1

Предполагалось развернуть совместную работу ОКБТ ЛКЗ и ВНИИ-100 над проектом нового экспериментального тяжелого танка, предложенного Л.С. Трояновым. Эта машина оснащалась четырехгусеничным движителем вместо двухгусеничного и, соответственно, обладала повышенной проходимостью. Проведение полномасштабных исследований по данному танку позволяло получить ответ на вопрос о целесообразности применения новой ходовой части в перспективном танкостроении, а также об использовании таких боевых машин в качестве специальных для действий в некоторых специфических районах страны (Крайний Север, пустыни и т.п.)

1

Общая идея новой компоновочной схемы тяжелого танка высокой проходимости была изложена Л.С. Трояновым еще в 1947-1948 гг. в эскизном проекте танка «Объект 726», В этом проекте вся допускаемая условиями железнодорожного транспортирования габаритная ширина машины использовалась для размещения низкого четырехгусеничного движителя. В проекте отмечалось: ^Использование всей ширины габарита для передачи нормальных нагрузок на грунт и наличие четырех одинаковых ведущих гусеничных обводов позволили разместить нужное количество опорных катков (с малой нагрузкой на каток) и снизить не только чисто нормативный показатель, среднее удельное давление на грунт, но и действительное удельное давление, деформирующее колею и обуславливающее глубину погружения гусениц. Почти все днище при этом перекрывалось снизу гусеницами, что оказывает влияние на проходимость по топким, вязким и разжиженным грунтам, глубоким снеговым покровам, надолбам и другим препятствиям, предотвращая возможность зависания машины на днище и потери сцепления гусениц с грунтом.

Малые нагрузки на каток и их большое количество, повышая проходимость и снижая силы сопротивления движению на слабых грунтах, одновременно способствуют повышению плавности хода при движении на высоких скоростях. Наличие четырех гусениц повышают живучесть танков. При боевых поражениях одной из независимых гусениц, двух средних или средней и крайней неодноименного борта, машина может продолжать движение и сохранить управляемость. Продольные балки, проходящие по осям симметрии правой и левой пар гусениц, дают возможность смонтировать на них низкую ходовую часть, что не достигается при обычной установке подвесок на корпусе. Балки сообщают жесткость днищу и служат емкостью для размещения всего запаса топлива, полностью изъятого из корпуса для ликвидации пожаров.

Корпус размещается сверху, над низкой ходовой частью, занимая снова всю допускаемую ширину габарита, а не ее часть, благодаря чему можно осуществить широкое по всей его высоте боевое отделение, которое в существующих тяжелых танках находится между гусеницами, занимая только оставшуюся часть, обычно не превышающую половины общей ширины. Появляется возможность размещения увеличенного запаса боекомплекта в доступных для заряжающего местах и осуществления автоматизации процесса заряжания для повышения скорострельности. При большой ширине корпуса нужный объем получается при значительно меньшей его высоте, что дает выигрыш в бронировании и уменьшает общую высоту машины.

Бронирование башни также улучшается, так как башня может быть без хвостовой ниши, обычно используемой для размещения боекомплекта, ввиду малой емкости корпуса. Наличие хвостовой ниши весьма существенно увеличивает силуэт наиболее поражаемой верхней части машины. Емкость широкого корпуса позволяет весь запас боекомплекта поместить в менее поражаемом и более защищенном месте, ликвидировав хвостовую нишу башни».

Необходимо отметить, что еще в 1948 г. выполнили действующий макет танка с четырехгусеничным движителем в масштабе 1:10, управляемый по проводам. Кроме поворотов и преодоления ряда препятствий (рвов, надолбов, подъемов и др.), макет демонстрировал возможность самоокапывания на легких грунтах путем сообщения двум средним гусеницам направления движения противоположного движению крайних гусениц.

Для проверки проходимости и поворотливости к концу 1952 г, в результате совместной работы ВНИИ-100 и ОКБТ ЛКЗ изготовили экспериментальную четырехгусеничную машину, оснащенную необходимыми измерительными приборами. При этом предусматривалось подведение реальной базы для создания тяжелого танка высокой проходимости и других специальных гусеничных машин на его базе {артиллерийских тягачей, самоходных артиллерийских установок, транспортеров большой грузоподъемности, инженерных машин}, предназначенных для применения в труднопроходимых местностях, например, на болотах, снегу и др,

Экспериментальная машина имела массу 48 т. Ее экипаж состоял из четырех человек. Среднее давление на грунт не превышало 47 кПа (0,48 кгс/см), а максимальная скорость составляла 40 км/ч. В машине устанавливались двигатель B-11-НЦ мощностью 478 кВт (650 л.с.) с центробежным нагнетателем и планетарная коробка передач с механизмом поворота типа «ЗК«, заимствованная у танка Т-10. В ходовой части применялась индивидуальная пучковая торсионная подвеска. Количество одинаковых по размеру прутков в каждом из 24 узлов подвески составляло 19 (один пруток — центральный и 18 — периферийные). Опорные катки и гусеницы заимствовали у тяжелого танка ИС-3. Машина преодолевала ров шириной 3 м и подъем свыше 40'. Все шесть топливных баков общей емкостью 950 л вынесли из корпуса и разместили под днищем машины в пустотелых стойках, соединявших корпус и гусеничный движитель.

В 1953 г. прошли сравнительные испытания экспериментальной четырехгусеничной машины и серийных танков (Т-54 и Т-10), показавших ее явное преимущество в подвижности. Новая ходовая часть позволила создать тяжелый танк повышенной проходимости с одновременным ростом основных показателей, обуславливавших его боевые качества. Эскизные проработки такой машины, выполненные в соответствии с проектом ТТТ на перспективный тяжелый танк, а также изготовленные макеты ее различных вариантов были представлены в Министерство транспортного и тяжелого машиностроения в марте, июне и ноябре 1953 г.

В целях обеспечения высокой проходимости машин других типов по заданию заместителя министра Ю.Е. Максарева ВНИИ-100 выполнил проекты тяжелого артиллерийского тягача высокой проходимости и легкого плавающего бронетранспортера со специальной четырехгусеничной ходовой частью. Эти проекты со всеми необходимыми поясняющими материалами также были направлены в Министерство транспортного и тяжелого машиностроения.

В начале 1954 г. ВНИИ-100 приступил к разработке эскизного проекта тяжелого танка по совершенно новой компоновочной схеме с использованием четырехгусеничной ходовой части, обеспечивавшей резкое повышение проходимости и значительное увеличение размеров боевого отделения. Однако из-за отсутствия согласованных и утвержденных ТТТ к конструкции такой боевой машины эти работы приобрели отвлеченный характер. До конца 1954 г. в институте завершили только обоснование закладываемых в конструкцию танка параметров и продолжили испытания четырехгусеничной экспериментальной машины для изучения проходимости, поворотливости и сопротивлению движения такой ходовой части в различных условиях. При этом производилась догрузка машины до 88 т.

Оригинал взят у Опытный танк "Объект 726" (СССР. 1947-1954 год)raigap в Опытный танк "Объект 726" (СССР. 1947-1954 год)

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

5 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account