«Орлу»… не повезло?
При подготовке к русско-японской войне, большинство альтернатив, посвященных данной проблеме касаются увеличения русского флота. А если пойти иным путем – уменьшением числа русских кораблей?
***
Когда мы добежали до завода, весь эллинг с крейсером «Витязь» пылал. К стапелю нельзя было приблизиться из-за высокой температуры. Хотя стапель и эллинг заливали струи пожарных машин со всех сторон, но спасти днище крейсера на образовавшемся сплошном костре из горевших кильблоков и лесов уже было невозможно.
Под остовом корабля имелось огромное скопление дерева, а по бортам до самой крыши эллинга возвышались строительные леса с настилами и трапами для людей.
Сборка корпуса корабля находилась еще в начальной стадии. Был выставлен только днищевой набор из шпангоутов и стрингеров средней части в районе машинных и котельных отделений, но уже шла установка листов наружной обшивки и настила внутреннего дна, а также началась сборка нижних поясьев поперечных переборок.
Из расспросов рабочих, как начался в эллинге пожар и все ли люди успели выбежать из здания, мы узнали, что пожар вспыхнул на внутреннем дне из-за опрокинутого горна, отчего загорелись стружки и штабель сухого леса для шаблонов. Воды поблизости не было, а сквозной ветер в эллинге сразу перекинул пламя на леса и разнес огонь по всему эллингу до крыши.
Но самое ужасное из сообщения бригады сборщиков было то, что в закрытом отделении внутреннего дна крейсера остался один молодой подручный сборщик, который был временно накрыт листом внутреннего дна для разметки дыр снизу, а этот лист был притянут к верхним шпангоутным угольникам сборочными болтами. Во время возникшей паники рабочие сборочной бригады разбежались, не освободив болтов притянутого листа, и несчастный парень остался закрытым в стальной коробке.
Скоро на наших глазах остов эллинга рухнул, накрыв остатками горящей крыши скрюченный раскаленный набор перекрестных связей днища. С этого момента борьба за спасение «Витязя» стала безнадежной. Но надо было предотвратить проникновение пламени в смежный каменный эллинг, в котором под самую крышу возвышался готовый корпус броненосца «Орел». Костер от стапеля и рухнувшего здания так накалил стены большого каменного эллинга, отстоявшего от смежного деревянного всего на расстоянии 10 метров, что в каменном эллинге начали загораться деревянные переплеты оконных рам и световых фонарей на крыше.
К счастью для «Орла», он находился с наветренной стороны от пожарища, и поэтому на стапель «Орла» не летели искры и не были направлены языки пламени и потоки раскаленного воздуха.
Наша группа воспитанников вместе с рабочими бросилась разбирать леса, окружающие левый борт «Орла», а пожарные, протянув шланги вдоль стапеля, заливали кильблоки и стену накалившегося каменного эллинга.
«Орел» отстояли от гибели в огне, но лесные склады на Сальном буяне продолжали пылать еще двое суток. Дальнейшее распространение пламени на смежный машиностроительный Франко-русский завод Берда удалось пресечь.
( Костенко Владимир Полиевктович На «Орле» в Цусиме: Воспоминания участника русско-японской войны на море в 1904–1905 гг)
Альтернатива: ветер подул в другую сторону, и броненосец «Орел» так же пострадал от пожара, и сроки сдачи затянулись.
***
При планировании строительства серии «Бородино», считалось что надо успеть к 1905 году (хотелось бы и раньше к 1904-у, но экономия). Однако, суровая действительность, когда противник почему-то не считается с нашими планами и поступает по своим планам, привела к тому, что «Бородинцы» должны были быть готовыми уже в 1904 году (а еще лучше, что бы в это время уже были на Дальнем Востоке).
На момент отправки (в РИ октябрь 1904 года, в АИ возможно сентябрь 1904 года) Второй Тихоокеанской эскадры готовы только три корабля серии: «Александр-3», «Бородино» и «Суворов», «Слава» и «Орел» достраивается.
Падение Порт-Артура (декабрь 1904 года) меняет расстановку сил – 2ТЭ из эскадры усиления, становится эскадрой, которой самостоятельно придется решать задачу на море. При этом, уже в сентябре 1904 года, когда Порт-Артур стал обстреливаться из тяжелых 11-дюймовых гаубиц возникал вопрос в целесообразности отправки эскадры – мол все равно эскадра с Балтики не успеет, давайте отложим поход на весну.
Однако эскадра (в РИ) была отправлена, и когда (после падения Порт-Артура) возник вопрос «что делать?» было решено, что 2-ю Тихоокеанскую эскадру можно усилить, и вот тогда как японцам вмажем!
Но то РИ, а здесь АИ.
И голос тех, кто предлагает отложить поход на весну 1905 года звучит куда громче – 5 броненосцев лучше 3-х, за одно модернизируем старые («Сисой Великий», «Наварин», «Память Азова») корабли.
Вот только в январе 1905 года в Российской Империи начинается революция, затем в январе происходит сражение за Сандепу, а в феврале начинается (закончится в марте) Мукденская битва. А русская эскадра, все проходит боевую подготовку и ждет достройки броненосцев.
Отправленная Вторая Тихоокеанская эскадра была последней ставкой царизма. Армия постоянно проигрывает, в стране революция, и если в этих условиях было достичь победы на море, то можно было переломить опасные явления. К счастью эскадра уже прошла полпути, а там почти около Японии, а там скоро победа…
Теперь же, русской эскадре (февраль-март), при условии готовности «Славы» и «Орла» к маю (а то и июню! – ведь в РИ «Слава» вступила в строй 12 июня) только плыть еще 4 месяца. Потом, потребуется еще месяц для победы (ведь надо будет потратить время на привидение эскадры в готовность), и только тогда будет достигнуто господство на море. В общем, готова ли страна продержаться до сентября, а то и до октября 1905 года?
Маловероятно.
А тут очень кстати (или не кстати) могут прийти результаты испытаний бронебойных снарядов проведенных Иессеном во Владивостоке. Это конечно будет засекречено (русский флот без снарядов!), но станет решающим аргументом в пользу отказа от похода.
В этих условиях Российская Империя (март-апрель 1905 года) соглашается начать мирные переговоры с Японией, по итогам которых:
Ляодунский полуостров достается Японии (все равно захвачен).
Сумма расходов на содержание русских пленных существенно уменьшена, если вообще есть. А может это японцам еще придется компенсировать ущерб за русские товары в Дальнем.
Сахалин остается российским.
Япония вроде бы и выиграла, но проиграла по очкам – что обязательно скажется в будущем (экономика побеждает воина). Да, конечно, после ПМВ, разбогатев на заказах, Страна Восходящего Солнца поднимется, но будет вести себя куда осторожнее.
Россия, вроде и не проиграла, но и не выиграла. Да, престиж упал, но такого крупного (Цусимского) поражения нет, а значит более активна в политике.
По идее, обе стороны, должны готовиться ко второй русско-японской войне, причем японцы будут опасаться, что русские захотят реванша.
А между тем, если Россия не имела реальной Цусимы, то допустит ли она «дипломатическую Цусиму» 1909 года? Все-таки война с японцами хотя и неудачна, но именно не удачна, а не без тяжелого поражения. Да, печальных результатов полно, и они исправляются, но может в это время достичь какой-нибудь победы?
И вот, Боснийский кризис 1908-1909 года, и Россия в новых условиях, может упереться. Австрияки и немцы намекают на войну? – сейчас посмотрим кто кого….
В результате, ПМВ начинается уже в 1909 году
При этом,
— балканские страны (Сербия, Болгария, Черногория и Греция) еще не успели перессориться друг с другом, а значит выступят единым фронтом (а вот после войны, впрочем, это уже другая история).
— Греция, которая в РИ не участвовала в ПМВ, а поучаствовала в Балканской войне и позднее самостоятельно воевала с Турцией, теперь в ПМВ участвует.
— Италия точит зубы на Ливию, т.е. может вступить в войну несколько раньше, причем на стороне Антанты (в РИ ждала, нервируя и АВИ, и Францию)
Это приводит к тому, что Австро-Венгрии и Турции придется куда сложнее (не говоря, что у турок нет теперь «Гебена» и превосходство черноморского флота полное) чем в РИ. Другими словами, немцам придется больше дивизий отправлять на помощь АВИ, что неизбежно скажется на других фронтах. Тем не менее – сначала падение Османской Империи, Проливы переходят под контроль Антанты (т.е. Россия спокойно получает товары из Франции и Великобритании), затем давят Австро-Венгрию… и наконец Германию.
При этом, дредноутской гонки еще не было, т.е. колоссальные суммы еще не потрачены, что благоприятно для экономики в первую очередь стран Антанты (т.е. меньше заемов у США). Так же, менее развиты подводные лодки – хотя Германии, придется опять делать на них ставку.