9

Их архива. Статья 2011 года.
ОСА-76. Легкая САУ. В весе пера-2

В середине 1943 г., большие потери не только в орудиях, но и в артиллерийских тягачах и автомобилях большой грузоподъемности, а также растущая потребность фронта, заставили специалистов ГАУ РККА создать новую концепцию полковой и дивизионной артиллерии на самодвижущиеся лафеты. Данный проект был скорее мерой вынужденной, поскольку чуть ранее “пушкарей” лишили самоходных орудий, которые были переданы в подчинение танковым частям. Проект получил название ОСА – общевойсковая самоходная артиллерия, и стал отдельной ветвью развития советских САУ.

ОСА-76. Легкая САУ. В весе пера-2

В рамках технического задания предусматривалось создание сразу нескольких разнотипных самоходных орудий.

— ОСА-76 – 76-мм дивизионная САУ частичного бронирования

— ОСА-57 – 57-мм противотанковая САУ частичного бронирования

— ОСА-З – зенитная САУ оснащенная зенитным автоматом или спаренной установкой крупнокалиберных зенитных пулеметов частичного бронирования.

Основные работы были возложены на КБ заводов №38 и ГАЗ.

ОСА-76. Легкая САУ. В весе пера-2

Первое предприятие при разработке дивизионной САУ (готовый к реализации проект ОСА-57 был вскоре отменен) выбрало направление, по которому полутора годами ранее пошло КБ Гинзбурга. За основу были взяты узлы ходовой части легкого танков Т-60 или Т-70, агрегатов двигателя ГАЗ-ММ, при схожей с СУ-76 компоновке. В то же время САУ стала намного меньше и компактнее, а её масса проектная составила порядка 3500 кг. Шасси самоходки, применительно на один борт, состояло из 4-х опорных катков малого диаметра, двух поддерживающих роликов, переднего направляющего и заднего ведущего колеса. В передней части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделение и пост управления, в задней части находилось боевое отделение с открытой сзади рубкой. В качестве основного вооружения выбрали 76,2-мм пушку ЗИС-3. Толщина лобового бронелиста составляла всего 6 мм, но в ближнем бою использовать ОСА-76 не собирались. Экипаж самоходки составлял 3 человека.

Кроме того, гусеничная самоходка обладала и другими ценными качествами. ОСА-76 оказалась более устойчивой при стрельбе и могла преодолевать многокилометровые марши, как по проселочным дорогам, так и по шоссе, что в совокупности с использованием бензина 2-го сорта или немецкого синтетического горючего делало её просто незаменимой. Общее мнение об эксплуатационных и боевых качествах ОСА-76 были самые положительные, что обратило на себя внимание не только артиллеристов, но также танкистов и десантников.

В конце 1944 г. САУ была рекомендована к серийному производству при условии устранения всех выявленных недостатков. Пока шел процесс доработок война вступила в завершающую стадию, когда преимущество РККА во всех видах вооружений стало неоспоримым. Этот факт заставил отказаться от дальнейшего развития проекта и весной 1945 г. все работы по ОСА-76 были свернуты.

ОСУ-76 и СУ-76

ОСУ-76 и СУ-76

В альтернативной истории ОСА-76, могла бы стать на вооружение в мотострелковые войска, в принципе заменить буксируемую артиллерию средних калибров и ПТО, в варианте ПВО обеспечить прикрытие сухопутчиков. Да и вообще заменить СУ-76. ОСУ замечательно подходила бы для ВДВ и морской пехоты. В 43 и 44 году ее вполне могли перевозить транспортные планера. И как мне кажется, именно на базе  концепции ОСУ была создана и принятая на вооружение только в 1949 году авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-76.

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account