Опытный поплавковый бомбардировщик-разведчик Air Department A.D.1 Navyplane. Великобритания
Иногда говорят, что Гарольд Болас (Harold Bolas), являвшийся заместителем главного конструктора авиационного отдела Адмиралтейства (Admiralty’s Air Department), видел частью своей работы в сдерживании диких эксцессов своего непосредственного руководителя Харриса Бута (Harris Booth). Однако следует заметить, что хотя большинство собственных разработок Бута граничило с гротеском, он был в состоянии использовать свое влияние на Совет адмиралтейства, когда требовалась официальная поддержка проектам его подчиненных. Именно он настоятельно рекомендовал сэру Мюррею Фрайзеру Суэтеру (Sir Murray Fraser Sueter) обратить внимание на такие выдающиеся самолеты, как Handley Page O/100, Sopwith 1½-Strutter, Sopwith Pup и Sopwith Camel принятых Адмиралтейством на вооружение еще на стадии проектирования.
В начале 1916 года Харрис Бут поручил Гарольду Боласу начать разработку гидросамолета-разведчика/бомбардировщика. Новый самолет получил официальное обозначение A.D.1, но чаще машину называли Navyplane. Поскольку экспериментально-производственная база (Experimental Construction Depot), являвшаяся подразделением авиационного отдела Адмиралтейства и расположенная в Порт-Виктория, Айл-оф-Грейн (Isle of Grain), еще не была полностью оснащена для окончательной постройки самолетов, то A.D.1 для выполнения рабочего проектирования и постройки прототипа был передан в Вулстон (Woolston), Саутгемптон, графство Хэмпшир, компании Supermarine Aviation Works. Работая в тесном сотрудничестве с Боласом, Реджинальд Митчелл закончил необходимые технологические чертежи в исключительно короткие сроки и прототип (№9095) был готов к испытаниям уже в августе.
схемы поплавкового бомбардировщика-разведчика Air Department A.D.1 Navyplane
A.D.1 представлял собой компактный двухместный двухстоечный биплан, экипаж которого размещался в обтекаемой гондоле, имевшей монококовую конструкцию и размещенной в межкрыльевом пространстве.
Каждое из крыльев состояло из центроплана и двух консолей. Крылья имели одинаковый размах и не имели выноса.
Силовая установка самолета состояла из одного экспериментального радиального десятицилиндрового двигателя воздушного охлаждения Smith Static, развивавшего мощность 150 л.с. и вращавшего четырехлопастный толкающий винт. Этот разработанный американцем Джоном У. Смитом (John W Smith) двигатель привлек к себе внимание Адмиралтейства и на стенде показал неплохие результаты. В Великобритании двигатели данного типа изготавливала компания Heenan & Froude Ltd.
Хвостовое оперение состояло из двух килей и двух рулей направления, размещенных на концах идущих от крыльев двух пар стальных трубчатых штанг. Горизонтальное оперение размещалось выше вертикального.
Шасси самолета состояло из двух основных поплавков понтонного типа, при помощи фермы из труб крепившихся к гондоле и нижнему крылу ниже промежуточных межкрыльевых стоек, и оснащенных водяными рулями двух хвостовые поплавков, соединенных с нижними парами стальных трубчатых штанг хвостовых балок.
Пилот размещался в задней кабине, наблюдатель – в передней части гондолы. Вооружение самолета состояло из одного подвижного пулемета Lewis в носовой части гондолы и двух 100-фунтовых (45 кг) бомб, размещавшихся под центропланом нижнего крыла.
Летные испытания самолета начались в августе 1916 года под управлением летчика-испытателя коммодора (капитана 2-го ранга) Джона Седдона (Cdr John Seddon). В ходе испытаний было быстро обнаружено, что двигатели производства Heenan & Froude Ltd по надежности далеки от прототипа и неважно показали себя на всех самолетах, на какие они были установлены.
A.D.1 Navyplane (№9095) на заводе компании Supermarine. Рядом с самолетом коммодор (капитан 2–го ранга) Джон Седден и Хьюберт Скотт-Пейн (Hubert Scott-Payne)
В мае 1917 года A.D.1 вновь был направлен на испытания. В этот раз машина была оснащена двигателем A.R.1 конструкции У. О. Бентли (W O Bentley). Этот двигатели имел гораздо более высокую надежность, характеристики A.D.1 были ниже уровня требований Адмиралтейства. Вследствие этого заказ на шесть гидросамолетов был отменен.
вариант окраски поплавкового бомбардировщика-разведчика Air Department A.D.1 Navyplane
Через некоторое время компания Supermarine разработала версию A.D.1 в соответствии с требованиями спецификации военно-воздушного комитета N.3A. данная спецификация требовала создания противолодочного патрульного гидросамолета. Проект нового гидросамолета, получивший наименование Submarine Patrol Seaplane, представлял собой увеличенную версию A.D.1, которая должна была оснащаться двигателем мощностью 200 л.с.. Однако хотя двум прототипам Submarine Patrol Seaplane и были выделены серийные номера, работы над проектом были прекращены как только стало известно, что самолет-ветеран Short Type 184 полностью соответствует требованиям спецификации и продолжит оставаться на вооружении. В любом случае машина компании Supermarine на вооружении не попала бы, поскольку не соответствовала требоаням спецификации – она не могла нести торпеду весом 1100 фунтов (500 кг) и диаметром 18 дюймов (457 мм) и не имела складывающихся крыльев.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Air Department A.D.1 Navyplane
Назначение: поплавковый бомбардировщик-разведчик
Компания-производитель: Supermarine Aviation Works Ltd, Вулстон, Саутгемптон, графство Хэмпшир
Экипаж: 2 человека
Силовая установка:
один радиальный десятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения Smith Static, развивавший мощность 150 л.с. и вращавший четырехлопастный толкающий винт
один радиальный девятицилиндровый ротативный двигатель воздушного охлаждения Bentley A.R.1 (Admiralty Rotary), развивавший мощность 150 л.с. и вращавший четырехлопастный толкающий винт
Размеры:
размах крыльев 36 фу 0 дйм (10,97 м)
длина 27 фт 9 дйм (8,46 м)
высота 12 фт 9 дйм (3,89 м)
площадь крыльев 364 фт² (33,82 м²)
Вес:
пустого 2100 фунт (952 кг)
общий полетный 3102 фунт (1407 кг)
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 2000 футов (609 м) 75 миль/ч (121 км/ч)
продолжительность полета 6 часов
Вооружение:
стрелковое – один 0,303” пулемет Lewis на подвижной установке в носовой части гондолы
бомбовое – до 200 фунтов (91 кг) бомб
Количество изготовленных: 1 экземпляр (№9095)
источник: Francis K. Mason «The British Bomber since 1914»