Опытный легкий танк К-90 и БТР К-78
В статье посвящённой опытному плавающему танку Р-39 (Объекту 101), было рассказано о, довольно, малоизвестной странице отечественного танкостроения. Предлагаю вашему вниманию, ещё аналогичный рассказ об такой же малоизвестной советской боевой плавающей машине.
К-90 — советский опытный лёгкий плавающий танк, созданный в конце 1940-х — начале 1950-х годов. Был разработан ОКБ Сухопутных войск в 1949—1950 годах в рамках программы по созданию нового лёгкого разведывательного танка. К-90 основывался на агрегатах гусеничного артиллерийского тягача М-2 и грузового автомобиля ЯАЗ-200 и использовал традиционную схему с гребными винтами в качестве водоходного движителя, будучи разработан как альтернатива танку ПТ-76, на случай неудачи с созданием водомётного движителя для последнего. Параллельно с танком был разработан и плавающий бронетранспортёр К-78 на его базе. Два опытных образца К-90 были изготовлены в 1950 году и один из них в июле того же года прошёл сравнительные испытания с ПТ-76, по итогам которых на вооружение был принят последний, а дальнейшие работы по К-90 и К-78 прекращены.
Вскоре после окончания Второй мировой войны в СССР была развёрнута программа по созданию нового лёгкого
танка для выполнения специальных и вспомогательных задач, привлечение для которых средних или тяжёлых
танков, с их меньшим моторесурсом, являлось нецелесообразным — разведки, охранения, связи. Кроме этого, хотя эта часть требований встречала менее однозначную оценку, лёгкий
танк предполагалось сделать плавающим, что помимо увеличения его разведывательных возможностей, позволяло бы использовать машину для амфибийных операций — по захвату плацдармов и тыловых объектов, прикрытию флангов, высадке морского десанта и различных других. В 1946—1949 годах был разработан ряд проектов лёгких
танков, но ни один из них армией принят не был. После неудачных испытаний
танка Р-39, единственного среди них, воплощённого в металле, постановлением Совета Министров СССР № 3472-1444 от 15 августа 1949 года опытно-конструкторские работы по созданию плавающего
танка и бронетранспортёра на его базе были возложены на Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) с привлечением специалистов ленинградского ВНИИ-100 и завода № 112.
При предварительной проработке проекта
танка были рассмотрены четыре типа водоходного движителя: с тоннельными или убирающимися гребными винтами, водомётным движителем или за счёт перемотки гусениц. В ходе разработки эскизного проекта в качестве основного варианта был выбран водомётный движитель, однако к идее его установки на плавающий
танк скептически отнёсся ряд
танкостроителей и военных. В результате чего с подачи командующего броне
танковыми и механизированными войсками С. Богданова в августе 1949 года была санкционирована разработка дублирующих машин с винтовым движителем силами и средствами заказчика.
В результате этого, в дополнение к
танку ЧКЗ «Объект 740» с водомётным движителем, Особым конструкторским бюро Инженерного комитета Сухопутных войск под руководством А. Ф. Кравцева был разработан проект К-90 с тоннельным винтовым движителем. К-90 сохранял общую компоновку
танка Р-39 и использовал двигатель грузового автомобиля ЯАЗ-200 и ходовую часть артиллерийского тягача М-2, в отличие от объекта 740 в конструкции которого были применены
танковый двигатель и специально разработанное шасси. К-90 также, при одинаковом вооружении и примерно аналогичным показателям бронезащиты с объектом 740, был на треть легче своего конкурента. Два опытных образца К-90 были изготовлены ВРЗ № 2 ГБТУ к лету 1950 года.
В опытном плавающем
танке К-90 была реализована оригинальная схема компоновки: силовая установка имела переднее расположение, агрегатов трансмиссии размещались вдоль продольной оси корпуса последовательно, боевое отделение смещено к корме. Поэтому когда ствол пушки находился в положении вперед, то он не выходил за пределы корпуса. Экипаж
танка состоял из трех человек: командира (наводчика), механика-водителя и заряжающего. Отделение управления размещалось слева в носовой части корпуса, двигатель и системы, обеспечивавшие его работу – справа. Командир
танка располагался в боевом отделении слева от пушки, заряжающий – справа от нее.
Чтобы членам экипажа находящимся в башне было удобнее работать, пол боевого отделения крепился к погону башни через штанги, вращаясь вместе с ней. На вращающемся полу на специальных стойках устанавливались сиденья заряжающего и командира. Механик-водитель наблюдал через пару смотровых призматических приборов, которые располагаются в передней части крыши, перед входным люком, наводчик – через установленный в крыше башни смотровой прибор МК-4, командир машины — через смотровые блоки, расположенные по периметру командирской башни.
В башне
танка монтировались нарезная 76,2-миллиметровая пушка ЛБ-76Т(с щелевым дульным тормозом) и 7,62-миллиметровый пулемет СГ-43 спаренный с ней (в отдельной амбразуре башни справа). Во время огня из спаренной установки применялся телескопический укороченный шарнирный прицел ТШК-9 (в отдельной амбразуре башни слева). По вертикали углы наводки спаренной установки составляли от -4 до +25°. Пушка заряжалась вручную, при этом боевая скорострельность равнялась 6-7 выстрелов в минуту. Боекомплект
танка к пушке составлял 40 выстрелов и к спаренному пулемету – 1000 патронов. Артиллерийские выстрелы с горизонтальным размещением боеукладки располагались по периметру вращающегося пола боевого отделения около места заряжающего.
Бронезащита
танка была противопульной, изготавливалась из 4, 6, 8, 10, 12 и 15-миллиметровых катаных броневых листов. Максимальная толщина брони башни и лобовой части корпуса составляла 15 миллиметров. Корпус имел обтекаемую форму, которая обеспечивала минимальное сопротивление во время движения через водные преграды. В передней части на крыше корпуса слева размещается люк механика-водителя, который закрывается поворотной броневой крышкой, в средней части корпуса – люк над двигателем имеющий броневые колпаки над отверстиями через которые поступает воздух для охлаждения, справа — люк с бронежалюзи для вывода отработавшего охлаждающего воздуха и вентилятором системы охлаждения. Перед башней в верхней части правого борта имелся лючок оснащенный откидной крышкой и служащий для удаления при помощи водооткачивающего насоса воды, попавшей в корпус при преодолении водных преград. Нижняя наклонная часть правого борта имеется отверстие для слива топлива. Съемный трехсекционный волноотражательный щиток крепится через проушины, приваренные в носовой части корпуса. В днище корпуса изготавливались вырезы под ниши гребных винтов, а также отверстия (у правого борта) служащие для выпуска отработавших газов двигателя.
Коническая башня была сварена из гнутых бронелистов, которые имели переменные углы наклона. В крыше башни имеется входной люк с бронекрышкой, открывавшейся вперед. В ее левой части располагалась командирская неподвижная башенка, оснащенная смотровыми приборами. В крыше башни за командирской башенкой имелось отверстие для антенного ввода. Справа в передней части крыши устанавливался вентилятор башни, прикрываемый бронезащитой, в правом борту башни отверстие для веления огня из личного оружия, которое закрывалось броневой пробкой. Люк аварийного выхода располагался в задней стенке башни.
В силовой установке плавающего
танка К-90 использовались четырехцилиндровый двухтактный дизель ЯАЗ-204 мощностью 140 л.с. (103 кВт) при частоте вращения 2 тыс. оборотов в минуту с жидкостным охлаждением и механической трансмиссией. Двигатель запускался при помощи электростартера СТ-25, мощность 7,5 л.с. (5,5 кВт). Для облегчения пуска двигателя при низких температурах окружающего воздуха служил подогреватель, который состоит из котла, насоса, электроборудования и системы трубопроводов, а также устройства подогрева впускного воздуха, встроенного в ресивер нагнетателя двигателя. Система смазки двигателя имела водомасляный радиатор, а система очистки воздуха – воздухоочиститель комбинированного типа, который состоит из двух инерционномасляных ванн и комплекта циклонов. Емкость топливных баков – 240 литров. Запас хода на плаву до 100 километров, по шоссе до 240 км.
Трансмиссия состояла из: однодискового главного фрикциона сухого трения (сталь по феродо); двухвальной коробки передач автомобильного типа, которая обеспечивала получение пяти передач переднего хода и одной передачи заднего; раздаточной коробки, двух коробок реверса гребных винтов; главной передачи (конический понижающий редуктор); двух многодисковых бортовых фрикционов сухого трения (сталь по стали), которые использовались в качестве механизма поворота; двух ленточных тормозов плавающего типа и двух простых однорядных бортовых редукторов. Агрегаты трансмиссии между собой соединялись карданными передачами.
В системе подрессоривания использовалась индивидуальная торсионная подвеска оснащенная буферными ограничителями хода балансиров на крайних узлах. Балансиры третьих опорных катков по отношению к другим узлам подвески имели встречное расположение. Гусеничный движитель (один борт) состоял из: пяти штампованных односкатных опорных катков имеющих наружную амортизацию (диаметр 500 миллиметров); направляющего колеса (унифицировано с опорным катком) оснащенного механизмом натяжения гусеницы; направляющего полозка, выполнявшего функции поддерживающих катков и устанавливавшегося на четырех кронштейнах; ведущего колеса кормового расположения имеющего несъемный зубчатый венец; мелкозвенчатой гусеницы с ОМШ, шириной 300 миллиметров.
Движение на плаву двумя гребными винтами диаметром 600 миллиметров, размещенных в нишах днища в кормовой части корпуса. Привод к винтам осуществлялся при помощи коробки реверса. Конический реверс имел муфту переключения, в которой отсутствовало нейтральное положение. Конструкция агрегатов трансмиссии позволяла одновременно работать гусеничному и водоходному движителям. На плаву поворот
танка осуществлялся при помощи пары водоходных рулей которые установлены за гребными винтами. Гребные винты управлялись при помощи тросового механизма и горизонтально расположенного рулевого колеса.
Электрооборудование
танка выполнялось по однопроводной схеме. Напряжение сети равнялось 24 В. Главным источником электроэнергии являлась пара аккумуляторных батарей 6СТЭ-140 и 1,5 кВт генератор ГСК-1500.
Танк оснащался приборами внутреннего освещения, а также наружного освещения с дорожной сигнализацией. Для внешней связи используется радиостанция 10РТ-26, внутренняя связь реализована через ТПУ-47 (
танковое переговорное устройство). Использование в конструкции К-90 узлов и агрегатов автомобиля ЯАЗ-200 и тягача М-2 обусловило дешевизну и простоту его изготовления. Но
танк обладал некоторыми существенными недостатками в числе которых низкие ненадежность трансмиссии и водоходные качества, ненадежное крепление волноотражательного щитка и незащищенность гребных винтов.
После проведения испытаний конструкцию ходовой части машины и башню усовершенствовали. Были изменены форма входного люка башни (уменьшены ее размеры) и командирской башенки. Теперь крышка люка открывалась назад, поэтому антенный ввод был перенесен вперед (слева перед командирской башенкой). Установили бронирование амбразуры прицела с открываемой изнутри защитной крышкой. Вместо направляющих полозков в ходовой части были использованы три (на один борт) односкатных цельнометаллических поддерживающих катка (диаметр 250 миллиметров). Кроме того, чтобы защитить гребные винты водоходные рули выполнялись в виде двух раскрывающихся половинок, перекрывавших ниши корпуса во время движения по суше. В таком виде К-90 хранится в Кубинке в экспозиции Музея БТВТ.
Распоряжением Совета Министров от 10 июля 1950 года, с 5 по 29 июля были проведены государственные сравнительные испытания
танков «Объект 740» и К-90, на которых последний показал себя хуже при преодолении водных преград, не сумев преодолеть ряд препятствий, успешно пройденных конкурентом. Кроме этого, недостаточными сочтены были надёжность агрегатов трансмиссии и водоходного движителя. В результате всего этого К-90 не был рекомендован государственной комиссией к принятию на вооружение, однако техническая документация по нему была заложена в мобилизационный резерв
Тактико-технические характеристики плавающего
танка К-90:
Боевая масса – 10 тонн;
Экипаж – 3 человека;
Вооружение – 76,2-мм нарезная пушка, 7,62-мм пулемет;
Бронирование – противопульное;
Мощность двигателя – 140 л.с. (103 кВт);
Максимальная скорость– 34,3 км/ч (по шоссе), 9,6 км/ч (на плаву).
Габаритные размеры: длина 6750 мм, ширина 2940 мм, высота 2200 мм, клиренс 300 — 400 мм.
Легкий гусеничный бронетранспортер К-78.
К концу 40-х годов советские конструкторы усиленно разрабатывали плавающую легкобронированную технику, в основном гусеничного исполнения. Кроме
танка ПТ-76 и бронированного транспортера БТР-50, были также созданы ПТ К-90 и БТР К-78. Как известно, тогда победили БТР-50 и ПТ-76, которые и были приняты на вооружение. Легкая бронированная плавающая машина гусеничного типа К-78, была изготовлена в одном экземпляре и более не производилась.
Устройство и оборудование К-78
К-78 – легкая бронированная машина, относилась к типу открытых бронетранспортеров. Корпус машины состоял из сварных катаных бронелистов. В его передней части находилось отделение управления и силовой агрегат (МТО). Отделение десанта располагалось от центральной части до кормовой части. При высадке личный состав десантировался через специальный откидной борт в задней части отделения, кроме того, высота бортов отделения позволяла производить десантирование с машины и через борта десантного отделения. Задний борт после высадки десанта поднимался при помощи лебедок ручного типа. Силовая – дизель ЯАЗ-204Б, для его запуска К-78 оборудовали подогревателем. Полезная нагрузка при перемещениях по суше 2500 килограмм. Для передвижения по воде бронированный транспортер оборудовали 2-мя винтами гребного типа. БТР был способен преодолевать подъемы до 30 градусов. На вооружении К-78 стоял пулемет разработки Горюнова 7.62 мм СГ-43. Сам пулемет был установлен над отделением управления при помощи спец кронштейна. Полный боекомплект для пулемета составлял одну тысячу боеприпасов.
Судьба К-78.
Дальнейшая судьба К-78, была связана с
танком плавающего типа К-90. В середине 1950 года, в ходе сравнительных испытаний
танк К-90 не смог продемонстрировать впечатляющих результатов и по итогам испытаний проиграл опытному образцу будущему образцу плавающего
танка, взятому на вооружение Советским Союзом, а после и многими дружественными странами ПТ-76. Поэтому работы по
танку К-90 полностью прекращаются, а вместе с ними прекращаются работы и по созданию плавающего бронетранспортера К-78. На сегодняшний день единственная созданная машина К-78, находится в известном российской музее
танковой техники на Кубинке.
Источник:
1.Военное обозрение
Плюс сервис поиска изображения от Яндекс помог мне найти много редких фото но к сожалению не все….