Опытный пассажирский самолет Bücker Bü 134. Германия
Статья «Bücker Bü 134» из журнала «Luftfahrt International» 06 была переведена уважаемым коллегой NF и немного доработана мной. Перевод был выполнен в августе 2014 года.
Для паршивых овец имеется проверенный рецепт: у животных они изгоняются из стада, у людей резко выделяющихся из коллектива стараются послать как можно дальше. С самолетами поступают примерно так же: их стараются как можно быстрее и по возможности основательно разрушить, а всю касающуюся их документацию уничтожать.
Иногда подобные события происходят очень быстро: например, в 1927 году после крушения своего несчастного истребителя Rofix (см. «Опытный одноместный истребитель Rohrbach Ro IX Rofix. Германия»), в котором погиб пилот Пауль Баумер (Paul Bäumer), Адольф Рорбах (Adolf Rohrbach) быстро собрал всю конструкторскую документацию этого самолёта и уничтожил её. В компании Bücker в своё время имело место нечто подобное в отношении самолёта Bü 134 (номер гражданской регистрации D-EQPA), о котором сегодня мало кому что-либо известно.
Дело касалось такой мелочи, что один издававшийся в ГДР журнал, бывший довольно хорошо информированным в вопросах авиации, в своём майском номере за 1970 год со всей ответственностью заявил, что самолёта, имевшего обозначение Bü 134, никогда не существовало! Этот журнал всё же совершил ошибку, поскольку при более внимательном изучении всего, что связано с этим самолётом, выявляется, что еще в 1963 году в одном американском журнале была опубликована кое-какая, с фотографиями, информация об этом самолёте. В 1968-ом и 1970-ом годах в ФРГ также была опубликована информация, без летных характеристик, об этом самолёте.
Между тем из ряда личных архивов была получена дополнительная ранее неизвестная информация, которая, за исключением фотографий, публикуется впервые. Чертежи, прилагаемые к этой информации – оригинальные, выполненные еще во времена разработки самолёта. В них не вносилось каких-либо изменений, например номера гражданской регистрации.
учебные самолет Bü 134
Имевший нарядный вид Bü 134 D-EQPA был создан с использованием методов, проверенных временем на бипланах. Наверняка никто из разработчиков Bü 134 не рассчитывал, что самолёт окажется неудачным, однако этот принадлежавший тому же классу летательных аппаратов, что и американские Taylor Cub и Monocoupe, самолёт в плане лётных характеристик и обзора не оправдал возложенных на него надежд. И даже ряд доработок не избавил самолёт от недостатков, и работы по нему были прекращены.
чертеж учебного самолета Bü 134
Среди трех чертежей Bü 134 можно отметить определённые различия, например разницу в размере колёс. В продольном сечении за кабиной пилота указан четырехугольный ящик, что, возможно, было связано с запланированным внесением изменений, которые по всей вероятности так и не были выполнены. На чертежах имеются и пояснения, касающиеся недостаточного обзора. Оба сидящих в задней части кабины пилота находились близко к задней стенке кабины за центром тяжести, и потому их обзор был очень сильно ограничен. Об окраске самолёта также не имеется точных данных. Скорее всего, он должен был быть окрашен в зелёный и белый цвета.
схемы учебного самолета Bü 134
Краткое техническое описание [1]
Bücker Bü 134 являлся подкосным высокопланом, предназначенным для использования в гражданской авиации и в качестве спортивного и туристического самолёта. В кабине имелись два размещенных бок о бок кресла для пилота и пассажира. Самолет приводился в движение четырехцилиндровым 100/105-сильным двигателем воздушного охлаждения Hirth HM 504.
Фюзеляж
Каркас фюзеляжа самолёта был сварен из хромомолибденовых стальных труб. Внешняя обшивка была полотняной. Съёмная моторная рама, к которой крепился двигатель, также была выполнена из хромомолибденовых стальных труб.
Шасси
Основные стойки шасси были выполнены раздельными и были оснащены стальными спиральными пружинами и масляными амортизаторами. Колёса основных стоек шасси были оборудованы тормозной системой и имели размеры 420×150 мм. Хвостовая стойка шасси также была подрессорена при помощи стальной спиральной пружины с масляным амортизатором. При необходимости колесо хвостовой стойки могло быть связано с рулем направления и его можно так же как и рули отклонять относительно оси (или поворачивать колесо на 360°).
Хвостовое оперение
Вертикальное и горизонтальное оперение были свободнонесущими. Руль направления был выполнен в виде единой цельной секции. Рули высоты были выполнены в виде двух отдельных секций с регулируемыми триммерами.
Несущие плоскости
Самолет был выполнен по схеме высокоплана. Крыло было выполнено двухлонжеронным с деревянными подкосами. Центроплан крыла был остеклен. Консоли крыла были складывающимися.
Силовая установка
Силовая установка состояла из четырехцилиндрового 100/105-сильного двигателя воздушного охлаждения Hirth HM 504, вращавшего двухлопастный винт фиксированного шага диаметром примерно 2 метра.
Окраска
Цвет окраски не известен. Предположительно машина должна была быть окрашена в белый и зелёный цвета.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Фирма-разработчик и изготовитель: Bücker Flugzeugbau G.m.b.H., Рангсдорф,под Берлином
Обозначение самолета: Bücker Bü 134
Назначение: учебный и туристический самолёт
Дата постройки: 1936/37 годы
Экипаж: 2 человека
Расположение кресел: бок о бок
Планер самолета
Тип конструкции: подкосный высокоплан со складывающимся крылом
Материалы:
крыло – дерево
фюзеляж – сварной каркас из стальных труб, обтянутый полотном
хвостовое оперение – сварной каркас из стальных труб, обтянутый полотном
Размеры:
размах крыла 9,95 м
хорда крыла (внутренняя секция) 1,3 м
длина (макс.) 7,4 м
высота (макс.) 2,24 м
ширина фюзеляжа 1,02 м
колея шасси 1,62 м
тип колёс – низкого давления
размер колёс 420×150 мм
Площади:
крыла с элеронами 12,4 м²
элероны 1,0 м²
закрылки 1,25 м²
горизонтальное оперение (с рулями высоты) 1,68 м²
рули высоты 0,7 м²
вертикальное оперение (с рулем направления) 0,94 м²
руль направления 0,65 м²
Крыло:
форма консолей крыла
внутренние секции — прямоугольные
внешние секции — трапециевидные
угол поперечного V 2° 10'
угол стреловидности 3° 50'
Воздушный винт:
тип винта – фиксированного шага
привод винта – прямой (без редуктора)
диаметр 2,0 м
количество лопастей – 2
материал – дерево
направление вращения – правое
Силовая установка:
тип двигателя 1×Hirth HM 504.
мощность двигателя: 100/105 л.с.
расход топлива на 100 км полета 13,8 л
расход масла на 100 км полета 0,12 л
- Краткое техническое описание было составленo на основе изучения сохранившихся чертежей и фотографий. Летные характеристики не известны.
Источники.
- Archiv Herbert Schulz, Berlin/Bremen
- Air Progress/USA, Aug./Sept. 1963, S. 673
- Flieger-Revue/DDR, Heft 5/1970.