4 апреля 1945 г. к востоку от Гамбурга немецким истребителем Мессершмитт Ме 262 был сбит американский бомбардировщик В-24 из состава 448-й (тяжелой) бомбардировочной группы. Из экипажа бомбардировщика уцелел только радист, выбросивший с парашютом через отрытый бомболюк.
B-24M №44-50838 «разрубленный» Me 262 просто пополам
Останки командира «Либерейтера» Роберта Майнса только в 2017 г. после анализа ДНК были доставлены в Штаты. Пилот Ме 262 оберлейтенант Родемахер использовал новинку — ракеты R4M «Оркан» (Ураган)…
Начав применять очередное «оружие возмездие» – реактивные и ракетные истребители, немцы столкнулись с неожиданным фактом – крайне неэффективным пушечным вооружением своих самолетов. И Ме 262, и Ме 163 были вооружены 30-мм пушкой МК108 с небольшой начальной скоростью снаряда.
Пушка МК108 и 30-мм патроны
Само орудие скорее напоминало современные автоматические гранатометы, да и получило у немцев прозвище «отбойный молоток». В появлении «молотка» в свое время была своя логика: основное вооружение немецких истребителей начала войны – 20-мм пушки MG FF и MG151 показали свою малую эффективность против бронированных штурмовиков Ил-2 на Востоке и «летающих крепостей» В-17 американцев на Западе. Для поражения подобных целей просто порой не хватало боезапаса истребителей и требовалось совершить много атак, что было череповато словить крупнокалиберную пулю от оборонительного огня стрелков. Именно из-за этого на боевом счету «лучшего» немецкого аса – Хартмана так мало бомбардировщиков и штурмовиков. Ну, не любил Эрик ходить в атаки на то, что огрызается огнем крупнокалиберных пулеметов. Вот, что любил Эрик, так это внезапные атаки по истребителям союзников, так как глаз на затылке, как известно, нет. При этом, как и многие немецкие асы, старался ограничиться одной атакой с минимальной дистанции – когда промахнуться просто трудно. Вот именно для таких «асов» и такой тактики и появилась МК108. Вероятность сбить истребитель союзников с одной атаки, да и нанести фатальные повреждения бомбардировщику резко возросла, счета немецких асов пошли в гору. Да так, что немцы стали срочно перевооружать свои «мессеры» с 20-мм пушки на 30-мм. В результате образовался большой излишек 15- и 20-мм пушек, которые стали сдавать в ПВО и даже переделывать под пехотные установки.
Но на Ме 262 и Ме 163 такая «тактика» сразу дала сбой: из-за малой эффективной дальности стрельбы МК108 у пилота-реактивщика при скоростях сближения с целью в 400 км/ч и выше оставалось слишком мало времени для прицеливания и ведения огня – иначе можно было просто врезаться в цель. В результате даже большие бомбардировщики могли поражать только очень опытные пилоты с филигранной пилотажной техникой (так на кучу из 300 ракетных Ме 163 оказалось только 10 побед!). Чисто теоретически можно было сбросить скорость «реактива», чтобы получить больше времени на прицеливание, но первые ТРД (да и до сих пор) отличались крайне низкой приемистостью по сравнению с поршневыми двигателями – то есть, сбросив скорость, ее очень было трудно набрать вновь до того, когда «мустанги» сделают из тебя решето…
Возникла патовая ситуация – «чудо оружие» есть, но оно «не работает». Начались страдания по вооружению Ме 262 и 163-го. Пробовали вернуться к 20-мм пушкам, но их эффективность была – увы, не отвечающая реалиям, тем более у Ме 163 шансов на вторую атаку не было. Эксперименты ставились с управляемыми и неуправляемыми ракетами, пока не появилась идея использовать новую разработку – малокалиберную НУРС R4М.
R4M на ракетном перехватчике Ме 163
В чем была главная изюминка R4M? В «умеренности и аккуратности»(с). Первое поколение НУРС – советские 82-мм «ЭрЭсы» и позже немецкие 21-см Wfr.Gr. – представляли собой фактически крупнокалиберные зенитные снаряды с дистанционным взрывателем. Мало того, что ими был трудно целиться из-за низкой настильности траектории и они имели большое рассеивание, пилот еще должен был учитывать расстояние до цели, соответствующее установке дистанционной трубки.
Подвеска 21-см Wfr.Gr. под Ме 110
Вероятность попадания была низкой, а вот воздушное сопротивление от больших, подвешенных под крыло ракет – приличным. R4M же представляла собой небольшую 50-мм ракету, в которой отказались от использования дистанционного взрывателя – только прямое попадание в цель! При этом БЧ вполне хватало для вывода из строя даже четырехмоторного бомбардировщика. Более низкая вероятность поражения цели компенсировалась тем, что R4M на борт можно было взять много! А их компактность размещения обеспечивалась складным оперением – вещь дорогая, но немцы позволяли себе и более затратные «излишества».
Под крылом Ме 262 можно было разместить аж 24 ракеты без особого ущерба для аэродинамики, и главное – пустить их практически одним залпом в скоротечной атаке, обеспечив высокую вероятность поражения такой большой цели, как бомбардировщик.
К счастью для союзников до конца войны оставался только один месяц…
Но НУРСы по образцу R4M в том же калибре – обычно 50/55-мм – стали популярны в первые послевоенные годы. Пушечное оружие тогда переживало серьезный кризис с появлением реактивной авиации, и многочисленные неуправляемые ракеты, пускаемые одним залпом, стали чуть ли не основным оружием истребителей ПВО. Правда, уже через 15-20 лет из ПВО их вытеснили управляемые ракеты («Научно-техническая революция»!), и славы НУРСы воздушного боя так и не сыскали…
Британский «Буканир» демонстрирует залп «двухдюймовых» НУРСов
Большое число ракет подобного калибра, освоенных промышленностью, широко использовалось для ударов по наземным целям в конфликтах Холодной войны, но сейчас их практически не встретишь. Разве в какой-нибудь Польше. У нас от них отказались по итогам боев в Афганистане, «вернувшись» к 8-см «карандашам»…