Опытный тяжелый истребитель-перехватчик Arsenal VB 10. Франция

15

Опытный тяжелый истребитель-перехватчик Arsenal VB 10. Франция

В январе 1937 года Министерство авиации Франции (Ministère de l’Air) заключило с авиастроительной компанией Arsenal de l’Aéronautique (Arsenal) контракт на разработку двухмоторного тяжелого истребителя-перехватчика цельнодеревянной конструкции и силовой установкой из двух 12-цилиндровых двигателей Hispano-Suiza 12X мощностью по 690 л.с. (515 кВт) каждый. Двигатели должны были быть установлены тандемом внутри фюзеляжа и приводить в движение соосные воздушные винты в носовой части. В ходе разработки в результате ряда изменений был разработан проект самолета-истребителя цельнометаллической конструкции, получивший внутрифирменное обозначение VB 10. Проект VB 10 был разработан в 1938 году Мишелем Верниссом (Michel Vernisse) и Робером Бади (Robert Badie); инициалы их фамилий образовали аббревиатуру VB в обозначении самолета.

VB 10 представлял собой одноместный моноплан с низкорасположенным крылом и с убирающимся шасси классического типа (с хвостовой стойкой). Это был большой самолет с размахом крыла 15,5 метров, длиной 13,0 метров, высотой 5,2 метров и собственной массой 6890 кг.

В то время как планер самолета был классической конфигурации, размещение силовой установки было совершенно другим. Один двигатель стандартно располагался в носовой части самолета, тогда как второй двигатель устанавливался за кабиной пилота. Каждый двигатель приводил в движение отдельный воздушный винт, которые вместе составляли установленные в носовой оконечности соосные винты противоположного вращения. Передний двигатель вращал задний пропеллер, а задний двигатель – передний пропеллер. Приводной вал от заднего двигателя проходил через развал блоков цилиндров переднего двигателя к переднему воздушному винту. В силовой установке использовалась муфта Вернисса или гомокинетическая муфта (муфта равных угловых скоростей), в которой подвижно установленные шаровые шарниры соединяют секции карданного вала заднего двигателя с целью компенсации его прогиба и вибрации.

В мае 1940 года еще до изготовления прототипа компания Arsenal получила контракт на изготовление 40 самолетов. Однако серийное производство было приостановлено в июне 1940 года после поражения Франции. В апреле 1942 года правительству Виши удалось убедить Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) разрешить возобновить изготовление двухмоторной силовой установки. Для тщательной оценки необычной компоновки силовой установки Latécoère 299 превратили в летающую лабораторию и переименовали в Latécoère 299A. Переоборудование машины было завершено в июле 1943 года, но Latécoère 299A был уничтожен 30 апреля 1944 года во время бомбардировки союзниками.

самолет Latécoère 299A должен был стать летающей лабораторией для тестирования силовой установки тяжелого истребителя Arsenal VB 10. Самолет оснащался двумя 860-сильными двигателями Hispano-Suiza 12Y. Такие же двигатели получил первый прототип VB 10-01. Обратите внимание на невращающийся передний винт и немецкие опознавательные знаки

самолет Latécoère 299A должен был стать летающей лабораторией для тестирования силовой установки тяжелого истребителя Arsenal VB 10. Самолет оснащался двумя 860-сильными двигателями Hispano-Suiza 12Y. Такие же двигатели получил первый прототип VB 10-01. Обратите внимание на невращающийся передний винт и немецкие опознавательные знаки

В июле 1944 года, когда ход войны изменился, французы возобновили изготовление первого прототипа, получившего обозначение VB 10-01. Невооруженный прототип был оснащен двумя 12-цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Y-31 мощностью по 860 л.с. (641 кВт) и имел фонарь со сдвигающейся назад подвижной частью и с ограниченным обзором в задней полусфере. Свой первый пролет прототип VB 10-01 совершил 7 июля 1945 года под управлением Модеста Вонье (Modeste Vonner). Во время начальных летных испытаний прототип VB 10-01 на уровне моря развил скорость 490 км/ч, а 22 декабря 1945 года был размещен заказ на 200 самолетов.

первый прототип VB 10-01, оснащённый двумя Hispano-Suiza 12Y-31 мощностью по 860 л.с. (641 кВт). Обратите внимание на плохой обзор назад по причине конструкции фонаря кабины пилота

первый прототип VB 10-01, оснащённый двумя Hispano-Suiza 12Y-31 мощностью по 860 л.с. (641 кВт). Обратите внимание на плохой обзор назад по причине конструкции фонаря кабины пилота

С целью улучшения обзора второй прототип VB 10-02 получил каплевидный фонарь; его силовая установка состояла из двух 1150-сильных (858 кВт) двигателей Hispano-Suiza 12Z. Вооружение самолета состояло из размещенных в консолях крыла четырех 20-мм пушек с боезапасом по 150 снарядов на ствол и шестью 12,7-мм пулеметов Browning (общий боезапас шести пулеметов 2400 патронов). Второй прототип VB 10-02 совершил свой первый полет 21 сентября 1946 года. Оба прототипа страдали от механических проблем и перегрева двигателей. Эти проблемы в сочетании с наличием дешевых самолётов союзников из числа излишков времен военного времени и приближением эры реактивной авиации привели к пересмотру заказа и снижению его до всего 50 самолетов.

второй прототип VB 10-02 в процессе изготовления. Обратите внимание на две 20-мм пушки и три 12,7-мм пулемета, установленные в каждой консоли крыла

второй прототип VB 10-02 в процессе изготовления. Обратите внимание на две 20-мм пушки и три 12,7-мм пулемета, установленные в каждой консоли крыла

второй прототип VB 10-02 со снятыми боковыми панелями обшивки. Обратите внимание на каплевидный фонарь кабины пилота

второй прототип VB 10-02 со снятыми боковыми панелями обшивки. Обратите внимание на каплевидный фонарь кабины пилота

Первый серийный истребитель VB 10 совершил свой первый полет 3 ноября 1947 года. Самолет был оснащен двумя двигателями Hispano-Suiza 12Z-15/16, развивавшими максимальную мощность по 1300 л.с. (969 кВт) и продолжительную мощность по 1150 л.с. (858 кВт). Его вооружение состояло всего из четырех 20-мм пушек, но под каждой консолью крыла мог нести по одной 500-кг бомбе. Место снятых пулеметов заняло дополнительное топливо. Серийный самолет развивал максимальную скорость 517 км/ч на уровне моря и 700 км/ч на высоте 7500 метров.

данный снимок группы специалистов на фоне первой серийной машины хорошо демонстрирует размеры тяжелого истребителя VB 10. Самолет оснащался двумя двигателями Hispano-Suiza 12Z-15/16. Обратите внимание на 20-мм пушки и отсутствие пулеметов

данный снимок группы специалистов на фоне первой серийной машины хорошо демонстрирует размеры тяжелого истребителя VB 10. Самолет оснащался двумя двигателями Hispano-Suiza 12Z-15/16. Обратите внимание на 20-мм пушки и отсутствие пулеметов

Начало конца программы тяжелого истребителя VB 10 произошло 10 января 1948 года, когда второй прототип VB 10-02 загорелся во время пролета над южным Парижем. Самовольное изменение шага воздушного винта увеличило обороты заднего двигателя, что привело к его разрушению и возникновению пожара. Пилот Пьер Декру (Pierre Decroo) был вынужден покинуть самолет. Он выжил, но получил ожоги. 15 сентября 1948 года третья (некоторые говорят, что первая) серийная машина потерпела крушение почти таким же образом, в результате чего погиб пилот Анри Кёклен (Henri Koechlin). Шесть дней спустя 21 сентября 1948 года контракт с компанией Arsenal на производство тяжелых истребителей VB 10 был расторгнут. На момент расторжения контракта в воздух поднялись четыре серийных самолета VB 10 (включая и тот, который разбился), были изготовлены шесть планеров и еще ряд планеров находился на стадии производства. Все оставшиеся VB 10 (включая первый прототип) были списаны и отправлены на слом.

Источники:

      • The Complete Book of Fighters by Green and Swanborough (1994)
      • Hispano Suiza in Aeronautics by Manuel Lage (2004)
      • Jane’s All the World’s Aircraft 1948 by Leonard Bridgman (1948)
      • “Behind the Lines: French Development” Flight (3 February 1944)
      • http://fr.wikipedia.org/wiki/Arsenal_VB-10
      • http://en.wikipedia.org/wiki/Arsenal_VB_10
      • L’Arsenal de l’Aéronautique by Gérard Hartmann (pdf in French)

источник: https://oldmachinepress.com/2012/09/28/arsenal-vb-10-heavy-interceptor/

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-opytnyi-tyazhelyi-istrebitel-perehvatchik-arsenal-vb-10-fran

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account