Опытный торпедоносец-корректировщик-разведчик Gloster TSR.38. Великобритания

14
Опытный торпедоносец-корректировщик-разведчик Gloster TSR.38. Великобритания

Опытный торпедоносец-корректировщик-разведчик Gloster TSR.38. Великобритания

Даже если бы результатом спецификации S.9/30 было бы создание компаниями Gloster Aircraft (Gloster) и Fairey двух изящных самолетов, с точки зрения историков авиации она бы полностью оправдала свое появление. В случае компании Fairey проблемы спецификации S.9/30 заставили ее разработать альтернативный вариант, который в конечном итоге был запущен в серийное производство. Этот самолет, получивший имя Swordfish, навсегда вошел в историю палубной авиации.

В ноябре 1930 года к конструкторском бюро компании Gloster начались работы над проектом трехместного боевого самолета, который получил внутрифирменное обозначение FS.36 и который должен был выполнять задачи торпедоносца, самолета-корректировщика и самолета-разведчика. Первоначально оснащавшийся 600-сильным 12-цилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения Rolls-Royce Kestrel IIMS, многоцелевой боевой самолет FS.36 представлял собой цельнометаллическую машину со стальными крыльевыми лонжеронами с гантелеобразным поперечным сечением, дюралюминиевыми вспомогательными нервюрами и усиленными нервюрами из высокопрочной стали. Фюзеляж имел своей основой ферменную конструкцию из стальных труб; в передней части фюзеляжа использовались трубы квадратного поперечного сечения, в задней части – круглого поперечного сечения. Также как и в случае с конкурентом из компании Fairey была заказана постройка только одного прототипа. Однако вследствие общего замедления работ в авиационной промышленности, работы на FS.36 были сведены к минимуму, и только в апреле 1932 года этот самолет впервые поднялся в небо.

После первоначальных летных испытаний в Хаклкоуте (Hucclecote) прототип FS.36, получивший серийный номер S1705, был предан в Мартлшем-Хит, где в течение непродолжительного периода времени летал в вариантах самолета-разведчика и торпедоносца. В первом варианте машина развила максимальную скорость 157 миль в час (253 км/ч), и пилот Научно-исследовательского центра авиации и вооружения (Aeroplane and Armament Experimental Establishment – A&AEE) сообщил, что машина хорошо управляется на скоростях в диапазоне 90…115 миль в час (145…185 км/ч). На скоростях ниже этого диапазона реакция органов управления была вялой и маневренность была плохой, но с увеличением скорости манёвренность самолета возрастала. Отчет также содержал хорошие образцы почерка наблюдателя, полученные во время обычного полета на S1705. Обзор пилота был сочтен очень хорошим, но серьезной критике был подвергнут ряд недостатков, среди которых было снижение эффективности тормозов в конце пробега. После возвращения на завод самолет был подвергнут ряду изменений, которые включали в себя перепроектированные несущие плоскости и система управления, а также в соответствии со спецификацией S.15/33 [1] установку в крыле аварийного снаряжения обеспечения плавучести при вынужденной посадке на воду.

схема опытного боевого многоцелевого самолета Gloster TSR.38

схема опытного боевого многоцелевого самолета Gloster TSR.38

Прочие работы над S1705 продолжились в несистемной манере, и этот самолет, наконец, появился в середине 1933 года, и элегантный TSR.38 – такое внутрифирменное обозначение получила модифицированная машина – по своему внешнему виду мало чем отличался от первоначального FS.36. Крылья машины имели небольшие центропланы и консоли, которые для размещения в ангарах авианосцах складывались поворотом назад. Между собой крылья соединялись одиночными N-образными стойками. Консоли обоих крыльев имели стреловидность 10 градусов и равный угол поперечного V в 4 градуса. Пара небольших радиаторов была прикреплена к нижней поверхности центроплана нижнего крыла у самых его законцовок; угол поперечного V центроплана нижнего крыла составлял минус 6 градусов. Используемый в крыльях самолета довольно толстый аэродинамический профиль M.6 в сочетании с автоматическими слотами, установленными у законцовок верхнего крыла, обеспечивали прототипу TSR.38 значительно возросшие характеристики управляемости на низких скоростях и рост подъемной силы.

единственный прототип TSR.38 имел серийный номер S1705

единственный прототип TSR.38 имел серийный номер S1705

прототип TSR.38 выполняет полет под управлением Говарда Сайнта (Howard Saint); Хаклкоут

прототип TSR.38 выполняет полет под управлением Говарда Сайнта (Howard Saint); Хаклкоут

Основные стойки шасси, каждая из которых состояла из трех опор, были разделенного типа для размещения между ними на опорах 18-дюймовой (457 мм) торпеды. Основные стойки дополнялись покрытым обтекателем хвостовым колесом и под задней частью фюзеляжа был размещен тормозной гак. В верхней части фюзеляжа размещались три отдельные, но расположенные близко друг к другу кабины членов экипажа. Пилот сидел непосредственно под сделанным в центроплане верхнего крыла большим вырезом, штурман, защищенный приподнятым комингсом, который в свою очередь включал в себя подголовник пилота, сидел за пилотом, в то время как стрелок занимал самую дальнюю кабину и был вооружен 0,303-дюймовым (7,7 мм) пулеметом Lewis. Пулемет был установлен на шарнирном кольце и в походном положении укладывался в нишу в верхней части фюзеляжа.

полностью оснащенный прототип TSR.38 с крупным рулем направления. Обратите внимание на укладку по-походному пулемета Lewis в задней кабине (с любезного разрешения К. Х. Барнса [C. H. Barnes])

полностью оснащенный прототип TSR.38 с крупным рулем направления. Обратите внимание на укладку по-походному пулемета Lewis в задней кабине (с любезного разрешения К. Х. Барнса [C. H. Barnes])

Перед возвращением в Мартлшем-Хит компания провела дальнейшие летные испытания, по результатам которых двигатель Kestrel был заменен 690-сильным Rolls-Royce Goshawk VIII. Из Мартлшем-Хита S1705 был переведен в Госпорт (Gosport), где самолет выполнил серию посадок с использованием аэрофинишера на учебный береговой аэродром палубной авиации. После серии учебных посадок в августе 1934 года TSR.38 временно вошел в состав авиагруппы авианосца «Корейджес» (HMS Courageous) и использовался для проведения летных испытаний и тестирования оборудования для обслуживания летательных аппаратов на палубе корабля и связанных с этим оборудованием процедур. После завершения испытаний на авианосце TSR.38 был доставлен в Мартлшем-Хит, и в Отчете M.653 от июня 1935 года самолету в варианте разведчика приписывается максимальная скорость 152 мили в час (245 км/ч), время набора высоты 10000 футов (3050 м) – 9,75 минут и абсолютный потолок 22000 футов (6706 м). В варианте торпедоносца эти показатели составляли 145 миль в час (233 км/ч), 14,25 минут и 17000 футов (5182 м). Однако к этому времени созданный компанией Fairey на собственные средства прототип TSR.II достаточно далеко продвинулся вперед и во время летных испытаний показал хорошие результаты, и как следствие работы по Gloster TSR.38 были прекращены.

прототип TSR.38 с модифицированным масляным радиатором, установленным на носу самолета в нижней части фюзеляжа, и подвешенной торпедой (с любезного разрешения Ф. Дж. Санборо [F. G. Swanborough])

прототип TSR.38 с модифицированным масляным радиатором, установленным на носу самолета в нижней части фюзеляжа, и подвешенной торпедой (с любезного разрешения Ф. Дж. Санборо [F. G. Swanborough])

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Gloster TSR.38

Назначение: торпедоносец-корректировщик-разведчик

Статус: прототип

Экипаж: 3 чел.

Силовая установка:

FS.36 – один 12-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Kestrel IIMS, развивавший мощность 600 л.с. и вращавший деревянный двухлопастный винт фиксированного шага Watts диаметров 11 футов 0 дюймов (3,35 м)

TSR.38 – один 12-цилиндровый редукторный рядный двигатель жидкостного охлаждения Rolls-Royce Goshawk VIII, развивавший мощность 600 л.с., оснащенный пароиспарительной системой охлаждения и вращавший двухлопастный винт фиксированного шага Watts диаметров 11 футов 5 дюймов (3,40 м)

Размеры:

размах крыла
• в развернутом положении 46 футов 0 дюймов (14,00 м)
• в сложенном положении 17 футов 9 дюймов (5,40 м)
длина 37 футов 4½ в (11,40 м)
высота 11 футов 6 дюймов (3,50 м)
площадь крыла
• FS.36 – 580 кв. футов (53,8 м²)
• TSR.38 – 611 кв. футов (56,6 м²)
относительное удлинение крыла – 6,5
угол атаки крыла – 4 градуса
угол поперечного крыла V – 4 градуса
угол стреловидности – 10 градусов
вынос верхнего крыла – 3 фута 0 дюймов (0,91 м)
межкрыльевое расстояние 6 футов 7 дюймов (2,00 м)
аэродинамический профиль крыла M.6
верхнее крыло – относительная толщина 0,10
нижнее крыло – относительная толщина 0,12

Масса:

пустого 4340 фунтов (1968 кг)
с полной нагрузкой
• самолет-разведчик 7100 фунтов (3220 кг)
• торпедоносец 8038 фунтов (3645 кг)
запас топлива 160 имп. галлонов (727 л)
запас масла 7 имп. галлонов (31 л)

Летные характеристики: Самолет-разведчик Торпедоносец
максимальная скорость на уровне моря 152 мили в час (244 км/ч) 145 миль в час (233 км/ч)
посадочная скорость 52 мили в час (83 км/ч) 57 миль в час (91 км/ч)
время набора высоты 10000 футов (3048 м) 9,75 мин 14,25 мин
практический потолок 20000 футов (6096 м) 15600 футов (4754 м)

 

Вооружение:

стрелковое – один неподвижный синхронизированный 0,303-дюймовый (7,7 мм) пулемет Vickers и один подвижный 0,303-дюймовый (7,7 мм) пулемет Lewis в задней кабине
бомбо-торпедное – 1700 фунтов (771 кг) бомб или одна18-дюймовая 9457 мм) торпедв

Количество изготовленных: 1 экз.


[1] данная спецификация представляла собой комбинацию и коррекцию более ранних спецификаций M.1/30 и S.9/30, предназначавшуюся для создания многоцелевого боевого самолета торпедоносца, корректировщика и разведчика

источник: DEREK N. JAMES «GLOSTER AIRCRAFT SINCE 1917», СТР.200-204

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account