Опоздавший на войну. История создания опытного палубного бомбардировщика-торпедоносца Вишистской Франции Nord 1500 Noréclair
В конце осени 1944 года Генеральный штаб ВМС Франции передал техническому и промышленному управлению министерства авиации (воссозданному 28 октября в Париже) документы, касающиеся программы создания палубного двухмоторного самолета со взлетной массой от 10 до 11 тонн и способного действовать как с наземных баз, так и с авианосцев (которые еще предстоит построить) в качестве пикирующего бомбардировщика, торпедоносца, самолета-разведчика и даже охотника за подводными лодками. Техническое и промышленное управление без промедления передало «паспорт программы» (fiche-programme) французским авиастроительным компаниям, которые во время оккупации работали над сходными проектами хотя и несколько менее амбициозными с точки зрения диапазона решаемых боевых задач.
В то время как национальное общество самолётостроения юго-западной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Sud-Ouest – SNCASO) предложило SO 1070, который впоследствии стал NC 1070, возглавляемое инженером Пиллоном (Pillon) конструкторское бюро национального общества самолётостроения северной Франции (Société Nationale de Constructions Aéronautiques du Nord – SNCAN) представила проект самолета, который впоследствии воплощен в металле под обозначением Nord 1500 Noréclair.
Проект Nord 1500, разработанный в Исси-ле-Мулино под руководством инженера Бюре (Buret), представлял собой двухмоторный самолет с классическим шасси – в отличие от своего революционного реактивного конкурента NC 1070 проект SNCAN был довольно консервативным. Силовая установка Nord 1500 состояла из двух двигателей Gnome et Rhône 14 R 25, которые теоретически должны были развивать мощность по 1600 л.с. каждый. Однако развиваемая двигателями мощность была значительно ниже, а их техническая надежность оставляла желать лучшего. Американские и английские двигатели того времени при равной или меньшей массе обеспечивали на 30-40% большую мощность, а также значительно лучшие эксплуатационную безопасность и простоту обслуживания. Выбор французского двигателя был следствием не только трудностей с приобретением американских или британских двигателей, но и с желанием возродить во Франции отрасль авиационного моторостроения даже ценой кратковременных, как представлялось, технических недостатков.
В зависимости от выполняемых задач экипаж Nord 1500 должен был состоять из двух или трех человек. Постоянно в экипаж должны были быть включены пилот и стрелок-радист, третий член экипажа должен был выполнять только противолодочные задачи. Ударное вооружение самолета включало в себя одну торпеду или бомбы, размещаемые во внутрифюзеляжном бомбоотсеке, единственная створка которого имела крепления на левой стороне фюзеляжа. Стрелковое вооружение должно было состоять из четырех 20-мм пушек: двух фиксированных стреляющих вперед и двух подвижных, установленных в хвостовой оконечности фюзеляжа и управляемые дистанционно из кабины стрелка-радиста, размещенной перед килем и обеспечивавшей хороший обзор особенно вниз. Пилот, находившийся в самой передней части фюзеляжа, также имел очень хороший обзор. Части консолей крыла, расположенные между фюзеляжем и моторными гондолами, имели значительный положительный угол поперечного V; между моторными гондолами и законцовками угол поперечного V также был положительным, но его величина была значительно меньше. Классическое шасси было полностью убирающимся: основные стойки убирались в задние части моторных гондол, а хвостовая стойка в фюзеляж. Расположенные за моторными гондолами части крыла должны были складываться в плоскостях, параллельных плоскости симметрии самолета.
Был изготовлен полноразмерный деревянный макет, и на заводе в Исси-ле-Мулино начались работы по выпуску прототипа. В ноябре 1946 года Nord 1500 был представлен на международном авиасалоне, проходившем в парижском большом дворце. Затем самолет был оснащен двумя двигателями, пропеллеры которых вращались в одном и том же направлении, а именно против часовой стрелки для наблюдателя, расположенного перед самолетом. Затем в эти двигатели были заменены на авиамоторы, воздушные винты которых, как это было принято на французских самолетах того времени, вращались в противоположных направлениях.
Первый полет, первоначально запланированный на весну 1947 года, был отложен на несколько месяцев из-за проблем, обнаруженных в ходе наземной доводки. Свой первый полет прототип Nord 1500 совершил 29 августа 1947 года под управлением летчика-испытателя SNCAN Роже Жанена (Roger Janin). Полет состоялся со взлетной полосы аэродрома Мюро. Этот аэродром, который в наши дни используется только легкой авиацией, в те годы принимал тяжелые самолеты (в первую очередь машины авиации ВМС), такие как Welligton, LeO 453, Languedoc.
Документы, относящиеся к испытаниям Nord 1500, к настоящему времени исчезли. Вполне вероятно, что они, как и многие другие документы, были уничтожены, чтобы освободить место и
«потому что они больше не представляли интереса».
Известно только, что по итогам первых испытаний первоначально установленный киль был заменен на другой, имевший большие размеры и площадь (а также более элегантный). Изучение фотографий показывает, что самолет подвергся некоторым мелким доработкам, например, добавлению небольших прямоугольных иллюминаторов, улучшающих обзор пилоту во время рулежки.
Программа, положившая начало программе Nord 1500 Noréclair и предусматривавшая выпуск серии из 105 самолетов, была приостановлена еще в 1946 году, а затем в следующем году была закрыта. Бомбардировка с пикирования, равно как и торпедирование кораблей были концепциями, которые имели большое значение четырьмя годами ранее и которые в конце 1940-х годов во многом утратили свой смысл. Самолеты, разработанные в других странах на основе схожих технических требований, вряд ли были более успешными. Военно-морские силы Франции не имели авианосцев, способных принимать самолеты размерами Nord 1500 и от создания таких кораблей отказались по бюджетным соображениям.
Ни один документ не указывает на то, что Nord 1500 Noréclair подтвердил требования спецификации или завершил этап заводских испытаний. Что касается Роже Жанена, который был пилотом Nord 1500, то он 5 мая 1948 года погиб в Меольте (Méaulte) во время приемного испытательного полета, пытаясь посадить горящий Mosquito.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Nord 1500 Noréclair
Назначение: палубный пикирующий бомбардировщик и торпедоносец
Статус: прототип
Экипаж: 2-3 человека
Конструкция самолета: цельнометаллическая за исключением отклоняющихся поверхностей, которые имели полотняную обшивку. Крыло однолонжеронное с работающей обшивкой
Силовая установка: два 14-цилиндровых радиальных редукторных двигателя воздушного охлаждения Gnôme et Rhône 14 R 25 с передаточным числом 9 к 7,6
• теоретическая взлетная мощность 1600 л.с. при 2600 об/мин
• номинальная мощность у земли 1220 л.с. при 2200 об/мин
высотность двигателей 2600 м
• трехлопастные воздушные винты фиксированного шага диаметром 3,6 м, затем 3,7 м
Размеры:
размах крыла 19,70 м
длина 14,25 м
высота (самолет перемещается по земле в траектории полета, не сжатые амортизаторы, первый вариант киля) 6,54 м
площадь крыла 46 м²
удлинение крыла 8,6
колея основных стоек шасси:
• не сжатые амортизаторы 5,35 м
• сжатые амортизаторы 5,58 м
колеса основных стоек 1180 × 425 мм
колесо задней стойки 560 × 236 мм
Масса:
пустого самолета 7100 кг
бензина и масла 1220 кг
полезной нагрузки 2480 кг
общая 10800 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 3000 метров 540 км/ч.
крейсерская скорость 400-440 км/ч
посадочная скорость 144 км/ч
длина разбега 250 м
длина пробега 170 м
практический потолок 10000 м
дальность полета в спокойной атмосфере 3450 км
источник: Joёl Mesnard «Le Nord 1500 «Noréclair»» «Le Moniteur de LAeronautique» 1980-07 (34), pages 25, 26, 31-36
перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-nord-1500-noreclair