Опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М. СССР

12

Многим хорошо известен советский многоцелевой биплан конструкции Николая Поликарпова У-2, который в годы войны был переименован в По-2 и который также известен как «кукурузник». Его история неразрывно связана с историей советской авиации времен первых пятилеток и с героической борьбой советских летчиков в годы Великой Отечественной войны.

Однако мало кому известно, что в течение долгого срока службы У-2 советские инженеры предприняли ряд попыток адаптировать машину к применению с водной поверхности. Почти все они не увенчались успехом, словно «кукурузник» испытывал стойкую неприязнь к воде. Единственная успешная переделка По-2 в поплавковый гидросамолет была осуществлена лишь в годы войны.

В 1930 году вскоре после запуска У-2 в варианте самолета с колесным шасси в отделе сухопутных самолетов (ОСС) ЦКБ на его базе был разработан проект гидросамолета с одним большим подфюзеляжным поплавком и двумя стабилизирующими поплавками, установленными под нижним крылом. Автором проекта, также известного как У-2М или МУ-2, был Сергей Александрович Кочеригин – один из ближайших соратников Николая Николаевича Поликарпова, который в те годы возглавлял ОСС. Обозначения У-2М и МУ-2 расшифровывались как У-2 морской (М) и морской учебный (МУ). В данном проекте стандартный У-2 должен был быть установлен на цельнодеревянный однореданный поплавок водоизмещением 2 м³. Под нижним крылом также должны были устанавливаться цельнодеревянные поплавки.

Проект был воплощен в «металле», и весной 1931 года У-2М был испытан на Москве-реке. Эта модификация не была запущена в серийное производство, поскольку в ходе испытаний была обнаружена одна серьезная проблема, связанная с техническим обслуживанием гидросамолета. Дело в том, что 100-сильный (73,5 кВт) двигатель М-11 мог быть запущен только вручную, и механик с большим трудом мог добраться по поплавку до пропеллера. Помимо этого в ходе испытаний было установлено, что старт был очень долгим, а скороподъемность и практический потолок сильно уменьшились. Очевидно, что это было связано с увеличившейся массой гидросамолета и недостаточной мощностью двигателя.

После неудачи с У-2М появилось мнение, что «кукурузник» просто невозможно переделать в гидросамолет. В следующие годы советские конструкторы Николай Михельсон, Вадим Шавров и Алексей Щербаков, а также коллективы ремонтных мастерских гражданской авиации безуспешно пытались создать на базе У-2 поплавковый гидросамолет.

Были созданы пять прототипов гидросамолетов, большая часть которых была двухпоплавковыми. Новое двухпоплавковое шасси было особенно большой дополнительной нагрузкой для двигателя М-11 из-за веса и сопротивления, которое они создавали на воде и в воздухе. Результатом всех этих экспериментов стало осознание факта, что созданный на базе У-2 гидросамолет должен иметь более мощный двигатель и однопоплавковое шасси.

В 1944 году Николай Николаевич Поликарпов в последний раз вернулся к своему «кукурузнику», чтобы создать поплавковый разведчик и легкий ночной бомбардировщик. Действовать этот боевой гидросамолет должен был в речных и озерных районах.

Работы над новым гидросамолетом проводились в Москве на авиазаводе №51. В качестве основы Николай Николаевич взял серийный самолет По-2ВС (войсковая серия), который по основным конструктивным усовершенствованиям соответствовал эталону ночного бомбардировщика на 1945 год и который был оснащен более мощным 115 сильным (84,5 кВт) двигателем М-11Д (в дальнейшем планировалась установка более мощного 150-сильного [110 кВт] двигателя М-11Ф). Запуск двигателя должен был осуществляться с помощью пневматического стартера.

Свой выбор Николай Поликарпов остановил на варианте с одним основным поплавком и двумя небольшими поплавками для обеспечения устойчивости на воде. Основными причинами такого решения стали меньший по сравнению с двухпоплавковым вес шасси и необходимость размещения бомбовой нагрузки под нижним крылом.

При разработке поплавков Поликарпов получил значительную помощь со стороны 12-й лаборатории ЦАГИ, которая выполнила большой объем работ по определению оптимальных гидродинамических форм всех трех поплавков. Угол поперечной килеватости основного поплавка в районе редана составлял 23°, угол продольной килеватости – 6°25′. Длина центрального поплавка составляла 6,4 метра, ширина – 1,0 метр, высота – 0,75 метра. Соответствующие размеры каждого малого поплавка составляли – 1525×420×445 мм. Расстояние между осями подкрыльевых поплавков составляло 7744 мм.

Основной поплавок имел полностью деревянную конструкцию и был обшит фанерой. Поверх фанеры поплавок был обклеен тканью АОД на клее АК-20, снизу покрыт асфальтовым лаком, сверху окрашен эмалевой краской. Для маневрирования в небольшой акватории поплавок имел водяной руль, соединенный тросами с качалкой на колонке костыля. В комплект оборудования По-2М входили необходимые морские принадлежности: донный и плавучий якорь, кошка, весло и багор.

Одновременно с разработкой поплавкового шасси планер самолета был заметно усовершенствован. Элероны и рули высоты По-2М были оборудованы аэродинамической компенсацией, как это было сделано на По-2ШС, на левом руле высоты для снижения нагрузки в полете установлен триммер, тросы управления в хвостовой части спрятаны в фюзеляж. Капотирование двигателя было улучшено, воздушный винт изменяемого шага ВИШ-327 диаметром 2,5 метра оборудован коком-обтекателем. Для увеличения дальности полета на однопоплавковой машине установили увеличенный топливный бак емкостью около 200 литров, генератор ГС-350 и приемо-передающую радиостанцию РСИ-4.

Экипаж гидросамолета должен был состоять из двух человек: пилота и стрелка-радиста, вооруженного 7,62-мм пулеметом ДТ на шкворневой установке, которая в походном положении была размещена вдоль левого борта кабины стрелка. Боезапас пулемета составлял 315 патронов, размещенных в пяти дисках. Бомбардировочное вооружение состояло из 100 кг бомб (четыре ФАБ-25), размещенных на подкрыльевых держателях АО-25. На гидросамолет был установлен новый ночной бомбардировочный прицел НП-По-2, который монтировался по правому борту.

Испытания По-2М провели на Химкинском водохранилище в Москве в период с 7 июля по 8 сентября 1944 года. От завода №51 участвовал ведущий инженер М. О. Фасолькин, летал морской летчик майор Ф. С. Лещенко.

За время испытаний самолет выполнил 17 полетов. По своим летным данным самолет при центровке 31,7% САХ не имел заметных отличий от сухопутного варианта По-2ВС. Продольная и поперечная устойчивость оценивались как достаточные, устойчивость на глиссировании – хорошая, выход на редан легкий и плавный, приводнение мягкое.

Взлет и посадка на воду, по мнению летчика, оказались проще, чем у сухопутного варианта. Благодаря водяному рулю гидросамолет хорошо управлялся на воде, на малом газу радиус разворота составил 18-20 метров. При оценке мореходности испытатели допустили последующую его эксплуатацию при ветровой волне до 0,5 метра.

Устойчивость пути оказалась несколько хуже, чем у колесного По-2, поэтому в дальнейшем предполагалось увеличение площади вертикального оперения.

В целом однопоплавковый По-2М выдержал испытания и рекомендовался для эксплуатации в частях ВВС, действующих с закрытых водных бассейнов (рек и озер), с длиной акватории не менее 500 метров при наличии открытых подходов. Особо отмечалось, что простота в технике управления позволяет эксплуатировать самолет летчиками ниже средней квалификации. Впрочем, несмотря на положительные отзывы, этот вариант дальнейшего развития не имел.

Опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М. СССР

схема опытного легкого ночного бомбардировщика и гидросамолета-разведчика По-2М

Опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М. СССР

Опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М. СССР

опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М на аэродроме 

Опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М. СССР

Опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М. СССР

Опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М. СССР

опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М на испытаниях 

Опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М. СССР

Опытный легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик По-2М имел стандартный камуфляж: зеленая окраска верхних и боковых поверхностей и светло-голубая нижних поверхностей. Опознавательные знаки наносились на борта фюзеляжа, вертикальное оперение и на нижние поверхности крыла

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: По-2М

Назначение: легкий ночной бомбардировщик и гидросамолет-разведчик

Статус: прототип

Компания-производитель: гос. авиазавод №51

Экипаж: 2 чел.

Силовая установка: один пятицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения М-11Д, развивавший мощность 115 л.с. и вращавший двухлопастный воздушный винт изменяемого шага ВИШ-327 диаметром 2,5 м

Размеры:

размах крыльев 11,40 м
длина 9,19 м
высота 4,05 м
площадь крыльев 33,15 м²

Вес:

пустого 949 кг
взлётный 1350 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 144 км/ч
крейсерская скорость 126 км/ч
посадочная скорость 75 км/ч
практический потолок 2500 м
дальность полета 670 км
длина разбега 315 м
длина пробега 155 м

Количество изготовленных: 1 экз.


источники:

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account