12
Опытный легкий личный самолет Grumman G-63 Kitten I. США

Опытный легкий личный самолет Grumman G-63 Kitten I. США

Как и в большинстве других крупных американских авиастроительных компаний в руководстве компании Grumman полагали, что после окончания Второй Мировой войны большинство экипажей демобилизованных боевых самолетов захотят обзавестись собственными воздушными машинами, что создаст спрос на большое количество легких самолетов. Поскольку ожидалось, что массовая отмена контрактов на производство военных самолетов произойдет сразу после окончания войны, подготовка к выходу на этот зарождающийся рынок казалась разумным делом. К сожалению, для компании Grumman и других авиастроительных компаний, которые вышли на этот рынок, ожидаемый спрос на легкие самолеты не оправдывался в течение многих лет.

Летом 1943 года, за целых два года до окончания войны, Рой Грумман санкционировал предварительные опытно-конструкторские работы по проекту Design 63 с целью изучения возможности использования в небольших самолетах цельнометаллической конструкции с точечной сваркой.
Поручая работу небольшой команде во главе с Дэйтоном Т. Брауном (Dayton T Brown) и Франклином Т. «Хэнком» Куртом (Franklin T «Hank» Kurt), руководство компании Grumman надеялось, что эта работа приведет к производству

«отличного личного самолета с достаточными нагрузкой, скоростью, дальностью полета, простотой и прочностью, чтобы двухместный личный самолет обладал особенностями крупной машины».

схема опытного легкого личного самолета Grumman G-63A Kitten I

схема опытного легкого личного самолета Grumman G-63A Kitten I

Прототип G-63 был монопланом с низкорасположенным крылом и шасси с убирающимися основными стойками и фиксированной хвостовой стойкой. Первоначально самолету было присвоено наименование Hepcat, но в ноябре 1944 года он был переименован в Kitten I, поскольку начались работы над аналогичным самолетом G-72 Kitten II, имевшим убирающуюся носовую стойку шасси. Этот двухместный самолет, оснащенный 125-сильным четырехцилиндровым двигателем воздушного охлаждения Lycoming 0-290-A и двухлопастным винтом, мог быть оснащен дополнительным третьим сиденьем и в серийном варианте должен был иметь механизм складывания консолей, чтобы занимаемое в ангаре место было минимальным. Однако консоли крыла G-63, изготовленные в первом квартале 1944 года, не имели необходимых штампованных петель и стопорных штифтов и потому их нельзя было складывать.

опытный легкий личный самолет Grumman G-63 Kitten I во время прогона двигателя на аэродроме Бетпейдж 13 марта 1944 года. Спустя пять дней этот самолет впервые поднялся в воздух (Grumman)

опытный легкий личный самолет Grumman G-63 Kitten I во время прогона двигателя на аэродроме Бетпейдж 13 марта 1944 года. Спустя пять дней этот самолет впервые поднялся в воздух (Grumman)

Первый полет прототипа G-63, получившего номер гражданской регистрации NX41808, состоялся 18 марта 1944 года в Бетпейдже (Bethpage) и был выполнен под управлением Хэнка Курта. Испытания, которые вследствие меньшего приоритета (в военные годы основное внимание уделялось военным программам) проходили в умеренном темпе и выявили ряд проблем. Примечательно, что органы управления были довольно чувствительны: самолет слишком быстро реагировал на отклонения ручки управления в продольном и поперечном направлениях, а во время посадки самолет резко сваливался на крыло. Кроме того, фиксаторы имевшей механическое управление системы уборки-выпуска шасси часто выходили из строя, и прежде чем машина налетала 15 часов, она совершила две посадки на брюхо и посадку на одно колесо.

К счастью, проблемы с ходовой частью были быстро решены за счет изменения конструкции фиксаторов и установки гидравлической системы уборки основных стоек, в то время как резкое сваливание на крыло было почти полностью устранено углублением капота двигателя, за счет чего поток воздуха отклонялся над крылом. Проблемы с управляемостью самолета были более серьезными, поскольку несколько изменений геометрии поверхностей хвостового оперения (были увеличены длина хорды рулей высоты, а также были увеличены длины хорд, площадь и размах стабилизаторы и рулей высоты) не привели к значительному улучшению.

Наконец, после 21 часа полетов прототип Kitten I был оснащен новым комплектом консолей, увеличившим размах крыла с 28 футов (8,53 м) до 31 фута 4 дюймов (9,55 м) и площадь с со 117 кв. футов (10,87 м²) до 130 кв. футов (12,08 м²). Это изменение, повлекшее за собой изменение обозначения на G-63A, оказалось достаточно эффективной и почти полностью устранила ранее встречавшуюся тенденцию к сваливанию в штопор на малых скоростях и больших углах атаки. Более того, можно было с уверенностью ожидать, что другие незначительные изменения приведут к полностью работоспособной конструкции.

Однако поскольку послевоенный рынок легких самолетов оказался слишком маленьким, то руководство компании Grumman был вынужден отказаться от планов по запуску в производство как G-63A, так и его производной G-72. Тем не менее, оба самолета были сохранены компанией в качестве служебных, и в июне 1946 года Kitten I был снова модифицирован. В 1947 году самолет, оснащенный крылом с системой воздуховодов и переименованный в Design 81, принял участие в краткой и безрезультативной программе испытаний по оценке крыла данной схемы в качестве средства увеличения аэродинамического качества.

экспериментальный самолет G-81 с крыльевыми воздуховодами; 12 мая 1947 года (Grumman)

экспериментальный самолет G-81 с крыльевыми воздуховодами; 12 мая 1947 года (Grumman)

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Grumman G-63A Kitten I

Назначение: легкий личный самолет

Статус: прототип

Экипаж: 2-3 человека

Силовая установка: один четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения Lycoming 0-290-A, развивавший мощность 125 л.с. и вращавший двухлопастный воздушный винт

Размеры:

размах крыла 31 фут 4 дюйма (9,55 м)
длина 19 футов 10,75 дюймов (6,06 м)
высота 5 футов 9 дюймов (1,75 м)
площадь крыла 130 кв. футов (12,08 м²)

Масса:

пустого 1280 фунтов (581 кг)
с полной нагрузкой 1950 фунтов (885 кг)

Удельная нагрузка:

на крыло 15,01 фунтов на кв. фут (73,3 кг/м²)
на мощность 15,6 фунтов на л.с. (7,1 кг/л.с.)

Летные характеристики:

максимальная скорость на уровне моря 159 миль в час (256 км/ч)
крейсерская скорость 134 миль в час (216 км/ч)

Количество изготовленных: 1 экземпляр (изготовлен в марте 1944 года и получил номер гражданской регистрации NX41808)

источник: René J. Francillon «Grumman Aircraft since 1929», pages 237-239

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account