Опытный средний бомбардировщик North American XA2J Super Savage. США
В конце Второй мировой войны ВМС Соединенных Штатов не имели возможности нанести ядерный удар. Ядерные бомбы того времени были большими и тяжелыми, и ни один самолет, действовавший с палуб авианосцев, не мог вместить бомб таких веса и размеров. Командование ВМС не желало, чтобы нанесение ядерных ударов было прерогативой исключительно ВВС армии США. Также командование ВМС США считало, что атаки самолетов средних размеров, взлетающих с палуб авианосца, который находился в сотнях миль от цели, будут более эффективными, чем атаки стратегических бомбардировщиков ВВС армии США, аэродромы которых находятся в тысячах миль от цели. 13 августа 1945 года ВМС США поддержали конкурс на разработку палубного самолета-носителя ядерного оружия.
AJ Savage, совершивший свой первый полет 3 июля 1948 года, был уникальным самолетом, преодолевшим разрыв между машинами с поршневым и реактивным двигателями. AJ Savage был оснащен двумя двигателями Pratt & Whitney R-2800 и одним турбореактивным двигателем Allison J33, который был установлен в задней части фюзеляжа. Реактивный двигатель использовался для взлета и для высокоскоростного рывка над целью. В декабре 1947 года, перед тем как прототип AJ Savage совершил свой первый полет, компания North American Aviation (NAA) предложила улучшенную версию Savage, характеристики которой должны были возрасти благодаря применению турбовинтовых двигателей. Макет самолета, получившего внутрифирменное обозначение NA-158, был осмотрен в сентябре 1948 года, и в следующем месяце – спустя три месяца после первого полета AJ Savage – командование ВМС США заказало два прототипа и планер для проведения статических испытаний. Новый самолет получил обозначение XA2J Super Savage, а два заказанных прототипа получили от управления аэронавтики ВМС (Bureau of Aeronautics – BuAer) серийные номера 124439 и 124440.
Первоначально North American XA2J Super Savage должен был сильно отличаться от AJ Savage, и реактивный двигатель в задней части фюзеляжа должен был быть сохранен. По мере продвижения проекта в 1949 году упор делался на улучшение по сравнению с предшественником взлетно-посадочных характеристик при эксплуатации с палубы авианосца. В результате XA2J стал совершенно новым самолетом, который все еще напоминал AJ Savage. Макет обновленного варианта XA2J, получившего новое обозначение NA-163, был проинспектирован представителями ВМС США в сентябре 1939 года, и компания NAA получила разрешение на изготовление прототипа.
XA2J имел ту же базовую конфигурацию, что и его предшественник, но в целом был более крупным самолетом. Палубный бомбардировщик Super Savage имел цельнометаллическую конструкцию и использовал шасси с носовой стойкой. Высокорасположенное прямое крыло было оснащено отклоняемым носком крыла и большими закрылками. Для подъема на палубу авианосца и для хранения в ангаре корабля-носителя консоли крыла были складывающимися; механизм складывания консолей крыла был гидравлическим. В герметичной кабине находился экипаж, состоявший из трех человек: пилота, второго пилота/бомбардира и стрелка. Пилот и второй пилот/бомбардир сидели бок о бок, а позади них располагался стрелок, сидевший лицом назад. Вход в кабину осуществлялся через боковую дверь, а аварийный выход обеспечивался аварийным трапом в нижней части самолета. Второй пилот/бомбардир был ответственным за 10500 фунтов (4763 кг) бомб, расположенных в большом внутрифюзеляжном бомбоотсеке. Стрелок управлял хвостовой турелью, оснащенной радаром и вооруженной двумя 20-мм пушками с боезапасом по 1000 снарядов на ствол. На прототипе оборонительное вооружение установлено не было.
В отличие от более ранних AJ Savage, имевших смешанную силовую установку, прототип XA2J оснащался размещенными в крыле двумя турбовинтовыми двигателями Allison T40. Двигатель T40 состоял из двух двигателей Allison T38, установленных бок о бок и соединенных общим редуктором, передававшим мощность на соосные винты противоположного направления вращения. Любой из двигателей мог быть отключен от общего редуктора, а оставшийся двигатель мог приводить в движение соосные винты. Двигатель Allison T38 развивал мощность 5332 л.с. (3976 кВт) и тягу 1225 фунтов (4,7 кН) при комбинированной мощности, эквивалентной 5850 л.с. (4362 кВт). На самолете были установлены шестилопастные (два соосных трехлопастных винта) воздушные винты Aeroproducts диаметром 15 футов (44,7 м).
Опытный средний бомбардировщик Super Savage имел размах крыла 71 фут 6 дюймов (21,8 м), длину 70 футов 3 дюйма (21,4 м) и высоту 24 фута 2 дюйма (7,4 м). В сложенном состоянии размах крыла уменьшался до 46 футов (14 м), а высота до 16 футов (4,9 м). Масса пустого самолета составляла 35354 фунтов (16036 кг), а максимальная взлетная масса – 61170 фунтов (27746 кг). Два фюзеляжных топливных бака и два топливных бака в корневых частях крыла имели общую емкость 2620 галлонов (9918 л). Расчетная максимальная скорость XA2J на высоте 24000 футов (7315 м) составляла 451 миль в час (726 км/ч), а его крейсерская скорость составляла 400 миль в час (644 км/ч). Самолет должен был иметь практический потолок 37500 футов (11430 м) и боевую дальность полета с бомбовой нагрузкой 8000 фунтов (3629 кг) – 2180 миль (3508 км).
В компании NAA полагали, что планер Super Savage может быть больше, чем просто средний бомбардировщик палубного базирования. Компания разработала проекты, в которых в бомбовый отсек самолета могли быть установлены различные комплекты оборудования. Прототип XA2J мог быть переоборудован в самолет-фоторазведчик путем установки комплекта фотографического оборудования. Машина также могла стать самолетом-заправщиком, для чего она должна была получить размещенный в бомбоотсеке 1400-галлонный (5300 л) топливный бак и систему заправки «шланг-конус». Также была разработана система буксировки воздушных мишеней.
Строительство первого прототипа XA2J Super Savage (BuAer 124439) началось в конце 1949 года и быстро продвигалось вперед. Однако у компании Allison начались серьезные проблемы с доводкой турбовинтовых двигателей T40, и эти авиамоторы были поставлены лишь в конце 1951 года. 4 января 1952 года прототип XA2J под управлением Роберта Бейкера (Robert Baker) совершил свой первый полет. Самолет взлетел с международного аэропорта Анджелеса и перелетел на авиабазу ВВС Эдвардс для проведения испытаний. Ко времени первого полета XA2J завершались работы над созданием более совершенных самолетов, таких как Douglas A3D (A-3) Skywarrior. В дополнение к этому компания Allison так и не смогла решить все проблемы T40, и мощность двигателя была ограничена 5035 л.с. (3755 кВт).
Испытания на авиабазе Эдвардс выявили ряд проблем опытного среднего бомбардировщика Super Savage. Все самолеты, оснащенные двигателями T40, испытали многочисленные отказы силовых установок, и XA2J не стал исключением. Прототип Super Savage имел перегрузку 4000 фунтов (1814 кг), а его силовая установка никогда не развивала полную мощность. Максимальная скорость, полученная в ходе испытаний, составила чуть более 400 миль в час (644 км/ч) и даже расчетные характеристики самолета не давали существенного преимущества по сравнению с уже эксплуатируемым AJ Savage. В результате в середине 1953 года проект XA2J был закрыт, а второй прототип (BuAer 124440) не был достроен.
источники:
-
-
- North American Aircraft 1934-1999 Volume 2 by Kevin Thompson (1999)
- Aircraft Descriptive Data for North American XA2J-1 (June 1953)
- American Attack Aircraft Since 1926 by E.R. Johnson (2008)
- The Allison Engine Catalog 1915–2007 by John M. Leonard (2008)
- “They didn’t quite… 5: Turbine-Driven Savage,” Air Pictorial Vol. 21 No. 12. (December 1959)
- https://www.secretprojects.co.uk/forum/index.php?topic=15792.0;all
-
источник: https://oldmachinepress.com/2018/01/05/north-american-xa2j-super-savage-medium-bomber/