Опытный тяжелый истребитель-штурмовик Hanriot (SNCAC) NC.600. Франция
Французский пионер авиации и предприниматель Рене Анрио (René Hanriot) после провала на конкурсе военных самолетов 1911 года своего относительно современного моноплана пришел к убеждению, что в авиации уже больше ничего важного не может быть изобретено. Результатом стала передача авиамастерских сотрудничавшему с Анрио инженеру Луи Альфреду Понье (Louis Alfred Ponnier). Рене Анрио посвятил себя коммерческой деятельности, в то время как Л. А. Понье по-прежнему занимался проектированием и строительством самолетов.
Начавшаяся в 1914 году Первая Мировая война заставила Рене Анрио вернуться в авиацию – от основал новую компанию Aéroplanes Hanriot et Cie, в которой участвовал брат основателя Марсель Анрио. Однако в области самолетостроения главное слово было за инженером-конструктором Эмилем Дюпоном (Emile Dupont). В период с 1914 по 1918 год компания добилась лицензионного производства британских многоцелевых самолетов Sopwith 1A.2/1B.2 (1½-Strutter) и наладила выпуск собственного истребителя-биплана H.D.1. К концу войны у Анрио стало больше заводов, занимавшихся авиастроением, и разработка новых самолетов продолжалась и в послевоенный период.
В 1930 году Рене Анрио умер и его бизнес продолжил его брат Марсель, передавший компанию в состав объединения SGA (Société Général Aéronautique), которое затем носило наименование Lorraine-Hanriot. Четыре года спустя объединение SGA распалось, и компания Марселя Анрио вновь стала независимой. В торговом регистре она числилась уже как Compagnie des Avions Hanriot. В те годы компания больше специализировалась на легких спортивных и учебных самолетах. Так продолжалось чуть более двух лет.
В 1936 году во Франции после прихода к власти левого Народного фронта началась «борьба с капиталом». В авиационной промышленности это привело к массовой национализации и концентрации бывших частных компаний в государственные объединения, организованные в соответствии с географическим положением. Национализации не удалось избежать и расположенной в Бурже компании Compagnie des Avions Hanriot, которая стала частью государственного предприятия SNCAC, объединившего авиастроительные компании центральной части Франции. До национализации самолеты, изготавливавшиеся компанией Avions Hanriot, получали индекс H; после включения в объединение SNCAC обозначение было сменено на NC. Как правило, эти машины также были известны как продукция Hanriot.
В этом же 1936 году французское министерство авиации объявило конкурс на создание двухмоторного истребителя, который также должен был выполнять функции истребителя сопровождения, разведчика и легкого бомбардировщика. В те годы концепция многоцелевого боевого самолета была популярной, и потому многие авиастроители занялись созданием машины данного класса. Не осталась в стороне и компания Hanriot, которая в 1936 году построила первый прототип H.220-1, оснащенный двумя 450-сильными (331 кВт) двигателями Renault 12Rol. Эта машина была создана в соответствии с требованиями, выдвинутыми командованием Armée de l'Air в 1934 году. Первый полет самолета состоялся в 1937 году, его дальнейшим развитием стала версия H.220-2.
На основе этой машины конструкторы компании Hanriot, уже находившейся в подчинении объединения SNCAC, для спецификации 1936 года предложили модернизированный вариант, получивший обозначение NC.600. Этот самолет следовал типичной концепции, использовавшейся на самолетах наблюдения H.510 и NC.530.
NC.600 представлял собой цельнометаллический среднеплан с коротким прочным корпусом и двухкилевым хвостовым оперением. Также в конструкции были типичные для предыдущих машин две пары стоек, соединявших нижнюю часть фюзеляжа с гондолами двигателей.
схемы тяжелого истребителя Hanriot (SNCAC) NC.600
Задняя кромка крыла была оборудована щелевыми закрылками и элеронами с весовой компенсацией. Само крыло было двухлонжеронным с переменным углом поперечного V (в виде спереди крыло походило на букву М). В центральной части крыла размещались бензобаки общей емкостью 800 литров.
Усиленные шпангоуты монококового фюзеляжа несли петли, к которым крепились консоли крыла; также эти шпангоуты отделяли расположенную в передней части фюзеляжа кабину пилота от кабины стрелка-наблюдателя. В пространстве между кабинами находился еще один топливный бак.
Силовая установка NC.600 состояла из двух двухрядных радиальных четырнадцатицилиндровых двигателей воздушного охлаждения Gnome-Rhône M0/M1 Mars (левого и правого вращения), развивавших на взлете 710 л.с. (522 кВт) и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага Ratier.
прототип NC.600-01 с первоначальными формами гондол двигателей и входов в их нижних частях и с выхлопными патрубками под крылом. Во время испытаний в нижней носовой части была установлена антенна для сбора показаний
Для обшивки планера использовались листы из специального дюралюминиевого сплава подобного дюралю марки Védal.
Самолет нес относительно сильное и тяжелое вооружение. Для стрельбы вперед в нижней передней части фюзеляжа устанавливались две 20-мм автоматические пушки Hispano-Suiza HS.404 и два 7,5 мм пулемета MAC модели 1934 года. Для защиты задней полусферы за кабиной стрелка-наблюдателя должна была размещаться подвижная 20-мм пушка Hispano-Suiza. Задняя пушка постоянно находилась в надстройке фюзеляжа; перед стрельбой боковые части надстройки частично втягивались внутрь задней части корпуса. Прототип летал без вооружения и с боковыми частями надстройки в нижнем положении.
Первый полет первого прототипа NC.600-01 состоялся 15 мая 1940 года в Бурже; пилотировал самолет летчик-испытатель М. Эглер (M. Haegeler). Несмотря на недостаточную мощность силовой установки самолет продемонстрировал очень хорошие характеристики и управляемость, а благодаря небольшим размерам и хорошую маневренность. Незначительные недостатки управления были обнаружены лишь при посадке и на минимальной скорости. Недостаточная управляемость на этих режимах была связана с турбулентностью, вызывавшейся крыльевыми подкосами, на которых настаивало командование Armée de l'Air.
верхние и боковые поверхности NC.600-01 были окрашены в темно-зеленый, а нижние поверхности в бледный серо-голубой цвета. Коки винтов были черными. Опознавательные знаки были нанесены на обе поверхности крыла и на стороны фюзеляжа
Этот недостаток должен был быть исправлен на втором прототипе NC.600-02, который помимо отсутствия подкосов должен был отличаться от первого прототипа аэродинамическими изменениями гондол двигателей и изменением установки стабилизатора горизонтального оперения. Изменения должны были коснуться в основном капотов двигателей: формы нижних входов, регулировки створок охлаждения двигателя и удлинением гондол ближе к хвостовой части фюзеляжа. Однако к началу летных испытаний ничего из запланированного на NC.600-02, который также не нес вооружения, сделано не было.
Летные испытания первого прототипа NC.600-01 не были завершены, поскольку командование Armée de l'Air для серийного производства выбрало машину крайне нестандартной конструкции Sud-Est SE.100. NC.600 был заказан лишь в качестве резервных машин нулевой серии для сравнительных испытаний. Однако на вооружение ВВС Франции SE.100 не поступили, и в этой категории боевых самолетов всю тяжесть боев, начавшихся в Западной Европе 10 мая 1940 года, на себе вынесли Potez 63.
В мае 1940 года было уже слишком поздно заниматься чем-либо с новыми самолетами, и расположенный в Бурже завод объединения SNCAC (бывший завод компании Hanriot) приступил к производству тяжелых истребителей Breguet Br.696, которые концептуально были очень схожи с NC.600.
второй модифицированный экземпляр в Бурже во время немецкой оккупации
До капитуляции Франции 22 июня 1940 года было выполнено несколько испытательных полетов. После поражения страны и частичной немецкой оккупации немецкие эксперты Luftwaffe в Бурже кроме двух прототипов NC.600 обнаружили по несколько незавершенных экземпляров NC.600 и Br.696.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Hanriot (SNCAC) NC.600
Назначение: тяжелый истребитель-штурмовик
Компания-производитель: SNCAC — Société Nationale de Constructions Aéronautiques de Centre, Бурж
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: два двухрядных радиальных четырнадцатицилиндровых двигателя воздушного охлаждения Gnome-Rhône M0/M1 Mars (левого и правого вращения), развивавших на взлете 710 л.с. (522 кВт) и вращавших трехлопастные винты изменяемого шага Ratier
Размеры:
размах крыла 12,80 м
длина 8,80 м
высота 3,40 м
площадь крыла 21,16 м²
Вес:
пустого 2950 кг
взлетный 4010 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость у земли 542 км/ч
крейсерская скорость 460 км/ч
время набора высоты 8000 метров 14 мин
потолок 9500 м
дальность полета 860 км
Количество изготовленных: 2 экземпляра
источник: Miroslav Balous «Hanriot (SNCAC) NC.600» L+K 09-2012