Опытный средний бомбардировщик/дальний разведчик Bloch MB.133 RB4. Франция

11
Опытный средний бомбардировщик/дальний разведчик Bloch MB.133 RB4. Франция

Опытный средний бомбардировщик/дальний разведчик Bloch MB.133 RB4. Франция

В середине тридцатых годов французским ВВС был необходим новый многоцелевой боевой самолет для дальней разведки и бомбардировки, для чего министерство авиации выпустило требования на новый самолет. В соответствии с требованиями спецификации компанией Bloch был создан бомбардировщик/разведчик MB.131 No.1, оснащенный двумя 900-сильными (662 кВт) двигателями Gnome-Rhône 14K Mistral Major и впервые поднявшийся в воздух 12 августа 1936 года.

Помимо него компанией были изготовлены еще два прототипа, которые оснащались двигателями 950-сильными (670 кВт) двигателями GR 14N 10/11 и которые в итоге стали стандартом для серийных машин. Перед началом массового производства MB.131 претерпел довольно сложную эволюцию, оттянувшую поставки самолета в боевые части до мая 1938 года.

После начала немецкого вторжения бомбардировщики/разведчики MB.131 RB4 приняли участие в боевых действиях. Но оказалось, что днем они были недостаточно эффективными в роли самолетов-разведчиков и вскоре были заменены на Potez 63.11. MB.131 RB4 выполняли ночные разведывательные полеты в районы Саара, Пфальц и долины Дуная. Еще до падения Франции большая часть MB.131 RB4 была отправлена в Африку. Те машины, которые после капитуляции остались в стране, использовались ВВС Перемирия в качестве самолетов-буксировщиков.

Одной из характерных особенностей MB.131 RB4 было однокилевое хвостовое оперение. Вместо установленной на прототипе 20-мм пушки Hispano, показавшей ограниченные сектора обстрела и проблемы с перезарядкой, на серийных машинах устанавливались 7,5-мм пулеметы MAC 1934. Уже во время разработки прототипа в компании делали расчеты и эскизы варианта с двухкилевым оперением, которое должно было значительно расширить возможности защиты самолета в задней полусфере и улучшить летные характеристики машины при полете на одном двигателе.

Такое изменение было не единственным при разработке варианта MB.133 RB4. Как было принято в то время во Франции, почти все компании разрабатывали прототипы не по отдельным заданиям министерства авиации, а делали несколько типов, оснащавшихся различными двигателями разной мощности, т.е. вместо одного самолета создавались разнообразные версии одной базовой конструкции. Данное решение имело свою логику: в случае войны это позволило бы оперативно использовать имевшиеся в наличие двигатели, но с другой стороны это приводило буквально к валу модификаций, версий, корректировок.

Вместо двигателей Gnome-Rhône GR 14N бомбардировщик/разведчик MB.133 RB4 должен был получить 1000-сильные (735 кВт) моторы Hispano-Suiza 14AA 12/13. Числа 12/13 означали, что двигатели должны были вращать винты в противоположных относительно фюзеляжа направлениях – это была одна из довоенных особенностей французского авиапрома, пользовавшаяся популярностью среди пилотов.

Компания Hispano-Suiza, в течение многих лет специализировавшаяся на двенадцатицилиндровых V-образных двигателях с жидкостным охлаждением, имела определенные проблемы в разработке радиальных двигателей с воздушным охлаждением. Хотя была закуплена лицензия на двигатели Wright Cyclone двухрядные четырнадцатицилиндровые двигатели HS 14AA еще долго не могли довести до работоспособного состояния. Планер самолета уже стоял в ангаре в Вилакубле. И все с нетерпением ожидали обещанных «испано». 1 октября 1937 года – спустя года задержек и обещаний – MB.133 RB4 впервые поднялся в небо.

схемы опытного среднего бомбардировщика/дальнего разведчика Bloch MB.133 RB4

схемы опытного среднего бомбардировщика/дальнего разведчика Bloch MB.133 RB4

На этот самолет также планировалось установить пушечное оборонительное вооружение. В верхнюю заднюю оборонительную фюзеляжную позицию планировалось установить башню с гидравлическим приводом. Сама башня должна была быть оснащена 20-мм пушкой Hispano HS.9, сектор обстрела которой был увеличен за счет двухкилевого оперения. Помимо пушки оборонительное вооружение также состояло из двух 7,4-м пулеметов MAC 1934: один находился в застекленной передней части фюзеляжа и обслуживался штурманом-бомбардиром, а второй – в застекленной нижней части фюзеляжа позади крыла и огонь из него вес стрелок-радист.

Фюзеляжный бомбоотсек располагался несимметрично ближе к левому борту и вмещал в себя 900 кг бомб – в основном четыре 225-кг бомбы. В отличие от MB.131 в новом самолете были значительно упрощены подвешивание и сброс бомб.

опытный средний бомбардировщик/дальний разведчик Bloch MB.133 RB4

опытный средний бомбардировщик/дальний разведчик Bloch MB.133 RB4

Как уже было сказано ранее, обозначение RB4 (Reconnaisance et bombardement) предполагало использовать этот самолет в качестве разведчика и бомбардировщика, цифра 4 означала, что экипаж состоит из четырех человек (но при желании на борту могло быть на два члена экипажа больше).

До поломки двигателей летные испытания шли довольно успешно, и была достигнута максимальная скорость 435 км/ч, превышавшая соответствующее значение предыдущей модели – MB.131. Общий уровень характеристик и функциональности был таков, что рассматривалось присвоение самолету категории B4 (четырехместный бомбардировщик). Однако 16 января 1937 года в воздух впервые поднялся прототип значительно более совершенного и эффективного бомбардировщика LeO.45, который полностью соответствовал требованиям категории B4 и был запущен в серийное производство под обозначение LeO.451.

вариант окраски опытного среднего бомбардировщика/дальнего разведчика Bloch MB.133 RB4

вариант окраски опытного среднего бомбардировщика/дальнего разведчика Bloch MB.133 RB4

В конце 1930-х годов командованием ВВС Франции было принято решение, что выделение категории RB4 является излишней роскошью. В итоге прототип MB.133 RB4 получил двигатели Gnome-Rhône 14N и стал в один ряд с оснащенными однокилевым оперением бомбардировщиками/разведчиками MB.131 RB4.

В заключение следует сказать, что на момент окончания тестирования MB.133 RB4 компания Avions Marcel Bloch была национализирована и вошла в качестве составной части национального предприятия Société nationale des constructions aéronautiques du sud-ouest (сокр. SNCASO или Sud-Ouest).

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Bloch MB.133 RB4

Назначение: средний бомбардировщик/дальний разведчик

Статус: серийное производство

Компания-производитель: SNCASO, Курбевуа, департамент Сена

Экипаж: 4 чел.

Силовая установка: два 14-цилиндровых радиальных двигателя воздушного охлаждения Hispano-Suiza 14AA 12/13, развивавшие мощность по 1000 л.с.

Размеры:

размах крыла 20,27 м
длина 17,85 м
высота 3,68 м
площадь крыла 54 м²

Масса:

пустого 6060 кг
взлетная 9064 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость на высоте 4000 етров 435 км/ч
крейсерская скорость 360 км/ч
время набора высоты 4000 метров 10 мин
практический потолок 9000 м
дальность полета от 1300 до 2500 км

источник: VÁCLAV NĚMEČEK Výkres MARTIN SALAJKA «BLOCH MB.133 RB4» «L+K» 23/99

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account