Оружейный барон Эльсвика. Бронепалубный крейсер «Вейнтисинко де Майо». Аргентина

19

Созданный эльсвикскими кудесниками бронепалубный крейсер «Пьемонт» для Королевского флота Италии получил высокую оценку в профессиональном сообществе. Ставшие визитной карточкой Армстронга высокая скорость, продуманная система защиты, а главное- только скорострельная артиллерия, причем в немыслимом ранее количестве, должны были произвести эффектное впечатление на заказчиков, особенно из Южной Америки и Восточной Азии. Тем более, что цены Армстронг устанавливал вполне либеральные.

Не сомневаясь в коммерческих перспективах, Армстронг в июне 1886 года принял решение заложить новый крейсер сразу. 18 июня 1886 года он был заложен в Эльсвике под заводским номером 541, а затем получил и предварительное название-«Некочеа». Проект создал Филип Уоттс на базе «Пьемонта». «Итальянца» увеличили в размерах, а вооружением должны были стать только 120 мм скорострельные пушки Армстронг. Поставленная задача, превзойти прототип по всем статьям, была выполнена.

Судя по названию, крейсер изначально предполагалось продать в Южной Америке. Первое предложение в июле 1889 года получило Чили, а в сентябре 1889 года состоялась сделка с Аргентиной. Аргентина (президент Мигель Анхель Хуарес Сельман) решила укрепить свой флот во время очередного кризиса в аргентино-чилийских отношениях из-за пограничных споров по патагонскому договору 1881 года.

Контракт между W. Armstrong, Micthell & Co. из Ньюкасл-апон-Тайн и представителем Аргентины доктором Луисом Л. Домингесом был заключен на 260 000 фунтов стерлингов (1 310 410 золотых песо).

В аргентинском флоте крейсер получил гордое имя «Вейнтисинко де Майо» («25 мая»).

Он стал десятым кораблем этого имени в аргентинском флоте. Название присваивалось в честь дня начала Майской революции 1810 года, послужившей началом обретения Аргентиной независимости.

На воду он был спущен 5 марта 1890 года, его крестной матерью стала мисс Эдит Карлота Уоррен.

Финансы Аргентины, как у всех соседей, периодически переходили на романсы, поэтому Армстронг придержал готовый крейсер на стоянке реки Тайн с апреля по июль 1891 года до получению последнего платежа.

Первым командиром корабля стал капитан де навио (каперанг на наши) Сеферино Рамирес, до этого отвечавший за строительство. В августе 1891 года новый крейсер аргентинского флота отправился в Буэнос-Айрес, куда прибыл 17 сентября 1891 года.

стоинства «Вейнтисинко де Майо» были высоко оценены современниками, за исключением консервативного состава вооружения-крупнокалиберные нескорострельные крупповские пушки были уже не к месту. Проект получил развитие как в аргентинском флоте- в «Нуэве де Хулио», на котором аргентинцы решились все-таки перейти на полностью скорострельную артиллерию, так и в великолепной четверке, распределившейся по флотам трех государств из первоначального бразильского заказа-«Альмиранте Баррозу» и прочих.

Финансовое благополучие судостроительного подразделения компании «Армстронг» на рубеже веков основывалось в основном на поставках кораблей в два взрывоопасных региона- Восточную Азию (Япония и Китай) и Южную Америку (Аргентина, Чили, Бразилия и Перу), куда ушло до 90% корабельного экспорта Армстронга по тоннажу. По данным Брука (Warships for Export- Armstrong Warships, 1867-1927) Аргентина получила 5 кораблей водоизмещением 13629 тонн, Бразилия 6 на 30 906 тонн, Чили- 9 на 61 670 тонн.

 

«Вейнтисинко де Майо» ARA Veinticinco de Mayo «Некочеа» Necochea. Armstrong, Mitchell & Co. , Ньюкасл-он-Тайн. Заводской №541. Заложен 18 июня 1888 года, спущен на воду 5 мая 1890 года, вступил в строй в январе-феврале 1891 года. Выведен из состава флота в 1915 году. Списан в 1921 году

Водоизмещение нормальное 3180 т., полное 3500 тонн. Длина 100,58/ 107,90. Ширина 13,11/ 13,41. Осадка 4,88 м средняя, максимальная до 5,95 м. Глубина 7.92 м.

Бронирование: Сталь. Палуба — 25…89 мм (89…114 мм на скосах), гласис — 127 мм, щиты орудий — 25(51) мм, боевая рубка — 102 мм

Двигатели-2 паровые машины тройного расширения, 4 цилиндрических паровых котла, 8500 л.с., форсированный 14 050 л. с. Движитель 2 винта.Скорость 21 узел. Скорость хода максимальная 22,4 узла. Запас угля 300/ 620 тонн. Дальность плавания 5025-8000 морских миль на 10 узлах. Экипаж 320-344 человек

Вооружение-2 × 1 — 210-мм/32 пушки MRK L / 35 C / 86, 8 × 1 — 120-мм/40 SK L / 40 C / 88, 12 — 47-мм/37 SK L / 40 C / 91 . Минно-торпедное вооружение 3 × 1 — 450-мм торпедных аппарата( один носовой), позже 6.

По первоначальному проекту артиллерия — Армстронг.

Крейсер имел стальной корпус с таранным форштевнем и двойным дном. Правда, вертикальные паровые машины не помещались по высоте и в районе машинно-котельных отделений двойного дна не было. Конструкция корпуса представляла собой увеличенный «Пьемонте», но крейсер имел более высокий борт и приподнятые по требованию заказчика бак и ют, что обеспечивало гораздо большую мореходность.

Приоритет отдавался максимально высокой скорости при максимально мощном вооружении.

Силовая установка состояла из двух вертикальных паровых машин 4 цилиндра тройного расширения и четырех огнетрубных цилиндрических котлов. Расчетная скорость при 8300 л.с. на естественной тяге должна была получиться 20,75 узла и 22 узла на принудительной тяге при 14000 л.с. На испытаниях крейсер превзошел оба показателя- 21,24 узла были достигнуты на 8735 л.с., а при 14050 л.с. -уже 22,43 узла. «Вейнтисинко де Майо» на некоторое время стал самым быстроходным крейсером в мире.

В нормальной загрузке крейсер мог взять 300 тонн угля, при максимальной-620(639) тонн, которых по расчетам должно было хватить на 10 тысяч миль экономичным 10 узловым ходом. В реальности больше 8000 выжать не удалось.

Основная часть защиты корабля-броневая палуба во всю длину корпуса, она прикрывала артпогреба и механизмы. В оконечностях она была толщиной 25 мм, над машинами 89 мм, в других местах 42-44 мм, со скосами от 89 до 114 мм. Так как вертикальные машины даже без двойного дна возвышались над броневой палубой, выступающая часть была прикрыта 127 мм овальным броневым гласисом.

Конструкторы предлагали аргентинцам сделать крейсеру дополнительно тонкий броневой пояс высотой 2,1 метр для защиты от фугасных снарядов. Водоизмещение ненамного бы увеличилось, а в деньгах цена вопроса составила бы 8-10 тысяч фунтов стерлингов. Однако аргентинцы не решились на такие революционные инновации, тогда господствовала концепция сугубо бронепалубных крейсеров. В итоге защита бортов ограничилась традиционными коффердамами и угольными ямами.

В вооружении по сравнению с прототипом произошел даже откат назад. «Вейнтисинко де Майо» получил традиционные для первой серии эльсвиков два крупнокалиберных орудия в оконечностях и по четыре на борт 120 мм скорострелки, скорее всего все-таки армстронговские. 210 мм пушки Круппа стояли на носу и на корме крейсера.

Противоминная артиллерия включала по 12 47 мм и 37 мм скорострелок Гочкиса, кроме того 8 пулеметов Максим размещалось на боевых марсах двух боевых мачт корабля.

Торпедное вооружение состояло из носового неподвижного и двух бортовых аппаратов на главной палубе. Позже количество торпедных аппаратов было увеличено до 6.

Кроме того крейсер имел на борту два паровых минных катера с шестовыми минами.

 

Вскоре после прибытия в Буэнос-Айрес, крейсер 3 сентября 1891 года присоединился к флоту, что было отмечено парадом с участием премьер-министра. На транспорте «Вилларино» в Барру была доставлена многочисленная делегация патриотически настроенных женщин. В параде кроме новенького крейсера приняли участие миноносцы № 10, «Хорхе», «Бушар», минные крейсера «Росалес», «Эспора» и «Майпу», корвет «Ла Аргентина», крейсер «Патагония» и броненосец «Альмиранте Браун» (флагман) с миноносцами № 9, «Торн» и «Пинедо».

В конце декабря крейсер отправили ловить браконьеров на юге, откуда он возвращается с богатым «уловом». Браконьеры не ожидали такого быстроходного охотника. Захваченные пиратские люггеры «Гобернадор Басавильбасо», а также «Пальмира Криолло» и «Роза де Роуз» были призовыми командами доставлены в столицу.

В середине 1892 года крейсер вошел в состав созданного по приглашению испанских властей отряда для празднования 400 летия открытия Колумбом Америки вместе с броненосцем «Альмиранте Браун» и минным крейсером «Росалес». Отряд возглавил коммодор Д. Даниэль де Сольер. Потеряв по дороге погибший при шторме «Росалес», поредевший отряд прибыл в Кадис 2 августа. Затем международная эскадра перешла в Уэльву, откуда 3 августа вышла в море реплика каравеллы «Санта-Мария», провожаемая салютом из 21 залпа.

Затем эскадра гостила по приглашению в Генуе, где также праздновали Колумбовские торжества. Лишь в декабре корабли отправились на родину.

Радикальную революцию 1893 года крейсер благополучно пережил на ремонте в доке Cibils в Монтевидео. 1894 год корабль посвятил парадам и маневрам. В этот период его, как и другие корабли, пытались срочно купить представители Ли Хунчжана для усиления Бэйянского флота в войне с Японией. Но аргентинцы в итоге отказались. В 1895 году крейсер сходил в учебный поход до Кейптауна, пройдя в итоге 12000 миль.

В 1896 году крейсер включили в состав 1-й оперативной эскадры в составе «9 июля», «Либертад», «Патрия» и «Альмиранте Браун», которая прошла полные учебные торпедные и артиллерийские стрельбы.

В 1901 году под командованием капитана фрегата ( Capitán de fragata ) Хуана Пабло Саенса Вальенте крейсер был направлен в Рио-Гальегос из-за пограничных инцидентов с чилийцами в заливе Последней Надежды на юге, куда чилийское правительство отправило броненосный крейсер Esmeralda. К счастью тогда войны удалось избежать.

К концу века интенсивность проведения маневров и походов снижается, ограничиваясь в основном походами между портами страны и до Рио-де-Жанейро. Крейсер начинают регулярно выводить в резерв. С 1904 года на борту начинает действовать школа по подготовке моряков.

В 1910 году вместе со всем аргентинским флотом крейсер участвует в праздничных мероприятиях и параде в честь 100 летия Майской революции 1810 года.

 

В 1911 году крейсер выполняет роль поста санитарной полиции в Эль-Плате. С 1912 года крейсер -во 2-й дивизии с базой на Рио-де-ла Плата. В 1914 году во 2-й дивизии начали готовить экипажи для строящихся дредноутов. Использовался также как стационер по охране нейтралитета. В 1915 году результаты осмотра корпуса заставили вывести корабль из состава флота. На его борту обустроена школа пожарных, указано использовать его в качестве «постоянного учебного корабля для младшего персонала, обеспечивая расположение корпуса и внутреннего распределения для лучшего использования указанного объекта».

К 1921 году он всего лишь угольный понтон без военного экипажа, стоящий на якоре в Рио-Сантьяго. Для военного флота в списке кораблей 1927-1928 годов его «Не существует».

Корпус был разобран и переплавлен на сталелитейном заводе Главного управления военного производства.

Источник — https://dzen.ru/a/YSstZxzhqWlIUs_S
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account