ослябя» в очередной раз отправился на Дальний Восток. И как известно, благополучно прибыл к берегам Японии. Может, броненосец в этот раз пытался не только спастись сам, но и спасти другие корабли? – но если это и так, то эта попытка не увенчалась успехом. А ведь русская эскадра то блокировалась английским флотом, то всерьез обсуждался вопрос о заключении мира с Японией. Еще бы чуть-чуть и русская эскадра вернулась бы на Балтику – или по результатам мира с Японией или в качестве подготовки для дальнейшей войны…
Четвертое…
В Цусимском сражении, броненосец «Ослябя» едва не погиб в самом начале сражения. В результате попаданий японских снарядов, броненосец сильно сел носом (так же вышла из строя носовая башня главного калибра). От потопления, «Ослябю» спасло несколько факторов: выход из строя, а также что одна (средняя) из его труб была сбита японским снарядом, и бывший трехтрубный «Ослябя» затерялся на фоне двухтрубных кораблей. К вечеру броненосец «Ослябя» смог справиться с повреждениями и снова занял свое место в строю (впереди «Сисоя Великого»).
Такой маневр (выход из строя эскадры, и снова вступление в него) «Осляби» явно помог ему уцелеть. Так идущие впереди четыре броненосца – «Суворов», «Александр-3», «Бородино» и «Орел» днем погибли от огня японской артиллерии («Суворов» был торпедирован), а идущие позади – «Нахимов», «Наварин», «Сисой Великий» — ночью стали жертвами японских миноносцев.
Днем 15-го мая, броненосец «Ослябя» вместе с остатками Второй Тихоокеанской эскадры («Николай-1», «Апраксин» и «Сенявин») сдался.
По иронии судьбы, трем российских броненосцам одной серии «Пересвет», «Победа» и «Ослябя», не удалось послужить вместе, но зато они послужили в одной эскадре в японском флоте. Впрочем, «Ослябя» был сравнительно быстро (1906 год) переведен в класс учебных судов («Победа» и «Пересвет» стали учебными только в 1909 году)
Пятое…
В связи с потребностью в кораблях для создаваемой флотилии Северного Ледовитого океана, а также для участия, хотя бы символического, в операциях союзников на Средиземном море Россия в 1916 году обратилась к Японии с просьбой продать ей бывшие русские корабли, доставшиеся японцам как военные трофеи. Японцы согласились уступить лишь три старых корабля: линкоры «Танго» и «Ивами» и крейсер «Соя» (бывшие «Полтава», «Ослябя» и «Варяг» соответственно). Выкуп «Ивами» обошёлся России в 7 млн иен. 21 марта 1916 года (старого стиля) все три корабля прибыли во Владивосток.
Осмотр корабля назначенной комиссией выявил многочисленные неисправности, а также общую сильную изношенность как корпусных конструкций, так и механизмов, вооружения и др. Например, до трети котлов были полностью непригодны для использования, не работали и электроприводы обеих башен главного калибра (как отмечалось в акте комиссии от 2 апреля, на корабле «ни один механизм от своего коммутатора не работает»), сами пушки (как десяти- так и шестидюймовые) были крайне изношенными.
При возвращении во Владивосток корабль в тумане выскочил на мель у маяка Скрыплёва и получил пробоину. Водолазным обследованием было установлено, что нос до 10-го шпангоута сидит на каменной плите; днище повреждено на протяжении 22,8 м, а вертикальный киль — 34,8 м. Сойти с мели не удалось ни своим ходом, ни с помощью линкора «Чесма» и портовых буксиров. В итоге пришлось просить помощи у японцев. Корабль существенно разгрузили (сняли боевую рубку, броню носовой башни и частично броню казематов, часть артиллерии), пробоины залили цементом, подвели баржи-понтоны и откачали воду. После всплытия корабля (это случилось 25 июня) его отбуксировали во Владивосток и произвели в доке аварийный ремонт.
В июле после минимального устранения повреждений «Ослябя» перешёл в Майдзуру, где был отремонтирован более основательно. Однако качество проведённых работ было не слишком высоким; вдобавок, корпус был деформирован из-за плохой пригонки кильблоков, на которые корабль установили в доке. Спасательные работы и ремонт обошлись в 740 тыс. рублей, но, несмотря на эти затраты, «Ослябя» по-прежнему нуждался в основательном ремонте — по всей видимости, его собирались провести в Англии.
19 октября корабль вышел из Майдзуру и направился в европейские воды. 22 декабря «Ослябя» в сопровождении английского эсминца «Нигелла» вышел из Порт-Саида в Средиземное море. Опасаясь подводных лодок, корабли шли противолодочным зигзагом. В 17.30 «Ослябя» подорвался носом и кормой сразу на двух минах, при этом была сорвана крыша носовой башни. При этом корабль погружался очень быстро – уже в 17.47 «Ослябя» опрокинулся и затонул в 10 милях на норд-ост 24° от Порт-Саида на глубине около 45 м.
***
На протяжении всей “жизни”, от закладки до потопления, броненосец «Ослябя», словно всеми силами сначала пытался не идти на Дальний Восток, а потом не хотел возвращаться в Европейские воды. Учитывая, что однотипные «Пересвет» и «Победа» погибли в Дальневосточных водах, то «опасения» «Осляби» были вполне оправданы. При этом, в Цусимском сражении были потоплены 10 российских кораблей, и «Ослябя» легко мог стать 11-м. И окончательная гибель пришла к «Ослябе» именно по пути возвращения в европейские воды.
Что касается «Пересвета» и «Победы», то «Пересвет» был потоплен в качестве мишени в 1924 году, «Победа» дожила (в качестве блокшива) до 1946 года и была разрезана на металл.